Роль физической культуры в начальной школе
статья по физкультуре (2 класс)

Важность физкультуры на организм ребенка, главная составляющая урока, виды и подходы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_fk_nachalka.docx360.81 КБ

Предварительный просмотр:

Роль физической культуры в начальной школе.

Сейчас многие родители стараются освободить детей от занятий физической культурой. А между тем, физкультура в школе нужна для того, чтобы дети имели возможность отдохнуть от умственной нагрузки путём выполнения физических упражнений. Учителями замечено, что дети после физкультуры в школе получают хорошее настроение и готовы к новым интеллектуальным свершениям.

Содержание:

Физическая культура в школе — что это такое?

Далеко не всем после окончания школы придётся ещё хоть раз вспомнить интегралы или химические формулы, в то время как регулярная, грамотно составленная программа физических нагрузок помогает человеку долгие годы оставаться здоровым и продуктивно работать. Образ жизни современных детей – малоподвижный, чаще всего свой досуг они проводят пассивно, а компанию им вместо спортивных снарядов составляют гаджеты.

А ведь именно регулярная двигательная активность детей и подростков определяет их физическое развитие, и не последнее место в этом занимает физкультура в школе. Чтобы обратить внимание школьников на этот предмет, важно вывести его преподавание на новый уровень, соответствующий потребностям современных детей и подростков.

Плюсы и минусы физ-ры

физкультура в школе  Нормальное физическое развитие растущего организма невозможно без полноценной и разнообразной двигательной активности ребёнка, лучше всего на свежем воздухе. Движение создает оптимальные условия для активизации кровообращения, притока кислорода ко всем органам, гармоничного развития всех систем подрастающего организма, способствует формированию психической и эмоциональной устойчивости.

Плюсы физкультуры в школе

Минусы физкультуры в школе

Улучшается коммуникация в классе за счёт командных игр.

В школе с одним спорт.залом становится травмаопасно вводить игры по уровню подготовленности.

Непринуждённая разминка для организма, которая полезна в любом возрасте.

Накапливающаяся усталость (особенно, если помимо физкультуры у ребёнка много дополнительных кружков-для спортивных детей, их 2процента из класса) ,для общей массы минуса в этом нет.

Тренировка выносливости, развитие физической формы.

Риск травматизма заключается лишь в нетрудоспособности ребенка, т.к. зачастую наблюдается, что дети  малоактивны, малоспортивны.


Систематические занятия физкультурой и регулярные сбалансированные физические нагрузки приносят исключительную пользу детскому и подростковому организму, приводя к активизации протекания обменных процессов и обеспечивая более продуктивную умственную работу.

Главная задача школьной программы – обучить школьников важности и необходимости самостоятельной организации занятий физической культурой для укрепления их здоровья, ведения здорового образа жизни и повышения функционального состояния организма.

Как проходят уроки физкультуры в школе?

Школьное занятие по физической культуре состоит из трёх основных частей:

Вводная часть (разминка)

Длится 5-10 минут и готовит организм ребёнка к дальнейшей нагрузке.

Главная задача – эмоционально подготовить учащихся, настроить и активировать их внимание. В этой части учитель озвучивает тематику занятия, дети выполняют простые упражнения для разогрева мышц.

Основная часть

Длится 25-30 минут.

Во время неё дети обучаются новым упражнениям, закрепляют двигательные и игровые навыки, тренируют разные мышечные группы, соревнуются в беге и прыжках, метают мяч, проводят эстафеты и играют в активные игры.

Заключительная часть

Составляет обычно не более 5 минут.

Главной её задачей является обеспечение постепенного перехода от высокой мышечной активности к умеренной, чтобы снять возбуждение от движения, при этом сохранив у детей бодрый настрой. Школьникам предлагаются спокойные игры и упражнения для приведения в норму пульса и сердцебиения ,упражнения на дыхание.

Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС

физическая культура в школе

В школах уроки физкультуры, разнообразные спортивные праздники и соревнования, секции и кружки, связанные со спортом, организуются согласно Федеральным государственным образовательным стандартам – ФГОС. Они предусматривают проведение образовательных уроков по физической культуре трёх типов:

  1. Обучающие – знакомство школьников с практическими материалами, изучение названий упражнений, получение представления о технике их выполнения.
  2. Познавательные – обучают детей и подростков самостоятельному планированию и проведению мероприятий, способствующих физическому оздоровлению.
  3. Тренировочные – направлены непосредственно на развитие физических данных и активности школьников.

При этом нет каких-либо чётких правил в организации урока: всё определяется воображением учителя и поставленных им целей для конкретного занятия.

Чем занимаются дети на уроке физкультуры?

физическая

Занятия физической культурой в школах могут проводиться на улице – на специально оборудованных площадках и стадионах, а также в спортивных залах, имеющихся в каждой школе. На площадках школьники соревнуются в спортивных играх – футболе, волейболе, баскетболе, для проведения которых располагают соответственно ворота для футбола, сетки для волейбола и баскетбольные корзины.

