Формирование правильной осанки на уроках адаптивной физической культуры у детей с ОВЗ"
учебно-методический материал по физкультуре (4 класс)

Перминова Ольга Борисовна

Методическая разработка «Формирование правильной осанки на уроках адаптивной физической культуры у детей с ОВЗ»

 

Правильная осанка у детей с ОВЗ на прямую влияет на их физическое развитие и самочувствие.

Большинство детей с ОВЗ имеют низкую двигательную активность, в результате чего слабеет мышечный корсет, обеспечивающий поддержку позвоночника, теряется навык удержания правильной осанки в различных положениях, в следствии чего ухудшается координация движений и равновесие. Деформация позвоночника может ухудшить качество жизни и привести к снижению двигательной активности.

Одной из задач на уроках адаптивной физической культуры у детей с ОВЗ является формирование правильной осанки (умение принимать правильную осанку в основной стойке, при ходьбе, а также в положении сидя, лежа).

Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь в формировании правильной осанки и профилактике ее нарушений можно. Поэтому, одной из целей моей педагогической деятельности является формирование правильной осанки школьников средствами физической культуры.

Ребенок автоматически должен правильно удерживать подбородок, ровную линию плеч, прямую спину. Приучать детей с ОВЗ к постоянному контролю своего тела необходимо с начальных классов. Исправить дефект всегда сложнее, чем его предупредить. Самое действенное средство устранение дефектов осанки и ее укрепление являются физические упражнения.

 

Цель методической разработки – анализ педагогического опыта и выявление наиболее оптимальных форм работы с детьми ОВЗ, направленных на формирование правильной осанки.

Задачи:

- формировать знания в области здоровьесберегающих технологий на формирование правильной осанки.

- разработать комплексы упражнений на укрепление мышечного корсета. 

 

В данной методической разработке представлен комплекс упражнений на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета.

 

Каждому упражнению я стараюсь дать название, большинство ребят по названию помнят данное упражнение.

 

Оборудование: Мешочки с песком, гимнастические коврики.

 

Занятие на коррекцию осанки состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительные части.

 

Подготовительная часть 15 минут

 

  1. Упражнения у стены. Ребята становятся стоя у стены, принимая правильную осанку, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Положение удерживаем 20-30 секунд, запоминаем правильное положение тела. Делаем шаг вперед и стараемся удержать правильное положение тела еще 20-30 секунд. Делаем несколько повторений.
  2. И.п. – стоя у стены, руки перед грудью, согнуты в локтях. Разводим руки в стороны, касаясь стены. Повторить 6-8 раз подряд.
  3. Полуприседы у стены у стены. Ребята делают полуприседы у стены (с задержкой на 3 секунды), руки прямые, вытянуты вперед, стараются не отрывать спину от стены. Повторяем несколько раз.
  4. Ходьба с мешочками с песком на голове, сохраняя равновесие в разных положениях (на носках, руки вверх; на пятках, руки в стороны; перекаты, руки на поясе; ходьба с высоким подниманием коленей; ходьба с прямыми ногами, медленный бег с удержанием мешочка с песком на голове).

 

Основная часть 20 минут

 

                      Комплекс упражнений на гимнастических ковриках

 

На спине:

 

Упражнение 1

Исходное положение: лежа на спине, руки в замок, за голову, ноги прямые. 1- поднимаем голову, руки за головой, смотрим на свои носки, носки натягиваем на себя. 2 -исходное положение.

 

Упражнение 2

«Поднятие таза». Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. 1- подняли таз, 2- исходное положение.

 

Упражнение 3

«Книжка». Исходное положение: лежа на спине, руки в стороны, ноги согнуты в коленях. 1 – Правая ладонь ложится в левую, левая рука от пола не отрывается, руки в локтях не сгибаем. 2- исходное положение.

 

Упражнение 4

«Скручивание». Исходное положение: лежа на спине, руки в стороны, ноги согнуты в коленях. 1 – колени опускаем вправо, касаемся коленями пола, руки от пола не отрываем. 2 – исходное положение.

