Рабочая программа по информатике
календарно-тематическое планирование по информатике (3 класс) по теме

Номоконова Ирина Геннадьевна

Рабочая программа по информатике, ОС "Школа 2100", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_3_klass_.rar17.82 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена 

на заседании МО

Протокол №___  от «____» _______200____г.

 

руководитель МО _________

                              (Кривицкая В.Н.)

                                                                               

Утверждена

Приказ по школе № _____

от «___» _________200___г.

Директор ________(Рогалёва А.В.)

Согласована

«___» __________________200___ г.

Замдиректора по УВР__________

                                   (Старицына Т.И.)

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Информатика

Класс: 3«б»

Вид программы : базовая

УМК:  «Школа 2100»

Автор программы: А.В.Горячев

Обеспеченность УМК:  100%

Автор-составитель: Номоконова И.Г..,

учитель первой квалификационной

категории МОУ НСОШ

Стаж:  28 лет

2011  / 2012  уч. год

Пояснительная записка

Научной основой информационных технологий является информатика, в лоне которой зародились общие подходы и методы, получившие широкое распространение в науке и технологии и повлиявшие на обширные сферы социальной практики.

Главная цель курса информатики - обеспечить прочное и сознательное освоение основ информатики. Изучение основ информатики непосредственно влияет на формирование таких интеллектуальных умений, как:

  1. анализ (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации);
  2. синтез (создание новых схем, структур и моделей);
  3. оценка (оценивание логики построения избранному критерию, оценивание выводов имеющимся данным, оценивание значимости модели).

Наряду с математикой информатика развивает мышление, умения и навыки умственного труда.

Одной из важных на сегодняшний день задач курса является задача развития навыков использования компьютера и основных средств информационных технологий.

Учебно-методический материал по курсу для начальной школы «Информатика в играх и задачах» (1-3, 1-4). Авторский коллектив: А.В.Горячев (руководитель), Т.О. Волкова, К.И. Горина, Л.Л. Лобачева, Т.Ю. Спиридонова, Н.И. Суворова состоит из трех комплектов. В состав каждого комплекта входят 4 учебные тетради для учеников (по 1 на четверть), 4 методических пособия для  учителя (по 1 на четверть) и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  1. применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ... , то ... »;
  2. алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  3. системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  4. объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки' предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»;

2). Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный 'материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний;

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали»( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Изучение материала происходит «по спирали» - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

  1. четверть - алгоритмы
  2. четверть - объекты
  3. четверть - логические рассуждения
  4. четверть - модели в информатике

В материале курса выделяются следующие рубрики:

  1. статическая картина объекта
  2.  структуры, классы;
  3. картина поведения объекта
  4.  процессы и алгоритмы;
  5. язык как объект моделирования
  6.  логика рассуждений; информационная модель объекта
  7.  приемы моделирования и решения задач.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

РНК содержится во всех темах при введении новых понятий и явлений, используются примеры из окружающего детей мира, их собственного жизненного опыта.

Контроль знаний осуществляется на специально отведенных для этой цели уроках. В учебнике «информатика в играх и задачах» А.В. Горячева содержатся разноуровневые контрольные работы, которые учащиеся выполняют в конце каждой четверти.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу третьего года обучения

  1. Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  2. Называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  3. Понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схемы;
  4. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  5. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  6. Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области

Распределение учебного материала по информатике

по четвертям учебного года

Изучаемая тема

Кол-во часов

Резерв

I четверть(9часов) АЛГОРИТМЫ

1

Вводный урок

1

2

Алгоритмы

1

3

Высказывания

1

4

Ветвление

1

5

Циклы

2

6

Подготовка к контрольной работе

1

7

Контрольная работа

1

1

II четверть(7 часов) ОБЪЕКТЫ

8

Состав и действия

1

9

Общее в названии предметов

1

10

Общее в составе и действиях

1

11

Общее и особенное

1

12

Отличительные признаки

1

13

Обобщающий урок

1

14

Контрольная работа

1

III четверть(10 часов) МНОЖЕСТВО

15

Множество. Пересечение множеств. Графы.

2

16

Вложенность множеств. Пути в графах.

2

17

Слова – кванторы.