Физическая активность младших школьников на уроке физкультуры проявляется в:

  • подвижных играх;
  • беге;
  • прыжках в длину и высоту;
  • метании;
  • лазании;
  • акробатических движениях.
  • спортивные эстафеты

Всё это способствует развитию скорости ребят, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности, инициативы, товарищеских качеств.

А теперь рассмотрим подробнее, как проходят уроки физ-ры в начальном классе:

Классы

Задачи школьной программы

Чем занимаются дети на уроках?

Количество уроков в неделю

Начальная школа (1-4 классы)

Общее укрепление и оздоровление организма школьников, стимулирование развития творческого мышления учащихся, их выносливости, координации движений, реакции, обучение правилам и технике командных игр.

1. Спортивные и командные игры.

2. Эстафеты и состязания.

3. Строевые упражнения.

4. Бег и прыжки.

5. Лазание по канату.

6. Метание мяча.

7. Основы акробатики и аэробики.

Норма – проведение занятий по физкультуре 3 часа в неделю, допустимо введение плавания на 3 уроке(при возможности бассейна)

О группах и нормативах по физкультуре

Во время учебного процесс школа ответственна за жизнь и здоровье ребёнка. Поэтому учитель физкультуры должен принимать во внимание ограничения детей по занятию физкультурой, если таковые имеются, и регулировать уровень нагрузки согласно рекомендациям врача. Соответственно, по состоянию здоровья и физической подготовки учащиеся делятся на группы по физкультуре.

Группа по физкультуре

Кто допускается

Особенности сдачи нормативов

Основная

Здоровые дети, развитые физически и психологически, не имеющие ощутимых проблем со здоровьем.

Сдаются установленные общей программой нормативы, допускается участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях.

Подготовительная 

Дети после болезни, у которых обнаружены незначительные отклонения в состоянии здоровья на основании справки от педиатра, по истечении действия которой переводятся в основную группу

Сдача нормативов происходит после медицинского осмотра или в облегчённой форме. Во время уроков учитель подбирает специальный комплекс упражнений, который не навредит здоровью ребёнка.

Специальная

Дети, имеющие существенные ограничения по физическим нагрузкам – на основании заключения КЭК.

Проводятся отдельные уроки физкультуры с разработкой индивидуальных программ. Рекомендованы занятия лечебной физкультурой с запретом на участие в спортивных соревнованиях. Возможно полное освобождение от физкультуры или прохождение теоретической программы.


Согласно рекомендациям ФГОС, средних нормативов оценивания детей не существует. Вместо них предусмотрено тестирование уровня индивидуального развития основных физических качеств учащихся. Однако для оценки динамики индивидуальных достижений ребёнка и развития его двигательных навыков всё же предусмотрены контрольные показатели его подготовленности, в соответствии с которыми и проводится аттестация.

Примерные нормативы по физкультуре для 1-4 классов

https://243408.selcdn.ru/blog/2021/09/Fizra-1-1.png

https://243408.selcdn.ru/blog/2021/09/Fizra-2-1.png


https://243408.selcdn.ru/blog/2021/09/Fizra-3-1.png

https://243408.selcdn.ru/blog/2021/09/Fizra-4-1.png




Форма и обувь для занятий физкультурой

На урок физкультуры школьники должны приходить в форме – короткой для занятий в спортзале, и длинной для уроков на улице и спортивной площадке:

  1. Короткая спортивная форма включает в себя футболку (хлопчатобумажную, без ярких рисунков, надписей и страз), спортивные штаны или лосины из эластичной ткани без пряжек и ремней.
  2. Длинная форма – это спортивный костюм, состоящий из брюк и кофты. Штаны должны быть не слишком широкими, чтобы не затруднять движения ребёнка при выполнении беговых упражнений и прыжков через скакалку.

Для занятий физкультурой нужно подобрать два варианта обуви – для улицы и зала. Это могут быть кроссовки или кеды с невысокой, упругой, нескользящей подошвой. Мокасины или чешки для уроков не подойдут из-за наличия в такой обуви мягких задников и носков и отсутствия супинатора. В начальной школе обувь лучше подбирать на липучке, чтобы малыши не теряли время на завязывание шнурков.

Дорогостоящие спортивные товары, родители не обязаны покупать, но лыжи далеко не во всех школах имеются свои. Не имеющие возможности родители не покупают лыжи,в этом случае ребенок выполняет кроссовую деятельность вместо лыжной.

Освобождение от физкультуры в школе

Стремление многих родителей добиться освобождения своего ребёнка от школьных уроков физкультуры объясняется различными причинами: кто-то переживает за здоровье своего чада, а кто-то не хочет, чтобы в аттестате стояла низкая отметка. Каждая из этих причин основана на слабом физическом развитии школьника, и его неумении получать удовольствие от двигательной активности и занятий физической культурой.

