дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности "Волейбол" (7-9 лет)
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Есаулкова Альбина Вайдотосовна

   Данная программа рассчитана на учащихся начальных классов 7-9 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_voleybolu.odt679.07 КБ

Предварительный просмотр:

волейбол

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка                                                         

3

1.Условия зачисления в группы спортивной направленности и изучения основ волейбола

5

1.1.Методы и формы работы на занятии волейболом

5

1.2. Предполагаемые результаты

5

1.3. Контроль за реализацией

6

 l.4. Оценочные материалы

6

2. Организационно-методические указания

8

3.Учебный план

9

 3.1.Теоретическая подготовка

10

3.2. Общая физическая подготовка

10

4.Подвижные игры, эстафеты

15

5. Основы техники волейбола

17

6. Интегрированные упражнения

21

7. Воспитательная работа

21

8.Психологическая подготовка

22

9. Материально — техническое обеспечение

23

10. Список используемой литературы

24

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая  программа по волейболу для спортивно-оздоровительного этапа составлена на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 14.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • приказа Министерства просвещения Российской Федерации  от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • приказа Министерства спорта от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
  • примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР, допущенная Федеральным агентством по физической культуре и спорту.

В программе отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и опыт работы спортивных школ по волейболу.

Принцип системности  предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям  спортивного мастерства.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапов подготовки и индивидуальных особенностей юного волейболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок.

Программа служит основным документом для  содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.

Программа ориентирована на детей 7-8 лет. В этом возрасте дети активно растут  и растет их потребность в регулярной физической нагрузке. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно — двигательной и сердечно — сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Движения детей становятся более точными, размашистые движения выполняются легко. Ведущей деятельностью становится учебная, поэтому обучающиеся принимают и подчиняются правилам тренера.

       Волейбол — командная игра и приучает играющих не только стремиться к победе, но и учит работать с поддержкой товарищей. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

       Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.

Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию скоростных, скоростно — силовых, координационных способностей и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для дальнейшего обучения

Задачи:

1.Образовательные задачи:

* освоить технику игры в волейбол;

*ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

* ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;

*ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.

2. Оздоровительные задачи:

*обеспечить оптимальное для младшего школьного возраста гармоническое развитие физических качеств и способностей;

*укрепить здоровье  и повысить функциональные возможности организма;

*формировать правильную осанку;

*профилактика плоскостопия;

*соблюдать санитарно-гигиенических нормы и правила личной гигиены.

3. Воспитательные задачи:

* воспитать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;

  • воспитать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями и сознательно применять их в целях активного отдыха.

Количество занятий в неделю 3 раза по 2 часа с перерывом 15 минут после 45 минут занятия.

Минимальная наполняемость группы l5 человек.

 Максимальный состав групп не должен превышать двух минимальных составов с учетом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях.

  1. Условия зачисления в группы спортивной направленности и изучения основ волейбола

В группы спортивно-оздоровительного этапа по волейболу принимаются дети, желающие заниматься оздоровительно-физическими упражнениями с изучением основ игры в волейбол, на основании заявления о зачислении от законного представителя, медицинской справки врача -педиатра (с указанием о возможности заниматься волейболом).

  1. Методы и формы работы на занятии волейболом.

Метод

Форма

Словесный

Инструктаж, беседа, лекция, объяснение, комментарии по ходу выполнения заданий

Наглядный

Показ педагогом отдельных элементов и упражнения в целом.

Практический

Выполнение упражнений и заданий

Тренировочное занятие имеет общепринятую структуру: подготовительную, основную и заключительную части.

В подготовительной части урока особое внимание уделяется воспитанию дисциплины и организованности, правильной осанке, выразительности движений, развитию физических качеств.

В основной части урока решаются задачи как обучения двигательным действиям - прыжкам, ударам и броскам, так и развития специальных физических качеств  - ловкости и выносливости.

Заключительная часть урока направлена на снятие напряжения и повышения эмоционального состояния спортсмена.

Основными методами практического разучивания разнообразных упражнений являются метод целостного упражнения и метод расчлененно - конструктивного упражнения.

Основными методами проведения занятий являются групповой и игровой.

1.2. Предполагаемые результаты

По итогам обучения к концу года обучающиеся достигнут следующие результаты:

  1. Будут знать общие основы волейбола;  
  2. Расширят представление о технических приемах в волейболе;  
  3. Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;  
  4. Научатся играть по упрощенным правилам игры;  
  5. Овладеют понятиями терминологии и жестикуляции;  
  6. Получат навыки технической подготовки  волейболиста;  
  7. Освоят техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;  
  8. Освоят технику верхних передач;  
  9. Освоят технику передач снизу;  
  10. Освоят технику верхнего приема мяча;  
  11. Освоят технику нижнего приема мяча;  
  12. Освоят технику подачи мяча снизу.
  13. Освоят навыки работы в команде.

1.3. Контроль за реализацией программы

 Тренер-преподаватель должен проводить наблюдения за обучающимися. Педагогические наблюдения позволяют объективно составить мнение о пригодности детей к занятиям волейболом и в определенной мере оценить их одаренность и перспективность.

