Рабочая программа по информатике 2 класс
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему

Леснова Елена Николаевна

Рабочая учебная программа для 2 класса "Информатика в играх и задачах"  авторов  А.В. Горячева, К.И. Горина, Н.И. Сувоврова по новым стандартам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl_12.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики  для 2 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования 2010 года.

При составлении Программы использовалась авторская программа под редакцией Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах». Выполнение учебной  рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на первой  ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их  склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника начальной школы: уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В основе построения курса лежит идея гуманизации информационного образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения основывается на  деятельностном подходе и педагогических технологиях:

  1. проблемно-диалогической
  2. оценивания учебных достижений;
  3. проектной;
  4. правильного типа читательской деятельности.

  Курс ориентирован как на исторически сложившиеся ценности информационного образования, так и на новые образовательные идеи, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Цели:

  1. формирование общих представлений школьников об информационной картин мира, об информации и информационных процессах как элементов реальной действительности;
  2. знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
  3. приобретение опыта создания  и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
  4. формирование умения  строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических задач;
  5. формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;
  6. формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;
  7. формирование и развитие умений  использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотек.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

Формы проведения уроков: мини-лекция, практикум, урок-игра, урок -контроля.

Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа.

Ожидаемые образовательные результаты

ученик научится

  1. использовать безопасные для органов зрения, опорно-двигательного аппарата приёмы работы с компьютером;
  2. правила поведения в кабинете информатика и ИКТ

         

ученик получит возможность научиться

  1. называть признаки, состав и действия предметов;
  2. ориентироваться в пространстве;
  3. находить предмет на координатной сетке;
  4. определять действие, его результат и обратное действие;
  5. составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением;
  6. называть множество, элементы множества, сравнивать множества;
  7. уметь решать задачи путем отображения множеств;
  8. кодировать слова разными способами;
  9. находить пересечение, объединение, включение множеств;
  10. определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»;
  11. чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи.

Изучение информатики  во 2 классе направлено на формирование УУД

Личностные – расширяют познавательные интересы и учебные мотивы

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций.

Информационная компетенция - обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.

  1. Коммуникативные  ууд - формирование интереса к  процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату
  2. Познавательные УУД - самостоятельная познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.
  3. Общекультурная компетенция- совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

20%от34 часов

Использование проектной деятельности

30%от34 часов

Использование исследователь-

ской деятельности

20%от34 часов

1.

План действий и его описание

9

2

1

2.

Отличительные признаки и составные части предметов

8

2

3.

Логические рассуждения

17

2

1

Итого

34

6

0

2

Основное содержание тематического плана


п/п

Тематический блок, тема учебного занятия

Кол – во

часов

План действий и его описание

1

Признаки предметов (мини-лекция)

1

2

Описание предметов (мини-лекция)

1

3

Состав предметов (мини-лекция)

1

4

Действия предметов (урок-практикум)

1

5

Симметрия (урок - исследование)

1

6

Координатная сетка (урок-практикум)

1

7

Контрольная работа (урок - контроля)

1

8

Разбор контрольной работы (мини-лекция)

1

9

Повторение (урок-практикум)

1

Отличительные признаки и составные части предметов

10

Действия предметов (мини-лекция)

1

11

Обратные действия (мини-лекция)

1

12

Последовательность событий (мини-лекция)

1

13

Алгоритм (урок-практикум)

1

14

Ветвление (мини-лекция)

1

15

Контрольная работа (урок - контроля)

1

16

Разбор контрольной работы (мини-лекция)

1

17

Повторение (урок-практикум)

1

Логические рассуждения

18

Множество. Элементы множества (мини-лекция)

1

19

Способы задания множества (мини-лекция)

1

20

Сравнение множеств (мини-лекция)

1

21

Отображение множеств (мини-лекция)

1

22

Кодирование (урок-практикум)

1

23

Вложенность множеств (мини-лекция)

1

24

Пересечение множеств (мини-лекция)

1

25

Объединение множеств (мини-лекция)

1

26

Контрольная работа (урок - контроля)

1

27

Разбор контрольной работы (мини-лекция)

1

28

Повторение (урок-практикум)

1

29

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь»

(урок - исследование)

1

30

Отрицание (мини-лекция)

1

31

Высказывание со связками «И», «ИЛИ». (мини-лекция)

1

32

Графы. Деревья. Комбинаторика. (мини-лекция)

1

33

Контрольная работа (урок - контроля)

1

34

Разбор контрольной работы. Повторение.

(мини-лекция)

1

Итого:

34

                                Календарно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата проведения

Корректировка

Единицы содержания

Планируемые результаты

по плану

по факту

личностные

УУД

предметные

        Знакомство с компьютером        

1

Признаки предметов

1

07.09.12.

