Роль здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Евгений Игоревич Зайцев

Роль здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Роль здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из задач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить своих детей здоровыми и счастливыми, будучи им достойным примером. Конечно, работа учителя физической культуры обладает определённой спецификой.

Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Деятельность учителя в реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и их семьи в целом.

Забота о здоровье учащихся должна являться одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физкультуры.

Прежде всего необходимо определить для себя понятие «здоровьесберегающие технологии».

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии,  которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучение на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционального благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребенку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочное время и в дальнейшей жизни.

При планировании и проведении урока необходимо опираться на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • Рациональная плотность урока;
  • Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
  • Оптимальное сочетание различных видов деятельности;
  • Выбор методов и приемов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  • Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
  • Включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
  • Целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

При проведении урока, необходимо ориентироваться на принципы здоровьесберегающего урока, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья:

  • Принцип двигательной активности;
  • Принцип оздоровительного режима
  • Принцип формирования правильной осанки, навыков правильного дыхания, и т.д.;
  • Принцип реализации эффективного закаливания;
  • Принцип психологической комфортности;
  • Принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка.

Для реализации данных принципов используются следующие педагогические методы и приемы обучения:

  1. Повышение двигательной активности детей.
  2. Эмоциональный климат урока. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача учителя - помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
  3. Музыкальное сопровождение. Музыка может использоваться как оформление фона урока и как сопровождение отдельных его компонентов.

Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Контрольные испытания, задания, тесты и т. д. должны лишь давать исходную и текущую информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и покажет следующее тестирование. Если этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Важно, чтобы при этом учащийся не сравнивал себя с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивал себя с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь быть лучше, чем сегодня. Но для этого, задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоении знаний и умений с некоторыми средними значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый не испытывает стремления к нему.

В сегодняшнем мире есть две проблемы: здоровье планеты и здоровье человечества, живущего на ней, а потому его настоящее, и будущее зависит от решения этих проблем уже в школе. Роль семьи и компетентного учителя, способного заинтересовать, увлечь и повести за собой, огромна. Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, оно должно решать эту проблему на всех уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе

Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....

Система применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование ги...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

«Подвижные игры как средство оздоровления и физическогосовершенствования младших школьников»...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры....

"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

В статье раскрываются особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры....

Доклад на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Выступление на педагогическом совете.  Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие тех...