Рабочая программа по информатике для 3 класса
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

Рабочая программа по информатике для 3 класса составлена на основе авторской программыА. В. Горячев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Ишимская основная общеобразовательная школа»

Утверждена

Приказом   №_____от «___»_________2012г.

Директор ______Л. В. Антонова

                                                                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ

для учащихся 3 класса

Количество часов - 34 часа

Количество часов в неделю- 1 час

Учебник: Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика. 3 класс. (Информатика в играх и задачах), в 2-х частях. Баласс, 2012.

                                                                                                                                                                               

Составитель:

Некрасова А. М.,

учитель информатики

 

.                                  

Принята на                                                                                                                                    

заседании  РМО                                                                                                                              

Протокол № _________                                              

от «___» __________2012г.

Руководитель РМО ______

Принята

педагогическим советом                                        

Протокол № __________                                        

от «___» ___________2012г

с. Ишим

2012


Содержание:

Пояснительная записка …………………………………………………………………….. 3

Календарно - тематическое планирование..........…………………………………………. 5

Перечень ключевых слов ……………………………………………………………………7

Список литературы …................ …………………………………………………………… 8


Пояснительная записка

Рабочая программа для учащихся 3 класса по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы по пропедевтическому курсу информатики Горячев А. В. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2008. Преподавание ведется по учебнику: А.В. Горячев, К.И. Горина. «Информатика в играх и задачах» 3 кл. М.: Баласс 2011.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Программа рассчитана на 34 часа, в неделю 1 час.

Учебно-методический комплекс, используемый для достижения поставленной цели:

  1. Горячев, А. В. Информатика. 3 класс («Информатика в играх и задачах»). Часть 1. М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
  2. Горячев, А. В. Информатика. 3 класс («Информатика в играх и задачах»). Часть 2. М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
  3. Горячев, А. В. Методика преподавания информатики в начальной школе (1 – 4-е классы) на примере курса «Информатика в играх и задачах»: лекции 1- 4.  М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
  4. Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомен-дации для учителя. М. : Баллас, 2006.

Программой предусмотрено проведение 4 тематических контрольных работ.


Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Форма контроля

Дата

Алгоритмы (9 ч)

1

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете.

Что такое Алгоритм?

1

Составить алгоритм “Возьми банан”

Зад.4

2

Схема алгоритма

1

Зад.9(3,4); 10(3); 8* в учебнике

3

Алгоритмы с ветвлением

1

Зад.13;

4

Цикл в алгоритме

1

Зад.18

5

Смешанный алгоритм (Алгоритмы с ветвлениями и циклами)

1

Зад.22

6

Алгоритмы. (Закрепление пройденного материала; урок путешествие)

1

Зад.22

7

Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе.

1

Зад.26; Придумать вопросы, на которые можно ответить “Да”, ”Нет” и требующие полного ответа.

8

 Контрольная работа №1 по теме «Алгоритмы»

1

Нарисовать алгоритм в картинках.

Контрольная работа №1

9

Анализ контрольной работы. Решение трудных задач

1

Группы (классы) объектов (8 ч)

10

Состав и действия объектов

1

Зад.5

11

Группа объектов. Общее название

1

Зад.12, Зад.14,

Зад.17

12

Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса.

1

Зад.18.

Зад.20, 21,  23

13

Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов

1

Зад.27.

Зад.31.

14

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов, закрепление пройденного материала

1

Зад.39.

Зад.40.

15

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов

1

Зад.37,40

16

Контрольная работа №2 по теме «Группы объектов»

1

Зад.42

Зад.44

Контрольная работа №2

17

Анализ контрольной работы. Решение занимательных задач

1

Зад.45

Логические рассуждения (10 ч)

18

Множество. Число элементов множества.

1

Зад.2, 7, 8

19, 20

Логические операции. Пересечение множеств.

2

Зад.12

Зад.16, 17

21

Истинность высказывания. Отрицание

1

Зад.22. Придумать 5 высказываний к игре «Верю не верю».

22

Истинность составного высказывания

1

Зад. 26

23

Граф. Построение графов

1

Зад.29. Придумать историю и пустой граф, на отдельном листке

24

Ориентированный граф.

1

Зад.34, 35

25

Множество, отношения на множестве, логические операции. Графы. Закрепление материала.

1

Зад.40, 42

26

Контрольная работа №3 по теме «Логические рассуждения»

1

Контрольная работа №3

27

Анализ контрольной работы. Решение трудных задач

1

Составить 2 рассказа  и графы к ним. Первый граф должен быть ориентированный, второй нет

Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)

28

Аналогия

1

Зад.1

29

Закономерность

1

Зад.7-8, Зад 13 и 15

30, 31

Аналогичная закономерность

2

Зад.20,21,22

Зад.28-33

32

Выигрышная стратегия

1

Зад. 38-42

33

Контрольная работа №4 по теме «Применение моделей для решения задач»

1

Контрольная работа №4

34

Анализ контрольной работы. Решение трудных задач


Перечень ключевых слов

Алгоритм

Аналогия

Блок-схема

Ветвящий алгоритм

Вложенность множеств

Высказывание

Графы

Деревья

Закономерность

Истинное высказывание

Класс

Линейный алгоритм

Ложное высказывание

Множество

Модель

Объект

Объединение множеств

Ориентированный граф

Пересечение множеств

Циклический алгоритм


Список литературы для учителя

  1. Горячев, А. В. Информатика. 3 класс («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях, часть 1 / А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова.- Изд. 3-е, исп. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. Горячев, А. В. Информатика. 3 класс («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях, часть 2 / А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова.- Изд. 3-е, исп. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Горячев, А. В. Методика преподавания информатики в начальной школе (1 – 4-е классы)на примере курса «Информатика в играх и задачах»: лекции 1- 4 / А. В. Горячев, А. А. Меньшакова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 68 с.
  4. Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомен-дации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.

Список литературы для учащихся

  1. Горячев, А. В. Информатика. 3 класс («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях, часть 1 / А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова.- Изд. 3-е, исп. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. Горячев, А. В. Информатика. 3 класс («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях, часть 2 / А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова.- Изд. 3-е, исп. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 с. (Образовательная система «Школа 2100»).


Приложение

Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

     В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

     Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.    Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

     Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

     Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

     Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

     Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева.    Несмотря но то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
     Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.

     При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.

     Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

     Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

     При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

     Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.    Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

     Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%.

     Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

     Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

     Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

     • Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 11-1У классов должна быть не более 1 5 минут.

     • С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

     Примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  2.  Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  3.  Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4.  Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  5.  Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.    Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

  1.  Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
  2.  Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю.   Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
  3.  Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе:
• Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
• Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
• Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
• Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.
     Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.
     • В целях экономии времени материалы по информатизации обучения, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
     • Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
     • Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
     • Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
     • Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
     • Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
     • Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
     • Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....