Рабочая программа по информатике для 2 класса на 2012 год
рабочая программа по информатике (2 класс) по теме

Шкрабова Валентина Александровна

Рабочая программа по информатике для 2 класса авторов Н.В. Матвеевой и др. Соответствует требованиям ФГОС. (2012 г)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочное планирование для 2 класса

Авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак,  Н.К. Конопатова,  Л.П Панкратова

Тематический план учебного курса

Период обучения

Количество часов

Диагностический и практический материал

(контрольные работы, экскурсии, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.)

1 четверть

9

Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

2 четверть

7

Контрольная работа по теме «Кодирование информации»

3 четверть

10

Контрольная работа по теме «Информация и данные»

4 четверть

8

Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания»

Итого

34

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Виды информации. Человек и компьютер

8

2

Кодирование информации

9

3

Информация и данные

7

4

Документ и способы его создания

8

5

Закрепление (резерв)

2

Всего

34

Календарно – тематическое планирование

Условные обозначения: урок ознакомления с новым материалом – УОНМ; комбинированный урок – КУ; урок повторения и обобщения знаний – УОПЗ; урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ. Фронтальная работа –ФР, беседа – Б, игры - И

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Основные термины и понятия

Тип урока, формы контроля

планируемая

фактическая

1 четверть (9 ч)

Виды информации. Человек и компьютер  

1

Человек и информация.

Информация виды информации Органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа.

УОНМ

Б, ФР

2

Какая бывает информация.

Виды информации: Звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная информация.

УОНМ

Б, ФР

3

Источники информации

Источники и сигналы  информации.

КУ

Б, ФР

4

Приемники информации.

Приемники информации.

КУ

Б, ФР

5

Компьютер и его части.

Компьютер – инструмент для работы с информацией.

КУ

Б, ФР

6

Компьютер и его части.

Компьютер – инструмент для работы с информацией.

КУ

Б, ФР, И

7

Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер».

-

УОПЗ

8

Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер».

-

УПОКЗ

Кодирование информации

9

Носители информации.

Носитель информации, носитель письменной информации.

УОНМ

Б, ФР

2 четверть (7 ч)

10

Кодирование информации.

Звуковое и письменное кодирование информации.

УОНМ

Б, ФР

11

Кодирование информации.

Звуковое и письменное кодирование информации.

УОНМ

Б, ФР

12

Письменные источники информации.

Письменные источники информации.

УОНМ

Б, ФР

13

Языки людей и языки программирования.

Языки мира. Компьютерный язык.

УОНМ

Б, ФР

14

Работа со словарём (как повторение)

-

УОПЗ

Б, ФР

15

Работа со словарём (как повторение)

-

УОНМ

Б, ФР

16

Контрольная работа по теме «Кодирование информации»

-

УПОКЗ

3 четверть (10 ч)

17

Текстовые данные.

Текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение.

УОПЗ

Б, ФР

Информация и данные.

18

Графические данные.

Графика, графическая информация, рисунок, фотография.

УОНМ

Б, ФР

19

Числовая информация.

Числовая информация, число, цифра, четное и нечетное число, количество, номер, порядковый номер.

УОНМ

Б, ФР

20

Десятичное кодирование.

Кодирование и декодирование. Таблица соответствия (кодовая таблица). Числовое кодирование.

УОНМ

Б, ФР

21

Двоичное кодирование.

Двоичное кодирование.

УОНМ

Б, ФР

22

Числовые данные

Устройства для счета: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер

УОНМ

Б, ФР

23

Повторение по теме «Информация и данные»

-

УПОКЗ

24

Контрольная работа по теме «Информация и данные».

-

УОПЗ

Б, ФР

Документ и способы его создания

25

Документ и его создание

Текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение.

УОНМ

Б, ФР

26

Электронный документ и файл.

Передача информации, электронная почта, носители информации.

УОНМ

Б, ФР

4 четверть (8 ч)

27

Поиск документа.

Поиск документа

УОНМ

Б, ФР

28

Создание текстового документа.

