Календарно-тематическое планирование по информатике 3 класс "Школа 2100".
календарно-тематическое планирование по информатике (3 класс) по теме

КТП составлено на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_ktp_3_klass..docx24.79 КБ
Файл informatika_poyasnitelnaya_zapiska..docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план.

Изучаемый раздел, тема

учебного материала

Кол-во часов

Кален-

дарные

сроки

Факти-

ческие

сроки

Планируемые результаты

Знать, понимать

Уметь

УУД

1.

Раздел 1. АЛГОРИТМЫ.

Введение. Алгоритм.

10

1

Понятие алгоритма

Построчно записывать алгоритмы

.

В предмете «Информатика» на этапе начального обучения предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический.

Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие  универсальных  логических  действий  (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе - научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы из областей, относимых к информатике, с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем,  действий  объектов (или  действий  над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Кроме того, изучение алгоритмов как планов  действий , приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов, описание  действий , наступающих при выполнении некоторых условий, описание повторяющихся  действий , поиск ошибок и исправление алгоритмов, вносит вклад в регулятивные  универсальные   учебные   действия : составление планов  действий  и их выполнение. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных  универсальных   учебных   действий .

Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ») нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных  технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет формировать у учащихся такие регулятивные  универсальные   учебные   действия , как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование  действий , ориентация на конечный результат, сравнение результата с Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия:

     личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

     смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. (ученик должен уметь ответить на вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?);

      нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности

     целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

     планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

     прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

     контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

     коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

     оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

     саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия

     самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

     поиск и выделение необходимой решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации, в том числе информации;

     структурирование знаний;

     осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

     выбор наиболее эффективных способов решения задач в

     зависимости от конкретных условий;

     рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

     смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

     определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,

     научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

     постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

     моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)

     преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Логические универсальные действия

     анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

     синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

     выбор оснований и критериев для сравнения, сертификации, классификации объектов;

     подведение под понятие, выведение следствий;

     установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

     построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

     доказательство;

     выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблемы

     формулирование проблемы;

     самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность

     планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

     постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

     разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

     управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

     умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

     владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

2.

Схема алгоритма.

1

Построчную запись алгоритмов

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии

3.

Ветвление в алгоритме.

1

Запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии

4.

Цикл в алгоритме.

1

Выполнение алгоритма, составление алгоритма, нахождение ошибок в алгоритме

Выполнять построчную запись алгоритмов с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

5.

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

1

Понятие алгоритма

Выполнять построчную запись алгоритмов с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

6.

Закрепление ЗУН по теме «Алгоритмы».

1

Понятие алгоритма

Составлять алгоритмы

7.

Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы».

1

Понятие алгоритма

Выполнять построчную запись алгоритмов с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

8.

Контрольная работа по теме «Алгоритмы».

1

Выполнение контрольной работы

Выполнять построчную запись алгоритмов с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

9.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме.

Выполнять построчную запись алгоритмов с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

10.

Повторение по теме «Алгоритмы».

1

Составление алгоритмов.

Выполнять алгоритмы.

Раздел 2. ГРУППЫ (КЛАССЫ) ОБЪЕКТОВ ( 7 ЧАСОВ).

11.

Объекты. Состав и действия объектов.

1

Общие названия и отдельные объекты

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса.

12.

Группа объектов. Общее название.

1

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса           ( группы однородных предметов).

13.

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы.

1

Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки.

Называть общие признаки предметов из одного класса            ( группы однородных предметов).

14.

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты».

1

Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Называть общие признаки предметов из одного класса            ( группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса.

15.

Контрольная работа по теме «Объекты».

1

Выполнение контрольной работы.

Называть общие признаки предметов из одного класса            ( группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса.

16.

Анализ контрольной работы  ( работа над ошибками).

1

Выполнение работы над ошибками

Называть общие признаки предметов из одного класса            ( группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса.

17.

Повторение по теме «Объекты».

1

Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки ( атрибуты) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Называть общие признаки предметов из одного класса            ( группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса.

Раздел 3. ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (10 часов).

18.

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

1

Понятия множество, подмножество.

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».

Понятия множество, подмножество, элемент множества.

19.

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

1

Понятия множество, подмножество, пересечение множеств.

Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

20.

Пересечение и объединение множеств.

1

Понятия множество, подмножество, объединение множеств.

Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

21.

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «не».

1

Отношения между множествами. Истинность высказываний со словом «не».

22.

Истинность высказываний со словами «и», «или».

1

Отношения между множествами. Истинность высказываний со словами «и», «или».

23.

Граф. Вершины и рёбра графа.

1

Графы и их табличное описание.

Изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию.

24.

Граф с направленными рёбрами.

1

Пути в графах. Деревья.

Изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию.

25.

Подготовка к контрольной работе по теме «Множество».

1

Выполнение заданий по изученному материалу.

Изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

26.

Контрольная работа по теме «Множество».

1

Выполнение контрольной работы

Изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

27.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Множество».

1

Выполнение заданий по изученному материалу.

Изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Раздел 4. МОДЕЛИ В ИНФОРМАТИКЕ ( 8 часов).

28.

Аналогия.

1

Понятие аналогии.

Анализировать игры с выигрышной стратегией.

29.

Закономерность.

1

Понятие закономерность

Анализировать игры с выигрышной стратегией.

30-31.

Аналогичная закономерность.

2

Решение задач по аналогии.

Анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность.

32,33

Подготовка к контрольной работе по теме «Аналогия».

1

Решение задач, составление задач.

Анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность.

34.

Контрольная работа по теме «Аналогия». Выигрышная стратегия.

1

Выполнение контрольной работы.

Анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность.

35.

Анализ контрольной работы. Повторение. Выигрышная стратегия.

1

Выполнение работы над ошибками.

Анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики.

Изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • Развитие познавательных интересов ,интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • Воспитание этических и правовых норм информационной деятельности;
  • Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной  и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников к изучению таких тем, как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.

Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе:

  • Примерной программы начального общего образования по информатике (Базовый уровень);
  • Авторской программы по пропедевтическому курсу информатики ( Горячев

А.В., Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» под ред. А.А. Леонтьева.-М.: Баласс, 2008);

  • Учебного плана образовательного учреждения.

На изучение учебного предмета «Информатика» отводится:

  • Всего 35 часов в учебный год ( 1 час в неделю)
  • В том числе: контрольных работ – 4 часа.

Количество часов по четвертям:

Всего часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За  неделю

За  год

Контрольных работ

Всего часов

Контрольных работ

Всего часов

Контрольных работ

Всего часов

Контрольных работ

Всего часов

Контрольных работ

1

34

4

9

1

8

1

10

1

7

1

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект ( серия «Мой инструмент – компьютер» включает базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникативным технологиям, предназначен для обучения на практике работе на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики).

Учебник: Горячев А.В. « Информатика в играх и задачах». 3 класс. Ч.1,2. – М.: Баласс, 2008.

Горячев А.В. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2007.

Содержание программы

Название тем:

Количество часов:

1.

Алгоритмы.

8ч.

2.

Объекты.

8ч.

3.

Множество.

10ч.

4.

Закономерности.

9ч.

                                                                       Итого:          

35ч.

Контрольные работы:

Тема работы

8.

Контрольная работа по теме: « Алгоритмы».

15.

Контрольная работа по теме: « Объекты».

26.

Контрольная работа по теме « Логические рассуждения».

34.

Контрольная работа по теме « Логические модели».

Цели изучения курса:

Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением наиболее распространенных подходов к решению в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

-  применение формальной логики, построение выводов путем применения логических операций: «если…то», «или», «и», «не» и их комбинаций.

- алгоритмический подход – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.

- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы.

- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять объекты в группы по признаку, выделять общий признак, умение  описывать объект.

Задачи курса:

    Читать и понимать задание, доказывать свою точку зрения, работать по     чётко оговорённому плану;

         - ориентироваться в потоке  информации;

         -планировать свою и групповую информацию.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класс (группы однородных предметов);

- называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;

- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок – схемы;

- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

- изображать графы;

- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Учащиеся должны знать:

- отличительные признаки, значения отличительных  признаков;

- алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок – схема, построчная запись; выполнение алгоритма; составлять алгоритм; поиск ошибок в алгоритме; линейный, разветвляющийся алгоритм.

- отношение между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

- решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Критерии оценок по информатике

Критерии оценки устного ответа

            Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный. 

            Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. 

            Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. 

            Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя. 

            

Критерии оценки практического задания

            Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;           

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя. 

            Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка. 

            Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по информатике. 1 класс. Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по информатике. 1 класс. Школа 2100...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....