Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста
методическая разработка по физкультуре (1 класс)

Бобина Ирина Владимировна

Цель моей работы - создание комплекса упражнений для укрепления осанки у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lmr.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29 Р.П.ЧУНСКИЙ
ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

учебно-методическое пособие

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: учитель физической культуры
Бобина Ирина Владимировна

р.п. Чунский 2022

Оглавление

Введение_________________________________________________________________2

  1. Методическое описание комплекса упражнений____________________________ 4
  1. Упражнения у стены ___________________________________________________ 4
  2. Упражнения лежа _____________________________________________________ 5
  3. Упражнения с предметами ______________________________________________ 5
  4. Упражнения на равновесие _____________________________________________ 6
  5. Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса ________________________ 6

Заключение_______________________________________________________________7

Список литературы________________________________________________________ 8

Введение

Формирование правильной осанки на уроках физической культуры относится к числу основных задач, решаемых в области физического воспитании детей и подростков.

Задача учителя — воспитывать у детей стойкую привычку держать тело в правильном положении. Научиться контролировать осанку необходимо как можно раньше. Поэтому учитель физической культуры должен сделать все зависящее от него, чтобы в начальных классах обучить детей держать тело в правильном положении. Необходимо требовать соблюдения правильных исходных положений при выполнении гимнастических упражнений, обращать внимание на положение плеч и головы. В старших классах на эту работу потребуется больше времени и энергии, так как нарушения осанки требуют настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны учителя, а также со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны контролировать осанку ребенка дома.

Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом. Этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки – это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний.

У младших школьников (детей 6-10 лет), осанка еще очень неустойчива, а они большую часть дня проводят в школе и многие исследователи приходят к единому мнению, что именно школа и уроки физической культуры могут и должны быть местом профилактики и формирования осанки.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что одним из важнейших вопросов в настоящее время является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Как для определенного человека, так и для общества в целом, самое дорогое богатство – здоровье. Фундамент здоровья и формирования тела закладывается в младшем школьном возрасте. Нарушения осанки у школьников, к сожалению, уже принимает масштабы эпидемии. Нарушения осанки у детей возникают уже в процессе самого обучения в школе и, если ничего не делать и оставить все как есть, то по ее окончанию в придачу к аттестату, ребенок получит отклонения по состоянию здоровья. С каждым годом врачи все больше освобождают детей от занятий по состоянию здоровья. Растет число пропусков учебных дней из-за болезней, увеличиваются количество выпускников, имеющих различные серьезные отклонения в состоянии здоровья. Одной из причин такого положения является то, что здоровье школьников не является предметом объединенных усилий педагогического коллектива школы и родителей. В этой связи, проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности приобретает особую значимость. Цель данной методической разработки – представление эффективного применения комплекса физических упражнений для профилактики нарушения осанки у младших школьников.

  1. Методическое описание комплекса упражнений

Целью моей работы является создание комплекса упражнений для укрепления осанки. Планируемые задачи для комплекса упражнений на организм в целом:

  • коррекция осанки;
  • закрепление правильного положения осанки;
  • повышение тонуса в слабых мышцах;
  • увеличение выносливости необходимых мышц.

Упражнения у стены.

Ребенок встает спиной к стене и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками (за поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь). Пусть ребенок, не меняя этого положения:

– сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение (далее и. п.);

– присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;

– стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;

– поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается.

Упражнения лежа.

И. п. ребенка – лежа на животе, руки в стороны.

– на счет раз – ребенок должен прогнуться, поднимая руки, ноги, туловище и голову вверх;

– на счет 2 - 3 – он должен держать принятое положение;

– на счет 4 – он должен принять и. п.

И. п. ребенка – лежа на животе, руки вверх.

– на счет 1 – ребенок прогибается, поднимая голову, руки, туловище и ноги вверх;

– на счет 2 - 3 – выполняет одновременные скрестные движения руками и ногами;

– на счет 4 – принимает и. п.