Обработка текстовой информации.

УОНМ

Б, ФР

29

Создание графического документа.

Обработка графической информации.

УОНМ

Б, ФР

30

Повторение по теме «Документ и способы его создания»

-

УОПЗ

Б, ФР

31

Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания».

-

УПОКЗ

32

Закрепление изученного.

-

УОПЗ

Б, ФР

33

Защита проектов учащихся.

-

КУ

34

Защита проектов учащихся.

-

КУ



Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»

На заседании    МО

протокол № _____

От _____________

«СОГЛАСОВАНО»

И.о. заместителя директора школы ______________

Шкрабова В.А.

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о. директора школы


Сильченко Л.А.

«__»___________2012 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нименьгская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по факультативному курсу «Информатика» для 2  класса

автор: Матвеева Н.В.

Учитель: Шкрабова

Валентина Александровна

п. Нименьга, 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса «Информатика»  составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 г.

Цели изучения курса информатики

в начальной школе

Важнейшая ЦЕЛЬ начального образования – создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний, умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Общая характеристика факультативного курса

«Информатика» в начальной школе

Непрерывность обучения информатики  со второго класса – это необходимый шаг в развитии общего образования. Уже во втором классе начальной школы необходимо донести до детей понимание того, что в жизни современного человека как никогда раньше велика роль информации, закодированной текстом или иным способом, которая может хранится в закодированном виде в памяти компьютера или на других материальных носителях. Текст (текстовые данные), любое изображение (графические данные) могут обрабатываться компьютером. А это означает, что компьютер есть не что иное, как универсальный инструмент по обработке данных.

Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики для основной школы.

Информатика во втором классе – это предварительный курс, знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.

Изучение информатики во втором классе позволит детям:

1. Получить и уточнить предварительные представления о значении некоторых важных терминов информатики на основе активизации их личного опыта информационной деятельности, получить первичные представления об информационной картине мира;

2. Научиться видеть определенные объекты информатики (например, источники информации и данных, приемники информации и данных и др.) в разных жизненных ситуациях;

3. Приводить примеры использования информации в жизни человека, прежде всего из собственного опыта и собственной жизни;

4. Активно использовать термины информатики в устной и письменной речи, то есть научиться применять язык информатики на практике;

5. Научиться использовать компьютер на уровне начального пользователя, а именно: правильно сидеть за компьютером, включать и выключать его, понимать смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора и пр.), запускать нужные программы, пользоваться мышью для управления экранными объектами, набирать тексты с клавиатуры и т.д.

Каждый урок информатики в начальной школе должен состоять из нескольких видов деятельности ученика:

  1. теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями;
  2. ответов на вопросы;
  3. выполнение заданий в рабочей тетради традиционными способами;
  4. компьютерного практикума, то есть выполнения аналогичных заданий другими способами деятельности, то есть с помощью компьютера;
  5. обсуждения выполняемых действий, то есть рефлексии (что мы делали, зачем и как), что позволит следать информационную деятельность осознанной.

Использование всех компонентов УМК по курсу «Информатика» обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу:

знать/понимать

  1. основные источники информации;
  2. назначение основных устройств компьютера;
  3. правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

уметь

  1. кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
  2. составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
  3. составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
  4. распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
  5. сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
  6. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
  7. различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
  8. различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
  1. выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
  2. определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
  3. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  4. создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
  1. использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
  2. работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
  3. сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
  4. обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
  5. самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;  
  1. осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
  2. решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
  3. осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
  4. изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.

Методика обучения информатике в начальной школе подразумевает реализацию принципа «от активности учителя в процессе обучения – к активности учащегося». В соответствии с этим принципом разработано содержание компонентов УМК. Оно ориентировано на управление познавательной деятельностью учащихся, при этом дидактический акцент смещается от преподавания к учению. УМК в составе своих компонентов обеспечивает необходимое разнообразие, полноту и достаточность средств для саморегуляции учебной деятельности учащихся. Переход от репродуктивного усвоения знаний к сознательному, формирование опыта самоорганизации познавательной деятельности, культуры работы с информацией, постепенное формирование навыков самообразования. Принцип реализуется поэтапно по мере развития школьника от класса к классу (2–4).

