Формирование мотивации у младших школьников
учебно-методический материал по физкультуре (4 класс)

Быкова Евгения Анатольевна

Формирование мотивации у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Быкова Евгения Анатольевна  учитель физкультуры

Введение

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и т.п. Именно ими была поднята проблема: как повысить у ребенка интерес к учению, т.е. формировать мотив.

В настоящее время политика образования Российской Федерации направлена на переход к развивающему обучению, где меняются цель, содержание и методы обучения. И в новой ситуации организации обучения эта проблема стоит на повестке дня. По Российской Федерации и Республике Саха переход на развивающее обучение осуществляется постепенно. Массовые школы организуют свою деятельность в основном по традиционной системе обучения, но по-прежнему остро стоит вопрос: как формировать мотивацию учения.

Школьный возраст, как и все возрасты, является переломным. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-своему содержанию и по всей функции деятельность - деятельность учения. Переход к новому положению, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой.

Наряду с вопросами формирования у учащихся мотивации к учению, также необходимо решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни. Приобретение данных знаний способствует изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая стать сильными, хорошо физически развитыми.

Вопросы физического воспитания школьников в условиях Якутии раскрываются в трудах К.Алаас, А.Н.Варламова, В.Х.Иванова, В.П.Кочнева, Н.Н.Курилова, М.И.Лыткина, М.С.Мартыновой, В.К.Павлова, Д.Н.Платонова, И.И.Портнягина, Г.В.Роббека, Н.К.Шамаева.

Несмотря на многочисленность опубликованных работ по физическому воспитанию школьников в условиях Севера остается практически не освещенным важный компонент - формирование у школьников мотивации к занятиям физической культурой, хотя в работах Н.К.Шамаева, И.И.Портнягина, М.С.Мартыновой отражены основные мотивы, побуждающие школьников к занятиям физической культурой.

Теоретическая и практическая значимость, и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы дипломной работы: "Формирование мотивов занятий физической культурой у младших школьников".

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой.

Объект исследования - процесс формирования мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников.

Предмет исследования - пути и средства формирования мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников.

Цель исследования - научно обосновать и определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.

Гипотеза исследования. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников будет эффективным если:

в программу по физической культуре будут внедрены интегрированные уроки;

во внеклассную работу будут включены преимущественно игры соревновательного характера;

Задачи исследования:

Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у младших школьников.

Экспериментально обосновать эффективность форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников.

Разработать практические рекомендации по формированию мотиваций к занятиям физической культурой.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы;

Анкетирование;

Методы статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

определены мотивы вызывающие интерес к занятиям физической культурой у младших школьников;

разработаны интегрированные уроки по физической культуре, соревновательные игры, « Весёлые старты»,теоретические занятия для младших классов.

Практическая значимость исследования.  Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры, учителями начальных классов.

Глава 1. Мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у младших школьников

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления.

Младший школьный возраст среди других этапов жизни выделяется наименьшей заболеваемостью и наибольшим накоплением сил для перехода к следующему периоду. Продолжается активный рост развитие и укрепление мышечной ткани, связок, костей скелета, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а главное - нервной системы, управляющей сложнейшим из механизмов - человеческим организмом. ЧСС в этот период колеблется между 84 и 90 ударами в минуту, частота дыхания от 20 до 22 раз. ЖЕЛ доходит до 2000 мл. Начинается процесс совершенствования движений, в частности, рабочих движений кисти и пальцев. Позвоночник, хотя уже приобрел свою характерную форму, все еще мягок и подвижен, поэтому легко поддается всевозможным искривлениям под воздействием односторонней нагрузки или неправильного положения тела в течение длительного времени (48).

Этот возраст благоприятный для развития координационных и кондиционных способностей, выносливости к умеренным нагрузкам и скоростно-силовых качеств. В связи недостаточности развития ЦНС ребенка его организм не способен работать в длительном мышечном напряжении, поэтому у детей быстро наступает утомление. В этот период нельзя допускать переутомление у детей.

С первых же дней требования в школе у детей возникают позиция общественно значимой и общественно оценивающей деятельности. Однако такая широкая мотивация, определяемая новой социальной позицией, не может поддерживать учебу в течение длительного времени и постепенно теряет свое значение.

Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.

Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым.

Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к занятиям) могут уже к середине этого возрасте преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний), мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источником знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. В первом и втором классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, но уже в третьем классе приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Младшие школьники проявляют активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями (А.И. Высоцкий), прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции.

Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно - ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики - спортивным, девочки - подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированным: одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика.

Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников тоже разные: те, кто доволен уроками ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те, кто не удовлетворен уроками физкультуры (в основном девочки), посещают их ради отметки.

Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:

Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).

Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.)

Подготовка себя к труду и службе в армии.

Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)

Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Опрос 5000 родителей в различных регионах страны, проведенный А.М. Гендиным и М.И. Сергеевым, показал, что при высоком уровне понимания родителями роли физической культуры в жизни детей 38% последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а при низком уровне понимания родителями роли физической культуры таких детей оказалось только 16%.

Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных систематических занятиях физической культурой или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.

Привычка - это действия и поступки, выполнения которых стало для человека потребностью (С.Л. Рубинштейн).

Говоря о роли положительных привычек, К Д. Ушинский писал: "Самое убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело" (Собр. соч. - М; Л., 1950. Т 8). Он выделял два пути воспитания привычек: организация жизненного опыта и убеждение, разъяснение. Первый более пригоден для младших школьников.

Привычки формируются в результате многократного длительного использования определенных действий или форм поведения. Поэтому их выработка проходит через ряд этапов, каждый из которых должен быть организационно обеспечен учителем физической культуры.

Первый этап формирование положительного отношения к физической культуре. С первого класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья.

Второй этап - формирование у учащихся намерения  самостоятельно заниматься физической культурой.

Намерение, по определению Л.С. Рубинштейна, является внутренней подготовкой отсроченного действия или поступка. Это зафиксированная решением направленность на осуществление цели. На этом этапе задача учителя физкультуры - пробудить у учащихся желание самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой. Он может предположить школьникам ежедневно выполнять дома зарядку. Сформировав у учеников это желание, учитель может переходить к следующему этапу.

Третий этап - осуществление школьником намерения самостоятельно заниматься физической культурой. 

Этот этап связан с созданием условий для самостоятельного выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся: приобретение родителями необходимого спортивного инвентаря, разработка учащимися вместе с учителем физкультуры режима дня, в котором нашлось бы место и для самостоятельного выполнения физических упражнений; разучивание на уроке комплекса упражнений, которые ребята будут выполнять дома.

Четвертый этап - превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку.

В силу возрастных психологических особенностей младших школьников и подростков (легкая смена интересов и желаний, недостаточное развитие настойчивости, целеустремленности) регулярное, самостоятельное выполнение ими физических упражнений представляют значительные трудности. Ребенок может 3-4 раза встать пораньше и сделать зарядку, но потом это ему надоест и он найдет для себя много оправданий, которые освободят его от угрызений совести в том, что он не осуществил задуманное (например, "поздно лег спать, поэтому проспал, и на зарядку не осталось времени" и т.д.). При этом возникают защитные мотивировки: "и без зарядки можно стать сильным, вон Коля зарядку не делает, а у него второй разряд по гимнастике".

В связи с этим учителю необходимо осуществлять ряд мероприятий, которые поддерживали бы сформированные намерения учащихся самостоятельно заниматься физической культурой.

Учитывая, что младшие школьники часто выполняют задания не столько для себя, сколько для других и что у них быстро теряется интерес к выполнению любого задания, если они не видят на себе заинтересованного взгляда родителей или старших братьев или сестер, лучшим вариантом на первых порах было бы совместное выполнение физических упражнений младшими школьниками и старшими в семье, или необходимо просто присутствие старших.

Интерес учащихся к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться и в том случае, если учитель обеспечит постоянный контроль  за тем,  выполняют школьники дома физические упражнения или нет. Этот контроль иногда оказывается даже действеннее, чем контроль родителей, так как авторитет учителя для младших школьников часто весомее слов и увещеваний родителей.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить к учению умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которых они не могут разрешить при позиции, имеющегося у них запаса знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только работа, которая требует постоянного напряжения.  Легкий материал не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней.

