Рабочая программа по информатике в 3 классе
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

Петрухина Маргарита Михайловна

Программа расчитана на 1 ч в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_informatika_3_klass.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА БОЛЬШОЕ ПОПОВО ЛЕБЕДЯНСКОГО      МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

КУЛИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

        

ПРИНЯТО

на заседании МО учителей

начальных классов МБОУ СОШ

 с. Большое Попово

Руководитель МО ___________ Кузьмина Е.С.

Протокол №__ от «__»  ______  2012 года

РАССМОТРЕНО

                                на заседании педагогического совета

                        Протокол №___ от «___» 2012 года

«УТВЕРЖДАЮ» -

Директор МБОУ СОШ

с. Большое Попово__________  О.А.Сёмина

Приказ № ___ от «___» _____ 2012 года

 

Рабочая программа

учебного курса

«Информатика»

( Составила М.М Петрухина )

3 класс

(Рабочая программа составлена на основе программ общеобразовательных учреждений Федерального компонента государственного образовательного стандарта

начального общего образования)

С. КУЛИКОВКА ВТОРАЯ

2012  ГОД

Пояснительная записка

Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности либо связаны с развитием информационных технологий, либо активно их используют. В каком же возрасте следует начинать изучение информатики и какие именно разделы этой широчайшей предметной области нужно осваивать в первую очередь, чтобы в конечном итоге добиться того уверенного владения средствами информационных технологий, которое повышает ценность практически любого специалиста?

Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. К тому же качество результата при использовании компьютера для создания документов, графических изображений, мультимедийной продукции определяется не только и не столько знаниями и навыками из области информатики, сколько другими специальными знаниями. Например, качество текстов, создаваемых на компьютере, главным образом зависит от литературных способностей человека, знания языка и т.п.

Напротив, попытки применения компьютера для решения более сложных задач связаны с использованием логически нетривиальных компьютерных средств - таких, как табличные процессоры, базы данных, встроенные средства программирования и многие другие, и требуют специальных знаний и умений из области информатики. Кроме того, особой проблемой на этом уровне использования компьютера может стать адекватная оценка человеком возможностей автоматизации и информатизации своей деятельности и постановка корректной задачи перед специалистами в области информационных технологий.

Эффективному решению этих проблем способствует понимание логики работы компьютеров, логики оперирования информационными моделями: однозначными описаниями предметов, действий и рассуждений. При создании таких моделей потребуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Именно эти умения и относятся к целевым в пропедевтическом курсе «Информатика» на 1 ступени обучения (3-4 классы).

Поскольку эти умения являются также и общими учебными, то практика показывает, что при изучении данного курса учащиеся лучше успевают и по другим дисциплинам.

С другой стороны, эти умения относятся к понятию «логическое мышление». Психологи утверждают, что для развития логического мышления природой отведены определнные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Умение наживать на клавиши клавиатуры может быть освоено и позже, а опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.

Рабочая программа по дисциплине «Информатика» 1 ступени обучения (3-4 классы) составлена на основе Информационного письма Министерства образования Российской Федерации от 26.04.2004 г. № 14-51 - 105/13 «Об организации обучения информатике в 3-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.., также программы «Информатика в играх и задачах» авторского коллектива Горячева А.В.. Гориной К.И. и Суворовой Н.И., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Цель курса - формирование общеучебных умений и общекультурных навыков работы с информацией, в частности, с использованием компьютера. Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней.

Цели изучения курса в начальной школе

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно- информационного языка:

  1.  применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  2.  алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  3.  системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  4. объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

 Задачи:

  1. Развивать у учащихся устойчивые навыки решения задач с применением различных подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка;
  2. Расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией;
  3. Развивать навыки решения логических задач;
  4. Познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  5. Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  6. Дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Программа курса рассчитана на 34 часа  в 3 классе, поскольку на изучение курса в начальной школе отводится 1 час в неделю в 2012 - 2013 учебном году. Каждый раздел курса предназначен для изучения в одной учебной четверти:

Раздел 1-1 четверть (сентябрь - октябрь), 8 часов; Раздел 2 - II четверть (ноябрь - декабрь), 8 часов; Раздел 3 - III четверть (январь - март), 10 часов; Раздел 4 - IV четверть (апрель - май), 8 часов.

