Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Матвеева
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Горбенко Евгения Анатольевна

РО Эльконина - Давыдова рабочая литературное чтение 3 класс Матвеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_3_b_klass_literaturnoe_chtenie.docx71.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Литературное чтение»

3 класс

Пояснительная записка

(34недели по 4 ч. – 136ч.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта; на основе Примерной программы основного общего образования по Литературному чтению, авторской программы «Литературное чтение», автор Матвеева Е. И.

Программу обеспечивают:

1. Основная образовательная программа начального общего образования Самбекской СОШ.

2. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Мир, созданный автором . - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.

3. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Секреты рождения образа . - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.

4. Матвеева Е. И. Рабочая тетрадь по литературному чтению, 3 класс, - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г.

5. Матвеева Е. И. - Методические рекомендации для учителя М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г.

6. Матвеева Е. И. Тетрадь для проверочных работ, 3 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.

Курс предмета «Литературное чтение», который входит в систему развивающего обучения, способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращений ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Цель предлагаемого курса чтения — обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение

Образовательных задач: 

  • развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
  • развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
  • открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
  • формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета.

Развивающих задач:

  • развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие речи;

Воспитательных задач:

  • формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
  • воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Данный курс органически связывает следующие содержательные моменты:

  • открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);
  • овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собствен-ного высказывания; освоение способов «тщательного»; чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);
  • совершенствование навыка синтагматического (смыслового) чтения;
  • применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).

Общая характеристика учебного предмета

1. Литература дает читателю мощный заряд для творчества. Она подсказывает разные способы общения читателя с миром. Чтобы овладеть ими, необходимо, в свою очередь, овладеть основными способами сочитательской смыслодеятельности.

Восприятие и понимание учащимися текста происходит на ином уровне при условии создания на уроках литературного чтения атмосферы духовности и творчества. Такую атмосферу можно создать только при помощи особого подбора литературных текстов. Это является основным фактором в процессе формирования подлинной читательской деятельности ребенка, несущей в себе элемент творчества.

Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобретение этого способа – главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщательное» чтение.

«Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. Ему уделяется много внимания авторами эстетических курсов, однако понимается оно весьма различно. На наш взгляд, творчество невозможно без трех оснований: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соотнесенности с культурной нормой.

Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Творчество сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого». Творческий акт связан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой.

Исходя из этих позиций, «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта  становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.

2. Теоретическими концентрами программы является освоение ведущих литературоведческих понятий на протяжении всего курса литературного чтения и литературы. Эти понятия концентрируют вокруг себя весь рабочий материал по урокам, рассматривают его в процессе решения учебных задач курса.

Понятие, понимается не просто как совокупность ассоциативных связей, усваиваемая с помощью памяти, не автоматический умственный навык, а сложный и подлинный акт мышления, которым нельзя овладеть с помощью простого заучивания, но который непременно требует, чтобы мысль ребенка поднялась в своем внутреннем развитии на высшую ступень, для того чтобы понятие могло возникнуть в сознании (Л. С. Выготский).

Программа располагает системой заданий на «открытие» смыслов понятий, которые не даются в готовом виде. Вести работу с системой понятий следует крайне осторожно. В начале ученики лишь интуитивно улавливают кодовую систему текста, затем (этот этап у каждого ребенка может быть в разное время: у кого-то раньше, у кого-то позже) открывается смысл понятия (эти средства или приемы зачем-то нужны автору). Ученики, работая с текстами, «оформляют» самостоятельно открытый прием, пробуют его применить в творческой работе, а в заключение формулируют и фиксируют его определение в речи. Такой ход видится нам наиболее продуктивным, так как ученики не перегружаются механическим запоминанием литературоведческих терминов, не анализируют тексты ради натаскивания, а наоборот, проникая в мастерскую авторов, становятся как бы соучастниками описываемых явлений, событий. Одновременно, проникая в смысл произведений, они исследуют и стилистическую сторону текста, его «ткань».