Наивысшей формой самостоятельности учащихся является выполнение ими общественных поручений. Устойчивость мотивов общественной работы во многом зависит от удовлетворения учащихся этой работой. Чем младше школьник, тем в большой степени он находит удовлетворение в полезности своих дел для всех, в их общественной пользе. Для того чтобы пробудить и поддерживать интерес школьников к общественным поручениям, необходимо соблюдать ряд условий:

  • Даваемое школьнику поручение должно иметь общественную значимость и целесообразность. Учитель должен показать, что выполняемое учащимися задание важно для всего класса, спортивной команды. Так, дежурство на уроке физической культуры обеспечивает своевременное.
  • Даваемые поручения должны быть конкретными. Часто, назначение школьника физоргом в классе носит формальный характер. Учитель должен разъяснять, в чем конкретно состоят функции физорга.
  • Качество и сроки выполнения заданий должны контролироваться учителем. Если ученик видит, что учитель не очень интересуется, как выполнено его поручение, то возникает равнодушие и у самого ученика. В следующий раз он будет считать необходимым выполнение данного ему поручения.
  • У учащегося должна формироваться вера в возможность выполнения поручения. При необходимости учитель физической культуры должен помочь школьнику в организации его общественной работы (как советом, так и практическими делами).
  • Школьникам должна предоставляться определенная самостоятельность в выполнении общественной работы. Например, ребята сами могут разработать программу спортивного вечера, подготовить стенную газету на спортивную тему.
  • При распределении общественных поручений важно учитывать психологические особенности школьников разного возраста: их интересы, способности, социальный статус в группе и в спортивном коллективе. Например, школьнику с низким социальным статусом в классе в начале не следует давать задания, требующие руководства товарищами.
  • Срочные задания не следует поручать школьникам с высокой тревожностью, инертностью: они привыкли заранее планировать свою деятельность и в неожиданно возникшей ситуации чувствуют себя неуверенно, нервозно. Им нужно время, чтобы свыкнуться со своей ролью, с полученным заданием.
  • Учитывая склонность учащихся к перемене деятельности, целесообразнее давать им разовые и временные поручения, а не постоянные. Особенно это касается школьников с сильной нервной системой, которые часто бывают пассивными в общественных делах только потому, что даваемые им поручения однообразны и не заставляют их преодолевать трудности.
  • Цель, поставленная учителем должна стать целью ученика. Наилучший путь движения - от мотивов к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.

Таким образом, возникает вопросы: Что лежит в основании, зачем ребенок идет в школу? Что лежит в основании мотивации учении?

Основанием того зачем ребенок идет в школу не является познавательный интерес, у него еще не сформирована учебная потребность, его интерес в новой социальной роли - быть школьником. Ребенка манит в школу не учение, а стать человеком уважаемым (ему интересно стать учеником). Мотив лежит социальной роли ученика - стать человеком.

До школы в играх осуществлялось самореализация ребенка. Он вживался в статус субъекта, а школе он начинает терять данный статус, т.е. потребность самореализации себя как субъекта деятельности начинает падать из-за организации учебного процесса. В традиционном обучении возникает необходимость в особой форме учения, в основе которого "лежит" непознавательная потребность, а самоизменение субъекта. В традиционном обучении, как известно, ЗУН - самоцель, в силу которого характер учения приспособительный - внешние мотивы потребности. В концепции В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина речь идет от умений к знанию, как основанию умения, а от него к навыку, что соответствует детской логике и позволяет сформировать иные знания и навыки.

В обновленном традиционном обучении речь идет об изменении характера учения, что предполагает изменение позиции ученика. А суть изменения заключается в том, что у учащегося будет не только мотив - потребность быть субъектом, но и появится потребность - мотив изменить себя, быть другим завтра, чем сегодня. У него выращиваются внутренний мотив, и формирование мотивации учении должно строится, на наш взгляд, через три следующие способности:

хочу, т.е. это моя потребность - мотив;

хочу, т.е. это я умею делать;

надо, т.е. это мне нужно знать.

Формирование этих способностей, по сути, есть, содержание мотивации, следовательно, шаги ее формирования.

Глава II. Экспериментальное обоснование формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой

Методы исследования

В исследовании применялся комплекс исследовательских методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету данного исследования: анкетирование, тестирование физической подготовленности, определение успеваемости по предмету "Физическая культура", математической статистики.

В работе применены следующие методы исследования:

изучение и анализ научно-методической литературы и документов

педагогическое наблюдение

анкетирование

статистические методы.

Анкетирование проводилось с целью выявления мотивов, побуждающих младших школьников к занятиям физической культурой.

Анкеты для учащихся содержали вопросы по перечню типичных мотивов, которые побуждали бы к занятиям физической культурой.

Педагогическое наблюдение проводилось с целью изучения содержания вариативного компонента в учебном процессе, выбора оптимальных методов организации учащихся, выявления эффективности, применяемых средств, для развития физических качеств.

Педагогический эксперимент был посвящен обоснованию эффективности трех разовых уроков физической культуры в неделю.

