Рабочая программа по физической культуре для 1 класса
рабочая программа по физкультуре (1 класс)

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 класса 2016 года составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, примерной Программы начального общего образования по физической культуре и рабочей программы по физической культуре к учебнику 1-4 класса автора Лях В.И. Физкультура:1-4 кл. – М.: Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp-fizkultura-1_-_kopiya.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 класса 2016 года составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, примерной Программы начального общего образования по физической культуре и рабочей программы по физической культуре к учебнику 1-4 класса автора Лях В.И. Физкультура:1-4 кл. – М.: Просвещение, 2011.

Основные цели и задачи изучения физической культуры в начальной школе:

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

• овладение школой движений;

• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;

• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Общая характеристика курса.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

• требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;

• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

• Законе «Об образовании»;

• Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;

• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;

• примерной программе начального общего образования;

• приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.

Программа содержит:

— пояснительную записку;

— основные цели и задачи, изучения физической культуры в основной школе;

— технологии, используемые в обучении;

— основные формы и виды контроля знаний;

— личностные, предметные, метапредметные результаты;

 содержание тем учебного курса;

 распределение учебных часов по разделам программы;

 календарно-тематическое планирование;

— график контрольных работ;

— учебно-методическое обеспечение.

Место учебного предмета физическая культура в учебном плане.

Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч в неделю (всего 405 ч): в 1 классе — 99 ч, во 2 классе — 102 ч, в 3 классе— 102 ч, в 4 классе— 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Рабочая программа рассчитана на 405 ч на четыре года обучения (по 3 ч в неделю).

Технологии, используемые в обучении:

Для получения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения используются разнообразные формы, средства, методы, способы и приемы обучения, которые составляют инструментарий педагогического процесса. Наиболее эффективные образовательные технологии: Для получения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения используются разнообразные формы, средства, методы, способы и приемы обучения, которые составляют инструментарий педагогического процесса.

Наиболее эффективные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология личностно-ориентированного подхода в обучении, технология игрового моделирования, проектная деятельность.

Основные формы и виды контроля знаний:

Формы:

—устно;

— письменно.

Вид:

текущий

Личностные, предметные, метапредметные результаты:

Личностные результаты

• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

• формирование уважительного отношения к культуре других народов;

• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Содержание курса.

Знания о физической культуре.

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности.

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.

Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.

Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.

Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр.

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Распределение учебных часов по разделам программы

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала при трехразовых занятиях в неделю в 1-4 классе.

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

1

2

3

4

1

Базовая часть

80

78

78

78

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Подвижные игры

20

18

18

18

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

17

18

18

18

1.4

Легкоатлетические упражнения

22

21

21

21

1.5

Кроссовая подготовка

21

21

21

21

2

Вариативная часть

19

24

24

24

2.1

Подвижные игры c элементами баскетбола

19

24

24

24

ИТОГО:

99

102

102

102

3. График контрольных работ

№ п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

4. Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

Лях В.И. Физкультура:1-4 кл. – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная литература

«Справочник учителя физической культуры», П.А. Киселев, С.Б. Киселева; -Волгоград: «Учитель»,2008.

3. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И. Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.

4. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю. Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.

5. «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю. Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.

6. «Дружить со спортом и игрой», Г.П. Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.

7. «Физкультура в начальной школе», Г.П. Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005

Образовательные электронные ресурсы


Тематическое планирование в 1 классе по предмету “Физическая культура”

урока

Название раздела, темы урока

Количество

часов

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

14

Инструктаж по Т. Б.

Обучение разновидность бега и ходьбы

 п  / и «Салки»

1

Обучение бегу с измен. направления с коротким, средним и длинным шагом,  п / и «Хитрая лиса». Влияние Ф. К на состояние здоровья человека.

1

Развитие координационных способностей ОРУ Беговые упражнения

П/и с применением бег.

упражнений.

