Обучение игре в шахматы. Шахматная доска
методическая разработка по физкультуре

Татьяна Николаевна Дакукина

Цель: познакомить детей с диагоналями (большая белая и большая чёрная); показать отличие диагонали от вертикали и горизонтали; познакомить с центром и формой центра, количеством полей в центре; развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками,  экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, по одной книге на парту И.Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски,  , простые и цветные карандаши и схемы шахматной доски для раскрашивания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty1.docx173.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новокарьгинская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Тема урока:

«ШАХМАТНАЯ ДОСКА» 

   Выполнила:

                                      учитель начальных классов

                                      Дакукина Татьяна Николаевна        

2021г.

Тема: Шахматная доска: диагонали, центр.

Цель: познакомить детей с диагоналями (большая белая и большая чёрная); показать отличие диагонали от вертикали и горизонтали; познакомить с центром и формой центра, количеством полей в центре; развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками,  экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, по одной книге на парту И.Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски,  , простые и цветные карандаши и схемы шахматной доски для раскрашивания.

ХОД

  1. Вступительная часть

- Добрый день!

-  Мы с вами  продолжаем путешествие в сказочную шахматную школу. Но сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Ответьте на следующие вопросы: 

1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)

2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)

          3.Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)

    Игра «Пазлы»

Перед вами фрагменты шахматной доски . Необходимо сложить фрагменты так, чтобы доска приняла первоначальный вид.

http://www.alegri.ru/images/56-1.jpg

- Молодцы!

 -    А сейчас тихо  достаньте  положите перед собой шахматную доску.  Вспомните секрет шахматной доски: Доска должна лежать  так, чтобы правое  нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля  была цифра 1.

- Что обозначают черные и белые квадраты на шахматной доске?

2 . Основная часть.

1).На прошлом уроке мы узнали, что старый король разделил свое волшебное королевство на два одинаковых, но разных по цвету королевства. А жители волшебного шахматного королевства стали шахматные белые и черные фигуры. Продолжим наше путешествие по волшебному королевству.

(Просмотр шахматного мультфильма «Учимся, играя в шахматы», серия 6, где говориться о том, что в шахматном королевстве есть свои законы и никто их не может нарушать, прямые линии, идущие слева на права обозначают цифрами, их 8, и называются горизонталями)

http://thelib.ru/books/00/12/18/00121853/i_002.png

     

Работа в парах.  (Дети у себя находят и показывают у себя на шахматном поле дорожки горизонтальные и вертикальные.)

         На каждой прямой линии от одного королевства до другого восемь чередующихся по цвету полей. Всего их оказалось 64 поля или шахматных клеток. Каждое поле имеет свой адрес: предположим, что вертикали – это улицы, а горизонтали – переулки, клеточки – дома, в которых живут наши фигурки.  

       И снова к нам пришла сказка.

 (Просмотр шахматного мультфильма «Учимся, играя в шахматы», серия 7, где говориться о том, что прямые линии, обозначающие буквам, их тоже 8, и называются вертиалями)

http://thelib.ru/books/00/12/18/00121853/i_002.png

        Чтобы хорошо запомнить названия вертикали, давайте повторим считалку, которую говорят ребята из мультфильма: «Артисту Биму циркуль дашь его фамилия Жэ Аш», горизонтальные же линии обозначаются цифрами.

Игра «Поиграем - угадаем» (называя букву или цифру ребенок должен отгадать горизонталь и вертикаль)

3) Но некоторым жителям надоело ходить по горизонтальным и вертикальным линиям и они  пошли еще по другим линиям, которые назвали ДИАГОНАЛЯМИ..

. - Теперь  давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ - это любая  прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. 
бывают разной длины. В самых коротких - всего два поля. (показ на Диагонали демонстрационной доске)

     -   Есть на шахматной доске и самые длинные - БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В  каждой              из них по восемь полей.

C:\Users\Катя\Desktop\dia.gif

- Вот ты и познакомился со всеми шахматными дорожками: горизонталями, 
вертикалями и диагоналями.

http://idfedorov.ru/images/_user/news2/LIN.jpg

3) Как в любом городе, так  в  нашем королевстве, есть центр.

 - Центр - это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных. (показ на доске)  C:\Users\Катя\Desktop\shahmatnaja-doska_1.jpg


- Найдите центр на своих шахматных досках.

4).Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!            (шагаем)
Король на месте, по привычке, (стойка смирно)
А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!               (шагаем)
А ладья упряма,                            (шаг вперед
Ходит только прямо!                     и назад)

3.Закрепление.

Тихо сели. Приготовьте цветные карандаши. Перед вами лист, на которых изображена схема шахматной доски.

  1. Какая шахматная дорожка тянется слева направо?
  2. Сколько горизонталей на шахматной доске? Как их обозначают?  Раскрасьте на схемах одну горизонталь зеленым цветом.
  3. Какая шахматная дорожка тянется снизу вверх?
  4. Сколько вертикалей на шахматной доске? Как их обозначают? Раскрасьте на схемах её синим цветом.
  5. Раскрасьте на схемах красным цветом самую маленькую  диагональ. Сколько в ней полей? 
  6. Покажите друг другу большую белую диагональ. Сколько в ней полей? 
  7. Покажи большую черную диагональ. Сколько в ней полей? 
  8. Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная? 
  9. Раскрасьте на схемах большую черную диагональ
  10. Обведи  центр. Сколько в нём полей? 
  11. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? 
  12. Сколько белых полей в центре? А черных? 
  13. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета? 
  14. Посмотрите друг у друга, правильно ли нарисован центр? 

3.Итог урока.

- Молодцы ребята, хорошо поработали.

- А сейчас можно и поиграть.

Игра "Горизонталь". Проводится так же, как и на предыдущем уроке, но с добавлением термина "диагональ", т.е. вы загадываете одну из дорожек, а дети пробуют ее отгадать.

Игра "Диагональ". Проводится аналогично игре "Горизонталь", но ученики заполняют пешками не горизонталь, а любую диагональ.

Игра "Горизонтально-вертикальная". Передвигается пешка в заданном направлении.

Дополнительный материал.

1.Можно взять из рабочей тетради И.Г.Сухин «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», часть 1 со стр.5 и 6.

2. Мультфильмы по шахматам.

/http://fenix64.com/shaxmatnyj-multfilm-uchimsya-igraya-v-shaxmaty-dlya-pervogo-goda-obucheniya/

Литература

1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин  И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

   4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны.    Рабочая тетрадь   -  Обнинск: Духовное возрождение, 2012.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

формы, методы и приемы обучению игре в шахматы

Здесь описаны все виды работ по обучению детей игре в шахматы, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе...

Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста «Юный шахматист»

Дополнительная образовательная программапо обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста«Юный  шахматист»...

Инновационный образовательный проект Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей

Особенности  данного  проекта «Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей  младшего школьного  возраста»...

Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы

В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, больши...

Педагогические аспекты обучения игре в шахматы

Шахматы, несомненно, помогают людям развивать свой характер, умственные способности, логическое мышление, духовные стороны, настойчивость в достижении поставленных целей, оказывают эстетически приятны...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».

Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...