Требования к уровню образованности учащихся 1 ступени обучения

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании информационного компонента общеучебных умений и навыков.

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  1. оценивать потребность в дополнительной информации;
  2. определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
  3. осуществлять    поиск    информации    в    словарях,    справочниках,    энциклопедиях, библиотеках;
  4. анализировать полученные из наблюдений сведения;
  5. обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
  6. с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
  7. объединять предметы по общему признаку;
  8. различать целое и части;
  9. представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
  10. составлять и исполнять несложные алгоритмы;
  11. создавать  свои  источники  информации -  информационные  объекты  (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
  12. организовать информацию тематически,     упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
  13. использовать информацию для принятия решений;
  14. использовать информацию для построения умозаключения;
  15. понимать и создавать самим точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни.

Кроме того, в результате практической работы за ПК учащиеся научатся:

  1. работать  с  наглядно  представленными     на экране  информационными  объектами применяя мышь и клавиатуру;
  2. вводить текст с помощью клавиатуры;
  3. создавать   и   преобразовать   информацию,   представленную   в   виде  текста,   таблиц графики, звука;
  4. производить поиск по заданному условию;
  5. готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Индивидуальная проектная  работа в среде графического или текстового редактора произвольные темы позволит проверить сформированные умения:

  1. структурировать информацию на ограниченном пространстве экрана монитора;
  2. размещать готовый графический объект и производить его описание;
  3. сохранять свою работу на каком-либо информационном носителе;
  4. получать твердую копию с помощью принтера.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

 Формы контроля ЗУН (ов): наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное кол-во часов на самостоятельные работы учащихся

Дата

уроки

лабораторно-практические работы

контроль-ные работы

1

Раздел 1 «Вложенность алгоритмов»

8

7

1

2

Раздел 2 «Свойства объекта»

8

7

1

3

Раздел 3 «Множество»

10

9

1

4

Раздел 4  «Аналогия. Выигрышная стратегия»

8

7

1

Всего:

34

30

4

Содержание курса

Раздел 1 «Вложенность алгоритмов» (8 часов)

Алгоритм. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме. Алгоритмы с ветвлениями и циклами

 

Знать:

  1. о пошаговом плане действий (алгоритме);
  2. о наглядной записи  алгоритма на схеме;
  3. о вложенности алгоритмов;
  4. об алгоритмах с ветвлениями и циклами.

Уметь:

  1. составлять и выполнять линейные алгоритмы;
  2. составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами;
  3. находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Раздел 2 «Свойства объекта» (8 часов)

Состав и действия объекта. Группа объектов. Общее название. Общие и особенные  свойства объектов группы. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта.

Знать:

  1. об общих и единичных именах объектов;
  2. об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц.

Уметь:

  1. описывать свойства (состав и действия)  объектов;
  2. выделять и описывать общие свойства группы (класса)объекетов;
  3. выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов;
  4. описывать признаки и действия  составных частей.

Раздел 3 «Множество» (10 часов)

Множество. Число элементов множества. Подмножество. Элементы, не принадлежащие

множеству. Пересечение множеств. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание («НЕ»). Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ»

Граф. Вершины и ребра графа. Граф с неправильными ребрами

Знать:

  1. о множестве, элементах множества;
  2. о подмножестве, объединении и пересечении множеств;
  3. об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;
  4.  о графах, в том числе о графах с направленными рёбрами.

Уметь:

  1. определять  принадлежность элементов  множеству и его подмножеству (подмножествам);
  2. определять число элементов множества;
  3. определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств;
  4. определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество или имеют пересечение);
  5. определять истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;
  6. изображать отношения между объектами с помощью графа, в том числе с помощью ориентированного графа.

