Рабочая программа по информатике для 3 класса
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

Рабочая программа по информатике для 3 класса к УМК Матвеевой Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_rabochaya_programma.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№24 р.п. ЮРТЫ

Рассмотрено на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»:

Руководитель МО

зам. дир. по УВР

Директор МОУ СОШ № 24

МОУ СОШ № 24

___________ /Зыкова Т.С./

___________ /Сергиенко Н.П./

___________ /Ерофеев В.М./

Протокол №1 от

Приказ № 52

«30» августа 2011 г

«30» августа 2011 г.

от  «31» августа 2011 г.

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для   3   класса

Составитель: учитель начальных классов

Пиманова С.Н.

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка.

Нормативная база составления рабочей программы.

  1. Закон  «Об образовании» п.2, ст.32

2.Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии»  составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год.

3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год.(приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 №2080, зарегистрирован в Минюсте России 10.02.2011 №19776)

4. Учебный план МОУ СОШ №24 р.п. Юрты на 2011-2012 учебный год

Изучение предмета проходит за счет часов регионального компонента. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики

Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики для основной школы.

Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.

Существуют разные подходы к обучению младших школьников информатике, но, как правило, это либо начальная компьютерная грамотность, либо просто курсы, развивающие мышление школьника. И то, и другое — хорошие и полезные вещи, но... На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной, речи как способа общения. Общение — это обмен информацией между людьми. Передать ин формацию можно устно или в виде письменного сообще ния, т. е. в виде описания. Описание может быть в тек стовой или графической форме. Текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т. е. электронным устройством, поэтому компьютер часто называют инструментом для обработки информации.

Цели обучения информатике:

  1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
  2. Знакомство с основными теоретическими понятиями ин форматики.
  3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
  4. Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
  5.  Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры.
  6. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
  7. Воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности; воспитание бережного отношения к технике.

В третьем классе решаются следующие задачи обучения информатике:

• развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);

• формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект» и др.;

• формирование умения описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики;

• развитие умения представлять информацию об объектах в разных видах и формах: в виде чисел, текста, рисунков;

• закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем);

• развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;

• формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.

Структура курса

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Контрольные работы

1

Человек и информация

6

5

1

2

Действия с информацией»

8

7

1

3

Объект и его характеристика

10

9

1

4

Информационный объект и компьютер

10

9

1

Всего

34

30

4

Человек и информация – 6 ч.

  1. Человек и информация.
  2. Источники и приемники информации.
  3. Искусственные и естественные источники информации.
  4. Носители информации.
  5. Что мы знаем о компьютере.
  6. Контрольная работа №1 по теме «Человек и информация».

Действия с информацией – 8 ч.

  1. Немного истории о действиях с информацией.
  2. Сбор информации.
  3. Представление информации.
  4. Кодирование информации.
  5. Декодирование информации.
  6. Хранение информации.
  7. Обработка информации. Подготовка к контрольной работе.
  8. Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией».

Объект и его характеристика – 10 ч.

  1. Объект.
  2. Имя объекта.
  3. Свойства объекта.
  4. Общие и отличительные свойства.
  5. Существенные свойства и принятие решения.
  6. Элементный состав объекта.
  7. Действия объекта.
  8. Отношения между объектами.
  9. Повторение по теме «Объект и его характеристика». Подготовка к контрольной работе.
  10. Контрольная работа №3 по теме «Объект и его характеристика».

Информационный объект и компьютер – 10 ч.

  1. Информационный объект и смысл.
  2. Документ как информационный объект.
  3. Электронный документ и файл.
  4. Текст и текстовый редактор.
  5. Изображение и графический редак тор.
  6. Схема и карта.
  7. Число и программный калькулятор.
  8. Таблица и электронные таблицы. Подготовка к контрольной работе.
  9. Контрольная работа №4 по теме «Информационный объект и компьютер».

     10.Повторение по теме «Информационный объект

График контрольных работ

Дата

Тема

1

11.10.2011

Контрольная работа № 1 по теме «Человек и информация»

2

13.12.2011

Контрольная работа № 2 по теме «Действия с информацией».

3

06.03.2012

Контрольная работа № 3 по теме «Объект и его характеристика».

