Продуктивное взаимодействие со сверстниками в процессе выполнения упражнений и соревновательной деятельности
статья по физкультуре

Львова Оксана Николаевна

Одной из главнейших задач современной системы дошкольного воспитания является укрепление здоровья детей, создание условий для их психического и физического благополучия.

На занятиях по физической культуре, дети не только развивают свои двигательные способности, но и приобретают навыки общения со сверстниками. Предметом внимания для ребенка становится движение сверстника, его конкретные формы поведения, от которых зависит успех общей деятельности.

Важную роль для продуктивных взаимодействий со сверстникамии организованности дошкольников на занятиях по физической культуре играют игры:

Классификация подвижных игр Коммуникативные умения Социальный навык

Игры в кругу Расположение детей в пространстве Умение видеть друг друга, взаимодействовать в коллективе

Сюжетные игры Жесты,переживание чувств и эмоций: мимика, пантомимика, тональность, модуляция голоса,разделительные речевые звуки: смех, шепот, вздохи. Умение самостоятельно регулировать конфликты

Бессюжетные игры Прикосновение в ситуации, умение управлять своими эмоциями. Умение избегать конфликтных ситуаций

Игры с выбором водящего (при помощи считалок) Умение вызывать желание общаться у партнеров Умение устанавливать и поддерживать контакты

Игры с делением на группы (при помощи жеребьевки) Умение взаимодействовать Умение кооперироваться и сотрудничать

Большое значение подвижные игры имеют для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставит участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Играя, дети учатся взаимодействовать, формируются как личности. Если во время игры развитие происходит плавно и постепенно, то в процессе соревнований проявляется соперничество, которое вызывает желание быть лучшим. Стараясь проявить себя,ребенок развивает личностные качества:

быстроту реакции, смелость, ловкость, сообразительность, настойчивость,

целеустремленность.

Участие в групповых соревнованиях дополнительно формирует чувство ответственности, значимости, уверенности в себе. Ребенку сложно осознавать, что он часть целого, поэтому должен подчиняться общим требованиям, действовать, опираясь не только на свои желания, но и согласовывать их с действиями других участников команды. Соревнуясь, дети начинают осознавать связь между личным вкладом и коллективным результатом.

В коллективных играх выявляются дети- организаторы, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

Важную роль в формировании мотивации играют призы, медали, грамоты. Достижение поставленной цели, старания ребенка должны поощряться, не оставаться незамеченными.

Все дети по-разному реагируют на успех и поражение. Радуются в основном бурно, не сдерживая эмоций. А вот при поражении одни плачу, другие обижаются, реагирую агрессивно, отказываются принимать участие в состязаниях в будущем, третьи замыкаются в себе, таят обиду внутри. Беседовать с детьми необходимо в любых случаях, хвалить за удачные моменты, акцентировать внимание на промахах, поддерживать и поощрять.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока гимнастика. Тема: "Обучение технике выполнения упражнений с элементами акробатики и аэробики на уроке гимнастики".

Опыт работы, представленный в технологической карте урока физическая культура по разделу программы  -  гимнастика.Тема урока: " "Обучение технике выполнения упражнений с элеме...

Интерактивные технологии на уроках изобразительного искусства как средство активизации творческой деятельности обучающихся в процессе выполнения тематической композиции

Активность обучающихся, как одна из важнейших условий для их дальнейшего творческого развития, направлена на решение поставленных задач на занятиях изобразительным искусством. Для активной творческой ...