Основы преподавания шахмат в школе. Тема презентации: "Особенности мышления шахматиста"
презентация к уроку по физкультуре
В презентации раскрыты особенности мышления шахматиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 651.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План I . Шахматы и логическое мышление. II . Особенности структуры и содержания логического мышление шахматиста. III . Функции логического мышления шахматистов. IV . Вывод. V . Список использованной литературы. Цель: раскрыть особенности мышления шахматиста
Шахматы и логическое мышление Экс- чемпион мира Эм. Ласкер : «Кто хочет воспитать в себе способность самостоятельно мыслить в шахматах, должен избегать всего, что в них мертво» « Эксперименты показали, что шахматистов можно разделить условно на две большие группы: 1 группа умеет быстро и верно находить и менять зоны поиска, в мышлении преобладает интуитивный компонент». А. Бинэ: «Проблема изучения памяти шахматиста, играющего не глядя на доску, напрямую связана с мышлением шахматиста». 2 группа шахматисты-аналитики , которые «прорабатывают» первоначальную зону поиска до мельчайших деталей и упорно нежелающие ее менять».
«Каким образом шахматист выбирает ход ?» - вопрос, привлекающий в наше время внимание многих крупных ученых. Французский ученый Бинэ - автор первого глубокого исследования психологии шахматиста считает, что «Если бы можно было заглянуть в голову шахматиста, мы увидели бы там целый мир ощущений, образов, идей, эмоций и страстей, бесконечное брожение состояний сознания, по сравнению с которыми все наши самые тщательные описания только грубые схемы». Международный мастер по шахматам Фернан Гобе утверждает: «Чтобы держать в голове множество вариантов партии, анализировать ситуацию на доске и корректировать стратегию, профессиональному шахматисту нужно мыслить особым образом. На доске он видит не пешки и ладьи, а совокупность закономерностей: цепи защиты и слабые места противника».
объективная структурная оценка позиции; выделение информационной стороны различных игровых и соревновательных процессов; выбор перспективного и текущего плана партии; разделение большой задачи на малые (метод последовательного уточнения), сведение новой нерешенной задачи к ранее изученным ( комплекс типовых позиций миттельшпиля, точных позиций эндшпиля); планирование всевозможных ситуаций и реакций на них; построение дерева расчета вариантов; профилактика и предупреждение контригры соперника. Квалифицированный шахматист должен владеть основными специфическими приемами шахматной деятельности, такими как:
а ) анализ различный ситуаций и явлений в процессе обучения путем выделения составляющих (условия позиции, которые, как правило, характеризуются пешечной конфигурацией в центре, средства – т.е. концентрация фигур на том или ином участке доски, возможности и взаимодействие фигур, которые планируется задействовать); б) исследование каждой части изучаемого явления в процессе выработстратегии поведения на протяжении соревнований, ближайшей партии, непосредственно во время поединка, детерминированных логикой данного явления ; в) оценка позиции и выбор плана целенаправленных действий, прогнозирование предполагаемого результата с учетом возможностей контригры соперника ; г) качественный анализ достигнутых результатов и соответствие им затраченных усилий. Содержательный компонент логического мышления шахматистов характеризуется совокупностью знаний, направленных на:
Важнейший показатель сформированности логического мышления - умение правильно составлять план шахматной партии. Этот прием органически связан с оценкой позиции, он является следствием, результатом оценки. Экс-чемпион мира Эм. Ласкер подчеркивал: «План мастера всегда должен основываться на оценке» . оценка позиции является исходным и заключительным моментом умственной деятельности, т.е. может рассматриваться в двух плоскостях : как результат и как процесс. Процесс видения - форма интуитивного мышления, которая характеризуется прогнозированием целой серии ходов, объединенных общей идеей, без предварительного просчитывания этой последовательности. Видение - необходимый элемент нахождения идеи, так как детальный расчет всех ходов, пока не нащупана идея, придающая ходам в расчете формированный характер, нецелесообразен и даже часто нереален . Расчёт вариантов в процессе игры - последовательность мысленно выполняемых операций ходов. Каждый из этой серии ходов в процессе мышления как бы объективируется, осознается шахматистом. Последовательное движение некоторых целостных образов позиции. Специфические приёмы шахматной деятельности
1 . Выделение свойств объектов, классификация, подведение под понятие, сравнение . 2. Синтез, анализ, сравнение, выведение следствий, получение выводов. 3. Анализ, сравнение, изменение свойств, обобщение. 4. Синтез, анализ, необходимые и достаточные признаки, получение выводов, обобщение, классификация. 5. Классификация, логическое структурирование определений, подведение под понятие, анализ, сравнение. Логические приемы мышления шахматиста
