Комплексы ЛФК при нарушениях опорно-двигательного аппарата
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Кулагина Маргарита Александровна

В данной методической разрабоке представлены комлексы лечебной физической культуры  для профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Комплексы  лечебной  физической культуры  

для детей младшего школьного возраста при

  нарушениях  опорно –двигательного  аппарата

ПРОФИЛАКТИКА  НАРУШЕНИЙ  ОСАНКИ.  Комплекс  № 1

  1.  « Рыбка»

И.П. - лежа  на  животе,  руки  вытянуты  вперед.

1-  поднять  голову,  верхнюю   часть  туловища,  руки,  ноги.

2-  принять  ИП

  1. « Морская  звезда»

И.П. – лежа  на животе,  руки  вытянуты  вперед.

1-  поднять  голову,  верхнюю   часть  туловища,  руки,  ноги.

2-  развести  руки  в  стороны,  ноги  врозь

3- руки  вперед,  ноги  вместе

4 – принять  ИП

  1. « Плавание  брассом»

И.П.- лежа  на  животе,  руки  вытянуты  вперед.

1- поднять  голову,  верхнюю  часть  туловища,  руки.

2-7 – движения,  имитирующие  плавание  брассом.

8- принять ИП

  1. « Кораблик»

И.П. – лежа  на  животе,  руки  сзади,  пальцы  переплести

1- поднять голову, плечи,  прогнуться,  руки  назад.

2-7- держать

8- принять ИП

  1. « Ныряльщики  за  жемчугом»

И.П.- лежа  на  животе,  руки  вытянуты  вперед, ладони  вместе.

1. поднять  голову,  верхнюю  часть  туловища,  руки,  ноги.

2-7 попеременные  движения  ногами  вверх-вниз.

  1. « Русалочка"

И.П.- стоя  на  коленях  ,  руки  в  стороны.

1-2- сесть  на правое бедро,  правую  руку  дугой  вниз – влево.

3-4- принять ИП

5-8 то же в  другую  сторону.  

  1. «Катамаран»

И.П. –сидя  ,  руки  в  упоре  сзади,  ноги  слегка  приподнять.

1-16 – имитировать нажимание  ногами  на  педали.

  1. « Медуза»

И.П. –лежа  на  спине,  ноги  врозь,  руки  в  стороны- вверх.

1.- группировка, лежа  на  спине: ноги  согнуть,  обхватить  голени руками,  голову  поднять (« когда  начинается  шторм,  медузы  сжимаются  и  опускаются  на  дно»).

2-3 – держать

4- принять ИП ( « когда  шторм  прекращется,  медузы  всплывают  на  поверхность»)

  1. « Кальмар»

И.П.- сидя,  руки  в  упоре  сзади.

1- согнуть  ноги, притягивая  колени  к  груди.

2- разогнуть  ноги  в  стороны – вверх.

3- ноги  вместе.

4- принять  ИП.

ПРОФИЛАКТИКА  НАРУШЕНИЙ  ОСАНКИ.  Комплекс  № 2

Упражнения  с  гимнастической  палкой

  1. И.П. - Палка  горизонтально внизу. 1-2 Подняться  на  носки,  палку  вверх. 3-4  И.П.
  2. И.П.- то же .  1. Присесть, палку  вперед.  2.  И.П.
  3.  И.П. – то же. 1.Поднять  правую  ногу, согнутую  в  колене  под  прямым  углом,  вперед. Палку  вверх.    2. И.П.
  4.  И.П. – Палка  на  груди.   1. Палка  вверх.  2. Палка  на  лопатки.  3. Палка вверх.   4.  И.П.
  5.  И.П. – Палка  горизонтально  внизу  сзади.  1. Подняться  на  носки,  палку  назад.   2. И.П.
  6. И.П. -  Палка  сзади  в  согнутых  в  локтевых  суставах  руках. Подняться  на  носок и  перекат на  всю  ступню.
  7. И.П.-  Стойка  ноги   врозь,  палка  горизонтально  внизу. Наклон  вперед (небольшой),  палка  вверх.