 

Упражнение 5

«Поднятие прямых ног». Исходное положение: лежа на спине, руки в стороны, ноги прямые. 1- медленно поднимаем прямые ноги так, чтобы получился прямой угол по отношению к телу. 2- исходное положение.

 

Упражнение 6

Исходное положение: лежа на спине, руки прямые, вытянуты вверх, ноги прямые. 1 – прижимаем колени к груди, голову поднимаем, руки параллельно полу. 2- исходное положение.

 

Упражнение 7

«Березка». Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые. 1- Поднять тазобедренный сустав и ноги вверх до предела, руками поддерживать позвоночник, расположив их прямо под лопатками. Прямые ноги должны быть перпендикулярно полу. Задерживаемся на 5 секунд. 2- исходное упражнение.

 

Упражнение 8

«Велосипед». Исходное положение: лежа на спине, руки в стороны, ноги прямые. 1 – поднимаем ноги вверх и начинаем как-будто крутить педали у велосипеда с ускорением/замедлением. 2 – исходное положение.

 

Упражнение 9

«Неваляшка». Исходное положение: лёжа на спине, ноги согнуты, руками обхватить голени. Округлить спину и перекатываться вперёд-назад. Повторить 5 раз.

 

На животе:

 

Упражнение 1

«Лодочка». Исходное положение: Лежа на животе, руки прямые вдоль туловища, ноги прямые. 1 – на счет 1, 2, 3 поднимаем голову, руки и ноги, на счет исходное положение.

 

Упражнение 2

«Ножницы». Лежа на животе, руки прямые вытянуты вперед, ноги прямые. 1 – поднимаем руки и ноги и начинаем «резать». 2 – исходное положение.

 

Упражнение 3

«Поочередное поднятие прямых ног». Исходное положение: Лежа на животе, руки под подбородком, ноги прямые. 1 – поднимаем правую прямую ногу вверх, 2 – исходное положение. 3, 4 с другой ногой.

 

Упражнение 4

«Кошечка». Исходное положение: стойка на четвереньках. Медленно округлить спину, как бы подтягивая позвоночник к потолку, 2 – медленно вернуться в исходное положение, оставляя спину прямой.

 

Упражнение 5

«Подлезаем под забор». Исходное положение: стоя на четвереньках. 1 - отводим корпус немного назад, наклоняем вниз и как бы подлезаем под забор прогибая спину,  сначала прогибаем грудной отдел, затем переносить тело немного вперёд и прогибаемся в пояснице, поднимаем грудь и голову. 2 – таким же способом обратно возвращаемся в исходное положение.

 

Упражнение 6

«Махи ногами». Исходное положение: стоя на четвереньках. 1 – на 1, 2, 3 мах правой ногой, 2 - 4 исходное положение.

 

Упражнение 7

«Собачка». Исходное положение: стоя на четвереньках. 1 – поворот головы вправо с одновременным поворотом стоп вправо, смотрим на свои носки. 2 - исходное положение. 3, 4 – в левую сторону.

 

Упражнение 8

«Смотрим на ладони». Исходное положение: стоя на четвереньках. 1 – поднять вверх правую прямую руку, посмотреть на ладонь. 2 – исходное положение. 3, 4 – в левую сторону.

 

Упражнение 9

«Наклон назад стоя на коленях». Исходное положение: стоя на коленях, руки вдоль туловища. 1 – наклон корпуса максимально назад, 2 – исходное положение.

 

Упражнение 10

«Домик». Исходное положение: стоя на четвереньках. 1 – поднять таз вверх, 2 - исходное положение.

 

Заключительная часть 5 минут.

 

В заключительной части урока используются подвижные игры на осанку такие как «Волшебные елочки», «Совушки» и т.д.

 

В ходе работы по профилактике правильной осанки на уроках адаптивной физической культуры у детей с ОВЗ выявлены оптимальные упражнения, у детей отмечена развитие брюшного пресса, мышечная выносливость. Данную методику считаю эффективной.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формирование правильной осанки на уроках адаптивной физической культуры у детей с ОВЗ»

Правильная осанка у детей с ОВЗ на прямую влияет на их физическое развитие и самочувствие.