1

18

Ориентированные графы

2

19

Обобщающий урок

1

20

Контрольная работа

1

1

IV четверть(8 часов) ЗАКОНОМЕРНОСТИ

21

Аналогия

1

22

Закономерность

1

23

Аналогичная закономерность

1

24

Выигрышная стратегия

1

25

Обобщение изученного

1

26

Контрольная работа

1

27

Повторение изученного за год

2

ИТОГО:

34 часа


Технологическая карта программы

Тема,

раздел программы

                       

     

                                         Требования

   

          Содержание

Базовые

Повышенные

Контроль знаний

Иметь представление

Знать определение

Кратко характеризовать оценивать

Приводить примеры

Сравнивать, классифицировать

Анализировать сравнивать 

Знать последовательность дей ствий

Самостоятельно выпол нять учебные задачи

Базовые

Повышенные

Алгоритмы

(9 часов)

Развитие навыков алгоритмического мышления

Понятие «алгоритм»

+

+

+

+

Формы записи алгоритмов:

  1.  По пунктам;
  2.  Блок-схема

+

+

+

+

Составление простейших алгоритмов

+

+

+

+

+

+

+

Понятие «отрицание»

+

+

+

Высказывания истинные и ложные

+

+

+

Понятие «ветвление»

+

+

+

Построение отрицаний высказываний

+

+

+

Понятие «цикл»

+

+

+

Построение циклических алгоритмов

+

+

+

+

+

Выделение циклов в алгоритме

+

+

+

+

+

+

Объекты

(7 часов)

Обучение описанию предметов (объектов) в информационно-логических моделях перечислением атрибутов предмета и действий

Понятие «составные части предмета»

+

+

+

Действия над предметами

+

+

+

+

+

+

Действия предметов

+

+

+

+

+

+

Описание предметов через их составные части и действия

+

+

+

+

+

+

+

Составление загадок

+

+

+

+

+

+

Понятие «общее название»

+

+

Понятие «отдельный предмет»

+

+

Объединение предметов в группы с общим названием

+

+

+

+

+

+

+

Нахождение общего в составе, действиях предметов

+

+

+

+

+

+

+

+

Описывание предметов, определяя их общее название и дополнительные особенности, составные части действия

+

+

+

+

+

+

+

+

Технологическая карта программы

Тема,

раздел программы

                       

     

                                         Требования

   

          Содержание

Базовые

Повышенные

Контроль знаний

Называть

различать

Приводить примеры

Кратко характеризовать оценивать

Анализировать сравнивать

Знать последовательность действий

Самостоятельно выполнять учебные задачи

Решать творческие задачи

Базовые

Повышенные

Объекты

Определение общих черт и различий предметов, выделение отличительны признаков для общего названия

+

+

+

+

+

+

+

+

Множество

(10 часов)

Дать представление о принципах работы экспертных систем, о возможных способах представления знаний, о логике вывода и принятия решений

Понятие «Множество»

+

+

+

+

Понятие «элемент множества»

+

+

+

+

Понятие «пересечение множеств»

+

+

+

+

Способы задания множеств

+

+

+

+

+

Понятие «граф»

+

+

+

+

Описание графа с помощью таблицы

+

+

+

+

Понятие «подмножество»

+

+

+

+

Пути в графах

+

+

+

+

+

Вложенность множеств

+

+

+

+

+

Слова-кванторы (все, некоторые, никакие)

+

+

+

+

Ориентированные графы

+

+

+

+

+

Закономерности

(8 часов)

Развитие способностей к творчеству в области информационных технологий

Понятие «аналогия»

+

+

+

+

Выявление и использование аналогий между объектами

+

+

+

+

+

+

Понятие «закономерность»

+

+

+

+

Поиск и использование закономерностей

+

+

+

+

+

+

Понятие «аналогичная закономерность»

+

+

+

+

Выигрышная стратегия

+

+

+

+

+

+

+

+


Литература для учащихся:

  1. Горячев А.В., Волкова Т.О «программа «Информатика в играх и задачах» 3 класс (1-4)» / М:. «Просвещение», 1998г.
  2. .Горячев А.В, Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю.,. Суворова Н.И «Информатика в играх и задачах» 3 класс (1-4)» методические  рекомендации для учителя. / М:. «БАЛАСС», 2003г.
  3. СимоновичС., Евсеев Г. «Занимательный компьютер». Книга для детей, учителей, родителей. М:.»АТС-пресс», 1998г.

Литература для учителя:

  1. Горина К.И., Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» 3 класс (1-4)». Учебник-тетрадь в 4-х частях. / М:. «БАЛАСС», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...