Основная рабочая программа" Информатика и ИКТ" 2 класс - Матвеева Н.В.
рабочая программа по информатике (2 класс) по теме

Соответствует ФГОС начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УМК " Школа России"49.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа учебного предмета «Информатика»  составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:   

1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

2.  Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.

3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

5. Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.

7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы: 

  • развиваются общеучебные,  коммуникативные элементы информационной культуры, т. е. умения с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
  • формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

Учебник «Информатика и ИКТ» 2 класс, Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика и ИКТ» 2  класс, Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н.Челак,  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

 Информатика.: контрольные работы для 2 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Формы организации учебного процесса:

При проведении уроков используются  беседы, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры.

Виды деятельности на уроке:

1 – чтение текста

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

3 - работа со словарём

 4– контрольный опрос, контрольная письменная работа

5 – итоговое тестирование

6 – эвристическая беседа

7 – разбор домашнего задания

8 – физкультурные минутки

Общая характеристика учебного предмета «Информатика»

        Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам предмета  и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

    Предмет «Информатика»  обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, окружающего мира.  Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

        Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради .

        В содержательном плане данный предмет  создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с минимумом содержания образовательной области «Информатика».

        Содержание предмета  строилось на основе трёх основных идей:

  1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
  2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д.,

описание Места учебного предмета «Информатика»  в учебном плане

В рабочую программу внесены изменения. В соответствии с учебным планом программой предусмотрено изучение предмета 1 час в неделю (34 учебных часа в год).  Но в  соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ с.Большое Попово на 2013-2014 уч. 1 час добавлен на изучение ИКТ.

Рабочая программа по информатике рассчитана на 34 учебных часов.

Количество часов в неделю:   1 час

Количество часов для проведения контрольных: 4 часа

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

Виды информации. Человек и компьютер.

8 ч

8 ч

Кодирование информации.

9 ч

9 ч

Числовая информация и компьютер.

7 ч

7 ч

Данные и компьютер.

6 ч

7 ч

Повторение пройденного за год.

4 ч

4 ч

Итого 34 ч

Итого 35 ч

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета «Информатика»

  • Личностные результаты освоения учебного предмета «Информатика» во 2 классе:
  • 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • 2) развитие мотивов учебной деятельности;
  • 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» во 2 классе:

  • 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • 3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • 4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • 5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • 6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  • 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  • 11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» во 2 классе:

1) владение базовым понятийным аппаратом:

  • цепочка (конечная последовательность);
  • мешок (неупорядоченная совокупность);
  • утверждения, логические значения утверждений;
  • исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
  • дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
  • игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры,

ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
  • проведение полного перебора объектов;
  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
  • использование имён для указания нужных объектов;
  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
  • достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
  • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.

                     


тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Наименова-

ние раздела и темы

Характеристика деятельности учащихся

(основные учебные умения и действия)

Часы

Плановые сроки прохождения

Приме

чание

Виды информации. Человек и компьютер – 8 ч

1

Вводный урок. Знакомство с учебником

воспринимать информацию;

понимать необходимость изучения предмета «Информатика»;

ориентироваться в учебнике

1

7.09

2

Человек и информация

понимать, что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

приводить примеры различных видов информации;

формулировать выводы из изученного материала;

 отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

14.09

3

Какая бывает информация

воспринимать информацию одновременно несколькими органами чувств;

различать информацию: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная;

приводить примеры звуковой информации;

понимать, что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде

1

21.09

4

Источники информации

понимать, что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

понимать связь между источником и  сигналом информации;

приводить примеры источников разных видов информации

1

28.09

5

Приёмники информации

понимать, что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

различать источники информации от приёмников информации;

приводить примеры приёмников информации

1

5.10

6

Компьютер как инструмент

называть основные части компьютера;

различать и называть основные группы клавиш на клавиатуре ПК;

работать с программой  «Клавиатурный тренажер»;

пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером

1

12.10

7

Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер». Работа со словарём

понимать и правильно использовать терминологию по данной теме;

приводить примеры; решать информационные задачи.

1

19.10

8

Контрольная работа № 1 по теме  «Виды информации. Человек и компьютер»

применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ

1

26.10

Кодирование информации – 9 ч

9

Носители информации

понимать,  что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

иметь представление о различных носителях информации; о письменных и электронных носителях информации; приводить примеры письменных и электронных носителей информации

1

2.11

10

Кодирование информации

понимать, что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

понимать, что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

понимать, что звук – это звуковое кодирование, а буква – это письменное кодирование;

приводить примеры кодирования информации;

кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия

1

16.11

11

Алфавит и кодирование информации

иметь представление о разнообразии алфавитов у разных народов;

знать правила кодирования;

приводить примеры различных алфавитов

1

23.11

12

Английский алфавит и славянская азбука

применять русский и английский алфавит для кодирования информации

1

30.11

13

Письменные источники информации

иметь представление о письменных источниках информации; приводить примеры письменных источников информации

1

7.12

14

Языки людей и компьютеров

понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

1

14.12

15

Текстовая и графическая информация

понимать, что различные формы представления информации могут нести один и тот же смысл;

различать и приводить примеры различных форм представления информации

1

21.12

16

Контрольная работа № 2  по теме «Кодирование информации»

применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ

1

28.12

17

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Повторение по теме «Кодирование информации». Работа со словарём

понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры; решать информационные задачи

1

18.12

Числовая информация и компьютер – 7 ч

18

Числовая информация

понимать, что данные – это закодированная информация;

понимать, что  информацию можно представить  числами;

иметь представление об истории возникновения счета; различать и приводить примеры числовой информации

1

25.01

19

Время и числовая информация

понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;

иметь представление о времени и дате; называть  дни недели и названия месяцев; пользоваться календарем

1

1.028.02

20

Число и кодирование информации

представлять в тетради и на экране компьютера  информацию об объекте  числами;

иметь представление о кодировании и декодировании, таблице соответствия (кодовой таблице);

 кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия

1

15.02

21

Код из двух знаков

иметь представление о кодировании информации с помощью двух знаков

1

22.02

22

Помощники человека при счёте

иметь представление о назначении и возможностях устройств и приспособлений для работы с числовой информацией; узнавать и называть устройства для счета: абак, счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер;

 выполнять на калькуляторе простые численные расчёты

1

1.03

23

Повторение по теме «Числовая информация и компьютер». Работа со словарём

понимать и правильно использовать терминологию по данной теме;

 приводить примеры;

 решать информационные задачи

1

15.03

24

Контрольная работа № 3 по теме «Числовая информация»

применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ

1

22.03

Данные и компьютер – 7 ч

25

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Данные

понимать, что данные – это закодированная информация;

понимать, что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде

1

5.04

26

Смысл текстовых данных

понимать, что у слова есть смысл, что текст компьютера – это цепочка символов;

понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде  текста;

иметь представление о шрифтах;

приводить примеры многозначных слов и многозначных чисел;

иметь навык изменения шрифтов

1

12.04

27

Память компьютера

иметь первоначальное представление о памяти компьютера;

понимать отличие внешней и внутренней памяти;

называть носители информации, приводить примеры внешней памяти

1

19.04

28

Передача данных

иметь первоначальное представление о способах передачи информации на большие расстояния;

составлять простое электронное письмо, соблюдая общие рекомендации

1

26.04

29

Компьютер и обработка данных

иметь первоначальное представление об обработке информации,  обработке данных, о хранении информации;

работать с текстами  на экране компьютера;

представлять в тетради и на экране компьютера  информацию об объекте  в виде текста

1

3.05

30

Повторение по теме «Данные и компьютер».

Работа со словарём

понимать и правильно использовать терминологию по данной теме;

приводить примеры;

решать информационные задачи

1

10.03

31

Контрольная работа № 4 по теме «Данные и компьютер»

применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ

1

17.05

Повторение пройденного за год – 4 ч

32

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Человек и компьютер

понимать и правильно использовать терминологию; приводить примеры;

 решать информационные задачи

1

24.05

33

Кодирование информации

1

34

35

Числовая информация и компьютер

1

1

                   


     ОПИСАНИЕ учебно-методического и Материально-технического  обеспечения  образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

по требованиям

фактически

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Основная:

1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика и ИКТ. Учебник для 2 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова.   Информатика и ИКТ.  Рабочая тетрадь для 2 класса. №1, 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

.  Информатика.: контрольные работы для 2 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Дополнительная:

1.  Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова.   Информатика и ИКТ.  Методическое пособие. 2 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.  2011.       

2.  Матвеева Н.В. и др.  Электронное приложение.   Информатика и ИКТ.  2 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.  2011.                           

 3.  Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на Единой коллекции ЦОР (www.school-collection.edu.ru).

Имеется

Технические средства обучения и оборудование кабинета

2..

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Мультимедийный проектор (по возможности)

Компьютер (по возможности)

Экспозиционный экран (по возможности)

1

1

1

1

Экранно-звуковые пособия

3.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности)

Имеется возможность поиска в сети Интернет

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

4.

Линейка классная 1 м. деревянная  

Транспортир классный пластмассовый  

Угольник классный пластмассовый (45 и 45 градусов)  

Циркуль классный пластмассовый  

Модель циферблата часов

Модели объемных фигур

Имеется

Оборудование класса

5.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Стол компьютерный

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

10 мест

1

1

4

Содержание учебного предмета «Информатика»

    Содержание учебного предмета «Информатика» во 2 классе полностью соответствует авторской программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению 2 класс Матвеева Е.И.

Рабочая программа для 2 класса по литературному чтению системаРО Эльконина-Давыдова автор Матвеева Е.И....

Рабочая программа по ИКТ 3 класс (Матвеева)

Рабочая программа по ИКТ в 3 классе (Матвеева)...

Рабочие программы по учебнику Н. Матвеевой

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 3-4 класс. Учебник Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова...

Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Матвеева

РО Эльконина - Давыдова рабочая литературное чтение 3 класс Матвеева...

Рабочая программа 1- 4 класс по физической культуре. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 2017 - 2018 учебный год.

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рабочей программы «Физическая культура...

Тест по теме "Основные устройства компьютера". 2 класс Матвеева Н.В.

Тест по теме "Основные устройства компьютера". 2 класс Матвеева Н.В....