Особенности развития физических качеств у школьников младших классов. Специфические особенности прыгучести
статья по физкультуре

Пояркова Лидия Викторовна

Статья на тему: особенности развития физических качеств у школьников младших классов. Специфические особенности прыгучести.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности развития физических качеств у школьников младших классов. Специфические особенности прыгучести»

Различные исследования специалистов демонстрируют то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на низком уровне, который не подходит современным требованиям физического воспитания в дошкольном учреждении. Вследствие этого проблема развития двигательных качеств очень актуальна и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Правильное решение задачи воспитания двигательных качеств дошкольников характеризуется использованием различных методических приёмов и средств на занятиях подвижными играми. Часто изменения в развитии двигательных качеств случаются уже в младшем школьном и дошкольном возрасте, поэтому важно проводить целенаправленное развитие определенных двигательных качеств у детей в эти возрастные периоды, так как в это время происходит их наиболее интенсивный возрастной рост и развитие. Но нужно помнить о том, что неосуществленные в определенном возрасте двигательные возможности организма индивида в дальнейшем трудней подвернуть значительным изменениям. А значит нужно уже в этом возрасте уделять большое внимание развитию двигательных качеств детей. Всесторонняя физическая подготовка ребенка младшего школьного возраста должна быть нацелена на достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости и ловкости.

Часто специалисты указывают, что совершенствование двигательных качеств – одна из важнейших задач физического воспитания ребенка в школе, и её решение должно проводиться комплексно с самого раннего возраста. При осуществлении двигательных действий всегда проявляется не одно, а целый комплекс качеств. Зачастую, даже трудно разделить, какое из качеств выступает главным при выполнении данного двигательного действия.

Известно, что совершенствовать двигательные качества школьника можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. Поэтому на уроках физической культуры школьники осваивают разные виды физических упражнений, которые развивают двигательные качества. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого действия в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества.

Одним из главных путей всестороннего развития двигательных качеств в рамках школы становится применение специальных упражнений и подвижных игр, с их помощью можно не только эффективно обучать детей разным двигательным навыкам, но и целенаправленно оказывать влияние на воспитание всех двигательных качеств школьника. Поэтому уже с младшего школьного возраста нужно уделять большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям.

Результаты различных исследований демонстрируют, что в рамках школы можно достичь значительного увеличения всех двигательных качеств у школьников путем увеличения на занятиях времени и объёма средств. Практика физического воспитания показывает, что успехи в развитии двигательных качеств у младших школьников пробуждает в них интерес к отработке различных упражнений, поэтому нужно как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. Поэтому очень эффективным средством комплексного развития двигательных качеств становятся подвижные игры, которые могут быть применены, как на уроках по физической культуре, так и во время занятия в других внеучебных формах.

В рамках современной методики физического воспитания есть разные мнения по поводу воспитанию двигательных качеств. И единого мнения по вопросу, какому из качеств нужно уделять больше внимание. Некоторые авторы отдают предпочтение развитию быстроты и скоростно-силовых качеств, объясняя это тем, что задания такого характера лучшим образом соответствуют возрастным особенностям детей.

Другие авторы говорят, что быстрее будут появляться новые результаты при комплексном воспитании основных физических качеств.

 Проведенный нами анализ научно-методической литературы, показывает, что уровень развития всех двигательных качеств является в комплексе основой общей физической подготовки.

Специфические особенности прыгучести. Специфическими особенностями прыгучести считаются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Объем усилий, прикладываемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это осуществимо лишь при их взрывном характере. Тесная взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого, но сильного отталкивания нужно проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, а это требует мощной концентрации волевых усилий. Поэтому, взрывная сила - это способность проявления её максимальной величины за наименьший отрезок времени. Быстрота движений, как составная часть прыгучести, обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, поэтому, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения, а значит сокращения и расслабления мышц. Помимо этого, важное значение имеет координация деятельности мышц – синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц-синергистов при ограниченной активности мышц-антагонистов конкретного сустава. Для проявления определенного уровня прыгучести важное значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие создает ритм движений. Одним из главных факторов развития прыгучести становится степень проявления физических и координационных качеств школьника. Известно, что на первых этапах тренировки уровень развития силы – важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы – одного из основных компонентов прыгучести.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития физических качеств у младших школьников

Установленно, что наибольший эффект в развитии физических качеств достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данно...

Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста

Эффективность системы школьного физического воспитания, как и физического воспитания в целом, во многом зависит от грамотного решения комплекса чисто методических вопросов, касающихся адекватной оценк...

мониторинга уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов

Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов   Алибекова М.И. –учитель физкультуры МБОУ СШ № 21 г. Нижневартовск...

Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов

Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов   Алибекова М.И. –учитель физкультуры МБОУ СШ № 21 г. Нижневартовск...

Подвижные игры, как один из способов развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Игра - является средством замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений ребенка. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необход...

Развитие физических качеств у школьников 7-12 лет через подвижные игры.

Развитие физических качеств у  школьников 7-12 лет через подвижные игры....