Лежа  на  животе.

  1. « Крылышки».  Руки  к  плечам ладонями – вперед; поднять плечи  и  голову  вверх,  держать  три  счета,  на  четыре  -И.П.
  2. Поочередно  поднять  одну  ногу  назад (невысоко)
  3. Имитация  движений  ног  при  плавании  кролем.
  4. Руки  в  стороны. Поднять  руки,  плечи  и голову м(невысоко0. Держать  три-четыре  счета,  сжимая  и разжимая  пальцы  рук.
  5. Согнуть  обе  ноги  назад,  поднять ноги,  держать  один  счет  и  опустить.
  6. Имитация движения  рук  при  плавании  брассом.

Лежа  на  животе.

  1. Носки  на  себя,  посмотреть,  держать  три  счета.
  2. Ноги  согнуть  и поставить  ближе  к  тазу,  поднять  туловище,  держать « мост»  не  прогибаясь.  
  3. Руки  под  голову.  Поднять  обе  ноги( невысоко),  развести,  соединить и  положить  в  И.П.
  4. И.П. Руки  вдоль   туловища  ладонями  вверх. Раз  Опираясь   на  руки,  прогнуться.  Два – прижать  поясничный  отдел  позвоночника.
  5.  И.П.  Руки  в  стороны  ладонями  вниз.  Раз-два-три- поднять правую  согнутую  ногу  в  колене и  прямую левую,  держать. Четыре- И.П. То же,  согнув  левую.
  6. Подышать  животом.
  7. Сесть  по – турецки.,  руки  «в  замок»  вверх. .  встать  без  помощи  рук.  Проверить  осанку  у  гимнастической  стенки.                

ПРОФИЛАКТИКА  НАРУШЕНИЙ  ОСАНКИ.  Комплекс  № 3

И.П.   СТОЯ  У  СТЕНЫ

Проверка осанки  ( пятки вместе носки врозь, ягодицы, лопатки у стенки)

И.П. то же. Потянуться  на  носках и руки  вверх  5  раз

  1. И.П. то же . От стенки шаг  вперед назад. Проверка  осанки  со  стоп. 3 раза
  2. И.П. то же.  Скольжением  присесть,  руки  вперед. Встать  5 раз
  3. И.П. то же . От стенки шаг  вперед назад. Проверка  осанки  со  стоп. 3 раза
  4. И.П. то же. Потянуться  на  носках  , руки  вверх . Скольжением  присесть,  руки  вперед. Вернуться  в И.П. 5 раз
  5. И.П. то же . От стенки шаг  вперед назад. Проверка  осанки  со  стоп. 3 раза

УПРАЖНЕНИЯ  В  ХОДЬБЕ  С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ  ПАЛКОЙ

  1. Ходьба  на носках  по кругу, палка  на  лопатках  1-2  круга
  2. Обычный  шаг- палка  перед  грудью
  3. Ходьба  на наружном своде  стопы палка  на  лопатках 1-2 круга
  4. Обычный  шаг- палка вперед-вверх-на лопатки   и  наоборот
  5. Ходьба высоко,поднимая бедро. Палка  перед  собой
  6. Обычный  шаг. Палка  вверх  со  вдохом- вниз – выдох

        И.П. ЛЕЖА  НА  ЖИВОТЕ

      12.  Палка  в  руках. Поднять  вверх  торс,  удерживать  до 8  счетов

      13.  Поднять вверх  ноги . Удерживать  до  8

      14.   « Крылышки» Удерживать  до  8

      15. Дыхательное упражнение 3-4 р

      16. 1- поднять  ноги  вверх,  2-  развести  в  стороны,   3- свести,  4 опустить  вниз

      17  Пружинистые  движения  голенями  на  8  счетов  с макс. амплитудой

      18   Морская  звезда  на  животе. Удерживать  до  8  счетов.

