Секция подвижных и спортивных игр для младших классов
рабочая программа по физкультуре

Татьяна Цаплина

Подвижные и спортивные игры для младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Программа ««Подвижные и спортивные игры для младших школьников» имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа является адаптированной а по уровню усвоения – общекультурной.

 

Актуальность программы. В младшем школьном возрасте (7 - 12 лет) формируется будущее здоровье ребенка, его социальная значимость и активность, умение адаптироваться в коллективе, закладывается отношение к себе и окружающим. Между тем многочисленные исследования показывают, что в настоящее время в России почти 80% детей младшего школьного возраста испытывают недостаток двигательной активности, и 60% - различные отклонения по здоровью, связанные с гиподинамией. Зачастую учителя жалуются, что дети младшего школьного возраста не умеют общаться со сверстниками, объединять усилия для  выполнения общей работы, находить компромиссы и адекватно оценивать себя и окружающих. Спорт, а особенно спортивные и подвижные игры могут создать тот фундамент, который позволит детям 7-12 лет восполнить недостаток двигательной активности, научит вести здоровый образ жизни, поможет найти свое место в коллективе сверстников и объединит детей в стремлении к общей цели.

Новизна программы. В данной программе впервые практически все обучение построено в виде игровых заданий и упражнений. Подобный подход позволяет работать в группе детям любого младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет), он интересен и понятен, позволяет детям полностью раскрывать свои личностные качества и потенциал, более удобен для усвоения материала.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-12 лет.  

Набор в группы  свободный для детей 1-2 групп здоровья, исключение составляют дети, имеющие медицинский отвод от занятий физической культурой и спортом.

Срок реализации программы: 2 года

Занятия проводятся: 1 год обучения  1 раза в неделю по 1 часу, всего 34 часа в год; 2 год обучения  1 раза в неделю по 1 часу, всего 34 часа в год.

Цели программы:

1. приобретение ребёнком социального знания. Овладение младшими школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей.

2. переживание ребёнком ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям. Всестороннее развитие личности ребенка, его духовно-нравственное становление, осознание и принятие им общечеловеческих ценностей.

3. приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия. Создание предпосылок для успешной учебной, бытовой, семейной и социальной адаптации детей к реальным условиям жизни в обществе.

Задачи программы:

  1. Первого года обучения:

первый уровень результатов (приобретение ребёнком социального знания)

1. Обучить общим умениям и навыкам подвижных игр.

2. Способствовать приобретению знаний в области физической культуры и спорта.

3. Способствовать формированию системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

             второй уровень результатов (переживание ребёнком ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям)

1. Развитие двигательных способностей и физических качеств.

2. Развитие познавательных и интеллектуальных процессов (ощущений восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения).

3. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

третий уровень результатов (приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия)

1.Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, применять их в целях отдыха и тренировки.

2.Воспитывать нравственные и волевые качества: дисциплинированность, чувство товарищества, ответственность, уважительное отношение к окружающим.

2) Второй год обучения:

уровень результатов (приобретение ребёнком социального знания)

1. Сформировать систему знаний умений и навыков по основам спортивных и подвижных игр.

2. Способствовать формированию системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

3. Обучить культурно-гигиеническим навыкам в отношении своего тела взаимодействия с окружающими, бытовых манипуляций.

             второй уровень результатов (переживание ребёнком ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям)

1. Развитие двигательных способностей и физических качеств.

2. Развитие познавательных и интеллектуальных процессов (ощущений восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения).

3. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

4. Развитие биологических возможностей организма, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

третий уровень результатов (приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия)

1.Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, применять их в целях отдыха и тренировки.

2.Воспитывать нравственные и волевые качества: дисциплинированность, чувство товарищества, ответственность, уважительное отношение к окружающим.

Формы и методы проведения занятий:

Форма организации деятельности – групповая, индивидуально-групповая.

С целью максимальной реализации программы широко используется способ проведения занятий в игровой форме.

Занятия имеют практическую направленность, теоретическая часть включается в каждое занятие в виде краткого словесного изложения основ техники безопасности при проведении спортивных и подвижных игр и упражнений. Наглядные методы обучения используются в виде показа выполнения упражнений педагогом.

Во время практических занятий применяются разнообразные методы ведения тренировки: репродуктивный, поточный, игровой и соревновательный методы занятий.

Ожидаемые результаты.

После 1 года обучения дети будут иметь систему знаний и навыков в области подвижных и эстафет, получат знания о гигиене и здоровом образе жизни, станут более физически развиты и здоровы.