Сущность данного исследования заключалась в акцентированном развитии мотиваций к занятиям физической культурой.

Непременным условием проведения экспериментальных работ было сравнение исходных и конечных результатов опытных факторов.

Эксперимент проводился в виде  интегрированных  уроков физической культуры,  «Весёлых стартов», включения во внеклассные мероприятия игр и упражнений соревновательного характера. Обучение и воспитание осуществлялось в плане обычной системы классно-урочных занятий, с полным составом занимающихся.

Каждый учитель непременно ставит перед собой задачу углубить знания по своему предмету через знакомство с другими учебными предметами. Очень интересны, с нашей точки зрения, для достижения этой цели интегрированные уроки. Это не просто комплексный подход к решению задачи, главное в проведении интегрированных уроков то, что каждый учитель профессионально, средствами близкими ему (например, физкультуру - физическими упражнениями, математику - счетом, чтение - словом), сможет донести до учащихся содержание занятий, обогатить учебный материал и вызвать большой интерес учащихся к закреплению пройденных тем.

Образование на любом уровне несет узкоспециальную подготовку и формирование личности, готовит жить в быстроменяющемся мире, развивает способность осваивать новую информацию и принимать правильные решения, воспитывает общечеловеческие ценности и т.д. Значительным шагом к обобщенному решению проблем является интегрированные занятия во внеурочной работе, которое также способствует повышению положительной мотивации к усвоению знаний.

Дополнительно к урокам физкультуры наши дети занимаются 2 раза в неделю на секционных занятиях.  Для повышения мотивации к данным занятиям я  привлекаю  родителей. Вместе со своими родителями дети участвуют в эстафетах.

На основе анализа были выявлены отношения учащихся к физическому воспитанию, к традиционным средствам, мотивы побуждающие учащихся к занятиям физической культурой.

Были использованы стандартные математические операции для обработки цифрового материала, полученного в результате исследований.

Поставленные в работе задачи определили следующую организацию работ. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования (октябрь 2014.) было проведено первое анкетирование. Второй этап  – контрольное анкетирование(февраль 2015).

Результаты исследования

Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ №1. В эксперименте приняли участие учащиеся  2-Х классов.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы мною  изучена и проанализирована педагогическая, психологическая, методическая литература.  Психологом школы было проведено анкетирование: «Цель занятий физической культурой».

На вопрос: "Чего вы хотите достичь в результате занятий физической культурой?". наибольшее число опрошенных (21,1%) выбрали "стать здоровыми", 18,1% "развить свои физические качества"; 17,1% - найти друзей, товарищей (таблица 2). В контрольной группе наибольшее число респондентов выбрали: "Достичь физического совершенства" (20,9%), 15,7% - "Найти друзей и товарищей", 15,9% "Сформировать потребность в регулярных занятиях".

Таблица 1

 Цель занятий физической культурой

  1. Наименование мотивов        
  2. Достичь физического совершенства        20,9        
  3. Развить свои физические качества        13,2
  4. Стать здоровым        14,6
  5. Найти друзей товарищей        15,7
  6. Отдохнуть, развлечься        3,6        2,5
  7. Развить в себе чувство прекрасного        2,3        
  8. Воспитать морально-волевые качества        13,8        
  9. Сформировать потребность в регулярных занятиях        15,9        

На данном этапе нами проведено анкетирование для выявления основных мотивов занятий физической культурой среди учащихся  классов (приложение №1), и представляет интерес вопрос о предпочтительности различных видов учебной деятельности для учащихся 2 –х  классов.  В обследовании приняли участия 51 учеников

В результате проведенного анкетирования нами определены основные мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (таблица 2).

Таблица 2

Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой в %:

  1. Улучшение состояния здоровья
  2.  Желание выполнять физическое упражнение
  3. Удовлетворение потребностей в движении
  4. Стремление показать свои способности
  5. Улучшение фигуры
  6. Улучшение физической подготовленности
  7. Желание получить хорошую оценку
  8. Чтобы не отставать от сверстников
  9. Улучшение самочувствия
  10. Желание хорошо выступить
  11. Общение со сверстниками
  12. Снизить вес        

Из таблицы 2 видно, что среди мотивов первую позицию занимает мотив желания получить хорошую оценку. На втором месте в иерархии мотивов - желание не отставать от друзей. Мотивы занятий физической культурой в первых и вторых классах в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).

На данном этапе исследования нами также проведено исследование мотивов, мешающих занятиям физической культурой (Таблица 3).

