Рабочая программа по информатике
календарно-тематическое планирование по информатике (3 класс) по теме
Рабочая программа по информатике, ОС "Школа 2100", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании МО Протокол №___ от «____» _______200____г.
руководитель МО _________ (Кривицкая В.Н.)
| Утверждена Приказ по школе № _____ от «___» _________200___г. Директор ________(Рогалёва А.В.) | |
Согласована «___» __________________200___ г. Замдиректора по УВР__________ (Старицына Т.И.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информатика
Класс: 3«б»
Вид программы : базовая
УМК: «Школа 2100»
Автор программы: А.В.Горячев
Обеспеченность УМК: 100%
Автор-составитель: Номоконова И.Г..,
учитель первой квалификационной
категории МОУ НСОШ
Стаж: 28 лет
2011 / 2012 уч. год
Пояснительная записка
Научной основой информационных технологий является информатика, в лоне которой зародились общие подходы и методы, получившие широкое распространение в науке и технологии и повлиявшие на обширные сферы социальной практики.
Главная цель курса информатики - обеспечить прочное и сознательное освоение основ информатики. Изучение основ информатики непосредственно влияет на формирование таких интеллектуальных умений, как:
- анализ (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации);
- синтез (создание новых схем, структур и моделей);
- оценка (оценивание логики построения избранному критерию, оценивание выводов имеющимся данным, оценивание значимости модели).
Наряду с математикой информатика развивает мышление, умения и навыки умственного труда.
Одной из важных на сегодняшний день задач курса является задача развития навыков использования компьютера и основных средств информационных технологий.
Учебно-методический материал по курсу для начальной школы «Информатика в играх и задачах» (1-3, 1-4). Авторский коллектив: А.В.Горячев (руководитель), Т.О. Волкова, К.И. Горина, Л.Л. Лобачева, Т.Ю. Спиридонова, Н.И. Суворова состоит из трех комплектов. В состав каждого комплекта входят 4 учебные тетради для учеников (по 1 на четверть), 4 методических пособия для учителя (по 1 на четверть) и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:
- применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ... , то ... »;
- алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки' предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»;
2). Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный 'материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний;
3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали»( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Изучение материала происходит «по спирали» - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
- четверть - алгоритмы
- четверть - объекты
- четверть - логические рассуждения
- четверть - модели в информатике
В материале курса выделяются следующие рубрики:
- статическая картина объекта
- структуры, классы;
- картина поведения объекта
- процессы и алгоритмы;
- язык как объект моделирования
- логика рассуждений; информационная модель объекта
- приемы моделирования и решения задач.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
РНК содержится во всех темах при введении новых понятий и явлений, используются примеры из окружающего детей мира, их собственного жизненного опыта.
Контроль знаний осуществляется на специально отведенных для этой цели уроках. В учебнике «информатика в играх и задачах» А.В. Горячева содержатся разноуровневые контрольные работы, которые учащиеся выполняют в конце каждой четверти.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу третьего года обучения
- Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- Называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- Понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схемы;
- Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области
Распределение учебного материала по информатике
по четвертям учебного года
№ | Изучаемая тема | Кол-во часов | Резерв |
I четверть(9часов) АЛГОРИТМЫ | |||
1 | Вводный урок | 1 | |
2 | Алгоритмы | 1 | |
3 | Высказывания | 1 | |
4 | Ветвление | 1 | |
5 | Циклы | 2 | |
6 | Подготовка к контрольной работе | 1 | |
7 | Контрольная работа | 1 | 1 |
II четверть(7 часов) ОБЪЕКТЫ | |||
8 | Состав и действия | 1 | |
9 | Общее в названии предметов | 1 | |
10 | Общее в составе и действиях | 1 | |
11 | Общее и особенное | 1 | |
12 | Отличительные признаки | 1 | |
13 | Обобщающий урок | 1 | |
14 | Контрольная работа | 1 | |
III четверть(10 часов) МНОЖЕСТВО | |||
15 | Множество. Пересечение множеств. Графы. | 2 | |
16 | Вложенность множеств. Пути в графах. | 2 | |
17 | Слова – кванторы. | 1 | |
18 | Ориентированные графы | 2 | |