 После 2 года обучения дети будут иметь систему знаний и навыков в области  спортивных игр, освоят основы баскетбола, футбола, пионербола, и др. спортивных игр, станут более физически развиты и здоровы.

Оценка результатов освоения программы проходит в виде сдачи экспресс-тестов и нормативов, соответствующих каждому году обучения.

Методическое обеспечение программы:

Тема программы

Форма организации занятия

Методы и приемы

Дидактический материал, тех.оснащение

Форма подведения итогов

1

Теоретические занятия

Групповая

Объяснительно-иллюстративный

Спорт.зал, гимнастическая скамейка

опрос

2

Основные виды движений

Групповая

Репродуктивный,

поточный и игровой метод занятий

Спорт. зал, гимнастические маты 5-8 шт. гимнастическая скамейка 4 шт., гимнастическая стенка 3-6 секций

Самостоятельная работа

3

Упражнения для развития физических качеств

Групповая, индивидуально-групповая

Репродуктивный,

поточный и игровой метод занятий

Спорт. зал, гимнастические маты 5-8 шт. гимнастическая скамейка 4 шт., гимнастическая стенка 3-6, мячи набивные 1 кг. 8-15 шт., скакалки 10-15 шт., гимнастические обручи 5-8 шт., резиновые мячи 15 шт.

Самостоятельная работа

4

Дифференциальная двигательная деятельность

Групповая, индивидуально-групповая

Репродуктивный,

поточный и игровой метод занятий

Спорт.зал, гимнастическ. маты 5-8 шт. гимнастич. скамейка, гимнастич. стенка 3-6, мячи набивные 1 кг. 8-15 шт., скакалки 10-15 шт., гимнастические обручи 5-8 шт., резиновые мячи 15 шт., баскетбольные мячи № 3 (15 шт.)

 Самостоятельная работа

5

Координационные способности

Групповая, индивидуально-групповая

Репродуктивный,

поточный и игровой метод занятий

Спорт.зал, гимнастические маты 5-8 шт. гимнастическая скамейка 4 шт., гимнастическая стенка 3-6, мячи набивные 1 кг. 8-15 шт., скакалки 10-15 шт., гимнастические обручи 5-8 шт., резиновые мячи 15 шт., баскетбольные мячи № 3 (15 шт.)

Самостоятельная работа

6

Профилактические упражнения для опорно-двигательного аппарата

Групповая, индивидуально-групповая

Репродуктивный

Спорт. зал, гимнастические маты 5-8 шт. гимнастическая скамейка 4 шт., гимнастическая стенка 3-6, гимнастическая палка 15 шт.

Самостоятельная работа

7

Подвижные игры и эстафеты с мячом

Групповая

Репродуктивный,

игровой

Спорт.зал, фишки 6 шт., мячи набивные 4-6 шт., мячи волейбольные 8 шт.  

Самостоятельная работа

8

Игровые задания с элементами спортивных игр, элементы спортивных игр

Групповая

Репродуктивный,

игровой, соревновательный

Спорт.зал, фишки 6 шт., мячи набивные 4-6 шт., мячи волейбольные 8 шт.,   баскетбольные мячи № 3 (15 шт.), футбольный мяч

Игры, участие в турнирах

9.

Итоговое занятие, экспресс-тесты, контрольные нормативы

Групповая, индивидуально-групповая

Репродуктивный,

соревновательный

Спорт.зал, фишки 6шт., баскетбольный мяч № 3, футбольный мяч

Выполнение экспресс-тестов, контрольных нормативов

Учебно-тематический план (1 год обучения)

№             Наименование темы                                               Количество часов

                                                                                       теория           практика         всего

 1. Теоретические занятия        в процессе                                                                 -                    

 2. Основные виды движений                                            -                       2                   2

 3.Упражнения для развития физических качеств             -                     5                    5

 4. Дифферницированная двигательная деятельность:     -                      5                   5

     - общеразвивающие упражнения;

     - строевые упражнения;                            

     - элементы ритмики;

     - упр-ния для формирования правильной осанки;

     - профилактические дыхательные упражнения

 5. Подвижные игры, эстафеты  с мячом                             -                      10                 10        

 6. Игровые задания с элементами спортивных игр          -                      11                 11

 7. Итоговое занятие (экспресс-тесты)                                 -                        1                  1

 

       Итого:                                                                                                                          34

Содержание образовательной программы

(1 год обучения)

1. Теоретические занятия

Вводное занятие, техника безопасности

 Понятие о технике безопасности, правилах поведения в зале, обращение с инвентарем, поведение в кризисных ситуациях.

Гигиена, предупреждение травм

Правила личной гигиены. Основные причины травматизма. Признаки заболевания. Режим питания и питьевой режим.