Большинство детей с ОВЗ имеют низкую двигательную активность, в результате чего слабеет мышечный корсет, обеспечивающий поддержку позвоночника, теряется навык удержания правильной осанки в различных положениях, в следствии чего ухудшается координация движений и равновесие. Деформация позвоночника может ухудшить качество жизни и привести к снижению двигательной активности.

Одной из задач на уроках адаптивной физической культуры у детей с ОВЗ является формирование правильной осанки (умение принимать правильную осанку в основной стойке, при ходьбе, а также в положении сидя, лежа).

Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь в формировании правильной осанки и профилактике ее нарушений можно. Поэтому, одной из целей моей педагогической деятельности является формирование правильной осанки школьников средствами физической культуры.

Ребенок автоматически должен правильно удерживать подбородок, ровную линию плеч, прямую спину. Приучать детей с ОВЗ к постоянному контролю своего тела необходимо с начальных классов. Исправить дефект всегда сложнее, чем его предупредить. Самое действенное средство устранение дефектов осанки и ее укрепление являются физические упражнения.

Цель методической разработки – анализ педагогического опыта и выявление наиболее оптимальных форм работы с детьми ОВЗ, направленных на формирование правильной осанки.

Задачи:

- формировать знания в области здоровьесберегающих технологий на формирование правильной осанки.

- разработать комплексы упражнений на укрепление мышечного корсета.

В данной методической разработке представлен комплекс упражнений на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета.

Каждому упражнению я стараюсь дать название, большинство ребят по названию помнят данное упражнение.

Оборудование: Мешочки с песком, гимнастические коврики.

Занятие на коррекцию осанки состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительные части.

Подготовительная часть 15 минут

  1. Упражнения у стены. Ребята становятся стоя у стены, принимая правильную осанку, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Положение удерживаем 20-30 секунд, запоминаем правильное положение тела. Делаем шаг вперед и стараемся удержать правильное положение тела еще 20-30 секунд. Делаем несколько повторений.
  2. И.п. – стоя у стены, руки перед грудью, согнуты в локтях. Разводим руки в стороны, касаясь стены. Повторить 6-8 раз подряд.
  3. Полуприседы у стены у стены. Ребята делают полуприседы у стены (с задержкой на 3 секунды), руки прямые, вытянуты вперед, стараются не отрывать спину от стены. Повторяем несколько раз.
  4. Ходьба с мешочками с песком на голове, сохраняя равновесие в разных положениях (на носках, руки вверх; на пятках, руки в стороны; перекаты, руки на поясе; ходьба с высоким подниманием коленей; ходьба с прямыми ногами, медленный бег с удержанием мешочка с песком на голове).

Основная часть 20 минут

Комплекс упражнений на гимнастических ковриках

На спине:

Упражнение 1

Исходное положение: лежа на спине, руки в замок, за голову, ноги прямые. 1- поднимаем голову, руки за головой, смотрим на свои носки, носки натягиваем на себя. 2 -исходное положение.

Упражнение 2

«Поднятие таза». Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. 1- подняли таз, 2- исходное положение.

Упражнение 3

«Книжка». Исходное положение: лежа на спине, руки в стороны, ноги согнуты в коленях. 1 – Правая ладонь ложится в левую, левая рука от пола не отрывается, руки в локтях не сгибаем. 2- исходное положение.

Упражнение 4

«Скручивание». Исходное положение: лежа на спине, руки в стороны, ноги согнуты в коленях. 1 – колени опускаем вправо, касаемся коленями пола, руки от пола не отрываем. 2 – исходное положение.

Упражнение 5

«Поднятие прямых ног». Исходное положение: лежа на спине, руки в стороны, ноги прямые. 1- медленно поднимаем прямые ноги так, чтобы получился прямой угол по отношению к телу. 2- исходное положение.

Упражнение 6

Исходное положение: лежа на спине, руки прямые, вытянуты вверх, ноги прямые. 1 – прижимаем колени к груди, голову поднимаем, руки параллельно полу. 2- исходное положение.

