Информатика - русский язык
методическая разработка по информатике (3 класс) по теме

Плеханова Валентина Алексеевна

Работая по учебнику "Информатика в играх и задачах", интегрирую данный курс с предметами, что приносит положительный результат в усвоении знаний  моими учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно – методическая разработка интегративного урока       информатики - русского языка в 3 классе

 Тема урока:       Общие свойства объектов одного класса.

Выделение объекта из класса.

Правописание гласных  о   и е  после шипящих

в корне слова и в суффиксах.

       Тип урока:                             интегративный

       Форма интегрирования:   деятельностная, концептуальная

                                               Подготовила и провела Плеханова Валентина Алексеевна,

                                               учитель начальных классов,

                                               МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»

                                              Ленинского района Волгоградской области

                                             

                                                                                                                                                                               Цель урока:

         углубить и расширить навыки группировки объектов на учебном  материале

         урока русского языка;

         формировать умение выделять общие свойства объектов одного класса;

     

         учить находить признаки, выделяющие предмет из ряда однородных;

                   

         развивать конструктивное мышление, распределительное свойство

         внимания;

         формировать коммуникативные компетенции младших школьников

         посредством групповых форм работы;

         закрепить навыки правописания букв о и ё после шипящих в корне  

         слова и в суффиксе – онок -, - ёнок-.

Задачи урока: 

  1. Перенести знания по информатике в новые условия применения.

  1. Практиковаться в разработке новых способов решения учебных задач:

наблюдение,  составление алгоритма, работа по алгоритму.                                                                                                                                   3.Составить  алгоритм «Учимся писать суффиксы – ёнок -,  - онок-» по схеме.

                        4.Повторить виды алгоритмов: линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением,

                            алгоритм с циклом.

 5. Закрепить навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

1.Учебник в 2-х частях «Информатика в играх и задачах. 3-й класс»

Авторский коллектив:

А.В. Горячев – автор концепции курса, научный руководитель

К.И. Горина – методическая разработка

Т.О. Волкова – автор заданий

2.Учебник «Русский язык» в 2-х частях

Авторский коллектив:

Руководитель программы Н.Ф. Виноградова ( Нач. шк.ХХI века)

Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова,

 М. Вентана-Граф, 2008

3. Мультимедийная установка.

4. Набор карточек – помощниц (алгоритмов).

5. Заготовки алгоритма.

 I.Организация класса.

Проверьте, всё ли готово к уроку? Что самое главное нужно подготовить к уроку?

(Голову, мысли, внимание, хорошее настроение и т. д.)

II.Проверка  выполнения домашнего задания.

    Учебник «Информатика в играх и задачах, 3 класс», № 12.

 Чему мы научились на прошлом занятии по информатике?

Выделять объекты, относящиеся к одному классу.

Как вы назвали два новых класса в задании 12?

Реки, рыбы,  грибы, игрушки, имена людей, фамилии, планеты и звёзды, столицы, названия стран.

Какие объекты в них вошли? Почему?

                                                                                                                                                                                                                                                 

III. Повторение темы: «Общие свойства объектов».                                                                                                                        1.Постановка цели урока.

Сегодня мы продолжим   группировать объекты, но   будет и новая задача. Уверена, вы  справитесь с ней.

Кроме того, мы будем учиться применять знания по информатике на уроке русского языка. Как вы думает, это возможно? Помогает ли вам информатика на других уроках?

 2. Группировка объектов. Словарная работа.

                                   Слайд 2.

 На экране слова:                                                                                                                              Автобус, автомобиль, компьютер, машина, телевизор, телефон, трактор, трамвай, метро, ракета.

Прочтите.

Можно ли все эти слова объединить в один класс?

Да Это словарные слова - мы их должны запомнить или посмотреть в словарь. Это имена существительные. Это неодушевлённые имена существительные, отвечают на вопрос что?

В какие группы можно объединить  эти слова?

Запишите их в столбики по количеству групп.

                                   Слайд 3.

Проверьте правильность выполненной работы.

В какие группы вы объединили  слова?   Каково их название?

Бытовая техника: компьютер, телевизор, телефон

Транспортные средства: автобус, автомобиль, машина, трактор, трамвай, метро, ракета.

