Педагогические аспекты обучения игре в шахматы
статья

Рыбакова Полина Сергеевна

Шахматы, несомненно, помогают людям развивать свой характер, умственные способности, логическое мышление, духовные стороны, настойчивость в достижении поставленных целей, оказывают эстетически приятный эффект, а также развивают такие качества, как самодисциплина, терпеливость, усидчивость, тренируют память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_aspekty_obucheniya_igre_v_shahmaty.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические аспекты обучения игре в шахматы

Европа первая, кто поднял вопрос о том, чтобы шахматы стали преподаваться в школах и других учебных заведениях. Произошло это в конце XIX века, тогда даже опубликовали несколько статей в журнале на эти темы. (Суэтин А.С. Ступени к мастерству в шахматах. -Минск: Новина, 1998, -319с.) Многие исследователи впервые пытались разделить шахматную подготовку на спортивную и образовательную. Раннее уже пытались разделить шахматную подготовку, для того чтобы понять, как лучше подготавливать спортсменов.

В данный момент разработка программ происходит на основании дидактических принципов, учитывая состав обучающихся. Для хорошей программы нужно придерживаться таких принципов как доступность, понятность, четкость поставленных задач, последовательность действий. Теория шахмат разрабатывается благодаря играм сильнейших шахматистов, которые анализируют компьютеры, теоретики и практики педагогических наук. Ян Амос Каменский, основал классно – урочную систему, благодаря которой форма обучения стала наиболее организованной. (Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебное пособие / Б.А. Ашмарин. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.)

Информационные программы — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (базовой информации) для получения информации. В наше время компьютерные программы тесно связаны с информационными программами и чаще всего используются с интернетом, ведь большое количество партий и заданий находится именно там. Однако интернет является лишь помощником, ведь многие компьютерные программы оснащены мощными движками и заданиями.  На данный момент информационные технологии, переименовали в «Современные информационные технологии» (Бауэр В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. /Бауэр В.Г., Квашук П.В., Никитушкин В.Г. -VI.: Сон. спорт, 2005.-230с.)  

Министерство образования РФ предлагает пути, которые помогут усовершенствовать систему образования. Министерство образования РФ предложило:

- Улучшить подготовку обучающихся учебных заведений по предмету информатика;

-Подготовить преподавателей в области современных информационных технологий;

-Применить информационные технологии на процесс обучения и воспитания; 

-Обеспечить систему образования техническими средствами информатизации;

-Создать современную национальную информационную среду и применить на учебных заведениях.

-Создать на базе современных информационных технологий единую систему дистанционного образования в России;

-Участвовать России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.

Информатизация школьного образования – является нововведением для школ, которое пришло совсем недавно. Для того чтобы внедрить компьютерные технологии на процесс обучения поставлены следующие задачи:

-Использовать компьютеры в процессе обучения и преподавания, для быстроты и эффективности обучения;  

-Использовать компьютеры для изучения и рассмотрения информационных технологий;

-Использовать компьютеры для развития творческих способностей у обучающихся;

-Использовать компьютеры для оценивания, корректировки и контролирования различных тестирований;

-Организовать при помощи компьютера передачу педагогического опыта, создание методической и учебной;

-Использовать компьютер в качестве проведения интеллектуальных досугов;

-Совершенствовать управление учебными заведениями при помощи современных информационных технологий.

Вышеперечисленное можно отнести и к преподаванию шахмат. В наше время пытаются разработать и внедрить информационные технологии в образовании. Даже существует интернет-портал «Информационно - коммуникационные технологии в образовании», который входит в систему федеральных образовательных порталов. В этой портале можно найти статьи, доклады, которые добавляются каждый день.

В современном мире с приходом компьютеров многие авторы предлагают создать специальную модель образования, которая будет связана с современными компьютерными технологиями и телекоммуникациями. (Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учебное пособие. / Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. -М.: Академия, 1999. -392с.) Создание новой модели образования, поможет решить различные проблемы в образовательной системе, такие как развитие ответственности, принятие самостоятельного решения и других. Сейчас очень важно не только научить детей чему то новому и интересному, но также нужно научить детей учиться, ведь зачастую мы не получаем знания потому, что нам не объяснили зачем и для чего это нужно.

В данный момент шахматная подготовка и компьютерные технологии не имеют общих методик и курсов для обучения. Существуют только отдельные разработки и публикации по этому важному вопросу.

Наиболее важным применением компьютерных технологий при воспитании шахматистов описано в диссертации И.В. Михайловой «воспитание молодых высококвалифицированных шахматистов с использованием компьютерных шахматных программ и интернета» (Михайлова И. В., Шмелева С. В., Махов А. С. Технология адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов //Теория и практика физической культуры. – 2015. – №. 7.)  и В. А. Полудина «обучение шахматам с использованием компьютерных технологий как комплексное средство повышения умственных и игровых способностей младших школьников» (Кашуба В. А., Должикова О. К вопросу использования интерактивных технологий в системе профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту //Физическое воспитание студентов. – 2009. – №. 3. – С. 46-50.) В. А. Полудиным была разработана авторская программа по дополнительной образовательной программе «Электронные шахматы».

Самое главное для тренера развивать все спортивные качества обучающихся, такие как ОФП, умственную выносливость, теорию шахматной игры. Если рассматривать игру в шахматы со спортивным уклоном, то главным критерием будет являться отбор в сборную города или России. Подготовка перспективных шахматистов будет идти более углубленно и обдуманно. Рассмотрение многих шахматных программ для детей младшего школьного возраста, мы выяснили, что они подойдут и для дистанционного обучения. (Тарасова, О. В. Педагогические условия формирования логической культуры младших школьников средствами шахматной деятельности автореф. дис.... канд. пед. наук / О.В.Тарасова. - 2005. – 21 с.)

Игра в шахматы очень удивительна, а сочетая ее с интернет – технологиями становится еще и очень доступной. Благодаря инновациям мы можем учиться, проводить уроки или играть с соперниками, не выходя из дома, достаточно иметь компьютер и шахматную программу. В других видах спорта такое практически невозможно. (Путилова Р. В. Учебно-методический комплекс «шахматный факультатив» для адаптивного шахматного обучения //Современные технологии в мировом научном пространстве. – 2016. – с. 82-84.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.Алгоритмическое мышление и методы его развития.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без п...

формы, методы и приемы обучению игре в шахматы

Здесь описаны все виды работ по обучению детей игре в шахматы, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе...

Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста «Юный шахматист»

Дополнительная образовательная программапо обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста«Юный  шахматист»...

Инновационный образовательный проект Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей

Особенности  данного  проекта «Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей  младшего школьного  возраста»...

Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы

В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, больши...

Обучение игре в шахматы. Шахматная доска

Цель: познакомить детей с диагоналями (большая белая и большая чёрная); показать отличие диагонали от вертикали и горизонтали; познакомить с центром и формой центра, количеством полей в центре; развив...

Инновационный проект "Обучение игре в шахматы"

     Организация работы по обучению  учащихся начальных классов игре в шахматы в условиях  ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей развитию способности &laq...