Таблица 3

Мотивы, мешающие занятиям физической культурой:        

Нет интересов к занятиям физической культурой        22,0        

Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений        17,3

Мало свободного времени        15,7

Не вижу в этом пользы        7,1

Нет физических данных, способностей        5,8        

Желание есть, но все как, то не до физкультуры        18,

В виду большой загруженностью учебной программы        11,3        

Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься        12,0        

В контрольной группе наибольшее количество респондентов выделяют следующие мотивы: "Отсутствие интереса к занятиям физической культурой 22%", "Лень" - 18,8%, "Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений" - 17,3%, а экспериментальной группе 21,1% - "Нет интересов к занятиям физической культурой", 18,4% - "Желание есть, но не до физкультуры", 14,0% - "Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений" и "Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься".

По результатам исследования  мотивов,  мешающих занятиям физической культурой 15,7% респондентов высказались, что у них мало свободного времени. В связи, с чем мы исследовали занятость учащихся во внеурочное время и выявили, что детскую музыкальную школу посещают 15,7%, ДЮСШ 9,2%, школьные кружки - 11,0% учащихся. 50,2% - нигде не занимаются.

Уровень мотивации учащихся к различным урокам определялся по анкетированию.

В 2015 учебном году проводилась диагностика «Рейтинг предметов среди учащихся 2-х классов».

Таблица 4

Цель: определить рейтинг школьных предметов.

Предмет

Класс

Русский язык

Литература

Математика

Окружающий мир

Иностранный язык

Изо

Труд

Физическая культура

Музыка

 Из 9 -ти школьных предметов среди учащихся 2-х классов предмет «физическая культура» занял в   классе 1 место.

Высокий рейтинг предметов объясняется  заинтересованностью учащихся.

Из таблицы 6 видно, что успеваемость у учащихся активно занимающихся физической культурой в основном лучше, чем у их сверстников.

Успеваемость у учащихся, активно занимающихся физической культурой, лучше, чем, аналогичные показатели у не занимающихся. Средний балл у первых составляет 18%, у вторых 15,2%.

Для формирования положительных мотивов мною  были разработаны интегрированные уроки физическая культура + литературное чтение (Приложение № 3).

На втором формирующем этапе исследования в программу по физической культуре  нами были включены интегрированные уроки физической культуры и теоретические занятия, включающие основы знаний о формировании здорового образа жизни, гигиены, режиме дня, а также знания о своем организме (учебники "Веселая физкультура" - 1 класс М. Просвещение 1997 г., "Ура, физкультура!" - 2-4 класс М. Просвещение 2000 г.). Для формирования положительных мотиваций у учащихся к занятиям физической культурой  мною проводилась радио зарядка для учащихся 1-11 класс. Мною  проводились игры соревновательного характера во время секционных занятий по общефизической подготовке во внеурочное время (Приложение №4).

Развитие двигательных способностей осуществляется с учетом индивидуальных способностей индивида. Для функцианирования организационной - педагогической системы использовались основные принципы реализации которых не обходимо для эффективного развития физической культуры учащихся: принцип непрерывности развития целостности развития, личностно ориентированного характера системы развития физической культуры учащихся и перевода ее в режим самоорганизации и саморазвития.

В конце данного этапа исследования, в целях прослеживания изменения мотиваций к занятиям физической культурой, нами было проведено повторное анкетирование учащихся экспериментальной группы (таблица 5).

Таблица 5

Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой учащихся во втором этапе:

  1. Улучшение состояния здоровья

  1. Желание выполнять физическое упражнение

  1. Удовлетворение потребностей в движении

  1. Стремление показать свои способности

  1. Улучшение фигуры

  1. Улучшение физической подготовленности

  1. Желание получить хорошую оценку

  1. Чтобы не отставать от сверстников

  1. Улучшение самочувствия

  1. Желание хорошо выступить

  1. Общение со сверстниками

  1. Снизить вес        

 Анализ результатов опроса показал, что занятия физической культурой с введением интегрированных уроков и игр соревновательного характера в секционные занятия способствовали повышению основных мотивов на отношение к занятиям физической культурой у большинства учащихся. Так 13,9 % учащихся отметили мотив "Улучшение физической подготовки", 12,2 % - "Стремление показать свои способности", 11,1% "Улучшение состояния здоровья".

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в связи с введением интегрированных уроков по физической культуре, «Весёлых стартов» и обогащения секционных занятий играми соревновательного характера, повысился интерес учащихся к занятиям физической культурой и успеваемость в целом.

