Рабочая программа по ИКТ 3 класс (Матвеева)
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Марченко Елена Викторовна

Рабочая программа по ИКТ в 3 классе (Матвеева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ikt.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                                                                    Утверждаю

МО учителей начальных классов МБОУ СОШ №3                                                                       Директор МБОУ СОШ №3

_______________/Ксенофонтова Л.Д./                                                                                           _______________ /Ковалёва Э.А./

Протокол №___ от  «__»________2013 г.                                                                                      «___»____________2013 г.

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение                                                                                                   Средняя Общеобразовательная Школа №3

Рабочая программа учебного предмета

«Информатика» 3 класс

 2013-2014 уч.г.

Составитель: учитель начальных классов

 первой квалификационной категории

Трофимова  Анжелика  Александровна

 Г. Красный Сулин

2013 г.

Особенности курса информатика,  реализованного в комплекте учебников

«Информатика: 3 класс в свете современных подходов к образованию младших школьников.

        Рабочая программа составлена Н. В., Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н.А. Нурова

         Программа рассчитана на 35часов (1час в неделю) и предназначена для обучающихся 3 класса.

Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационных технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

 В курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

  • не требуют обязательного наличия компьютеров;
  • проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
  • формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

IV. Задачи организации учебной деятельности.

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
  • создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  • ознакомление со способами организации и поиска информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
  1. V. Технологии, методики работы.

- деятельностный подход

- проблемно-диалогический

- проектный

-оценивания учебных достижений

VI. Виды деятельности.

- прогнозирование

- анализ

- планирование работы

- определение проблемы

- поиск решений

VII. Критерии оценивания.

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе информатики осуществляется в процессе  повторения и  обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления  и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля.

Материальное обеспечение курса  «Информатика» 3 класс

           (Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний)  

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

  • Учебник «Информатика», 3 класс, Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013 гю
  • Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 3 класс, Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
  • Тетрадь контрольных работ, 3 класс , Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

Пособия  для учителя

  1. Методическое пособие для учителя, 3 класс, Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

Электронное споровождение

Интренет -ресурсы

Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)

ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru

Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru

Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)

С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звеньях), наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

  • наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией.
  • соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
  • устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
  • понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.);  
  • в процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
  • при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения;
  • при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);  
  • получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
  • получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление;
  • приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Планирование уроков

Работа по учебнику «К тайнам нашего языка» в 3-м классе предусматривает 5 часов в неделю.

Годовое планирование учебного материала (1 час в неделю)


   

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Контрольные работы

1

Человек и информация

6

5

1

2

Действия с информацией»

8

7

1

3

Объект и его характеристика

10

9

1

4

Информационный объект и компьютер

10

9

1

Всего

34

30

4

Тематическое (поурочное) планирование уроков  «Информатика» 3 класс.

(1 часов в неделю. 34 часа в год )

Учебно- тематическое планирование.

№п/п

Раздел, тема

кол-во часов

Дата проведения

основные понятия

контроль знаний

Д/з

 

 

 

план

факт

 

 

 

Первая четверть

 

 

 

 

компьютерный практикум

 

1

 Человек и информация. Техника безопасности на уроках информации.

1

сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер

Правила техники безопасности в компьютерном классе. Распределение обучающихся по рабочим местам.

§ 1 Р.Т. § 1,

2

 Источники и приемники информации

1

источник информации, приёмник информации

Решение информационных задач (компакт- диск "Информатика-3") § 2,3 (по выбору учителя)

§ 2 Р.Т. § 2,

3

Искусственные и естественные источники информации

1

естественный источник информации, искусственный источник информации, естественный приёмник информации, искусственный приёмник информации

Решение информационных задач (компакт- диск "Информатика-3") § 2,3 (по выбору учителя)

§ 3 Р.Т. § 3

4

 Носители информации

1

носитель информации, источник информации

Компакт- диск "Информатика-3" задания к уроку 4. (по выбору учителя) Рисование в графическом редакторе. Тест по теме "Носители информации"

§ 4 Р.Т. § 4

5

Что мы знаем о компьютере

1

компьютер, персональный компьютер, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память.

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс. Компьютер и его основные устройства".

§ 5 Р.Т. § 5

6

Контрольная работа №1 "Человек и информация"

1

сбор информации, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс. Клавиатурный тренажёр".

 

7

 Немного истории о действиях с информацией

1

получение информации, передача информации, хранение информации

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс .Информационные процессы".

§ 6 Р.Т. § 6

8

 Сбор информации

1

сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения, приборы и приспособления для сбора информации

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс. Информационные процессы".

§ 7 Р.Т. § 7

9.

Представление информации

1

представление информации, способы представления, формы представления

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс. Информационные процессы".

§ 8 Р.Т. § 8

 

Вторая четверть.

 

 

 

 

 

 

10

 Кодирование информации

1

кодирование информации, код, преобразование, способы кодирования, данные

Решение информационных задач (по выбору учителя).  Работа в программе  "Мир информатики 3-4 класс. Кодирование".