Формирование представления о признаках предметов. Формирование навыков обобщения и классификации предметов по общему признаку.

Мотивация к обучению.

п – анализ графических объёктов, поиск и выделение необходимой информации;

п – выполнение задания с использованием рисунков;

р – уметь слушать и быть внимательным.

Ознакомление с признаками предметов. Учиться обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку.

2

Описание предметов

1

14.09.12.

Формирование умения описывать, определять и сравнивать предметы по их признакам.

Мотивация к обучению.

п - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка;

п – выполнение задания с использованием рисунков;

п – умение строить логическую цепь рассуждений.

Учиться описывать и сравнивать предметы по их признакам.

Учиться обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку.

3

Состав предметов

1

21.09.12.

Знакомство с понятием составных частей предметов. Формирование умения описывать и определять предметы через их составные части.

Мотивация к обучению.

п - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка;

п – выполнение задания с использованием рисунков;

п – умение строить логическую цепь рассуждений.

Учиться описывать и определять предметы через их составные части.

4

Действия предметов

1

28.09.12.

Формирование умения определять и называть действия предметов; обобщать и классифицировать предметы по их действиям.

Мотивация к обучению.

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем;

п – умение строить логическую цепь рассуждений.

Учиться определять и называть действия предметов.

Учиться описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия.

5

Симметрия

1

05.10.12.

Закрепить понятия вверх, низ, вправо, влево. Знакомство с понятиями «ось симметрии», «симметричность фигур».

Мотивация к обучению.

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем;

р – уметь слушать и быть внимательным.

Учиться ориентироваться на листе бумаги, находить оси симметрии некоторых фигур.

6

Координатная сетка

1

12.10.12.

Формирование представления о координатной сетке. Формирование навыка находить предмет на координатной сетке.

Мотивация к обучению.

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем;

п – умение использовать таблицы;

р – уметь слушать и быть внимательным.

Познакомиться с локализацией предметов на координатной сетке. Учиться находить предмет на координатной сетке.

7

Контрольная работа

1

19.10.12.

Проверка усвоения материала первой четверти.

Мотивация к обучению.

п – анализ информации;

п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

8

Разбор контрольной работы

1

26.10.12.

Обобщить и повторить материал первой четверти.

Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

п – анализ информации;

п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

9

Повторение

1

09.11.12.

10

Действия предметов

1

16.11.12.

Формирование умения определять результат действия.

Мотивация к обучению.

п - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Учиться определять результат действия. Учиться определять действие, которое привело к этому результату.

11

Обратные действия

1

23.11.12.

Знакомство с понятием «обратное действие». Формирование умения определять действие, обратное данному.

Мотивация к обучению.

п - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка;

п - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Учиться определять действие и действие обратное данному.

12

Последовательность событий

1

30.11.12.

Формирование умения определять последователь-ность событий.

Начать формирование понятия «алгоритм».

Мотивация к обучению.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем;

п – умение строить логическую цепь рассуждений.

Учиться определять последовательность событий.

13

Алгоритм

1

07.12.12.

Знакомство с понятием «алгоритм», с формами записи команд алгоритма – по пунктам; с помощью условных графических изображений.

Мотивация к обучению.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации.

Учиться составлять и выполнять алгоритмы. Учиться находить ошибки в алгоритме и исправлять алгоритм.

14

Ветвление

1

14.12.12.

Продолжить знакомство с понятием «алгоритм». Формирование умения составлять и выполнять алгоритмы с условием (ветвлением).

Мотивация к обучению.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем;

п – умение строить логическую цепь рассуждений.

Учиться составлять вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Учиться составлять и выполнять алгоритмы с условием (ветвлением).

15

Контрольная работа

1

21.12.12.

Проверка усвоения материала второй четверти.

Мотивация к обучению.

п – анализ информации;

п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

16

Разбор контрольной работы

1

28.12.13.

Отработать и закрепить приобретённые знания и умения.

Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

п – анализ информации;

п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

17

Повторение

1

11.01.13.

Обобщить и повторить материал второй четверти.

Мотивация к обучению.

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем;

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму.

Обобщить и закрепить приобретённые знания.

18

Множество. Элементы множества

1

18.01.13.

Знакомство с понятиями: «множество», «элементы множества».

Учить определять принадлежность элемента множеству.

Мотивация к обучению.

п – выбор критериев для классификации объектов;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Учиться определять принадлежность элемента множеству (классификация по одному свойству).

19

Способы задания множества

1

25.01.13.

Продолжить формирование представления о множестве и элементах множества.

Мотивация к обучению.

п – выбор критериев для классификации объектов;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Познакомиться с различными способами задания множеств.

20

Сравнение множеств

1

01.02.13.

Ввести понятия «равенства множеств», «пустое множество».