1

Обучение бегу с преодолением препятствий. Челночный бег 3 х 10 м. (КН) п / и «мышеловка»

1

Обучение бегу с передачей эстафетной палочки п / и «заяц без дома» «значение  У. Г. Г.» беседа

1

Закрепление навыка передачи эстафетной палочки, круговая эстафета

1

Обучение медленному бегу с ускорениями по 10 – 15 м в соревновательном варианте п / и «третий лишний»

1

Развитие быстроты Бег 30м (КН)  п/и «День и ночь»

1

Развитие выносливости, высокий старт, бег 3-4 мин. п / и «Салки»

1

Развитие выносливости .бег 500 м. (К.Н) п / и

«Салки с мячом»

1

Развитие прыгучести .ловкости. координации движений п\и «Попрыгунчики –воробушки».

1

Развитие скоростно - силовых качеств Прыжок в дл. с места (К.Н) п\и «Кузнечики»

1

Метание меча на дальность п\и «Точный расчет»

1

Метание мяча на дальность (КН)

п\и «Метко в цель»

1

РУССКАЯ ЛАПТА (по упрощенным правилам)

7

Т/Б, правила игры в русскую дапту, перебежки, осаливание, удары по мячу

1

Учебная игра: русская лапта. Правила игры.

1

Учебная игра : русская лапта. Правила т/б.

1

   18-21.

Учебная игра: русская лапта с применением осн. элементов

4

ГИМНАСТИКА

6

Инструктаж по Т.Б. Обучение построения в 1 шеренгу ОРУ без предметов

1

Обучение построению в 1 колонну команды "Шагом марш", "Класс, стой" ОРУ и п/и со скакалками

1

Обучение передвижения по кругу "противоходом", "змейкой", "по диагонали". Размыкан. на вытянутые руки.ОРУ и  п/и со скакалками

1

Умение ориентироваться в пространстве. Обучение перестроению в движении 1 колонну, 2 колонны, 3 колонны. Прыжки на скакалке (КН)

1

Конкурсы с упражнениями в равновесии п/и "Аисты", "Белые медведи"

1

Эстафеты с предметами. П/и по желанию учащихся.

1

ГИМНАСТИКА

16

Правила поведения т/б при занятиях гимнастикой ОРУ на месте строев. приемы

1

Строевые приемы на месте ОРУ с набивными мячами п/и «Запрещенное движение»

1

Строевые приемы в движении. Бросок набивного мяча (КН) п/и «Отгадай чей голос»

1

Обучение перестроения 1 ш. – в 2 ш., 2 ш. – в 1 ш. расчет по порядку. ОРУ в парах. Развитие силовых способностей  п/и «Что изменилось»

1

Расчет на1,2; 1,2,3. перестроение на месте ОРУ с обручами. Эстафеты с обручем. Поднимание туловища из положения лежа (КН)

1

Развитие гибкости, комплекс ОРУ у гимнастической стенки.

1

Закрепление навыка правильной осанки. Развитие гибкости наклон вперед из положения сидя (КН)

1

Прикладная гимнастика обучение лазанью по гимнастической стенке, скамейке различными способами

1

Обучение лазанью по гимнастической скамейке, стенке различными способами

1

Обучение кувырку вперед, группировки п/и «колобки»

1

Обучение кувырку назад, эстафеты с акробатическими элементами

1

Обучение стойки на лопатках, закрепление навыков кувырков вперед, назад

1

. Обучение мостику из положений: лежа, стоя Закрепление навыков кувырков, стойки на лопатках.

1

Выполнение акробатической комбинации

1

Влияние гим. упр. на организм ребенка. Упр. в висах и упорах п/и "Волк во рву"

1

Подтягивание в висе на выс. перекладине (м.), на низ. перекладине (д.) – КН. П/и по желанию учащихся

1

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

5

  1.  

Т/б на занятиях подвижными играми.

П/и с элементами волейбола

1

   45-46.

П/и с элементами волейбола.

Эстафеты с мячами.

2

П/и с элементами баскетбола.

Эстафеты с мячами.