§ 9 Р.Т. § 9

11

 Декодирование информации

1

декодирование информации, код, кодировочная таблица, преобразование

Решение информационных задач (по выбору учителя).  Тест

§ 10 Р.Т. § 10

12

. Хранение информации

1

хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека

Решение информационных задач (по выбору учителя).

§ 11 Р.Т. § 11

13

 Обработка информации

1

обработка информации, виды информации, программы

Решение информационных задач (по выбору учителя).

§ 12 Р.Т. § 12

14

Контрольная работа №2 "Действия с информацией"

1

сбор информации, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка

 

 

15

 Объект

1

объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление, событие

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в текстовом редакторе: вписать в текст имена пропущенных объектов.

§ 13 Р.Т. § 13

16

 Имя объекта

1

объект, имя объекта: общее, конкретное, собственное

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: изображение двух объектов с одинаковым  заданным свойством.

§ 14 Р.Т. § 14

 

Третья четверть.

 

 

 

 

 

 

17

 Свойства объекта

1

объект, свойства, совокупность свойств, характеристика

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: изображение двух объектов, отличающихся заданным свойством.

§ 15 Р.Т. § 15

18

 Общие и отличительные свойства

1

общие свойства, отличительные свойства

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану.

§ 16 Р.Т. § 16

19

 Существенные свойства и принятие решения

1

объект, свойства, существенные свойства для принятия решения, несущественные свойства для принятия решения

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану .Тест на проверку усвоенных знаний учащимися.

§ 17 Р.Т. § 17

20

 Элементный состав объекта

1

объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану.

§ 18 Р.Т. § 18

21

 Действия объекта

1

объект, действие объекта, команда, этапы, шаги, последовательность шагов, автоматическое устройства, программа

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунка по плану.Тест по изученному материалу.

§ 19 Р.Т. § 19

22

 Отношения между объектами

1

отношение объектов

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в Worde: строение таблиц.

§ 20 Р.Т. § 20

23

Повторение, работа со словарем

1

 

Решение информационных задач Выполнение контрольной работы №5 из заданий электронного учебника.

 

24

Контрольная работа №3 "Объект и его характеристика"

1

 

 

 

25

 Информационный объект и смысл

1

объект, иформационный объект, смысл

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: представление объекта рисунком и текстом.

§ 21 Р.Т. § 21

26

 Документ как информационный объект

1

документ, электронный документ, документальные данные

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в Worde: совершенствование навыков работы с текстом. Тест по изученному материалу.

§ 22 Р.Т. § 22

 

Четвёртая четверть.

 

 

 

 

 

 

27

 Электронный документ и файл

1

память, внутренняя память, внешняя память, файл, имя файла, папка, окно

Решение информационных задач (по выбору учителя).Работа по поиску файлов по заданию учителя. Создание папки ученика в папке"Мои документы"

§ 23 Р.Т. § 23

28

 Текст и текстовый редактор

1

информационный объект, текст, описание, текстовые данные, текстовый редактор

Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в текстовом редакторе. Редактирование текста  и перемещение по тексту.

§ 24 Р.Т. § 24

29

 Изображение и графический редактор

1

изображение, информационный объект, графический редактор

Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание изображений в графическом редакторе.

§ 25 Р.Т. § 25

30

 Схема и карта

1

карта, схема, источник информации, приемник информации, обмен информацией

Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание схем в среде графического редактора

§ 26 Р.Т. § 26

31

 Число и программный калькулятор

1

число, размер объекта, сравнение (больше-меньше, ближе - дальше, быстрее -медленнее)

Решение информационных задач (по выбору учителя). Программа "Калькулятор". Самостоятельная работа: реши правильно.

§ 27 Р.Т. § 27

32

 Таблица и электронные таблицы

1

организация данных, таблица, ряд, столбец, строка, ячейка, электронная таблица

Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание таблиц в Worde и Excel

§ 28 Р.Т. § 28

33

Контрольная работа №4 "Информационный объект и компьютер"

2

информационный объект (текстовый, графический), способ организации данных (таблица, схема), память (внутренняя, внешняя), электронный документ, файл

 

 

34- 35

Резерв

1

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению 2 класс Матвеева Е.И.

Рабочая программа для 2 класса по литературному чтению системаРО Эльконина-Давыдова автор Матвеева Е.И....

тест по теме "Алгоритм" Информатика 4 класс Матвеева Н.В.

Электронный вариант теста по теме "Алгоритм"  предназначен для выполнения заданий на персональных компьютерах....

Основная рабочая программа" Информатика и ИКТ" 2 класс - Матвеева Н.В.

Соответствует ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Матвеева

РО Эльконина - Давыдова рабочая литературное чтение 3 класс Матвеева...

Тест по теме "Основные устройства компьютера". 2 класс Матвеева Н.В.

Тест по теме "Основные устройства компьютера". 2 класс Матвеева Н.В....

Промежуточная контрольная работа по информатике 3 класс. Матвеева.

Промежуточная контрольная работа по информатике 3 класс. Матвеева....