 Назовите общее свойство транспортных средств.  

Передвигаются, перевозят людей, грузы, приносят людям пользу.

Какое транспортное средство будущего обладает свойством, отличающим его от других.

Ракета – летает, наиболее энергоёмкое, преодолевает земное притяжение.                                                                                                                             

Итог. Молодцы, ребята, вы хорошо научились группировать объекты и даже смогли выделить один из ряда однородных и объяснить его отличительное свойство.

Задача: Сегодня мы будем находить отличительные признаки отдельных предметов среди похожих, близких, имеющих много общего.

 3.Выделение объекта из класса.

                                  Слайд 4.

а) Откройте тетрадь по информатике.

Стр.39-ая, № 18.

Рассмотрите рисунок. Впишите в таблицу общее название.

Птицы.

Назовите и запишите общие признаки птиц.

Клюв, пара ног, крылья, голова, туловище.

Как называются слова, записанные в 1 столбике?

Имена существительные, потому что отвечают на вопрос что?  и обозначают предмет. 

Какие действия, что умеет любая птица? Запишите в таблицу только глаголы.

Кричат, выводят (птенцов), питаются, чистят( перья), откладывают (яйца ).

Назовите птиц, имеющих отличительные признаки и действия?

Попугай может разговаривать, пингвин плавает, страус быстро бегает, орёл высоко летает.

Так какой же вывод можно сделать?

Вывод:  У данных объектов много общих свойств, но есть и существенные различия.

                                   Слайд 5.

б) На экране слова: «Уч.ба, ш.потом,  мыш.нок, ж.лудь, щ.голь,  ш.рты». (Гласные пропущены).

1.Прочтите слова.

Можем ли мы дать этим словам общее название?  Какое?

Имена существительные.

Назовите общие признаки данных существительных.                                                                                                                          В каждом слове  шипящие звуки. 

                                                                                                                                             

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы,  используя алгоритм.

( У каждого ученика в файле алгоритм)

Научись писать буквы   о, ё     после шипящих в корне слова               

                                   Слайд 6.

                            Проверь себя.

4.Проверка выполненной работы.

                                                                                                                                                     Правописание какого  слова  вы не смогли проверить по алгоритму? Какое существительное вы выделили из класса? Почему?

Орфограмма в суффиксе. Нужно спросить у взрослых или проверить по словарю.

А, может быть, есть какая – то закономерность.                                                                            Задача. Давайте проведём наблюдение.

                                       Слайд 7.

5. Наблюдение над словами.                                                                                                                                           На экране слова:

лосёнок          мышонок

телёнок          медвежонок

львёнок          галчонок

Выделите корень. Назовите суффикс. В каких словах употребляется этот суффикс?

Употребляется в названии детёнышей животных.

Дайте характеристику звуку, стоящему перед суффиксом?

В словах лосёнок, телёнок, львёнок перед суффиксом мягкий согласный. 

Какие звуки в словах 2 столбика перед суффиксом – онок -?

Перед суффиксами – онок - звуки шипящие: твёрдые Ж и Ш и мягкий Ч.

                                       Слайд 8.

6. Вывод.

После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс – ёнок -,

После твёрдых согласных звуков [ж], [ш] и мягкого согласного [ч’] пишется суффикс        – онок –

Физминутка:  игра «Класс, встань!»

Всех учеников мы тоже называем классом.  Сколько объектов в нашем классе?

Посмотрим во сколько групп может войти каждый из вас.

3 А встаньте!

Мальчики, встаньте!

Девочки, встаньте!

Отличники, встаньте!

Родившиеся зимой, встаньте!                                                                                                                                Никиты, встаньте!

Ани, встаньте!

Родившиеся весной, встаньте!

Посещающие группу продлённого дня, встаньте!

Светловолосые встаньте!

Все, кто сидит на 2 ряду, встаньте!

Вывод. Во сколько групп вошёл Никита?  Почему?

Один и тот же объект может входить в несколько групп, потому что обладает несколькими свойствами.

 

7. Повторение знаний об алгоритме.

Что такое алгоритм?

Алгоритм - пошаговый план действий. План действий, последовательность шагов.

Алгоритм – это последовательность команд. Каждая команда – шаг алгоритма.

