Программа внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа по физкультуре (1 класс)

Чертанова Татьяна Ивановна

Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty.docx52.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа внеурочной деятельности

«Шахматы»

Направление: общеинтеллектуальное

Класс:

(срок реализации 1 год)

                                                          Составитель:

                                                                       Чертанова Татьяна Ивановна,

                                                                       учитель физической культуры,

                                                                       МАОУ «Гимназия №1»

                                                                       высшей квалификационной категории

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

     Программа по внеурочной деятельности «Шахматы» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1576);

- Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы – школе: для начальных классов общеобразовательных учреждений» – М.: Просвещение, 2013.

Актуальность программы

В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Грамотно поставленный процесс обучения детей игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также  элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

     Цель программы –  создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга средством обучения игре в шахматы.

   Задачи: 

- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить логические операции);  

-  воспитание потребности в здоровом образе жизни.

 

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Шахматы»

Личностные результаты освоения программы:

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы:

  • знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
  • правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

К концу учебного года дети должны знать:

  •  шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  •  названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  •  ориентироваться на шахматной доске;
  •  играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  •  правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  •  правильно расставлять фигуры перед игрой;
  •  различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  •  рокировать;
  •  объявлять шах;
  •  ставить мат;
  •  решать элементарные задачи на мат в один ход.

       Данная программа рассчитана на 1 год, где могут заниматься дети 9-10 лет. В группе занимаются и мальчики и девочки.  

Занятия проходят 1 раз в неделю. Всего 34 часа.

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
  4. Теоретические занятия, шахматные игры.
  5. Участие в соревнованиях по шахматам.

Содержание программы

Шахматная доска и фигуры (3 часа)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятие фигур (11 часов)

Ходы и взятия пешки, ладьи, слона, коня и ферзя. Значение короля. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита короля. Превращение и взятие на проходе пешкой. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Практическая игра.

Нотация шахматных ходов (2 часа)

Полная и краткая нотация. Принцип записи перемещения фигуры.

Цель и результат шахматной партии (10 часов)

Шах. Открытый, двойной шах. Способы защиты от шаха. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах).

Ценность шахматных фигур (3 часа)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (4 часа)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов.

Правила соревнований по шахматам (1 час)

Шахматные часы. Правила шахматных соревнований.

Формы контроля: индивидуальный, текущий, практическая игра, наблюдения, соревнования.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

часов

1

Шахматная доска и фигуры

3 ч.

20 – 25 минут на каждом занятии

3 ч.

2

Ходы и взятие фигур  

11 ч.

11 ч.

3

Нотация шахматных ходов

2 ч.

2 ч.

4

Цель и результат шахматной партии.

10 ч.

9 ч.

5

Ценность шахматных фигур.

3 ч.

3 ч.

6

 Общие принципы разыгрывания дебюта

4 ч.

4 ч.

7

Правила соревнований по шахматам

1 ч.

1 ч.

Итого:

34 ч.

34 ч.

Материально-техническое обеспечение

  1. Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы – школе: для начальных классов общеобразовательных учреждений» – М.: Просвещение, 2013.
  2. Станишевска А., Станишевска У. «Шахматы для детей» - М.: РОСМЭН, 2019.
  3. Круковер В.И. Шахматная школа. Материалы к урокам – М.: Учитель, 2018.
  4. Молдованский А.Б., Зелепукин Н.П. Композиция на шахматной доске - Киев: Веселка, 1985.

Технические средства обучения

  1. Магнитная доска.
  2. Мультимедийная установка.
  3. Компьютер.

Учебно-практическое оборудование

  1. Комплекты шахматных фигур.
  2. Шахматные доски.
  3. Раздаточный дидактический материал.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности обучающихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Коли-чество часов

Дата проведения

 кл.

Шахматная доска и фигуры – 3 часа

1

Легенда о возникновении шахмат. Правила поведения шахматиста и ТБ.

 Знакомство с историей возникновения шахмат. Правила поведения на занятиях, правила ТБ.

Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы.

Познавательные: определять, различать и называть шахматные фигуры, овладевать начальными сведениями об изучаемом    объекте    (шахматах),    ориентироваться    на шахматной доске.

Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям.

  Коммуникативные:  планирование     учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

1

2

Шахматная доска.

Обозначение полей и линий.

  Знакомство с шахматной доской, правильно размещать шахматную доску между партнерами. Знакомство с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ.