Изменение мотиваций к занятиям физической культурой, на заключительном этапе эксперимента, показывают результаты анкетирования учащихся. Основными мотивами, побуждающими учащихся к занятиям физической культурой на данном этапе исследования, являются улучшение состояния здоровья, желание выполнять физические упражнения, удовлетворение потребностей в движении, стремление показать или проверить свои способности (таблица 5). Они стремятся к самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению, к удовлетворению духовных потребности. Эффективность процесса физического воспитания обусловлена методической целесообразностью его построению.

На данном этапе исследования нами проведено повторное анкетирование в целях выявления основных целей занятий физической культурой (таблица 7). Из таблицы видно, что 21,0% респондентов назвали цель "Развить свои физические качества", на второй позиции "Сформировать потребности в регулярных занятиях" и на третьей "Воспитание морально-волевых качеств".

Таблица  7

 Цель занятий физической культурой

Наименование мотивов        

  1. Достичь физического совершенства        14,0
  2. Развить свои физические качества        21
  3. Стать здоровым        12
  4. Найти друзей товарищей        4
  5. Отдохнуть, развлечься        10
  6. Развить в себе чувство прекрасного        3
  7. Воспитать морально-волевые качества        16
  8. Сформировать потребность в регулярных занятиях        20

Итак, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы, появился интерес к занятиям физической культурой и к учебе в целом.

Заключение

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Для формирования мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а также в целях экономии учебного времени, можно с успехом интегрировать уроки;

2. Соревновательные игры вызывают повышенный интерес со стороны младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении;

3. Теоретические занятия по физической культуре необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене, своем теле и др.

Литература

Абрамова С.Л., Гриницилин Б.М., Золотых Л.К. "Формирование интереса к учению у школьников" 1968г.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе 1985г.

Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей с 6-10 лет средствами физического воспитания ФК 2000г. №1

Быков В.С. Теория и практика формирование потребностей в физическом воспитании у школьников ФК 2000г. №1

Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование Академия 2001г.

Габышев А.П. Формирование мотивов физической активности у школьников на уроках физической культуры. Сборник тезисов, докладов на республиканской научно-практической конференции 1999г.

Гадман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой М. Просвещение 1991г.

Гиппенрейтер Введение в общую психологию

Зимняя И.А. Педагогическая психология 1999г.

Ильин В.В. Рекомендации по обобщению опыта и организации исследования по теме формирование у школьников ответственного отношения к учению мотивации учения 1971г.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания М. 1987г.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания С-П. 2002г.

Ильин Е.П. Мотив и мотивация С-П. 2000г.

Леонтьев В.Г. Исследование мотивационной сферы личности 1984г.

Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности 1984г.

Леонтьев В.Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся 1985г.

Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивации учения и ее воспитание у школьников 1983г.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения М. 1990г.

Мартынова М.С., Шамаев Н.К. Некоторые вопросы физического воспитания в эвенкийской национальной школе физического воспитания детей и молодежи Я. 1993г.

Маслоу А. Психология бытия М. 1997г.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры М. ФиС 1991г.

Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников. Педагогика 1984г.

Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации и учения 1983г.

Матюхина М.В., Михальчук Т.С. Возрастная и педагогическая психология 1984г.

Менчинская Н.А. Проблемы обучении воспитании и психическое развитие ребенка 1995г.

Мухина В.С. Возрастная психология М. Академа 2002г.

Портнягин И.И. научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников спортсменов. Сборник тезисов и докладов Я. 1999г.

Портнягин И.И. Пути и условия повышения учебно-познавательной деятельности школьников спортсменов н\о Я. 1999г. №1

Попов А.А. Психология спорта М. 1998г.

Психология М. ФиС 1987г.

Радугин А.А. Психология М. 2001г.

Региональная комплексная программа физического воспитания учащихся Я. 1998г.

Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии М. Педагогика 1989г.

Смирнова С.А. Педагогика: Пед.теории, системы, технологии. М. Академия 2001г.

Татарникова Л.Г. Российская школа, здоровье и индивидуального развития С-П. 1999г.

Теория и практика физической культуры 2002г. №9,10,11,12.

Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка 2000г. №4,7.

Физическая культура в школе 2000г. №2,3. 2001г. №8, 2002г. №6.

Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания учащихся 1-11 классах в общеобразовательных школах Я. 1999г.

Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях севера Я. 1996г.

