Календарно-тематический план по шахматам_1-4 классы (1,2 годы обучения)
календарно-тематическое планирование по физкультуре

Троицкая Юля Александровна

Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направле-ния его развития на период до 2025 года.

Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).

XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реа-гировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.

С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллек-туальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский). В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретатель-ности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный по-иск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанваливать причинно-следственные связи и пр.Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает ме-тодические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.

 

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

 

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровитель-ные и воспитательные.

 

Общие задачи направлены на:

 

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

 

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

 

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

 

– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

 

Образовательные задачи способствуют:

 

– приобретению знаний из истории развития шахмат;

 

– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

 

– овладению  приёмами  матования  одинокого  короля  различными  фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

 

– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

 

– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

 

– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

 

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

 

– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

 

– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

 

Воспитательные задачи способствуют:

 

– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

 

– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

 

– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_2.docx132.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Г.ИШИМБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

«Рассмотрено»                              «Согласовано»              «Утверждаю»

Заседание ШМО        Зам. директора поУВР               И.о. директора

Руководитель ШМО         _____/.______________               МБОУ ООШ№4

____/ Мустафина Р.А.                          «___» __________2019г.                     _____/Железнова С.А.

     Протокол № _____ от                                                                                   Приказ №__ «___» __2019г.

  «___»____________ 2019 г.

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности

«Шахматы»

1-4 классы

Разработана учителем

первой квалификационной                категории

Троицкой Юлией Александровной

г. Ишимбай

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………….

4

Общая характеристика учебного предмета……………………………

7

Место предмета в учебном плане………………………………………

9

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета……………..

10

Личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты  освоения

учебного курса…………………………………………………………...

11

Содержание учебного предмета………………………………………..

14

Тематическое планирование с определением основных видов учеб-

ной деятельности…………………………………………………………

15

Учебно-методическое   и   материально-техническое   обеспечение

предмета «Шахматы в школе»…………………………………………..

21

Планируемые результаты изучения предмета………………………….

23

Список литературы………………………………………………………

26

Приложение……………………………………………….………………

27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориен-тация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Дан-ный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направле-ния его развития на период до 2025 года.

Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью обще-человеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчиты-вать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).

XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких техно-логий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с ак-тивной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить систем-но, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, нахо-дить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обра-батывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологич-ном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шах-мат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практи-ческой деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизирова-нием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реа-гировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.

С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству

оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного воз-раста.

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способ-ностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллек-туальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов ра-боты…» (В. А. Сухомлинский).

В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида дея-тельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретатель-ности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возмож-ность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный по-иск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без пе-редвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных само-стоятельных решений в любой жизненной ситуации.

  • соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных харак-

теристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверст-никами, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и по-искового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соот-ветствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанваливать причинно-следственные связи и пр.

Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный ин-струмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик вы-

пускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, во-ображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Рос-сийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Фе-дерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-вания к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает ме-тодические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровитель-ные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привле-

чение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

– приобретению знаний из истории развития шахмат;

– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шах-

матных фигур, особенностях их взаимодействия;

– овладению  приёмами  матования  одинокого  короля  различными  фигурами,

способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время пар-

тии;

– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особен-

ностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимо-

действия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.

«Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс.

В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в раз-личных метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеоло-гической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный

диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахма-там диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и ра-бочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.

Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы невер-ным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные ре-шения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на рав-ных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.

Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).

Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:

– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);

– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;

– высокая степень травмобезопасности.

Настоящая программа включает в себя два основных раздела:

«Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-соревновательная деятельность».

  • разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.

Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.

  • тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов

  • даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа разработана для учащихся  МБОУ ООШ№4  1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение

  1. часов.

Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.

Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74),

устанавливается соотношение между компонентами федеральным, региональным и образовательной организации. Часы регионального компонента и компонента образовательной организации могут быть использованы для углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, образовательных модулей и пр.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компе-тентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в лич-ной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представ-ления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой оди-наково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодо-творно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.

  • этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие цен-

ностные ориентиры:

– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;

– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём раз-

нообразии культур, национальностей, религий;

– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям;

– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,

признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоя-тельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду;

– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающе-

гося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственно-сти, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критич-

но относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готов-

ности к преодолению трудностей;

– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.

Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов  личностных, ме-тапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные каче-ства, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного мате-риала. К личностным результатам относят:

формирование основ российской, гражданской идентичности;

ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

наличие чувства прекрасного;

формирование основ шахматной культуры;

понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

уважительное отношение к иному мнению;

приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоцио-

нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоя-тельствам других людей;

умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,

стремление к работе на результат;

оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, комму-никативных и регулятивных.

  1. Познавательные УУД:

умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать по-

знавательную цель деятельности в области шахматной игры;

владение способом структурирования шахматных знаний;

способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– умение находить необходимую информацию;

– способность   совместно   с   учителем   ставить   и   формулировать   задачу,

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,

устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

  1. Коммуникативные УУД:

– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

  1. Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен-

ные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её ре-

ализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей-ствия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (14 классы) должны:

приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат

  • их значении в жизни человека;

владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной

игры.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при

равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррин-ги, соревнования, шахматные праздники.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Таблица 1

Планирование прохождения программного материала по годам обучения

Виды деятельности

Распределение учебных часов

п/п

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории

1

1

1

1

шахмат

2

Базовые понятия

29

20

20

22

шахматной игры

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Конкурсы решения

4

4

2

позиций

4

Соревнования

3

8

8

8

Шахматные праздники

5

1

1

1

Общее количество часов

33

34

34

34

Таблица 2

Примерное тематическое планирование (1–4 классы)

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов

деятельности учащихся

1 класс (33 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные

Имеют представление об истории

линии

возникновения шахмат и

Сведения о возникновении

появления их на Руси.

шахмат и появлении их на

Руси, первое знакомство с

чемпионами мира по шахматам

и ведущими шахматистами

мира.

Базовые понятия

Основные содержательные

Знают основные шахматные

шахматной игры

линии

термины: белое и чёрное поле,

Изучение основ шахматной

горизонталь, вертикаль,

игры: шахматная доска,

диагональ, центр, начальное

шахматные фигуры, начальная

положение, белые, чёрные, ход,

позиция фигур, шахматная

взятие, взятие на проходе,

нотация, ценность фигур,

длинная и короткая рокировка,

нападение, взятие, шахматная

шах, мат, пат, ничья. Правила

нотация, шах и защита от

хода и взятия каждой фигуры.

шаха, мат, пат, рокировка,

Умеют правильно располагать

взятие на проходе,

шахматную доску и расставлять

превращение пешки,

фигуры перед игрой, записывать

матование одинокого короля

шахматную позицию и партию,

различными фигурами, начало

рокировать, объявлять шах,

шахматной партии,

ставить мат, решать элементарные

материальное преимущество,

задачи на мат в один ход, играть

правила шахматного этикета,

каждой фигурой в отдельности и в

дебютные ошибки.

совокупности с другими

фигурами без нарушений правил

шахматного кодекса, разыгрывать

партию с партнёром.

Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Соревнования

Основные содержательные

Умеют правильно располагать

линии

шахматную доску и расставлять

Участие детей в шахматном

фигуры на ней, играть партию от

турнире «Первенство класса».

начала до конца с записью,

пользоваться шахматными

часами.

2-4  класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные

Знают о вкладе чемпионов мира

линии

по шахматам в развитие

Сведения о каждом из 16

шахматной культуры.

чемпионов мира по шахматам,

их вкладе в развитие шахмат,

знакомство с ведущими

шахматистами мира.

Базовые понятия

Основные содержательные

Знают способы защиты в

шахматной игры

линии

шахматной партии, элементарные

Основы шахматной игры

шахматные комбинации, имеют

(повторение материала 1-го

представление о дебютных

года обучения: защита в

ловушках и о том, как в них не

шахматах, матование

попадаться.

одинокого короля различными

Умеют видеть нападение и

фигурами).

защищать свои фигуры от

Шахматная комбинация:

нападения партнёра, матовать

выигрыш материала.

одинокого короля двумя ладьями,

Основы дебюта: развитие

ферзём и ладьёй, королём и

фигур, дебютные ловушки,

ферзём, королём и ладьёй, могут

короткие партии.

находить элементарные

Основы эндшпиля: реализация

шахматные комбинации: двойной

большого материального

удар, связку, ловлю фигуры, мат

преимущества.