Учить сравнивать множества по числу элементов в них.

Мотивация к обучению.

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем;

п – анализ информации.

Учиться сравнивать множества по числу элементов.

21

Отображение множеств

1

08.02.13.

Знакомство с понятием «отображение множеств». Учить отображать: множества, соответствие элементов множеств.

Мотивация к обучению.

п – знаково-символические действия;

п – выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем.

Учиться отображать множества.

Учиться ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества.

22

Кодирование

1

15.02.13.

Знакомство с понятиями «кодирование» и «декодирование». Учить ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия.

Мотивация к обучению.

п – знаково-символические действия;

п – выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем.

Формирование представления о некоторых приёмах кодирования.

23

Вложенность множеств

1

22.02.13.

Знакомство с понятиями «подмножество», «вложенность» множества. Учить отношениям между множествами: включение, равенство. 

Мотивация к обучению.

п – анализ объектов с целью выделения признаков;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Учиться определять отношения между множествами: вложенность (включение), равенство.

24

Пересечение множеств

1

01.03.13.

Знакомство с понятием «пересечение» множеств.

Начать изучение операций над множествами.

Мотивация к обучению.

п – выбор критериев для классификации объектов;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Учиться определять элементы принадлежащие пересечению  множеств (классификация по двум и более свойствам).

25

Объединение множеств

1

08.03.13.

Знакомство с понятием «объединения» множеств.

Продолжить изучение операций над множествами.

Мотивация к обучению.

п – выбор критериев для классификации объектов;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Учиться определять элементы принадлежащие объединению  множеств

26

Контрольная работа

1

15.03.13.

Проверка усвоения материала третьей четверти. 

Мотивация к обучению.

п – анализ информации;

п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

27

Разбор контрольной работы

1

22.03.13.

Обобщить и повторить материал третьей четверти.

Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

п – анализ информации;

п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Обобщить и закрепить приобретённые знания.

28

Повторение

1

05.04.13.

29

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь»

1

12.04.13.

Знакомство с понятиями «высказывание», «истина» и «ложь». Формирование умения определять истинность или ложность простейших высказываний.

Мотивация к обучению.

п – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

п – умение строить логическую цепь рассуждений;

р – уметь слушать и быть внимательным.

Учиться определять истинность или ложность простейших высказываний.

30

Отрицание

1

19.04.13.

Знакомство с понятием «отрицание». Учить отрицанию с помощью частицы «не». Учить строить высказывания, по смыслу отрицающие данные.

Мотивация к обучению.

п – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

п – выбор критериев для классификации объектов;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Учиться строить высказывания, по смыслу отрицающие данные. Учиться строить отрицания с помощью частицы «не». Учиться классифицировать предметы по одному свойству.

31

Высказывание со связками «И», «ИЛИ».

1

26.04.13.

Учить классифицировать предметы по 2 и более свойствам. Учить объединять множества по 2 и более свойствам.

Мотивация к обучению.

п – выбор критериев для классификации объектов;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Учиться классифицировать предметы по 2 и более свойствам. Учить объединять множества по 2 и более свойствам.

32

Графы. Деревья. Комбинаторика

1

03.05.13.

Знакомство с понятиями «граф», «дерево». Учить классифицировать и узнавать предметы по нескольким свойствам с помощью дерева. Учить решать некоторые задачи с помощью графов.

п – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Учиться классифицировать предметы по нескольким свойствам с помощью дерева. Учиться решать некоторые задачи с помощью графов.

33

Контрольная работа

1

10.05.13.

Учить решать некоторые задачи комбинаторного типа. Учить поиску выигрышной стратегии в некоторых играх.

Мотивация к обучению.

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем.

р - умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Учиться решать некоторые задачи комбинаторного типа.

34

Разбор контрольной работы. Повторение.

1

17.05.13.

24.05.13.

Обобщить и повторить материал четвёртой четверти.

Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

п – анализ информации;

п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Обобщить и закрепить приобретённые знания. Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

Итого:

34

Информационно-методическое обеспечение

УМК

  1. Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика
  2. А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах». Издательство «Баласс» 2007г.

Список литературы для учителя

  1. А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина. Методические рекомендации для учителя.
  2. А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах». Издательство «Баласс» 2007г.
  3. А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина. Методические рекомендации для учителя.
  4. А.Л. Семенов, Е.С. Архипова, Т.А. Рудченко "Информатика как системообразующий элемент содержания образования начальной школы"
  5. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование 1-4класс М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.

Список литературы для учащихся

  1. А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах». Издательство «Баласс» 2007г.

Сайты

  1. nsportal.ruНачальная школаИнформатика…-2-klass-po-predmetu…
  2. journal.edusite.ru
  3.  schoolguide.ru2 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...