      19.  Руки  вперед  с  палкой,   ноги  вверх.  Удерживать  до  8  счетов.

            Вытяжение

      21. Руки  брасс, ноги- кроль          

ПРОФИЛАКТИКА  НАРУШЕНИЙ  ОСАНКИ.  Комплекс  № 4

И.П. ЛЕЖА  НА  СПИНЕ

22.  1- Скользя   согнуть  ноги  в  коленях ;    2– поднять  ноги  вверх;  3-согнуть  ноги;   4 – скользя  положить  вниз

23. Опора  на  локтях – таз наверх.  Удерживать  до  8  счетов

24. Дыхательное  упражнение

25. Руки  под голову – велосипед

26. Опора  на кистях – туловище  вверх. Удерживать до 8 счетов.

27. Лежа на спине, ноги разведены и согнуты в коленях. Пружинистые наклоны вперед.

28. Лежа на спине.  Отрывать  от пола  грудной отдел позвоночника.   Удерживать до 8 счетов.

Вытяжение

29. Лежа на  спине.  Отрывать от пола таз. Удерживать до 8 счетов.

30. Ножницы

Поднять руки и ноги одновременно, удерживать до 8 счетов ( морская звезда)

И.П. ЛЕЖА  НА  ЖИВОТЕ

31. 1- Руки вверх;  2 – руки  вниз;  3- ноги – вверх; 4 – ноги  вниз

32.  Ноги  согнуты  в  коленях,  стопы  II  полу. Отрывать бедра  вверх  попеременно  на  8  счетов

 33  Кариатида

 34. Руки на поясе. Поднимать торс. Удерживать до 8 счетов

  35 . Отжимание

 36  Брасс руками,  ноги лежат на полу

  37.  Руки  вдоль туловища. Поднять прямые ноги, удерживать  на 8 счетов

 38.   Брасс руками,  ноги – кролем.

   39  «Рыбка» - удерживать до 8 счетов или  кто дольше

И.П. ЛЕЖА  НА  СПИНЕ С ГИМНАСТ. ПАЛКОЙ

40  Сесть  на 4 счета -  палка   вверх. На 4 лечь – палка  вверх

41. Сесть  по - турецки.  Палка на лопатках.

42. Лежа,   пр рука на груди, левая – на  животе. Вдох  выдох.

43 . Сесть,  потянуться к носкам, палка  вперед

И.П.  СТОЯ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

44. Поднять правую  руку и левую ногу. Удерживать до 8 счетов. Поменять руку и ногу.

И. П. СТОЯ  НА КОЛЕНЯХ

45. Руки на поясе,  наклон  прямой спины назад

И.П. СТОЯ

46. Пружинистые  наклоны вперед,  не  сгибая колени.

 47 Наклон  вперед, руками шагать до упора  лежа. Обратно до И.П.

И.П. СТОЯ  C  МЕШОЧКОМ ПЕСКА НА ГОЛОВЕ

48. Стоя перед зеркалом,  свободное дыхание

49. Потянуться  на  носках с мешочком руки  вверх – Проверка осанки

50. Руки по швам – вверх-крылышки- и.п.

И.П. ХОДЬБА С МЕШОЧКОМ  ПО  ЗАЛУ

51. Руки  вперед – вверх- в стороны – по швам

52. Ходьба на наружном  своде стопы, руки на поясе. Проверка осанки

53. Руки согнуты к плечам,  круговые предплечья

54. Обычный шаг  , руки вверх – вдох, вниз - выдох

ПРОФИЛАКТИКА  ПЛОСКОСТОПИЯ.  Комплекс  № 1

Ходьба:

на   носках;    на  наружных  сводах  стоп;   на  носках  с  полусогнутыми  коленями;  на  носках  с  высоким  подниманием    коленей;  по  наклонной   поверхности  ( вверх   и  вниз)  .

  Исходное положение:  стоя,  стопы  параллельно  друг  другу   на      ширине   ступни, руки  на поясе:  

1   . а)  Подняться  на  носки  и  опустится  на  всю  стопу;  

      б) поочередно  отрывать  от  пола  пятки.