                                   

Какие виды алгоритма знаем? (На экране слайды с видами алгоритма)

                                  Слайд 9.

Алгоритм линейный.

                                  Слайд 10.

Алгоритм с ветвлением.

                                  Слайд 11.

Алгоритм с циклом.

Задача. На уроке информатики мы уже составляли алгоритмы и умеем работать по алгоритму, составленному учителем. Давайте составим алгоритм по правописанию суффикса – онок-, -ёнок –

Как вы думаете, какой алгоритм получится у нас? Почему?

Что ж, проверим ваш прогноз.

                                  Слайд 12.

8.Составление алгоритма.

1) Распределение учеников на группы.

 Ребята, образуйте группы.

 2)Выбор способа работы: самостоятельно или с подсказками.

                                                                                                                                                                            У каждой группы есть конверт. Вы можете воспользоваться командами  – подсказками или работать самостоятельно. 

                                                                                                                                                                           Положите перед собой заготовку к алгоритму,  ножницы, клей.

Пронумеруйте шаги – команды алгоритма самостоятельно, если затрудняетесь – воспользуйтесь карточкой – помощницей.

Распределите обязанности  в группе,  выберите командира.

Приступите к работе.

                     Карточка – помощница (алгоритм).

1.  Начало. Вспомни  орфографическое правило.

2. Пронумеруй  команды алгоритма в правильном порядке.

3. Заполни схему алгоритма, наклеив полоски на заготовку.

4. Выбери слово на изучаемое правило  и проверь алгоритм.

5. Конец.

Учимся писать суффиксы – онок – ёнок –

     

         

                                                                                                                                                     

Выдели корень

Начало

Назови звук перед суффиксом

Прочти слово

Пиши суффикс – онок -

Это согласные шипящие [ж], [ш], [ч'] ?

Конец

Пиши суффикс – ёнок -

 Да                     Нет

                                 

9. Презентация алгоритма.  

                                           Слайд 13.     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                            Научись писать суффиксы – онок - ,  - ёнок -

                                           

Выберите командира, который представит алгоритм.

Какой  алгоритм  составлен правильно и почему?

Какой вид алгоритма у вас получился?

Алгоритм с ветвлением, а если в упражнении встретится несколько слов с этой орфограммой, то и с циклом.

10.Рефлексия.

Как вам работалось в группе?  Понравилось? С кем бы вы в следующий раз хотели работать?

IV. Подведение итога урока.

Чему учились на уроке?

Объединять объекты (предмет) в группы, если они имеют общие свойства.  Выделять объект (предмет) из группы, если он имеет какие – то свои свойства.

У нас  сегодня ещё один урок, поэтому будем продолжать находить общие и отличительные свойства предметов (объектов).

                                 

                                Слайд 14.      

Спасибо  за хорошую работу на уроке!

Отдыхайте. Не забудьте приготовить себя

к следующему уроку.

                            Урок окончен!

   

 

       

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по информатике и русскому языку в 3 классе. Темы: "Как исправить неверный символ" и "Правописание О-Е после шипящих"

Интегрированное внеурочное мероприятие по информатике и русскому языку в 3 классе. Темы: "Как исправить неверный символ" и "Правописание О-Е после шипящих". Дети знакомятся с управлением клавишами на ...

Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению, русскому языку и информатике для 3 класса. Система Л.В.Занкова

Рабочие программы содержат развернутое КТП с указанием возможных видов деятельности обучающихся на уроке. Планирование по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридовой. Русский язык - программа Н.В.Н...

Конспект урока по русскому языку и информатике 2 класс

Правописание безударной гласной в корне слова...

Разработка интегрированного урока (русский язык + информатика и ИКТ, 2 класс) на тему:«Правописание приставок и предлогов. Использование алгоритмов»

Урок интересен тем, что на русском языке дети нетолько пишут в тетради, но и работают на персональных компьютерах. Также используется на уроке интерактивное оборудование....

Интегрированный урок: русский язык – информатика

Интегрированный урок: русский язык – информатика, проведённый во 2 классе учителем Ушенковой Н.И. Тема: Роль предлогов в предложении....

Интегрированный урок: русский язык – информатика

Интегрированный урок: русский язык – информатика, проведенный в3 классе учителем Ушенковой Н.И....