Роль здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
статья по физкультуре
Роль здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из задач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить своих детей здоровыми и счастливыми, будучи им достойным примером. Конечно, работа учителя физической культуры обладает определённой спецификой.
Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Деятельность учителя в реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и их семьи в целом.
Забота о здоровье учащихся должна являться одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физкультуры.
Прежде всего необходимо определить для себя понятие «здоровьесберегающие технологии».
К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучение на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционального благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребенку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочное время и в дальнейшей жизни.
При планировании и проведении урока необходимо опираться на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- Рациональная плотность урока;
- Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- Оптимальное сочетание различных видов деятельности;
- Выбор методов и приемов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
- Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
- Включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
- Целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.
При проведении урока, необходимо ориентироваться на принципы здоровьесберегающего урока, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья:
- Принцип двигательной активности;
- Принцип оздоровительного режима
- Принцип формирования правильной осанки, навыков правильного дыхания, и т.д.;
- Принцип реализации эффективного закаливания;
- Принцип психологической комфортности;
- Принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка.
Для реализации данных принципов используются следующие педагогические методы и приемы обучения:
- Повышение двигательной активности детей.
- Эмоциональный климат урока. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача учителя - помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
- Музыкальное сопровождение. Музыка может использоваться как оформление фона урока и как сопровождение отдельных его компонентов.
Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.
Контрольные испытания, задания, тесты и т. д. должны лишь давать исходную и текущую информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и покажет следующее тестирование. Если этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Важно, чтобы при этом учащийся не сравнивал себя с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивал себя с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь быть лучше, чем сегодня. Но для этого, задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоении знаний и умений с некоторыми средними значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый не испытывает стремления к нему.
В сегодняшнем мире есть две проблемы: здоровье планеты и здоровье человечества, живущего на ней, а потому его настоящее, и будущее зависит от решения этих проблем уже в школе. Роль семьи и компетентного учителя, способного заинтересовать, увлечь и повести за собой, огромна. Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, оно должно решать эту проблему на всех уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе
Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....
Система применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование ги...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-285997-1409766842.jpg)
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
«Подвижные игры как средство оздоровления и физическогосовершенствования младших школьников»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372354-1387791931.jpg)
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/06/picture-357001-1578324063.jpg)
"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
В статье раскрываются особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-622324-1428862837.jpg)
Доклад на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие тех...