Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста
консультация по зож на тему

Тульченко Ирина Анатольевна

 Известно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки имеет важное значение, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет формирование изгибы позвоночника и других основ осанки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

        

Доклад на родительском собрании

Формирование правильной осанки

у детей младшего школьного возраста

подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

 Курского района

Формирование правильной осанки

у детей младшего школьного возраста

 Известно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки имеет важное значение, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет формирование изгибы позвоночника и других основ осанки.

     Однако результаты многочисленных исследований свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата среди детей младшего школьного возраста: от 60 до 80% из них, имеют различные нарушения осанки.

Искривление позвоночника провоцируют:

  • неправильное питание. Это ведет к нарушению в развитии мышечной, костной и хрящевой тканей, что отражается на формировании осанки.
  • Врожденные патологии.
  • Гиподинамия. Слабость мышц часто обусловлена отсутствием достаточной физической нагрузки.
  • Неравномерное развитие разных групп мышц на фоне слабости мускулатуры. К примеру, плечи, которые сведены вперед — результат того, что сила грудных мышц выше силы мышц, которые сближают лопатки, а сутулость — результат слабости трапециевидной мышцы спины.
  • Перегрузка мышц односторонней работой, неправильное положение тела во время занятий или игр.

Все это ведет к уменьшению или усилению существующих изгибов позвоночника, асимметричному положению тела, закреплению неправильной осанки.

Диагностика нарушений осанки

Родителям необходимо обращать внимание, в каком положении чаще всего находятся плечи и спина ребенка, на одном ли уровне располагаются его лопатки, не искривлен ли позвоночник вправо или влево. Когда ребенок сидит, обращайте внимание, не подкладывает ли он ногу под себя, не сутулится ли, не «перекашивается» ли в какую-то сторону, опираясь на локоть. Причиной неправильной осанки может быть высота стола не по росту, большое расстояние между столом и стулом. Левая рука не должна свисать во время занятий, чтобы плечи находились на одном уровне. К ассиметричному положению тела может также привести привычка стоять с немного согнутой и отставленной в сторону ногой.

Предлагаем простой тест-упражнение для осанки. Пусть ребенок станет спиной к стене, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, голени прикоснулись к стене, а затем сделает шаг вперед, сохраняя правильную осанку.

Чтобы определить, в каком состоянии находятся мышцы спины ребенка, ему следует лечь лицом вниз на кушетку, чтобы тело выше бедер находилось на весу вне кушетки, руки на поясе. Родители при этом придерживают ребенка за ноги. Ребенок в 5–6 лет может удержать туловище в горизонтальном положении от 30 до 60 сек., в 7–10 лет — 60–90 сек., в возрасте 12–16 лет — 1,5–2,5 мин.

Насколько развиты мышцы брюшного пресса, покажет количество повторов перехода в медленном темпе, которые может сделать ребенок из положения лежа в положение сидя (при этом ноги также фиксируются). Норма для детей 7–11 лет — 15–20 раз.

Если вы выявили у ребенка нарушения осанки или слабость мышц спины, проконсультируйтесь у хирурга, ортопеда или врача в кабинете ЛФК. Доктор осмотрит ребенка, и если необходимо, даст направление на рентгенографию или топографическую фотометрию для уточнения диагноза. Если мышцы сильно ослаблены, школьнику необходимо будет каждый день выполнять упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины. Врач их подбирает в зависимости от выявленных нарушений осанки.

Также доктор наверняка даст следующие общие рекомендации:

  • Мебель должна соответствовать росту ребенка.
  • Сон на твердой и ровной постели с невысокой подушкой. Кровать должна быть на 20–25 см больше, чем рост ребенка.
  • Хорошая освещенность во время занятий, игр.
  • Рациональный режим (полноценное питание, сон, чередование разных видов деятельности, прогулки и т. д.).
  • Перерывы при выполнении домашнего задания (45 мин. — работа, 15 мин. — отдых).
  • Упражнения для укрепления мышц спины.

     Выше изложенное свидетельствует о том, что проблема формирования правильной осанки является актуальной.

     В процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата, направленной на формирование правильной осанки, решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений:

     1) формирование навыка правильной осанки;

     2) гармоничное укрепление мышц и развитие силовой выносливости;

     3) развитие гибкости;

     4) формирование навыка правильного дыхания;

     5) коррекция функциональных отклонений со стороны

          опорно-двигательного аппарата;

     Как двигательный навык, осанка формируется по механизму образования временных связей, приводящих путем длительных и частых повторений к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и в движении. Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют последовательность обучения детей умению принимать и сохранять положение правильной осанки.

     На первом этапе необходимо создать у детей представление о правильной осанке, показать правильное положение тела и объяснить значение. Следует учитывать, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела.

     Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе занятий необходимо создавать условия для осязательных ощущений сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки правильной осанки используют зеркало (дети контролируют положение тела и его частей, стоя лицом и боком к зеркалу). Эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса, стены (касаясь стены затылком, лопатками, с ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного или резинового кольца).

     На втором этапе разучивания двигательного действия необходимо уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправить имеющиеся ошибки и добиться точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков эти упражнения следует чаще повторять. В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и включать их в утреннюю зарядку, гимнастику после дневного сна и домашних заданий. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще выполнять упражнения с предметами – гимнастической палкой, мячом, обручем. Большое значение для закрепления правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и в движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.

     На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства.

     Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его и в привычных условиях, и в не привычных.

      Например, упражнение «кукла» можно выполнять в домашних условиях.

     И.п. – стоя спиной к стене руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони).

     1 – 8 – сохранять это положение (не задерживать дыхание).

     1 – 8 – расслабить мышцы.

     Можно это упражнение выполнять с поворотами головы влево и вправо, наклоняться влево и вправо, поднимать руки через стороны вверх и др.  

Упражнения для укрепления мышц спины

  1. Стоя возле стены, прижать к ней пятки, лопатки и ягодицы. Развести руки на уровне плеч, скользить ими по стене, ладони вперед, мышцы спины и рук напряжены. Опустить руки, расслабиться. Повторить до 5 раз.
  2. Стоя спиной к стене, медленно отходить от нее, контролируя правильную осанку. Повторить 3–5 раз.
  3. И. п.- то же. Руки на поясе, локти прикасаются к стене. Скользить по стене лопатками, ягодицами и руками, медленно принять положение сидя на корточках, затем не спеша встать, контролируя осанку. 5 раз.
  4. Встать, ноги на ширине плеч, опустить руки. Поднять руки к плечам вперед ладонями, локти плотно прижать к туловищу, чуть наклониться вперед (при этом лопатки свести, спину держать прямой). Задержаться на 4–6 сек., выпрямиться, руки опустить. 5–10 раз.
  5. Лечь на живот, ноги и руки вытянуть вдоль тела. Одновременно поднимать ноги и руки вверх, прогибаясь в пояснице и опираясь на грудную клетку, живот и таз. Задержаться на несколько секунд в этом положении, вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
  6. Лежа животом вниз на пол, ладонями опереться об пол. Плавно поднять голову вверх и прогнуться в пояснице, не отрывая от пола рук. Затем опустить голову на руки, расслабиться. Повторить 5 раз.
  7. Лежа на животе, руки вдоль тела, ноги вместе. Ноги согнуть, поднимая плечи и голову, удерживать в таком положении туловище 4–6 сек. Вернуться в и. п., расслабиться. 5–10 раз.
  8. Лежа на животе, развести руки в стороны. Приподнять голову и смотреть вниз, держаться в таком положении 4–6 сек. Вернуться в и. п., расслабиться. 5–10 раз.
  9. Согнуть в локтях руки, кисти приблизить к плечам, большой палец ладони касается плеча. Пальцы развести, локти — прижать к телу. Держать голову прямо, чуть приподнять грудную клетку. Руки согнуть в локтях и медленно поставить перед собой, опустить голову на них, расслабиться. 5 раз.
  10. Сложить ладони, поднести к подбородку руки, выпрямить их и развести в стороны, перевернув наружу ладони (движения похожи на занятия плаванием). Согнуть перед собой руки в локтях, опустить голову на них и расслабиться. Повторить 5 раз.
  11. Лежа на спине, вытянуть прямые руки за головой, при этом ноги прямые, носки тянуть на себя. 5–10 движений ногами вниз/вверх с небольшой амплитудой. 3–8 раз.
  12. Лежа на спине поднять ноги на 45˚, крутить педали велосипеда. Сделать 10 вращений, опустить ноги на пол, 5 сек – отдых. Повторить 10 раз.
  13. Лежа на спине, руки вдоль тела, ноги вместе. Прямые ноги медленно приподнять, развести в стороны, затем скрестить и опять развести. 10 раз. 5 сек. – отдых. Повторить еще 10 раз.

При выполнении упражнений дыхание должно быть ровным.

Для развития правильной осанки полезны занятия плаванием брассом, греблей, волейболом, баскетболом, лыжным спортом. Не стоит забывать о танцах или любых других видах физической активности, которая по душе ребенку.

Лечение болезней опорно-двигательного аппарата длительное и сложное, требует больших усилий. Однако поддерживая интерес сына или дочери к занятиям спортом, вы поможете избежать проблем со спиной. Время, потраченное на исправление осанки, окупится сторицей. 

Литература:

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003.

2. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000.

3. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.

4. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.: Академкнига,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста

Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет  роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о...

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности....

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста/

Осанка - это показатель здоровья и культуры человека. Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста

Цель моей работы - создание комплекса упражнений для укрепления осанки у детей младшего школьного возраста....