На деле же такие ученики ещё больше других нуждаются в занятиях спортом, чем те, у кого нет никаких проблем со здоровьем. И всё же в определённых случаях получить освобождение от занятий необходимо, но для некоторых учащихся это становится настоящей проблемой.

Кто может получить освобождение от физкультуры, как и при каких условиях?

Если ребёнок сообщает о том, что плохо себя чувствует учителю физкультуры или классному руководителю, его направляют в школьный медпункт, если состояние тяжёлое – вызывают скорую помощь.

По рекомендации Министерства здравоохранения освобождаются от уроков физкультуры по состоянию здоровья дети со следующими жалобами:

  • боли разных локализаций;
  • тошнота, головокружение, слабость;
  • выраженные симптомы пищевого отравления;
  • повышенная температура тела, озноб;
  • травмы, повреждения тканей и органов, гематомы;
  • носовое кровотечение;
  • менструальный период у девушек;
  • тахикардия;
  • выраженное повышение или понижение давления.

Однако к следующему занятию физкультурой школьник должен быть либо готов, либо принести педагогу временное освобождение от врача. При этом освобождённый обязан посещать уроки физической культуры и выполнять теоритические задания ( сайт РЭШ, реферат,задания учителя)

Бывает ли длительное освобождение от физ-ры?

Осовобождение от физической культуры в школе даётся максимум на 1 год. В любом случае, даже если человек инвалид, он проходит каждый год новую медицинскую комиссию и получает новое освобождение.

Когда не имеют права не освобождать от физкультуры?

Записка от родителей не считается освобождением от уроков физкультуры – выписать справку, дающую право временно не посещать занятия или заниматься по облегчённой программе, может лишь участковый врач в детской поликлинике после обследования ребёнка.

Иногда мамы ребят с лишним весом, стараясь оградить своих детей от насмешек сверстников, добиваются для них освобождения от физкультуры, ссылаясь на проблемы со здоровьем. На самом деле занятия физической культурой, хотя бы в рамках школьной программы, таким детям необходимы. Их самооценку нужно повышать, не нанося урон здоровью, а меняя образ жизни и питание, вовлекая их в спорт.

Если учащийся освобождён от уроков физкультуры справкой врача ,учитель не имеет права принуждать его к занятиям, и если упражнения нанесут вред здоровью ребёнка, отвечать за это будет именно педагог. Поставить «двойку» за пропущенный урок физрук не имеет права – он должен сделать отметку об отсутствии ученика на занятии.

В случае невозможности аттестовать школьника по причине запрета физических нагрузок для него (например, восстановление после операции, инвалидность. Ученик при этом обязан иметь заключение медкомиссии), учитель оценивает активность ребёнка на уроках, его знание теории. Можно предложить школьнику подготовить реферат, выполнить презентацию или выступить с докладом по теме занятия.

Ожидаются ли какие-то изменения в ближайшем будущем?

Из-за недостаточного финансирования и снабжения школ современным инвентарём и устаревших, неактуальных методик обучения, отсутствует возможность познакомить школьников с различными видами спорта на уроках физкультуры. Если бы учащимся были доступны лыжи, коньки, теннисные ракетки, силовые и аэробные тренажёры, горизонты их спортивного видения значительно расширились.

Как ещё можно усовершенствовать программу уроков физкультуры?

  1. Перегруппировать классы по интересам и способностям детей: пока одна подгруппа занята упражнениями на ковриках, другая – играет в спортивные игры и т.д.
  2. Использовать на уроках современные электронные устройства (фитнес-трекеры) для оценки физического состояния ребёнка на уроке, чтобы понять, подготовлено ли его тело к нагрузке, безопасна ли она для него.
  3. Давать детям задание на дом, которое будет носить соревновательный характер (пройти 10 тысяч шагов, пробежать 3 км, прокачать пресс 70 раз и прочие). Так дети будут приучаться следить за своей физической формой даже вне уроков физкультуры.

Низкий уровень физической культуры населения нашей страны – закономерное следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. А ведь именно школьные уроки физкультуры укрепляют здоровье, развивают физические качества, способствуют формированию двигательных навыков у учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение сюжетно- ролевых уроков по физической культуре в начальной школе.

Игровой метод- оновной в начальной школе. Он придает учебно- познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или несколько игровых элементов....

Методика уроков физической культуры в начальной школе

Хорошее здоровье в основном определяется правильным расположением,устройством,функциональной деятельностью всех органов тела, отсутствием предрасположений к каким-либо заболеваниям....

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе

Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....

Рабочая программа, КТП по предмету физическая культура для начальной школы

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Третьим часом в нашей гимназии преподается ритмика....

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы

     Программа по физической культуре разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она определяет инвариантную (обязательну...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ 3 ЧАСАХ В НЕДЕЛЮ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ 3 ЧАСАХ В НЕДЕЛЮ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

АннотацияДанная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, эстафеты, соревнования, тестовые задания позволяют учителю сделать уроки физкуль...