– прогибаться в спине, поднимая поочередно противоположные руки и ноги- левая нога с правой рукой и наоборот.

– лечь на спину, руки положить вдоль тела. Ноги на полу, согнуты в коленях под прямым углом. Плавно поднимать таз над полом, стараться удерживать бедра и туловище на одной линии.

Упражнения с предметами.

Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200 – 300 граммов, наполненный солью или песком.

Стоя у стены, ребенок держит мешочек на голове:

– он должен пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;

– отойдя от стены, но, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение;

– встать на скамеечку и сойти с нее 15 – 20 раз

Упражнения на равновесие.

Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

– ребенок встает поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны.

– переносит тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;

– положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове;

– то же на доске шириной 15 – 30 сантиметров, положенной на гантели.

Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости.

И. п. – стать прямо, ноги врозь:

– положить ладони на лопатки (локти вверху); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг другу;

– сцепить кисти за спиной – правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.

Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:

наклониться вправо и влево;

– повернуться в одну, затем в другую сторону;

– перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.

  • встать прямо, руки согнуть в локтях и держать на уровне груди. Поворачивать корпус в разные стороны, выпрямляя руку в сторону разворота, как бы пытаясь дотянуться до стены. Поворот вправо - левая рука, поворот влево - правая рука. Получается «Скрутка».

Необходимо отметить, что не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред. Достаточно включать в комплекс занятия или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы.

Число повторений упражнений для школьников 6 – 10 лет поначалу не должно превышать 6 – 8 раз.

Заключение

Нарушение осанки – одна из основных патологий физического развития школьников. С нерациональной организацией учебного процесса, у большинства детей младшего школьного возраста бывает приобретенный характер нарушения осанки. В последнее время нарушение осанки приводит к возникновению у школьников патологий разных органов и систем, что ведет к снижению работоспособности, ухудшению настроения и психофизической перегрузки. Для формирования правильной осанки нужно создать благоприятную среду не только в школе, но и дома. Родители должны уделять внимание для профилактических упражнений по формированию правильной осанки, укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Профилактика правильной осанки должная начинаться с семьи. Для этого должны проводиться беседы с детьми и их родителями. Многие факторы также влияют на нарушение осанки, врожденные и наследственные заболевания и травмы. Пренебрежение социальными и гигиеническими правилами наносит большой вред осанке, на которые стоит обратить внимание при беседах с родителями.

При постоянных занятиях по коррекции осанки можно добиться приобретения правильной осанки у детей младшего школьного возраста, воспитания гармонично-развитой личности и популяризации здорового образа жизни, как детей, так и их родителей. Разработанные комплексы физических упражнений для детей по формированию правильной осанки, включающие двигательную активность в широком диапазоне, оказывают положительное воздействие на физическое развитие у младших школьников. Многообразие упражнений в разработанных комплексах позволяет детям сохранить и укрепить здоровье.

Список литературы

1. Валеев, Р.Ф. Оздоровление детей 7-9 лет с отклонениями в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата средствами лечебной физической культуры /Р.Ф. Валеев. – Москва., 2003. – 169с.

2. Виленская, Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: факторы риска и пути их устранения /Т.Е. Виленская. – Москва. 2006. – 150 с. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. - №1. – 2009. – С.115

3. Дидук, И.А. Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как к общественной ценности / И.А. Дидук. – Смоленск, 2007. – 21 с.

4. Зайцев Н. К. Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей/Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3,- Владивосток: Дальнаука, 2006. – 334 с.

5. Гутерман, Т.А. Дифференцированная коррекция нарушений осанки у детей 6-7 лет средствами оздоровительной физической / Т.А. Гутерман. – Краснодар, 2005. – 174 с.

6. «Физическая культура» 1-4 класс, автор: В.И.Лях, Москва «Просвещение» ,2019г.

Электронные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста

Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет  роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о...

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста

Известно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование п...

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности....

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста/

Осанка - это показатель здоровья и культуры человека. Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...