Шамаев Н.К. Нравственная развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания М. Академия

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах 1997г.

Приложение 1

Анкета для учащихся

  1. В каком классе вы учитесь?
  2. Сколько вам лет?
  3. Какова ваша успеваемость по предмету «физкультура» за этот год?
  4. Регулярно ли посещаете уроки физкультуры?
  5. Ваше отношение к урокам физкультуры
  6. Проводится ли подвижные игры во время перемены, во внеурочное время?
  7. Вы в каких секциях занимаетесь, сколько раз в неделю?
  8. Вам нравится, когда вас отменяют урок физкультуры?
  9. Вы хотели бы, что бы каждый день проводили уроки физической культуры?  
  10. С какой целью вы посещаете уроки физкультуры?
  • достичь физического совершенства
  • развить свои физические качества
  • стать здоровым
  • найти друзей, товарищей
  • отдохнуть, развлечься
  • развить в себе чувство прекрасного
  • воспитать морально-волевые качества
  • сформировать потребность в регулярных занятиях

Приложение 2

Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой

  1. Улучшение состояния здоровья.
  2. Желание выполнять физическое упражнение.
  3. Удовлетворение потребностей в движении.
  4. Стремление показать свои способности.
  5. Улучшение фигуры.
  6. Улучшение физической подготовленности.
  7. Желание получить хорошую оценку.
  8. Чтобы не отставать от сверстников.
  9. Улучшение самочувствия.
  10. Желание хорошо выступить.
  11. Общение со сверстниками.
  12. Снизить вес.

Анкета для родителей

  1. Занимаетесь ли регулярно утренней зарядкой?
  2. Какими видами спорта занимаетесь дома вместе с детьми?
  3. Если дома спортивный уголок и спортивная атрибутика?
  4. Какой вид спорта предпочитаете?
  5. Что влияет на здоровье человека больше?
  6. Что такое ЗОЖ?
  7. Бываете ли вместе с детьми в турпоходах, экскурсиях, участвуете ли в спортивных соревнованиях конкурсах?

Приложение 3

Интегрированный урок

физическая культура+математика

2 класс

Тема урока: национальные игры и развлечения

Инвентарь: 3 скакалки, 3 малых мяча, 3 мела

Тип урока: комбинированный

Цель урока:  ОФП и повторение умножения и деления

Задачи урока: закрепление двигательных навыков и внетабличное умножение и деление

  1. Подготовительная часть – 15 минут.

Построение. Рапорт дежурного. Ходьба и бег с заданиями. ОРУ.

  • подражание движениям косаря – ноги на ширине плеч, колени полусогнуты, туловище слегка наклонена вперед, маховые движения обеими руками справа налево с продвижением вперед мелкими шажками. Обратно маховые движения рук слева направо.
  • Подражание движениям лесоруба – ноги на ширине плеч, колени полусогнуты, резкие маховые движения обеими руками сверху вниз с шумным выходом и глубоким наклоном вперед.
  • Подражание движениям рубщика для – ноги на ширине плеч, резкие маховые движения обеими руками сверху вниз без глубокого наклона, слегка подседая.
  • Подражание движениям кожемяки – ноги на ширине плеч. Давление обеими руками сверху вниз с подседом и наклоном туловища вперед.
  • Движение подкрадывающегося охотника – шаги на носках без шума и в полусогнутом положении.
  • Движение «По глубокому снегу» – широкие шаги с высоким подниманием ног
  • Подскоки с продвижением – выполняются по переменно с ноги на ногу, при этом высоко поднимая ведро. Руки на пояс.
  1. Основная часть – 22 минуты. Эстафета.
  • Конные скачки. В конце зала, на доске ставь числа так, чтобы данные произведение и частные были верны.  

12

27

                                                        :

3

х                                                                х

  • Прыжки по кочкам.
  • «Ловкий оленевод». Попасть с мячом в оленя. Потов заполнить таблицу умножения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-й множитель

8

7

4

2

3

9

6

1

2-й множитель

3

6

5

9

7

3

произведение

63

54

2

49

6

9

  • Подскоки в упоре лежа. «Кырынаастыыр» – мальчики

       Ходьба на руках – девочки

  • Бег со связанными ногами. Решать цепочку примеров.

  • Прыжки в полуприседе. «Чохчоохой»

Упражнение на дыхание

  • Подвижная игра  для мальчиков «Хомуур тустуу»

    для девочек «Хайах хостоhуу»

  1. Заключительная часть – 3 минуты.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовить одну игру

«Поезд знаний»

Станция «Математика».