1

П/И эстафеты по желанию учащихся

1

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

13

Т.Б. и правила поведения на занятиях лыжной подготовкой.

Передвижения на лыжах. Игра «Слалом на санках»

1

   50-51.

Попеременный двухшажный ход. Игра «Проехать через ворота»

2

Стойка лыжника. Игра «Подними предмет»

1

   53-54.

Спуски в основной стойке. Игра «Спуск с поворотом»

2

   55-56.

Подъѐм лесенкой. Игра « Кто быстрее взойдѐт на горку»

2

   57-58.

Торможение плугом. Игра «Кто дальше скатится с горки»

2

Передвижения на лыжах. Игра «Слалом на санках».

1

Эстафеты на лыжах

1

Игры на лыжах

1

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

14

Т/б на занятиях подвижными играми.

Особенности закаливания в  зимний  период п/и на свежем воздухе

1

П/и на улице «Башни»

1

П/и на улице «Бег по следам»

1

П/и на улице «Белые медведи»

1

П/и на улице «Броски снежков»

1

П/и на улице «Быстрые и меткие»

1

П/и на улице «Взятие крепости»

1

   69-71.

П/и с элементами волейбола.

Эстафеты с мячами.

3

   72-74.

П/и с элементами баскетбола.

Эстафеты с мячами.

3

П/и эстафеты по желанию учащихся

1

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

14

Инструктаж по Т. Б.

Обучение разновидность бега и ходьбы

 п  / и «Салки»

1

Обучение бегу с измен. направления с коротким, средним и длинным шагом,  п / и «Хитрая лиса». Влияние Ф. К на состояние здоровья человека.

1

Развитие координационных способностей ОРУ Беговые упражнения

П/и с применением бег.

упражнений.

1

Обучение бегу с преодолением препятствий. Челночный бег 3 х 10 м. (КН) п / и «мышеловка»

1

Обучение бегу с передачей эстафетной палочки п / и «заяц без дома» «значение  У. Г. Г.» беседа

1

Закрепление навыка передачи эстафетной палочки, круговая эстафета

1

Обучение медленному бегу с ускорениями по 10 – 15 м в соревновательном варианте п / и «третий лишний»

1

Развитие быстроты Бег 30м (КН)  п/и «День и ночь»

1

Развитие выносливости, высокий старт, бег 3-4 мин. п / и «Салки»

1

Развитие выносливости .бег 500 м. (К.Н) п / и

«Салки с мячом»

1

Развитие прыгучести .ловкости. координации движений п\и «Попрыгунчики –воробушки».

1

Развитие скоростно - силовых качеств Прыжок в дл. с места (К.Н) п\и «Кузнечики»

1

Метание меча на дальность п\и «Точный расчет»

1

Метание мяча на дальность (КН)

п\и «Метко в цель»

1

РУССКАЯ ЛАПТА (по упрощенным правилам)

7

Т/Б, правила игры в русскую дапту, перебежки, осаливание, удары по мячу

1

Учебная игра: русская лапта. Правила игры.

1

Учебная игра  русская лапта. Правила т/б.

1

   93-96.

Учебная игра: русская лапта с применением осн. элементов

4

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

3

Подвижные игры (3 ч.) Т.Б. на занятиях подвижными играми

П/и c элементами футбола

1

Учебная игра: футбол с применением осн. элементов

1

Игры по желанию учащихся. Первая помощь при солнечном ударе

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе В.И. Лях

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса по программа В.И. Лях....

Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая программа по физической культуре 4 класс на основе авторской программы В.И.Ляха

Рабочая программа по физической культуре 4 класс на основе программы В.И.Ляха...

Рабочая программа по физической культуре 3 класс Программа Школа России

Рабочая программа по физической культуре 3 класс  Программа Школа России состоит из пояснительной записки и тематического планирования....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе "Перспектива"

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе "Перспектива"...

Рабочая программа по физической культуре 3 класс. программа "Школа России"

Рабочая программа по физической культуре 3 класс.  программа "Школа России"...