4

22.05.2010

Контрольная работа № 4 по теме «Информационный объект и компьютер».

 


Календарно- тематическое планирование 3 класс

№п/п

Раздел, тема

кол-во часов

Дата проведения

основные понятия

контроль знаний

Д/з

 

 

 

план

факт

 

 

 

Первая четверть

 

 

 

 

компьютерный практикум

 

1

 Человек и информация. Техника безопасности на уроках информации.

1

6 сен

сент

сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер

Правила техники безопасности в компьютерном классе. Распределение обучающихся по рабочим местам.

§ 1 Р.Т. § 1,

2

 Источники и приемники информации

1

13 сен

сент

источник информации, приёмник информации

Решение информационных задач (компакт- диск "Информатика-3") § 2,3 (по выбору учителя)

§ 2 Р.Т. § 2,

3

Искусственные и естественные источники информации

1

20 сен

сент

естественный источник информации, искусственный источник информации, естественный приёмник информации, искусственный приёмник информации

Решение информационных задач (компакт- диск "Информатика-3") § 2,3 (по выбору учителя)

§ 3 Р.Т. § 3

4

 Носители информации

1

27 сен

сент

носитель информации, источник информации

Компакт- диск "Информатика-3" задания к уроку 4. (по выбору учителя) Рисование в графическом редакторе. Тест по теме "Носители информации"

§ 4 Р.Т. § 4

5

 Что мы знаем о компьютере

1

04.окт

окт

компьютер, персональный компьютер, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память.

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс. Компьютер и его основные устройства".

§ 5 Р.Т. § 5

6

Контрольная работа №1 "Человек и информация"

1

11.окт

окт

сбор информации, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс. Клавиатурный тренажёр".

 

7

 Немного истории о действиях с информацией

1

18.окт

окт

получение информации, передача информации, хранение информации

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс .Информационные процессы".

§ 6 Р.Т. § 6

8

 Сбор информации

1

25.окт

окт

сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения, приборы и приспособления для сбора информации

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс. Информационные процессы".

§ 7 Р.Т. § 7

9.

Представление информации

1

01.ноя

нояб

представление информации, способы представления, формы представления

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс. Информационные процессы".

§ 8 Р.Т. § 8

 

Вторая четверть.

 

 

 

 

 

 

10

 Кодирование информации

1

15.ноя

нояб

кодирование информации, код, преобразование, способы кодирования, данные

Решение информационных задач (по выбору учителя).  Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс. Кодирование".

§ 9 Р.Т. § 9

11

 Декодирование информации

1

22.ноя

нояб

декодирование информации, код, кодировочная таблица, преобразование

Решение информационных задач (по выбору учителя).  Тест

§ 10 Р.Т. § 10

12

. Хранение информации

1

29.ноя

нояб

хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека

Решение информационных задач (по выбору учителя).

§ 11 Р.Т. § 11

13

 Обработка информации

1

06.дек

дек

обработка информации, виды информации, программы

Решение информационных задач (по выбору учителя).

§ 12 Р.Т. § 12

14

Контрольная работа №2 "Действия с информацией"

1

13.дек

дек

сбор информации, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка

 

 

15

 Объект

1

20.дек

дек

объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление, событие

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в текстовом редакторе: вписать в текст имена пропущенных объектов.

§ 13 Р.Т. § 13

16

 Имя объекта

1

27.дек

дек

объект, имя объекта: общее, конкретное, собственное

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: изображение двух объектов с одинаковым  заданным свойством.

§ 14 Р.Т. § 14

 

Третья четверть.

 

 

 

 

 

 

17

 Свойства объекта

1

17.янв

янв

объект, свойства, совокупность свойств, характеристика

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: изображение двух объектов, отличающихся заданным свойством.

§ 15 Р.Т. § 15

18

 Общие и отличительные свойства

1

24.янв

янв

общие свойства, отличительные свойства

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану.

§ 16 Р.Т. § 16

19

 Существенные свойства и принятие решения

1

31.янв

янв

объект, свойства, существенные свойства для принятия решения, несущественные свойства для принятия решения

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану .Тест на проверку усвоенных знаний учащимися.

