Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
учебно-методический материал по физкультуре

Н.А. Бернштейн.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Включение детей с тяжелой умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. Особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития детей данной категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение
  • Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики
  • Методические рекомендации
  • Упражнения и игры для развития мелкой моторики для детей с умственной отсталостью
  • Литература

Введение

Представление о том, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Н.А. Бернштейн.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Включение детей с тяжелой умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. Особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития детей данной категории. У детей затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев, их точность и темп нарушены, что значительно сковывает действия учащихся в процессе обучения. Для любого ребенка важно развивать мелкую моторику рук, тем более это актуально для ребенка с тяжелой умственной отсталостью, для которого развитие общей и мелкой моторики может стать основным направлением компенсирующего обучения. Актуальность проблемы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Следствием органического поражения головного мозга является дефицит в развитии сложно-координированных графических движений руки, что значительно затрудняет овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями, а также при выполнении бытовых манипуляторных действий.

Известно, что мускульная работа в процессе целенаправленной деятельности влечет за собой функциональные изменения мышечных клеток, повышая их работоспособность. Интенсивная деятельность клеток приводит к их делению. Работающие мышцы являются источником крупных функциональных изменений во всем организме. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе одно из первостепенных значений. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.

Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в головной мозг дополнительную энергию, способствующую его формированию.

М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится сделать руками, тем он умнее и изобретательнее.

О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н.э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.

Интересен онтогенез развития действия рук ребенка. И.М.Сеченов был одним из первых ученых, подвергший критике теорию наследственной предопределенности развития движения руки ребёнка как результат созревания определенных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Действия с предметами стимулируют развитие мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления, обогащают знания детей о собственном теле. Ощущение ребенком результата своей деятельности формирует стойкий интерес к занятиям, повышает мотивацию к обучению.

Развитие мелкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, формирует положительное эмоциональное состояние, воспитывает уверенность в себе. Применение специальных упражнений, игр, заданий дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и познавательной деятельности детей.

Методические рекомендации

Для оптимального развития мелкой моторики в процессе обучения необходимо методически грамотно организовать уроки, подбирая дидактический и демонстрационный материал.

Каждый урок рекомендуется начинать с элементов самомассажа (или массажа) кисти и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания. Включение массажа влияет на характер взаимодействия педагога с ребенком, т.к. ребенок остро нуждается в «принятии» со стороны взрослого.

Все задания и упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

На результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных пособий и атрибутов, использование игровых моментов (например, сказочные персонажи и др.) и соревновательных элементов.

Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру, сначала проиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами.

Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому важно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

Если у ребенка нет настроения, лучше отложить упражнение до более подходящего момента.

Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно, так как объем внимания у него ограничен, и сложная задача может отбить интерес.

Старайтесь не замечать, если ребенок поначалу делает что-то неправильно, хвалите его за успехи.

Не пытайтесь все сделать за ребенка сами, умение придет со временем.

Проводите упражнения регулярно, систематически.

Учитывайте индивидуальные способности ребенка, его возможности, настроение.

Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызвать переутомления.

Комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий.

Разговаривайте ровным, спокойным, доброжелательным тоном, с педагогическим тактом, создавая атмосферу творчества и взаимного понимания.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики для детей с умственной отсталостью

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук, применяемый на уроках, можно разделить на три составляющие:

  • пальчиковая гимнастика;
  • отработка элементарных графических навыков, работа в тетрадях, прописях;
  • упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики рук являются пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в течение 5 мин в начале каждого урока и в его середине в форме физкультминутки. Большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, развитию согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки.

Пальчиковая гимнастика включает:

а) упражнения на отработку силы пальцев и кистей рук;

б) упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции;

в) упражнения с ритмом (выполнение упражнений с пальцами под счет, под хлопки, отстукивание, топот, под музыкальные инструменты).

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.   Инсценировать можно отдельные эпизоды, наблюдения из жизни, воспоминания, эпизоды из сказок. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Развитие графических навыков - важный раздел коррекционной работы по подготовке руки к письму. Его задачей является подготовка кисти и пальцев рук учащихся для практической работы в тетрадях. Многолетняя практика показывает, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Штриховка – развитие мускульной памяти. Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Чтобы привлечь внимание ребенка к выполнению штриховки можно предлагать задания в виде игры (например, помоги зайчику спрятаться от лисы).

Включать упражнения на развитие графических движений (штриховка, дорисовка, обведение рисунка по контуру, раскрашивание и др.) можно на каждом уроке. Для этой цели можно активно использовать прописи, тематические раскраски, всевозможные трафареты.

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов – уникальное средство для развития мелкой моторики.

Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: логический сортер, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, счетные палочки, строительные наборы. Огромное значение имеют настольно-печатные игры: лото, парные картинки, домино. Во время игр у детей развиваются творческие способности, воображение, координация движений рук. С их помощью дети учатся ориентироваться на плоскости, закрепляют знание основных геометрических фигур, запоминают цифры и буквы.