а) анализировать различные явления и факты в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости; б) осуществлять в единстве анализ и синтез поставленных задач и проблем, различать истину и заблуждения в процессе решения; в) отказываться при необходимости от сложившихся стереотипов и шаблонов, искать и находить новые оценки, сравнения, обобщения, подходы, действия; г) проявлять мыслительную гибкость и оперативность; д ) соотносить тактические и стратегические действия; е) эффективно использовать теорию и новые идеи на практике, в процессе творческого поиска. Функции логического мышления шахматистов
Вне соревновательной деятельности основным способом развития рефлексии является анализ сыгранных партий. « Комментировать партии – значит восстановить логический ход мысли обоих противников, выявить все критические моменты, указать причины побед и поражений, оттенить достоинства и недостатки шахматных построений »
В шахматном мышлении мастеров умственная деятельность с помо- щью образов, целостное, основанное на рефлексии , структурное видение свойств шахматной позиции в динамике занимает ведущее место. В режиме активной творческой работы высококвалифицированный шахматист практически не оперирует кодовыми (логическими) приемами, в особенности при поиске идей, постановки цели. . Он «проскакивает» мимо отдельных ходов-операций, работая с более крупными смысловыми конфигурациями, с интегральными единицами мышления.
Уровни рефлексии шахматиста в процессе его профессиональной деятельности 1 ) анализ значимости мотивации игровой и спортивной деятельности; 2) критический подход к выбору цели предстоящей деятельности; 3) оценка прогнозируемых результатов; 4) самооценка владения алгоритмами оценивания своей деятельности и отдельных ее компонентов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: Логическое мышление обеспечивает шахматисту переработку информации и получение новой, не заданной в исходной ситуации. Оно имеет место там, где для разрешения возникшей задачи недостаточно использования уже имеющегося прошлого опыта, когда путем использования накопленных знаний (понятий, способов действия) необходимо получить новый результат. Знания и мышление шахматиста находятся в сложных, взаимосвязанных отношениях, что наиболее ярко проявляется при решении специфических задач, связанных с шахматной деятельностью. Знания, в которых воплощается шахматная культура человечества, ее историческое развитие, определяют содержание логического мышления шахматиста, характер его развития . Следовательно, «Логическое мышление шахматистов - единство личностно-деятельностных компонентов: мотивационно-целевой , содержательный, операционно-функциональный и рефлексивный». Вывод
1 . Вершинин,М.А.Теоретико-методологические аспекты формирования логического мышления шахматистов. – Саратов: Изд-во « Научная книга », 2004 - 264 с . 2 . Котов, А.А. Тайны мышления шахматиста / А.А. Котов. – М.: Russian chess house , 2008. – 216 с . 3 . Крогиус , Н.В. О психологии шахматного творчества / Н.В. Крогиус . – М.: ФиС , 1969. - 96 с. Список использованной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-703764-1446889514.jpg)
Методика преподавания модуля «Основы светской этики» в школе
Главная задача учителя - повлиять на мировоззрение ребёнка, причём повлиять так, чтобы он сам осознавал, что именно от него зависит существование других людей и мира в целом....
Научно-методические основы преподавания истории религий и религиозных культур.
Когда произошёл отказ от государственного атеизма, это вызвало изменение в содержании общего образование. В нашей школе обучаются дети различных национальностей. Курс ОРКСЭ, который ввели в 4 классе, ...
«Теоретические основы внедрения шахмат как предмета в общеобразовательных организациях»
laquo;Теоретические основы внедрения шахмат как предмета в общеобразовательных организациях»Модуль 3 Конспект урока/План-сценарий урока...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/20/picture-1025934-1689814076.jpg)
Продуктивное мышление как основа обучаемости учащихся начальной школы на уроках математики
Проблемное обучение – развивающее обучение, цель которого – это формирование мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников. Учитель должен строить обучение, опираясь на ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/25/picture-1139665-1556199188.jpg)
Продуктивное мышление как основа обучаемости учащихся начальной школы на уроках математики
Продуктивное мышление как основа обучаемости учащихся начальной школы на уроках математики В младшем школьном возрасте дети обладают огромными творческими способностями. В шестилетнем возрасте, р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/01/picture-1318961-1614591823.jpg)
Выступление « Методика преподавания модуля «Основы светской этики» в школе».
Данное выступление можно использовать в своей работе учителям, преподающим "Основы светской этики"...