19 | Обобщающий урок | 1 | |
20 | Контрольная работа | 1 | 1 |
IV четверть(8 часов) ЗАКОНОМЕРНОСТИ | |||
21 | Аналогия | 1 | |
22 | Закономерность | 1 | |
23 | Аналогичная закономерность | 1 | |
24 | Выигрышная стратегия | 1 | |
25 | Обобщение изученного | 1 | |
26 | Контрольная работа | 1 | |
27 | Повторение изученного за год | 2 | |
ИТОГО: | 34 часа |
Технологическая карта программы
Тема, раздел программы |
Требования
Содержание | Базовые | Повышенные | Контроль знаний | ||||||||
Иметь представление | Знать определение | Кратко характеризовать оценивать | Приводить примеры | Сравнивать, классифицировать | Анализировать сравнивать | Знать последовательность дей ствий | Самостоятельно выпол нять учебные задачи | Базовые | Повышенные | |||
Алгоритмы (9 часов) Развитие навыков алгоритмического мышления | Понятие «алгоритм» | + | + | + | + | |||||||
Формы записи алгоритмов:
| + | + | + | + | ||||||||
Составление простейших алгоритмов | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Понятие «отрицание» | + | + | + | |||||||||
Высказывания истинные и ложные | + | + | + | |||||||||
Понятие «ветвление» | + | + | + | |||||||||
Построение отрицаний высказываний | + | + | + | |||||||||
Понятие «цикл» | + | + | + | |||||||||
Построение циклических алгоритмов | + | + | + | + | + | |||||||
Выделение циклов в алгоритме | + | + | + | + | + | + | ||||||
Объекты (7 часов) Обучение описанию предметов (объектов) в информационно-логических моделях перечислением атрибутов предмета и действий | Понятие «составные части предмета» | + | + | + | ||||||||
Действия над предметами | + | + | + | + | + | + | ||||||
Действия предметов | + | + | + | + | + | + | ||||||
Описание предметов через их составные части и действия | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Составление загадок | + | + | + | + | + | + | ||||||
Понятие «общее название» | + | + | ||||||||||
Понятие «отдельный предмет» | + | + | ||||||||||
Объединение предметов в группы с общим названием | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Нахождение общего в составе, действиях предметов | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Описывание предметов, определяя их общее название и дополнительные особенности, составные части действия | + | + | + | + | + | + | + | + |
Технологическая карта программы
Тема, раздел программы |
Требования
Содержание | Базовые | Повышенные | Контроль знаний | ||||||||
Называть | различать | Приводить примеры | Кратко характеризовать оценивать | Анализировать сравнивать | Знать последовательность действий | Самостоятельно выполнять учебные задачи | Решать творческие задачи | Базовые | Повышенные | |||
Объекты | Определение общих черт и различий предметов, выделение отличительны признаков для общего названия | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Множество (10 часов) Дать представление о принципах работы экспертных систем, о возможных способах представления знаний, о логике вывода и принятия решений | Понятие «Множество» | + | + | + | + | |||||||
Понятие «элемент множества» | + | + | + | + | ||||||||
Понятие «пересечение множеств» | + | + | + | + | ||||||||
Способы задания множеств | + | + | + | + | + | |||||||
Понятие «граф» | + | + | + | + | ||||||||
Описание графа с помощью таблицы | + | + | + | + | ||||||||
Понятие «подмножество» | + | + | + | + | ||||||||
Пути в графах | + | + | + | + | + | |||||||
Вложенность множеств | + | + | + | + | + | |||||||
Слова-кванторы (все, некоторые, никакие) | + | + | + | + | ||||||||
Ориентированные графы | + | + | + | + | + | |||||||
Закономерности (8 часов) Развитие способностей к творчеству в области информационных технологий | Понятие «аналогия» | + | + | + | + | |||||||
Выявление и использование аналогий между объектами | + | + | + | + | + | + | ||||||
Понятие «закономерность» | + | + | + | + | ||||||||
Поиск и использование закономерностей | + | + | + | + | + | + | ||||||
Понятие «аналогичная закономерность» | + | + | + | + | ||||||||
Выигрышная стратегия | + | + | + | + | + | + | + | + |
Литература для учащихся:
- Горячев А.В., Волкова Т.О «программа «Информатика в играх и задачах» 3 класс (1-4)» / М:. «Просвещение», 1998г.
- .Горячев А.В, Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю.,. Суворова Н.И «Информатика в играх и задачах» 3 класс (1-4)» методические рекомендации для учителя. / М:. «БАЛАСС», 2003г.
- СимоновичС., Евсеев Г. «Занимательный компьютер». Книга для детей, учителей, родителей. М:.»АТС-пресс», 1998г.
Литература для учителя:
- Горина К.И., Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» 3 класс (1-4)». Учебник-тетрадь в 4-х частях. / М:. «БАЛАСС», 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...