§ 17 Р.Т. § 17

20

 Элементный состав объекта

1

7 фев

февр

объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану.

§ 18 Р.Т. § 18

21

 Действия объекта

1

14 фев

февр

объект, действие объекта, команда, этапы, шаги, последовательность шагов, автоматическое устройства, программа

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунка по плану.Тест по изученному материалу.

§ 19 Р.Т. § 19

22

 Отношения между объектами

1

21 фев

февр

отношение объектов

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в Worde: строение таблиц.

§ 20 Р.Т. § 20

23

Повторение, работа со словарем

1

28 фев

февр

 

Решение информационных задач Выполнение контрольной работы №5 из заданий электронного учебника.

 

24

Контрольная работа №3 "Объект и его характеристика"

1

6 мар

март

 

 

 

25

 Информационный объект и смысл

1

13 мар

март

объект, иформационный объект, смысл

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: представление объекта рисунком и текстом.

§ 21 Р.Т. § 21

26

 Документ как информационный объект

1

20 мар

март

документ, электронный документ, документальные данные

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в Worde: совершенствование навыков работы с текстом. Тест по изученному материалу.

§ 22 Р.Т. § 22

 

Четвёртая четверть.

 

 

 

 

 

 

27

 Электронный документ и файл

1

03.апр

апр

память, внутренняя память, внешняя память, файл, имя файла, папка, окно

Решение информационных задач (по выбору учителя).Работа по поиску файлов по заданию учителя. Создание папки ученика в папке"Мои документы"

§ 23 Р.Т. § 23

28

 Текст и текстовый редактор

1

10.апр

апр

информационный объект, текст, описание, текстовые данные, текстовый редактор

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в текстовом редакторе. Редактирование текста  и перемещение по тексту.

§ 24 Р.Т. § 24

29

 Изображение и графический редактор

1

17.апр

апр

изображение, информационный объект, графический редактор

Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание изображений в графическом редакторе.

§ 25 Р.Т. § 25

30

 Схема и карта

1

24.апр

апр

карта, схема, источник информации, приемник информации, обмен информацией

Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание схем в среде графического редактора

§ 26 Р.Т. § 26

31

 Число и программный калькулятор

1

08.май

май

число, размер объекта, сравнение (больше-меньше, ближе - дальше, быстрее -медленнее)

Решение информационных задач (по выбору учителя). Программа "Калькулятор". Самостоятельная работа: реши правильно.

§ 27 Р.Т. § 27

32

 Таблица и электронные таблицы

1

15.май

май

организация данных, таблица, ряд, столбец, строка, ячейка, электронная таблица

Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание таблиц в Worde и Excel

§ 28 Р.Т. § 28

33

Контрольная работа №4 "Информационный объект и компьютер"

2

22.май

май

информационный объект (текстовый, графический), способ организации данных (таблица, схема), память (внутренняя, внешняя), электронный документ, файл

 

 

34- 35

Резерв

1

29.май

май

 

 

 


Требования к уровню подготовки по окончании третьего класса

В результате изучения данного курса информатики в третьем классе школьники должны:

понимать:

  1. какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с ин формацией;
  2. что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс;
  3. что информационные объекты служат для описа ния других объектов;
  4. что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
  5. что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;

знать:

  1. основные действия с информацией: сбор, представле ние, кодирование, хранение, обработку и передачу;
  2. что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
  3. что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
  4. что компьютер может работать с разными информационными объектами;
  5. что компьютер может накапливать, хранить, передавать и обрабатывать информацию;
  6. что данные - это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;
  7. что файл — это информационный объект, который имеет имя и характеристики (дату и время создания, объем);
  8. что файл — это электронный документ;

уметь:

  1. представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
  2. выполнять элементарные преобразования информации в виде таблиц, списков и схем;
  3. работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
  4. осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
  5. использовать оглавления, указатели, каталоги, справочники, книги, записные книжки и компьютерные источники, в том числе Интернет для поиска информации;
  6. создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
  7. находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
  8. управлять экранными объектами с помощью мыши.

Учебно-методический комплект для третьего класса

1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для  3 класса. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Рабочая тетрадь для  3 класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Контрольные работы для  3 класса. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Методическое пособие для учителя. 3 класс. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

5. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....