на последней горизонтали,

сквозной удар, открытый и

двойной шахи, знают, как

правильно выводить фигуры в

начале партии и выигрывать

партию с большим материальным

преимуществом.

Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения

Основные содержательные

Расставляют позицию для

позиций

линии

решения упражнений, решают

Конкурс решения позиций на

шахматные упражнения.

тактические приёмы «связка»,

Анализируют свои ответы и

«двойной удар», «нападение»,

ответы своих сверстников.

«защита», «сквозной удар»,

С помощью тестового задания

«ловля фигуры», «открытый

оценивают собственное

шах», «двойной шах», «мат по

выполнение.

последней горизонтали».

Соревнования

Основные содержательные

Умеют играть партию от начала

линии

до конца с записью и различным

Участие детей в шахматном

контролем времени.

турнире «Первенство класса».

Шахматный праздник

Основные содержательные

Осваивают правила игры.

линии

Активно участвуют в играх и

Участие в школьном

эстафетах.

шахматном празднике.

Общаются и взаимодействуют со

сверстниками.

Проявляют доброжелательность,

взаимопонимание, смелость,

волю, решительность, активность

и инициативу при решении

вариативных задач, возникающих

в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе

игровой деятельности, умеют

управлять ими.

Соблюдают правила техники

безопасности во время участия в

празднике.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»

Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими реко-мендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для первого года обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской).

Следует обратить внимание на электронную форму учебника (ЭФУ) по шахматам. Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию со-ответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, рас-ширяющие и дополняющие содержание учебника.

Электронная форма учебника представлена в общедоступных форматах, не имею-щих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске лю-бого производителя.

Для начала работы с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо установить приложение «Учебник цифрового века» (скачать его можно из магазинов мобильных приложений или с сайта издательства).

Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного мате-риала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой теме учебника, обширную базу мультимедиаконтента. ЭФУ имеет удобную навига-цию, инструменты измерения размера шрифта, создания заметок и закладок.

Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при изуче-нии новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении самостоятель-ной, парной или групповой работы), так и во время самостоятельной работы дома, при подготовке к уроку, для проведения внеурочных мероприятий.

Материально-техническое обеспечение включает в себя минимально допустимый пере-чень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических ком-

пьютерных и других информационных средств обучения, а также подразумевает оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.

При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

  • – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

  • – полный комплект (на каждого ученика в классе);

  • – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

  • – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек).

Наименование объектов и средств материально-технического

Количество

обеспечения

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт

Д

начального общего образования

Рабочие программы

Д

Дидактические карточки

К

Учебно-методические пособия и рекомендации

Д

Печатные пособия

Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения), портреты

Д

чемпионов мира

Технические средства обучения

Портативный компьютер

Д

Радиомикрофон (петличный)

Д

Музыкальный центр

Д

Сканер

Д

Принтер

Д

Копировальный аппарат

Д

Экранно-звуковые пособия

Аудиовизуальные пособия

Д

Аудиозаписи музыкальные

Д

Учебно-практическое оборудование

Гигантские напольные шахматы и шахматное поле

Д

Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами

Д

Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур

Ф

Шахматные часы

Ф

Аптечка

Д

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

  • результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:

– правила техники безопасности во время занятий;

историю возникновения и развития шахматной игры;

имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения сорев-

нований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, фи-зическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;

историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шах-

матных деятелей России;

– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:

– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вер-

тикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взя-тие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

– ориентироваться на шахматной доске;

– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

– правильно расставлять фигуры перед игрой;

– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

– знать «цену» каждой шахматной фигуры;

– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,

ферзём и королём;

– владеть способом взятия на проходе;

– записывать шахматную партию;

– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с за-

писью своих ходов и ходов партнёра.

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, напа-

дать и создавать угрозы;

– защищать свои фигуры от нападения и угроз;

– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы

  • партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней го-

ризонтали, открытый и двойной шахи;

– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

– реализовывать большое материальное преимущество.

К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:

– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в нача-

ле партии;

– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать боль-

шое материальное преимущество;

– принимать участие в шахматных соревнованиях.

К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:

– владеть основными шахматными понятиями;

– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариан-

тов в практической игре;

– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два– три хода;

– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,

знать теоретические позиции;

– уметь реализовывать материальное преимущество;

– принимать участие в шахматных соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий /

С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.

Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы.  М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной

игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин.  М.: Детская литература, 1980.

Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский.  Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат / В. Князева.  Ташкент: Укитувчи, 1992.

Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал

для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. 

М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин.  Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин.  М.: Педагогика,

1991.

Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин.  М.:

Поматур, 2000.

Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин.  М.: Астрель, АСТ,

2000.

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Сухин  И.  Г.  Шахматы,  первый  год,  или  Учусь  и  учу:  пособие  для  учителя  /

И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

Календарно-тематическое планирование

 

 

 

 

 

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Календарные сроки

Фактические сроки

1 класс

1

Шахматы  мои друзья.

Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам.

09.09.19

 

2

История возникновения шахмат

Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом

16.09.19

 

3

Шахматная доска

Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске,

угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии

23.09.19

 

4

Горизонталь

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь»

30.09.19

 

5

Вертикаль

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль»

07.10.19

 

6

Диагональ

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ»

14.10.19

 

7

Шахматная нотация

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур

21.10.19

 

8

Шахматные фигуры и начальная позиция

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции

11.11.19

 

9

Ладья

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход»

18.11.19

 

10

Слон

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон

25.11.19

 

11

Ферзь

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие

02.12.19

 

12

Конь

Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие

09.12.19

 

13

Пешка

Правила хода и взятия пешкой

16.12.19

 

14

Превращение пешки

Правила превращение пешки

23.12.19

 

15

Король

Правила хода и взятия королём

13.01.20

 

16

Ценность фигур

Сравнительная сила фигур

20.01.20

 

17

Нападение

Атакующие возможности фигур

27.01.20

 

18

Взятие. Взятие на проходе

Особое взятие пешкой: взятие на проходе

03.02.20

 

19

Шах и защита от шаха

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха

10.02.20

 

20

Мат

Постановка мата всеми фигурами

17.02.20

 

21

Пат  ничья

Варианты ничьей

24.02.20

 

22

Рокировка

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки

02.03.20

 

23

Основные принципы игры в начале партии

Общие принципы игры в начале шахматной партии

09.03.20

 

24

Мат двумя ладьями одинокому королю

Техника матования одинокого короля двумя ладьями

16.03.20

 

25

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй

06.04.20

 

26

Мат ферзём и королём одинокому королю

Техника матования одинокого короля ферзём и королём

13.04.20

 

27

Материальное преимущество

Определение материального преимущества, реализация материального преимущества

20.04.20

 

28

Нарушение основных принципов игры в начале партии

Ошибочные ходы в начале партии и их последствия

27.04.20

 

29

Партии-миниатюры

Анализ коротких партий

04.05. 20

 

30

Запись шахматной партии

Способ ведения записи партии во время соревнований

11.05.20

 

31

Шахматный этикет

Правила поведения шахматиста во время партии

18.05.20

 

32-33

Шахматный турнир

Участие в шахматном турнире

25.05.20

 

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Календарные сроки

Фактические сроки

2 класс

1

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира

Беседа о важности соблюдения правил техники без опасности на занятиях по шахматам.

Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов

06.09.19

 

2

Шахматные фигуры

Повторение материала первого года обучения

13.09.19

 

3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него.

Рокировка

Повторение материала первого года обучения

20.09.19

 

4

Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в

один ход

Повторение материала первого года обучения

04.10.19

 

5

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уни-

чтожение атакующей фигуры,

защита фигуры

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из-

под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

18.10.19

 

6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением

25.10.19

 

7

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6

08.11.19

 

8

Тактический приём «двойной удар»

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фи-

гурами

15.11.19

 

9

Тактический приём «связка»

Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку

22.11.19

 

10

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9

29.11.19

 

11

Тактический приём «ловля фигуры»

Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения

06.12.19

 

12

Тактический приём «сквозной удар»

Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения

13.12.19

 

13

Мат на последней горизонтали

Слабость последней горизонтали, «форточка»

20.12.19

 

14

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13

27.12.19

 

15

Тактический приём «откры тый шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения

17.01.20

 

16

Тактический приём «двойной шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения

24.01.20

 

17–20

Шахматный турнир

Игровая практика

31.01.20

07.02.20

14.02.20

21.02.20

 

21

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля»

28.02.20

 

22–23

Основы игры в дебюте: атака на короля

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

06.03.20

13.03.20

 

24–25

Основы эндшпиля: реализация большого материального

преимущества

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра

на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

20.03.20

03.04.20

 

26–28

Основы анализа шахматной партии

Просмотр и анализ коротких шахматных партий

10.04.20

17.04.20

24.04.20

 

29

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 21–25

08.05.20

 

30–33

Шахматный турнир

Игровая практика

15.05.20

22.05.20

 

34

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика

29.05.20

 

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Календарные сроки

Фактические сроки

3 класс

1

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира

Беседа о важности соблюдения правил техники без опасности на занятиях по шахматам.

Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов

05.09.19

 

2

Шахматные фигуры

Повторение материала первого года обучения

12.09.19

 

3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него.

Рокировка

Повторение материала первого года обучения

19.09.19

 

4

Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в

один ход

Повторение материала первого года обучения

26.09.19

 

5

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уни-

чтожение атакующей фигуры,

защита фигуры

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из-

под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

03.10.19

 

6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением

10.10.19

 

7

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6

17.10.19

 

8

Тактический приём «двойной удар»

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фи-

гурами

24.10.19

 

9

Тактический приём «связка»

Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку

07.11.19

 

10

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9

14.11.19

 

11

Тактический приём «ловля фигуры»

Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения

21.11.19

 

12

Тактический приём «сквозной удар»

Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения

28.11.19

 

13

Мат на последней горизонтали

Слабость последней горизонтали, «форточка»

05.12.19

 

14

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13

12.12.19

 

15

Тактический приём «откры тый шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения

19.12.19

 

16

Тактический приём «двойной шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения

26.12.19

 

17–20

Шахматный турнир

Игровая практика

16.01.20

23.01.20

30.01.20

06.02.20

 

21

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля»

13.02.20

 

22–23

Основы игры в дебюте: атака на короля

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

20.02.20

 

24–25

Основы эндшпиля: реализация большого материального

преимущества

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра

на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

27.02.20

05.03.20

 

26–28

Основы анализа шахматной партии

Просмотр и анализ коротких шахматных партий

12.03.20

19.03.20

02.04.20

 

29

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 21–25

09.04.20

 

30–33

Шахматный турнир

Игровая практика

16.04.20

23.04.20

30.04.20

07.05.20

 

34

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика

14.05.20

21.05.20

28.05.20

 

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Календарные сроки

Фактические сроки

4 класс

1

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира

Беседа о важности соблюдения правил техники без опасности на занятиях по шахматам.

Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов

09.09.19

 

2

Шахматные фигуры

Повторение материала первого года обучения

16.09.19

 

3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него.

Рокировка

Повторение материала первого года обучения

23.09.19

 

4

Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в

один ход

Повторение материала первого года обучения

30.09.19

 

5

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уни-

чтожение атакующей фигуры,

защита фигуры

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из-

под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

07.10.19

 

6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением

14.10.19

 

7

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6

21.10.19

 

8

Тактический приём «двойной удар»

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фи-

гурами

11.11.19

 

9

Тактический приём «связка»

Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку

18.11.19

 

10

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9

25.11.19

 

11

Тактический приём «ловля фигуры»

Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения

02.12.19

 

12

Тактический приём «сквозной удар»

Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения

09.12.19

 

13

Мат на последней горизонтали

Слабость последней горизонтали, «форточка»

16.12.19

 

14

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13

23.12.19

 

15

Тактический приём «откры тый шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения

13.01.20

 

16

Тактический приём «двойной шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения

20.01.20

 

17–20

Шахматный турнир

Игровая практика

27.01.20

03.02.20

10.02.20

17.02.20

 

21

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля»

24.02.20

 

22–23

Основы игры в дебюте: атака на короля

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

02.03.20

09.03.20

 

24–25

Основы эндшпиля: реализация большого материального

преимущества

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра

на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

16.03.20

06.04.20

 

26–28

Основы анализа шахматной партии

Просмотр и анализ коротких шахматных партий

13.04.20

20.04.20

27.04.20

 

29

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 21–25

04.05.20

 

30–32

Шахматный турнир

Игровая практика

11.05.20

18.05.20

 

33-34

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика

25.05.20

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Данное тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по учебнику Иванова (программа "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе из-за досрочног...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным око...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочн...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного ...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием уче...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Шахматы в начальной школе" третий год обучения.

Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на ихвоспитание, развитие личности, познаватель...