Место курса  «Информатика»

в системе учебных дисциплин начальной школы

Место курса «Информатика» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. – целенаправленно научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера.

В базисном образовательном плане указано, что изучение информатики и математики «направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на  развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования».

Особое место содержанию подготовки по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на  «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом (компьютером) поиска   в сети Интернет и обработки информации, расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.

Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения – всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности – текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики, при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (по скайпу устно или письменно с использованием чат-режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить на чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования. В частности, с иностранным языком. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например),  с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с помощью компьютера (электронная почта, скайп и пр.).

           Таким образом, информатика выполняет интегрирующую функцию, формируя на своих уроках знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений  при изучении других дисциплин в информационной образовательной  среде школы.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения информатики

С учётом специфики интеграции курса в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

1-я группа требований: личностные результаты 

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»:

1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию

1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции  

1.3) социальные компетенции

1.4) личностные качества  

2-я группа требований:   метапредметные результаты 

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:

освоение универсальных учебных действий:

2.1) познавательных

2.2) регулятивных

2.3) коммуникативных

2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

3-я группа требований:   предметные результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.

Материально-техническое обеспечение

учебного процесса в начальной школе

Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатики и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин – это:

  1. минимальная модель электронно-программного обеспечения:
  1. один компьютер на рабочем месте учителя;
  2. презентационное оборудование;
  3. выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет – только для учителя начальной школы, для учащихся – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
  4. целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении информатике на компакт-дисках;
  5. цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР  www.school-collection.edu.ru).
  1. базовая модель Электронно-программного обеспечения:
  1. компьютерный класс (сеть, сервер);
  2. презентационное оборудование;
  3. выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети интернет – только для учителя начальной школы, для учащихся – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
  4. ресурс к УМК  на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
  5. сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;
  6. цифровые зоны: компьютерной графики (граф – планшеты на каждом рабочем месте, цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная (веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР  www.school-collection.edu.ru), клавиатурного письма.
  1. расширенная модель электронно-программного обеспечения: 
  1. компьютерный класс (2 компьютерных класса и более, сеть, сервер);
  2. презентационное оборудование;
  3. выход в Интернет (в начальной школе выход в открытое информационное пространство сети Интернет – только для учителя начальной школы или под руководством и в присутствии учителя, для учащихся на уроке – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
  4. ресурс к УМК  на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
  5. сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;
  6. цифровые зоны начальной школы – это дополнительные  специализированные лаборатории или отдельные компьютеры, на которых установлено специальное оборудование и ПО: цифровая киностудия (соответствующие  программы, микшерский пульт, магнитофоны, разные кинокамеры и др.); издательское рабочее место (верстальные программы, корректоры, словари и пр., брошюровщик, ризограф); рабочее место для Web-дизайна (графический планшет, Web-конструкторы, сканеры, сложные графические пакеты для работы с фото и видео) и пр.

В состав УМК по информатике входят:

  1. Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 80 с. : ил.
  2. Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 80 с. : ил.
  3. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 56 с. : ил.
  4. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 71 с. : ил.
  5. Информатика: контрольные работы для 2 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 24 с. : ил.
  6. Информатика. Программы для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 133 с. : ил. – (Программы и планирование).

Электронное сопровождение УМК:

  1. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика» 2 класс.
  2. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» на сайте: http://school-collection.edu/ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по письму 1 класс за 2012-2013 уч_годпо коррекции 8 вида.

Рабочая программа и тематическое планирование по письму 1 класс за 2012-2013 уч_год по коррекции 8 вида.Обучение на дому ....

Рабочая программа по технологии 1 класс на 2012-2013 учебный год

      Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования  и авторского курса «Умные...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....