Упражнение 7

«Березка». Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые. 1- Поднять тазобедренный сустав и ноги вверх до предела, руками поддерживать позвоночник, расположив их прямо под лопатками. Прямые ноги должны быть перпендикулярно полу. Задерживаемся на 5 секунд. 2- исходное упражнение.

Упражнение 8

«Велосипед». Исходное положение: лежа на спине, руки в стороны, ноги прямые. 1 – поднимаем ноги вверх и начинаем как-будто крутить педали у велосипеда с ускорением/замедлением. 2 – исходное положение.

Упражнение 9

«Неваляшка». Исходное положение: лёжа на спине, ноги согнуты, руками обхватить голени. Округлить спину и перекатываться вперёд-назад. Повторить 5 раз.

На животе:

Упражнение 1

«Лодочка». Исходное положение: Лежа на животе, руки прямые вдоль туловища, ноги прямые. 1 – на счет 1, 2, 3 поднимаем голову, руки и ноги, на счет исходное положение.

Упражнение 2

«Ножницы». Лежа на животе, руки прямые вытянуты вперед, ноги прямые. 1 – поднимаем руки и ноги и начинаем «резать». 2 – исходное положение.

Упражнение 3

«Поочередное поднятие прямых ног». Исходное положение: Лежа на животе, руки под подбородком, ноги прямые. 1 – поднимаем правую прямую ногу вверх, 2 – исходное положение. 3, 4 с другой ногой.

Упражнение 4

«Кошечка». Исходное положение: стойка на четвереньках. Медленно округлить спину, как бы подтягивая позвоночник к потолку, 2 – медленно вернуться в исходное положение, оставляя спину прямой.

Упражнение 5

«Подлезаем под забор». Исходное положение: стоя на четвереньках. 1 - отводим корпус немного назад, наклоняем вниз и как бы подлезаем под забор прогибая спину, сначала прогибаем грудной отдел, затем переносить тело немного вперёд и прогибаемся в пояснице, поднимаем грудь и голову. 2 – таким же способом обратно возвращаемся в исходное положение.

Упражнение 6

«Махи ногами». Исходное положение: стоя на четвереньках. 1 – на 1, 2, 3 мах правой ногой, 2 - 4 исходное положение.

Упражнение 7

«Собачка». Исходное положение: стоя на четвереньках. 1 – поворот головы вправо с одновременным поворотом стоп вправо, смотрим на свои носки. 2 - исходное положение. 3, 4 – в левую сторону.

Упражнение 8

«Смотрим на ладони». Исходное положение: стоя на четвереньках. 1 – поднять вверх правую прямую руку, посмотреть на ладонь. 2 – исходное положение. 3, 4 – в левую сторону.

Упражнение 9

«Наклон назад стоя на коленях». Исходное положение: стоя на коленях, руки вдоль туловища. 1 – наклон корпуса максимально назад, 2 – исходное положение.

Упражнение 10

«Домик». Исходное положение: стоя на четвереньках. 1 – поднять таз вверх, 2 - исходное положение.

Заключительная часть 5 минут.

В заключительной части урока используются подвижные игры на осанку такие как «Волшебные елочки», «Совушки» и т.д.

В ходе работы по профилактике правильной осанки на уроках адаптивной физической культуры у детей с ОВЗ выявлены оптимальные упражнения, у детей отмечена развитие брюшного пресса, мышечная выносливость. Данную методику считаю эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная физическая культура для детей с множественными нарушениями

Адаптивная физическая культура (АФК) является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА) и задержкой психического...

Адаптивная физическая культура (для детей с ТМНР), 1 класс

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...

Развитие вестибулярного аппарата у детей после кохлеарной имплантации на уроках адаптивной физической культуры.

Развитие вестибулярного аппарата у детей после кохлеарной имплантации на уроках адаптивной физической культуры....

Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...

"МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП"

Методика развития мелкой моторики на уроках Адаптивной физической культуры для детей с ДЦП...

Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная физическая культура (далее – АФК) представляетсобой подсистему общей физической культуры, спецификой которойявляется работа с детьми с ограниченными возможностями, с теми,у кого имеют...