Для координации движений пальцев рук можно использовать игры с нестандартным оборудованием - пластилином, прищепками, камешками, бусами, крупами, горошинами, пуговицами. Такие игры очень увлекательны, они способствуют развитию творческой активности, мышления. Не традиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение. Главная цель таких игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Интересны и увлекательны приемы ниткописи и бисерографии. Ниткопись - это выкладывание ниток по контуру различных предметов, нанесенных на бархатную бумагу. Нитка хорошо прикрепляется к бумаге и легко от нее отделяется. Это позволяет ребенку исправлять свои ошибки, добиваясь хороших результатов. Бисерография – выкладывание нитки бисера по контуру изображения, выполненного пластилином. Этот прием развития моторики труден, но детям он очень нравится. Они с удовольствием работают с бусинками. Бисерография развивает щепоть руки ребёнка, качественно корригирует мышцы пальцев рук. С помощью этих приемов можно выкладывать цифры и буквы, геометрические фигуры.

Хорошие возможности для развития мелкой моторики дает использование методики «Покажи сказку руками» на уроках чтения и устной речи. Эта методика особенно важна при работе с неговорящими детьми, так как обеспечивает обратную связь, дает возможность учителю понять уровень усвоения ребенком материала.

Огромные возможности для развития мелкой моторики предоставляют уроки изо и занимательного труда. Создать изображение ребёнок может при условии, что он владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Дети, недостаточно хорошо владеющие движениями рук, плохо справляются с лепкой, рисованием, тем более с врезанием. Необходимо овладеть своими движениями, уметь действовать ловко, уверенно, достаточно быстро.

Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики имеет лепка. Замечено, чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. Для лепки можно использовать пластилин, глину, воск, соленое тесто. Очень важен пластилин, поскольку его необходимо предварительно разминать. Для этого нужны сила и терпение, которыми дети не обладают. Такая деятельность развивает силу пальцев, умение управлять ими. Идеально при выполнении каждого изделия подобрать подходящее по тематике стихотворение.

Широкий простор для развития мелкой моторики представляют различные виды мозаичной работы: мозаика, аппликации, коллажи.

Для мозаики можно использовать гальку, камни, крупы, пенопласт, яичную скорлупу, бисер, бумагу. Работа с этими материалами даст детям дополнительный опыт в обращении с бытовыми предметами.

Работа с ножницами прекрасная тренировка для детской руки на укрепление и развитие мелких мышц. Нужно познакомить ребенка с приемами резания бумаги: только кончиками ножниц и всей плоскостью лезвия. По ходу игр и занятий нужно научить ребенка по необходимости поворачивать изделие и менять угол наклона ножниц.

В настоящее время все большую популярность приобретает оригами. В процессе создания фигурок из бумаги у детей развивается глазомер, мелкая моторика пальцев, воображение.

При изготовлении поделок из проволоки у детей не только развивается мелкая моторика, но и укрепляется запястье.

Развитию мелкой моторики очень способствует рисование. Для рисования можно использовать различные трафареты всевозможных животных, птиц, геометрических фигур, разнообразных лекал с линиями. Хороший эффект дают игры, сопряженные с рисованием. Хорошим упражнением для развития четкости линий, координации движений является дорисовывание рисунков по клеточкам. Рисовать и раскрашивать желательно не красками или фломастерами, а цветными карандашами, которые требуют усилия руки.

Литература

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  2. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  3. Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Старшая группа Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.
  4. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. : Просвещение, 2009.
  5. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.
  6. Технология. Творчество. Личность. Материалы IX Международной научно-практической конференции (Курск, 10-12 ноября 2003г.) в 2-х частях. Ч.II. Курск: Изд-во Курского госуниверситета, 2003.
  7. Нефедова М.Г. "Дидактические игры по математике. 1 класс. Разрезные материалы. Методические рекомендации". АСТ, 2011.
  8. Узорова О. Н. Пальчиковые игры, М., 2006г
  9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973, –193 с.
  10. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1980, –152 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью

Слайд 2

Оглавление Введение Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Литература

Слайд 4

Введение «Представление о том, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов .» Н.А. Бернштейн.

Слайд 6

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Слайд 8

Работающие мышцы являются источником крупных функциональных изменений во всем организме. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе одно из первостепенных значений.

Слайд 10

Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в головной мозг дополнительную энергию, способствующую его формированию.

Слайд 11

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в течение 5 мин в начале каждого урока и в его середине в форме физкультминутки. Большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, развитию согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...

Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью на уроках через элементы ручного труда.

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Для каждого ребенка составляется инд...

Доклад: «Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста на уроках ручного труда»

       В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук...

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс

          Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...

Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В работе с детьми с умственной отсталостью я использую следующие методы и приемы развития мелкой моторики. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики – по традиционны...