  • Вася получил одно двойку во вторник, одну в четверг и еще две двойки в пятницу. Сколько двоек получил Вася?
  • На березу залезли семь коров. Потом три коровы улетели. Сколько коров осталось на березе.
  • Шел Андрей – нашел пять рублей, от радости побежал и рубль потерял. Сколько рублей сохранил Андрей?
  • Ты да я, да мы с тобой – сколько нас?
  • По небу летели две утки, два гуся и один крокодил, сколько всего животных летело по небу?
  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

Станция «Природоведение».

  • Хамелеон, яблоня, стриж, камень, медведь. Что лишнее?
  • Сколько ног у мыши?
  • Какие бывают животные?
  • Назовите 5 зверей зимующих в Якутии
  • Сорока, заяц, белка, синица, еж. Разделите две группы.
  • Назовите части дерева.

Станция «Физкультура»

  • отжимание (10 раз)
  • прыжки через скакалку
  • приседание (10 раз)
  • упор присев, упор лежа, упор присев, встать (10 раз)

прыжки с полного приседа (10 раз)

Приложение 5

«Спортивно-юмористические задания»

1. Стрельба из лука

        Мишень – ведро. Лук – репчатый лук. Ведро ставят на 5 метров дальше финиша. Луковицы – на финишной черте, из число равно количеству учеников. Участник под номером 1 по сигналу начинает движение от старта к финишу, берет луковицу и бросает в ведро. И так все участники продолжают эстафету.

  1. Бег на лыжах

Прочерчены две линии для каждой команды (зигзагами). В руках у участников палки (лыжи) гимнастические. Нужно по «лыжне» пробежать о финиша и обратно.

  1.   Ночное ориентирование

На расстоянии 10 метров от старта ставят по табурету и завязывают глаза первым участникам. По сигналу они должны дойти или добежать до табурета, три раза обойти его и, вернувшись к команде, передать эстафету другим, которые уже стоят с завязанными глазами. Команда может помогать возгласами: «правее», «левее», игрок должен разобрать, что именно относится к нему.

   

  1. Велогонки

Место велосипеда – палка, которую «оседлают» два игрока. Нужно «проехать» на ней дистанцию. Чья команда закончит состязание первой, - та победит.

 

  1. Вольные упражнения

Кувырки через голову. Каждый участник должен прокувыркаться два раза, обратно в другую сторону.

 

  1. Перетягивание каната

Канат перетягивают, пропустив его между ног и стоя спиной друг к другу (участвуют по пять человек от команды).

  1. Фигурное катание.

Пары берутся за руки, правая в правой, левая – левая, Руки при этом скрещиваются. Оба поднимают левую ногу и по сигналу начинают прыгать от старта до финиша обратно (обратно на левой ноге).

Приложение 6

                                                 Викторина

                                 на спортивную тему

Бег на длинную дистанцию  (Марафон)

Чем отличается стайер от спринтера?  

Пенальти в хоккее?   (Буллит)

Животные и спортивный снаряд   (козел,  конь)

Спортивная игра с мячом в воде  (ватерполо)

Что такое фальстарт?

Чем отличается нокаут от нокдауна?

Как часто проводятся Олимпийские игры?

Страна – родина футбола

В какой игре пользуются самым легким мячом?

Как обозначается эмблема олимпийских игр

Какие снаряды метают из-за головы (мяч, граната, копье)

Кто является инициатором возобновления олимпийских игр и основателем современного олимпийского движения? (Пьер де Кубертен)

Укажите количество игроков баскетбольной команды на площадке? (пять)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....

Статья на тему "Формирование мотивации обучения младших школьников"

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование мотивации обучения младших школьников". Приоритетной целью образования становится в современной школе  развитие личности, готово...

Формирование мотивации у младших школьников на уроках.

Общее понятие что такое мотивация. Принцимы методы и формы работы для положительного формирования мотивации....

Методика формирования мотивации учения младших школьников

Содержание Введение……………………………………………………………………31. Технология диагностики  мотивов учебной деятельности у младших школьников………………………………………………………………… 42 . Формирование мотивов учебн...

Формирование мотивации у младших школьников к обучению и познанию

Статья содержит практические рекомендации (из опыта работы), как можно формировать мотивацию у младших школьников к обучению и познанию на уроках в начальной школе....

Формирование мотивации у младших школьников. 2018 -2019 уч. г.

Формирование мотивации у младших школьников. 2018 - 2019 уч.г....