2. Основные виды движений

Ходьба: обычная, на пятках, на носках,, на внутренней и внешней стороне стопы; по разметке; в разных построениях.

 Бег: обычный, широким шагом; в сочетании с ходьбой до 2 ин.; наперегонки, на скорость, с высоким подниманием коленей, с захлестом голени, спиной вперед.

Подвижные игры и игровые упражнения: «Два Мороза», «Краски», «Перемена мест», «Вызов номеров», «Погоня», «Мыши и кот» и др.

Упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке; продвижение вперед с закрытыми глазами; повороты и приседания на скамейке; упражнения «пистолет» и «ласточка».

Лазание: по гимнастической скамейке, стенке, по-пластунски; перелезание через предметы и снаряды.

Прыжки: на двух и одной ноге, через скакалку, через препятствия, напрыгивание на мягкое препятствие.

 Подвижные игры и игровые упражнения: «Кто выше», «Волк по рву», «Удочка», «С кочки на кочку», «Парашютисты», «Лиса и куры» и др.

Метание: малого мяча из-за головы в вертик. цель на высоте 1 с расстояния до 3 м.

Учебно-тематический план (2 год обучения)

№             Наименование темы                                               Количество часов

                                                                                       теория           практика         всего

 1. Теоретические занятия    в процессе                                                                     -                    

 4. Основные виды движений: бег, прыжок, метание      -                      5                5

 5. Координационные способности: сила, скоростная

выносливость, скоростно-силовые качества                     -                      5                5

 6. Координационные способности: быстрота и

точность движений; ориентировка во времени; ритм      -                      2                 2

 7. Профилактические упражнения для

укрепления опорно-двигательного аппарата                     -                      2                 2      

 8. Элементы спортивных игр ( баскетбол, футбол)          -                      18                18

 9. Экспресс-тесты                                                                 -                       1                   1  

 10. Итоговое занятие (учебные нормативы)                      -                       1                   1

 

       Итого:                                                                                                                          34

Содержание образовательной программы

(2 год обучения)

1. Теоретические занятия

Вводное занятие, техника безопасности

 Сведения о правилах поведения в зале, обращения с инвентарем, правилах поведения в экстренных случаях, ППБ.

 Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль

Правила личной гигиены. Признаки заболевания. Режим питания и питьевой режим.

Правила соревнований

Основы спортивной терминологии. Жестикуляция судей.

2. Основные виды движений

Ходьба: обычная, на пятках, на носках,, на внутренней и внешней стороне стопы; по разметке; в разных построениях.

 Бег: обычный, широким шагом; в сочетании с ходьбой до 4 мин.; наперегонки, на скорость, с высоким подниманием коленей, с захлестом голени, спиной вперед.

Прыжки: на двух и одной ноге, через скакалку, через препятствия, напрыгивание на мягкое препятствие.

 Подвижные игры и игровые упражнения: «Кто выше», «Волк по рву», «Удочка», «С кочки на кочку», «Парашютисты», «Лиса и куры» и др.

Метание: малого мяча из-за головы в вертик. цель на высоте 2 метра с расстояния до 3 метров; на дальность по коридору шириной до 10 метров

. Координационные способности

Сила:

- общеразвивающие упражнения с предметами весом до 1 кг ( набивные мячи);

- лазание по наклонной гимнастической скамейке;

- сгибание и разгибание рук в упоре;

- махи ногами вперед, в сторону, назад;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры "Подвижные игры на основе спортивных (элементы баскетбола) 4 класс

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Подвижные игры народов мира» 1-4 класс

Программа разработана для учителей начальных классов и включает в себя пояснительную записку к курсу и тематическое планирование...

Программа курса внеурочной деятельности «Подвижные и спортивные игры» 3 класс

Программа курса внеурочной деятельности "Подвижные и спортивные игры "  68 часов...

Рабочая программа внеурочной деятельности секции "Подвижные игры" ФГОС для 4 класса

Рабочая программа курса «Подвижные игры» составлена на основе авторской программы для младших школьников П.А. Киселёва, С.Б. Киселёва, Е.П. Киселёва «Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и в...

План конспект по физической культуре по теме "Подвижные и спортивные игры" 1 класс

План-конспект урока по физической культуре в 1 классе, 4 четверть             Тема: «Спортивные и подвижные игры»....

Внеурочная деятельность. Секция "Подвижные игры"

Цели и задачи курса занятий спортивно - оздоровительного направления "Подвижные игры"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) по подвижным играм с элементами спортивных игр для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования)  по   подвижным играм с элементами спортивных игрдля 1 класса...