2.    а) Приподнять  пальцы  стоп ( встать  на  пятки),  опуститься  на  всю  стопу;

          б)  поочередно  поднимать  пальцы  левой  и  правой  ног.

3.  Перекатывание  с  пяток  на  носки и  обратно.

4. Перенести  центр тяжести  на  наружные  края  стоп; вернуться  в ИП

5. Полуприседания  и  приседания  на  носках: а)  руки в  стороны  б) руки  вверх  в) руки  вперед.

Исходное  положение: сидя  на гимнастической  скамейке  или  на  коврике,  ноги  согнуты  в  коленях,  стопы  параллельно  друг  другу:

  1. Оттягивать  носки  стоп  на  себя (поочередно  и  одновременно) и  одновременно  поворачивая  их  кнутри.
  2. Отрывать от  опоры  пятки (поочередно  и  одновременно),  при  этом  носки  ног  касаются  опоры.
  3.  Ноги  согнуты в коленях,  колени  и  бедра разведены,  стопы  соприкасаются  друг  с  другом  подошвами. Разводить  и  сводить  пятки  с  упором  на  пальцы  ног ( « хлопать»  пятками).
  4.  Делать  скользящие  движения  стопой  одной  ноги  по  голени  другой,  охватывая  ее.

ПРОФИЛАКТИКА  ПЛОСКОСТОПИЯ.  Комплекс  № 2

Сидя  на  стуле ( без  предметов)

  1. Нога  закинута  на  колено  другой  ноги. Выполнить  вращение  стопой  от  наружного  края  стопы  к  внутреннему  краю. То  же  другой  ногой.
  2. Раздвигать  и  сдвигать  пальцы  стоп.
  3.  Ноги  на  полу.  Выполнить  движения,  похожие  на  движения  гусеницы  стопой  вперед  и  назад ( каждой  ногой  отдельно, а  затем  одновременно  двумя  ступнями).

Сидя  на  полу (  с  предметами)

  1. И.П. – сед  согнув  ноги,   под  стопы  положить  гимнастическую  палку. Поднимать  таз,  при  этом  катать  стопами  палку  вперед  и  назад.
  2. Захватывать  пальцами  ног  разные  предметы ( карандаш,  мячик  для  настольного  тенниса).
  3. Надеть  носки  без  помощи  рук,  захватывая  носок пальцами  обеих ног.

Стоя  и  в  передвижении ( с предметами).

  1.  « Ходьба  на  лыжах. Упражнение  выполняется  на  параллельно  положенных  гимнастических  палках. Стремиться,  чтобы  стопы  не  соскальзывали  с  палок.
  2. 2. Ходьба  по  гимнастической  палке  вперед  и  назад.
  3. Захватывать  пальцами  ног  мячики  для  настольного  тенниса.

Стоя  и  в  передвижении.

  1.  Подняться  высоко  вверх  на  пальцах  одной  и  двух  ног.
  2. Приподнимать  и  опускать  внутренние  и  внешние  края  стопы.
  3. Ходьба  на  внешней  сторон  стопы.

ПРОФИЛАКТИКА  ПЛОСКОСТОПИЯ.  Комплекс  № 3

Упражнения лежа

1. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активное разведение пяток с возвращением в исходное положение.

2. И. п. — лежа на спине, поочередное оттягивание носков с одновременным супинированием.

3. То же, но оттягивание носков одновременно.

4. И. п. — лежа на спине, ноги врозь. Скользящее движение стопой правой ноги по голени левой ноги (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень). То же другой ногой.

5. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы упираются в пол. Поочередное отрывание пяток от пола. Одновременное отрывание пяток от пола (передний отдел стопы касается пола).

6. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются друг друга подошвенными поверхностями. Отведение пяток, не отделяя друг от друга передние отделы стоп.

7. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты, одна нога на колене другой ноги. Круговые движения стопы наружу и внутрь. То же другой ногой.

