Выступление « Методика преподавания модуля «Основы светской этики» в школе».
статья по орксэ

Павлова Алина Витальевна

Данное выступление можно использовать в своей работе учителям, преподающим "Основы светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rayonnom_seminare_dlya_uchiteley.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре учителей, преподающих курс «ОРКиСЭ» в общеобразовательных организациях со священнослужителями Янтиковского района на тему:

« Методика преподавания  модуля «Основы светской этики» в школе».

      Нашим детям приходится жить в непростое время. Благодаря стремительному развитию информационных технологий, современный ребенок находится в беспредельном огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.

          Наверное, все Вы уже заметили, что виртуальный мир - яркий, легкий, доступный - порой заслоняет реальный, что приводит к формированию искаженного представления о морали и нравственности, к неадекватным формам общественного поведения.

       В окружающей семью информационной среде родителям и ребенку крайне сложно найти такие ценности, как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, трудолюбие, милосердие.

       Благодаря предмету «Основы религиозных культур и светской этики» преподаватели могут обеспечить социализацию ребенка,  обучить его в полной мере правилам жизни в обществе, раскрыть перед ним жизненные ценности. (Слайд)

        В  нашей школе родители четвероклассников  каждый год выбирают  модуль «Основы светской этики».( Мы учимся по учебнику                                      (Слайд)

       Актуальность изучения светской этики в школе обусловлена  прежде всего необходимостью духовно-нравственного просвещения.

     Особенности методики преподавания светской этики в школе связаны с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребёнка, на основе социокультурного опыта. (Слайд)

        Главная задача учителя - повлиять на мировоззрение ребёнка так, чтобы он сам осознавал, что именно от него зависит существование других людей и мира в целом.(Слайд)  Что такое светская этика?  Светская – не церковная, мирская, гражданская.

      ЭТИКА –  это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Слайд)

       Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим.
Человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими   людьми.(
Слайд)

     Cветская этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми,  а значит, стать лучше! (Слайд)

     Ребёнок  не рождается с врождённой нравственностью. Нравственность – это продукт воспитания – основа формирования личностных качеств  человека.  Осваивать категории этики возможно только с помощью личного опыта, который ребёнок получает в семье, в школе, среди своих сверстников.

      Чтобы сделать каждое из занятий особенным и интересным, я использую разнообразные формы работы - индивидуальную, групповую, игровую. Применяю методы проблемного и интерактивного обучения. Компьютер, интернет и проектор помогают мне использовать на уроках презентации, музыкальные композиции, мультфильмы, фрагменты из кино.

Семьи бывают разные и воспитание разное.. Многие хорошо воспитаны и готовы смотреть притчи, рассуждать о поведении человека в обществе, вести со мной диалог. Другим я на уроке внушаю высшие ценности, а дома у него брань, алкоголь, курение и прочее. (Слайд) И тогда на помощь приходят добрые советские мультфильмы, сказки, где всё просто и понятно, где добро побеждает зло, где плохие становятся хорошими. (Слайд) Сказка – это детство. Ребята любят  читать и смотреть их, а потом  обсуждать. Включение сказки в урок и  характеристика  нравственных поступков героев, помогает активизировать работу учащихся, давая возможность тем самым каждому ребёнку высказать своё мнение о том,  почему  герою  необходимо поступать определённым образом и почему его поступок  будет нравственным. (Слайд) Например, при изучении темы «Нравственный поступок»  включаю в урок  сказку Валентина Катаева «Цветик - семицветик». В ходе обсуждения дети делятся своим мнением, какое из всех желаний девочки принес больше радости другим людям, совершила ли девочка  нравственный  поступок по отношению к окружающим или нет.

        Часто на уроках использую загадки, пословицы, поговорки, притчи, мудрые мысли известных людей.  Чтобы дать возможность каждому ребёнку выразить своё отношение, использую метод незаконченного предложения, не дочитываю часть текста, делаю паузы при просмотре видеоматериалов.(Слайд)

        Интересна ребятам игра с  тем же цветиком – семицветиком. Цветок можно использовать на разных уроках: при изучении темы «Добро и зло» ребята пишут на лепестках совершенные добрые поступки, говоря об ответственности, на цветке можно записать дела, за которые отвечает ребёнок дома, в школе. Изучая тему «Семейные праздники», на цветках пишем пожелания родным. (слайд)

        Важным компонентом обучения светской этике являются интерактивные занятия. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика». На таких занятиях ученик чувствует себя самостоятельным участником диалога, который может выносить собственные этические суждения. (слайд)

           В качестве форм интерактивного обучения можно использовать работу в группах или дебаты. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя учащиеся сами формулируют вопросы и задания.  (слайд)

      Учебная программа по основам светской этики включает в себя  защиту учащимися проектов. Презентация итоговых проектов предполагается на последних уроках.  В моем классе  на уроках светской этики  дети защищали свои проекты по темам: «Добро и зло», «Культура и мораль» , «Россия-Родина моя»,   «Вот что значит настоящий верный друг», «Нравственный поступок»

      В заключение, хочу сказать,  что высшая ценность для человека – это его жизнь, что каждая жизнь уникальна и неповторима. Только живя, человек может радоваться, печалиться, веселиться, грустить, любить, совершать открытия для себя и других. Все мы живём обществом. Нас окружают родные, близкие люди, друзья. Наверное, ради них стоит жить, дарить им свет и совершать добрые поступки. Возможно, и наши слова на уроках светской этики для кого – то из детей станут важными и главными. (Слайд)

Павлова А.В., учитель начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Методика преподавания модуля «Основы светской этики» в школе

Главная задача учителя - повлиять на мировоззрение ребёнка, причём повлиять так, чтобы он сам осознавал, что именно от него зависит существование других людей и мира в целом....

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...