1

3

Шахматные фигуры и их обозначения.

  Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры. Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой

1

Ходы и взятия фигур – 11 часов

4

Ходы и взятия пешки.

   Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.

 Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы.

Познавательные: определять, различать и называть шахматные фигуры, овладевать начальными сведениями об изучаемом    объекте    (шахматах), ориентироваться на шахматной доске.

Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям.

Коммуникативные:  планирование     учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

1

5

Ходы и взятия ладьи

   Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматной игры.  

   Познакомиться  с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Правила хода и взятия каждой из фигур. Делать выводы, выяснять закономерности. Анализировать ситуацию и принимать правильное решение.

  Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию.

1

6

Ходы и взятия слона.

1

7

Ходы и взятия коня.

1

8

Ходы ферзя, взятие.

1

9

Значение короля.

   Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

1

10

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

Ознакомление с подвижностью, ограничением подвижности, ударность фигур. Игра «на уничтожение».

1

11

Угроза, нападение, защита.

   Разучить общие тактические действия  на доске всеми фигурами.

1

12

Превращение и взятие на проходе пешкой

   Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Взятие на проходе. Превращение пешки.

1

13

Начальная позиция. Практическая игра.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

1

14

Короткая и длинная рокировка.

Ознакомление с длинной и короткой рокировка. Правила рокировки.

1

Нотация шахматных ходов – 2 часа

15

Полная и краткая нотация.

Расстановка фигур по записям. Записи перемещения, взятии, рокировки фигур.

Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат.

Познавательные: овладевать начальными сведениями о шахматах,    ориентироваться    на шахматной доске.

Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям.

1

16

Принцип записи перемещения фигуры.

Ознакомление с ведением записей шахматных партий. Закрепление умений перемещать шахматные фигуры по записям.

1

Цель и результат шахматной партии – 10 часов

17

Шах.

 Научиться объявлять шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы.

Познавательные: определять, различать и называть шахматные фигуры, овладевать начальными сведениями об изучаемом    объекте    (шахматах),    ориентироваться    на шахматной доске.

Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям.

Коммуникативные:  планирование     учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

1

18

Открытый, двойной шах.

 Открытый шах. Двойной шах.

1

19

Способы защиты от шаха.

Разучить способы защиты от шаха.

1

20

Мат.

Научить ставить мат.

1

21

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

Повторить, что такое «шах» и «мат». Решение шахматных задач.

1

22

Алгоритм решения задач на мат в один ход.

Алгоритм решение задач на постановку мата в один ход.

1

23

Решение задач на мат  в 1 ход с большим количеством фигур.

Решение задач на постановку мата в один ход с большим количеством фигур на шахматной доске.

1

24

Пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

1

25

Сходство и различие между понятиями мата и пата.

Повторить, что такое «мат» и «пат». Решение шахматных задач.

1

26

Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Ввести понятие «ничья». Объяснить, какие существуют разновидности ничьей.

Объяснить механизм вечного шаха, объяснить отличие «пат» от «мата».

1

Ценность шахматных фигур – 3 часа

27

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

Решение математически-шахматных задач.

Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре.

Познавательные: овладевать умениями    ориентироваться    на шахматной доске.

Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям.

Коммуникативные:  планирование     учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1

28

Изменение ценности фигур в зависимости от ситуации на доске.

Сравнительная сила фигур. Решение учебных шахматных задач.

1

29

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Ознакомление с термином - «размен». Равноценный и неравноценный размен фигур. Материальный перевес на шахматной доске.

1

Общие принципы разыгрывания дебюта – 4 часа

30

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

 Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры.

 Основные принципы развития дебюта. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля.  

Демонстрация коротких партий.

Ошибка в начале партии. Ловушки в дебюте

Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре.

Познавательные:    ориентироваться    на шахматной доске.

Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям, правилам.

Коммуникативные:    учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, функций участников, способов взаимодействия.

1

31

Классификация дебютов.

1

32

Дебютные ловушки.

1

33

Итоговый урок. Шахматный турнир

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

1

Правила соревнований по шахматам – 1 час

34

Шахматные часы.

Правила шахматных соревнований.

Ознакомление с правилами применения шахматных часов.

Ознакомление с основными правилами соревнований по шахматам. Виды соревнований.

Познавательные: овладевать начальными сведениями о шахматах,    ориентироваться    на шахматной доске.

Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям, правилам.

Коммуникативные:  сотрудничество с учителем и сверстниками, функций участников, способов взаимодействия.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...