Раздел 4    «Аналогия. Выигрышная стратегия» (8 часов)

Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. Выигрышная стратегия.

Знать:

  1. понятие аналогия и аналогичный
  2. представление о закономерности расположения объектов в таблице

Уметь:

  1. находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач;
  2. находить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач;
  3. придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками»
  4. формулировать и использовать стратегию выигрыша.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

  1. находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  2. называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  3. понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем
  4. выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  5. изображать графы;
  6. выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  7. находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
  8. находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;
  9. находить закономерности  и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
  10. соблюдать закономерность, аналогичную заданной;
  11. формировать и применять выигрышную стратегию.

Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Информатика в играх и задачах. 3 класс (1 - 4). Методические рекомендации для учителя/ Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.. - М.: «Баласс», «Эксперсс», 2007.
  2. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова НИ., Горячев А.В. -М.: «Баласс», 2007.
  3. Программно-методические материалы: Информатика. 1 - 11 кл/ Сост. Л.Е. Самовольнова. - 3-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2000.
  4. Мой инструмент компьютер 4 класс. Учебник Авт.: Горячев А.В., «Баласс» 2007.

Материально – техническое обеспечение

  1. Принтер.
  2. Акустическая система.
  3. Компьютерный класс: рабочее место учащегося (на каждого);  рабочее место учителя.
  4. Проекционное оборудование: мультимедиапроектор; экран.
  5. Программное обеспечение: ОС Windows 'ХР со всеми стандартными приложениями; пакет Microsoft Office, клавиатурные тренажеры.
  6. Энциклопедии, словари.
  7. Материалы для художественного творчества (фломастеры, бумага, краски, клей, бумага).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНФОРМАТИКА 3 КЛАСС

Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И..

Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007..

Кол-во час по разделу

         Тема урока

I четверть 9 ч

1

1

Инструкция по технике безопасности. Человек и компьютер.

08.09.12

2

2

Алгоритм

15.09.12

3

3

Схема алгоритма

22.09.12

4

4

Ветвление в алгоритме

29.09.12

5

5

Цикл в алгоритме

06.10.12

6

6

Алгоритмы с ветвлениями и

циклами

13.10.12

7

7

Подготовка к контрольной работе

20.10.12

8

8

Контрольная работа№1 по теме «Алгоритмы».

27.10.12

II четверть

Раздел 2 «Свойства объекта»

9

1

Состав и действия объекта

17.11.12

10

2

Группа объектов. Общее название

24.11.12

11

3

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы

01.12.12

12

4

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта.

08.12.12

14

6

Контрольная работа №2 по теме «Объекты».

15.12.12

15

7

Разбор контрольной работы

22.12.12

III четверть

Раздел 3 «Множество»

17

1

Множество. Число элементов множества. Подмножество

19.01.13

18

2

Элементы, не принадлежащие множеству.

Пересечение множеств.

26.01.12

19

3

Пересечение и объединение множеств

02.02.13

20

4

Истинность высказывания. Отрицание («НЕ»).

09.02.13

21

5

Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ»

16.02.13

22

6

Граф. Вершины и ребра графа.

02.03.13

23

7

Граф с неправильными ребрами

09.03.13

24

8

Подготовка к контрольной работе

16.03.13

25

9

Контрольная работа №3 по теме «Множества».

23.03.13

26

10

Разбор контрольной работы

IV четверть

Раздел 4    «Аналогия. Выигрышная стратегия»

27

1

Аналогия

06.04.13

28

2

Закономерность

13.04.13

29

3

Аналогичная закономерность

20.04.13

30

4

Аналогичная закономерность

27.04.13

31

5

Подготовка к контрольной работе

04.05.13

32

6

Контрольная работа №4 по теме «Аналогия».

11.05.13

33

7

Выигрышная стратегия

18.05.13

34

8

Повторение содержания раздела  «Аналогия. Выигрышная стратегия».

25.05.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....