1.4. Оценочные материалы

Основными показателями реализации образовательной программы являются:

Объект контроля

Предмет контроля

Периодичность контроля

Спортивно- оздоровительный этап

Контрольная диагностика

Октябрь – апрель  

Сохранность контингента

Сентябрь-декабрь-май

Посещаемость учащихся

Сентябрь-декабрь-март, май

При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось").  Эффективность   обучения  может   определяться и количественно - "сделал столько-то раз".

Формами промежуточной аттестации являются:

Контрольные испытания (тестирование) по общей физической подготовке учащихся по учебным нормативам.

Учёт результатов участия в соревнованиях по календарю спортивно-массовых мероприятий Учреждения, учёт победителей и призёров.

Учёт личностных достижений учащихся на соревнованиях различного уровня.

Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Девочки

Мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя (м)

                        в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5

Тесты на определение ловкости и координационных способностей (общие)

1. Челночный бег 3 раза по 10 м: определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

2. Статическое равновесие: ребенок встает в стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги — и пытается удержать равновесие. Время фиксируется секундомером, дается две попытки, в зачет идет лучшее из двух время.

3. Подбрасывание и ловля мяча  диаметром 15-20 см (двумя руками)

4. Отбивание мяча от пола: дается две попытки, отбивать можно чередуя руки.

5. Прыжки через скакалку.

2. Организационно-методические указания.

Содержание работы с группами спортивно-оздоровительного этапа определяется следующими факторами: спецификой волейбола, возрастными особенностями и возможностями юных спортсменов.

Развитие физических качеств детей происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей: ловкость, координация и точность движений, быстрота, сила, выносливость, гибкость, способность сохранять устойчивое положение тела в самых различных условиях; возрастают их физические силы.

Программой предусмотрено проведение практических и теоретических занятий, проведение регулярных занятий, организация систематической воспитательной работы.

Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения и от условий, в которых проводятся занятия.

Занятия юных волейболистов, в отличие от тренировки взрослых, имеют ряд методических и организационных особенностей.

1.Занятия не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий· высокого спортивного результата.

2. Нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

3. В процессе всего года занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.

4.Надежной основой успеха юных спортсменов является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.

3. Учебный план.

Учебный план на 36 недели учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в ДЮСШ (в часах).

№п/п

Наименование раздела

           Количество  часов

  Всего

  Теория

Практика

1.  

Введение.

История возникновения и развития волейбола.  Правила безопасности при занятиях волейболом. Правила игры. Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной. Режим дня спортсмена.

20

20

2.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ):

 ОРУ на месте без предметов

 ОРУ в движении без предметов

 ОРУ с набивными мячами

 ОРУ с волейбольными мячами

 ОРУ в парах

12

2

10

3.

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим.

32

2

30

4.

 Техническая подготовка (ТП)

(Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия - блоки, страховки).

34

1

33

5.

Специальная физическая подготовка (СФП)

        (Подвижные игры. Эстафеты).

48

2

46

6.

Тактическая подготовка (ТП)

(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча).

30

3

27

7.

Интегральная подготовка

22

2

20

8.

Соревнования

8

8

9

Контрольно-оценочные и переводные испытания

10

4

Итого:

216

32

184

10. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Клещев Ю., Фурманов А «Юный волейболист»
  2. Железняк Ю.Д. «Юный волейболист»
  3. Беляев А.В. «Волейбол»
  4. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу»
  5. Эдельман А.С. «Справочник "Волейбол"»
  6. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. «Основы психологии спорта и физической культуры»
  7. Кривошеин А.А. «Прогнозирование роста и развития детей»
  8. Шнуров В.Х. «Практически е основы воспитания морально-волевых качеств волейболистов»
  9. Б.Л. Виера, Б.Д. Фергюсон. «Волейбол: шаги к успеху»
  10. М. Фидлер, Д. Шайдерайт, Х. Бааке, К. Шрайтер. «Волейбол»
  11. Тудор о.Бомпа. «Подготовка юных чемпионов»
  12. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. «Физиология спорта»
  13. Железняк Ю.Д., Чачин АВ., Сыромятников Ю.Л. «Примерные программы для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР. Волейбол»
  14. Жуков Ю.Е., Ильин Г.И., Козловский Э.А. «Акробатическая подготовка волейболистов»
  15. Официальные волейбольные правила 2013-2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ФГОС) физкультурно-спортивной направленности по черлидингу «Топ - Хлоп»

Черлидинг как физкультурно-спортивное массовое движение применяется в целях всестороннего, гармоничного физического развития, укрепления здоровья, совершенствования двигательных функций, осанки занима...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Спорт и здоровье» физкультурно-спортивной направленности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Спорт и здоровье» рассчитана на один год обучения для детей в возрасте 6-10 лет.Цель программы: приобщение у...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Настольный теннис для всех»

Программа разработана для детей и подростков с целью обучения игре в настольный теннис, повышения уровня функциональных возможностей детей, воспитания у них морально – волевых качеств. Настольны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по всестилевому каратэ.

Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по Всестилевому каратэ (далее программа) составлена в соответствии с:     Федеральным законом Российской Федерации от 29 декаб...

Игротека Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

Актуальность программы.Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у младших школьников, имеет оздоровительный эффект, а так...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Русские народные подвижные игры"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Русские народные подвижные игры» стартового уровня имеет физкультурно-спортивную направленность.Она ориентирована ...