. Упражнения сидя

\. И. п.—сидя на гимнастической скамейке продольно или на полу, руки на пояс, стопы параллельно на расстоянии ладони. Приподнять носки (на себя), исходное    положение.

2. И. п. — тоже. Приподнять пятки (носки на полу), исходное положение.

3. И. п. — тоже. Приподнять пятку правой (левой) ноги и носок левой (правой), исходное положение. То же другой ногой.

4. И. п. — сидя на скамейке продольно, стопы параллельно на ширину ладони. Сведение носков до соприкосновения пальцами и разведение их (пятки от пола не отрывать) .

5. И. п. — сидя на скамейке продольно, ноги прямые. Сгибание и разгибание стопы.

6. И. п. — сидя на скамейке продольно, правая нога на колене левой. Круговые движения стопы наружу и внутрь. То же другой ногой.

7. И. п. — сидя на скамейке продольно, ноги согнуты.Сгибание и разгибание пальцев.

8. И. п. — сед на полу, ноги скрестно, кисти упираются в пол на уровне стопы. Попытка встать с опорой на тыльную поверхность стоп и с наклоном туловища вперед.

9. И. п. — сед на полу без тапочек, колени подтянуты.  Захватить пальцами ног скомканную бумажку и переложить ее влево, затем вправо.

   10. И. п. — то  же.  Захватить  пальцами  гимнастическую палку ( булаву)

   11.  – то  же. Под каждой  стопой  маленький мяч. Поворот стоп  внутрь, прижать  оба мяча  друг к другу.

ПРОФИЛАКТИКА  ПЛОСКОСТОПИЯ.  Комплекс  № 4

1. И. п. — стоя, стопы параллельно, на ширину ладони, руки на пояс. Подъем на носки, исходное положение.

2. То же, но опора на пятки (носки вверх).

3. И. п.—то же. Перекат с пяток на носки и обратно.

4. И. п. — то же. Подъем на носок левой ноги и одновременно на пятку правой, поменять положение ног, исходное положение.

5. И. п. — то же. Переход в положение стоя на наружных краях стопы, исходное положение.

6. И. т. — то же, но пятки врозь. Полуприседы и приседы на носках, руки вперед, в стороны, на пояс.

7. И. п. — основная стойка, стопы параллельно, руки на пояс. Полуприсед с одновременной «передачей» веса тела иа наружные края стоп.

Упражнения во время ходьбы

1. Ходьба на наружных краях стоп, носки вместе, пятки врозь.

2. Ходьба с поворотом стоп внутрь.

3. Ходьба с поворотом стоп внутрь, с подниманием на носок каждой ноги.

4. Ходьба на носках «крадучись» (ноги полусогнуты в коленях). То же во время бега на носках.

5. Ходьба «на носках (стопы параллельно).

6. Ходьба на носках по наклонной плоскости спиной вперед.

7. Ходьба на носках по наклонной плоскости вверх и вниз.

8. И. п. — основная стойка, руки на пояс. Передвижение стоп вперед и назад с помощью пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инклюзивное образование: стратегии успешного включения в образовательный процесс уч-ся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (из опыта работы)»

Теоретические основы инклюзивного образования, пути его развития в конкретно взятом образовательном учреждении....

Оценка восприятия педагога и отношение к школьной ситуации у учащихся начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье приведены сведения о дефектологах, психологах и педагогах, изучающих восприятие педагога и оценку школьной ситуации в аспекте различных отраслей специальной психологии. Далее приведен сравнит...

Особенности восприятия педагога учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме восприятия педагога учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы  психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной ...

Особенности восприятия школьной ситуации учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по оценке школьной ситуации учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной проблемы (...

для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 3.2.

Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направлен...

Методическая разработка комплексов упражнений для детей с тяжелыми и множественными нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе специальных пластических тренингов и гимнастики.

Обучение в МБОУ "Школа-интернат № 4 г. Челябинска" имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восст...