Понятия осмысливаются в процессе совместной исследовательской деятельности, в дальнейшем они «оседают» в сознании ребенка и становятся специфическими формами мышления. Все эти понятия, по словам Н. Д. Тамарченко, будучи средством упорядочивания и осмысления конкретных художественных фактов и впечатлений, постепенно складываются в систему, в привычный и практически полезный научный «язык». Поэтому они окажут обратное формирующее воздействие на рецептивные способности читателя и его эмоциональный мир, обогатив индивидуальный душевный и духовный опыт закрепленным в них эстетическим опытом многих поколений. С этого момента обучения начинается «сложный процесс движения мышления в пирамиде понятий» (Л. С. Выготский).

Стержневой задачей теоретического направления программы является освоение понятия художественный образ.

В 3-м классе их деятельность фокусируется на выстраивание таких теоретических понятий, как авторская и читательская позиция, внутренний мир героя и автора, средство авторской изобразительности, художественное произведение.

Постепенное смысловое прочтение, вживание в образ позволит, как показывает опыт работы, в основной школе лишь «докрутить» подходы к литературоведческому анализу изучаемых произведений. Овладевая таким способом работы с текстом, ученики, как правило, в старшем возрасте не боятся произведений большого объема.

Для того чтобы ученикам можно было узнать, правильно ли сформулировано то или иное понятие, предусмотрена работа со Словариком читателя, который помогает удостовериться в верности «открытия» ученика, соотносит его мнение с общепринятой нормой. В Словарике разъясняется и значение жанров, с которыми устно знакомится ученик, и значение жанров, в которых он будет работать письменно.

3. Все тексты программы структурированы особым образом, в соответствии с разворачиваемым содержанием курса, который поделен на разделы. Каждый раздел знакомит учеников с определенным набором текстов, посвященных блоку тем.

Под темой нами понимается не только определение предмета (круга событий) повествования в его характерном «повороте» (объект изображения), но и характеристика специфики авторской «орудийности» – установки или комплекса установок относительно композиционно-речевых форм художественной выразительности, а также позиции, «занимаемой данным текстом по отношению к другим текстам и явлениям.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате освоения программы в 3-ем классе планируется достижение младшими школьниками следующих

личностных результатов:

– учащиеся способны видеть в поступках литературных персонажей соответствие или несоответствие нравственным ценностям;

– понимают общечеловеческий характер нравственных ценностей при многообразии народов, культур и эпох;

– следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении художественных произведений;

– проявляют взаимопомощь в случае затруднения собеседников во время исследования произведений;

– понимают изменение эмоций в художественном произведении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждении художественного произведения;

– проявляют интерес к самостоятельному выбору книги для чтения;

метапредметных результатов:

– правильно читают словосочетаниями, интонируют в соответствии с пунктуацией незнакомые тексты разных жанров;

– самостоятельно придумывают заглавия к тексту объемом около 200 слов (выбором ключевого словосочетания);

– в устной и письменной форме дают развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту;

– имеют представление о таблице и схеме как способе предъявления информации;

– структурируют самостоятельно прочитанный текст в соответствии с заданным количеством микротем;

– составляют модели жанров и изобразительных средств языка;

– имеют представление о библиотеке: ее назначении и устройстве;

– в диалоге и коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом;

– оценивают ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям.

– способны пользоваться школьным толковым словарем и детскими энциклопедиями под руководством учителя;

– выступают в роли редактора собственного текста с целью коррекции недочетов;

предметных результатов:

– имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;

– определяют жанры (рассказ, басню, стихотворение, драму) по характерным признакам;

– в произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;

– имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;

– различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;

– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;

– пересказывают сюжет небольшого по объему произведения с использованием авторских изобразительных средств;

– пересказывают сюжет небольшого по объему произведения от имени определенного лица;

– восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);

– инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;

– отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам;

– создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;

– создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст;

– делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения.

Описание места учебного предмета.

Данная программа составлена для реализации курса «Литературное чтение» в начальной школе, который разработан в логике теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. На предмет «Литературное чтение» для 3 класса учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 час4 в неделю; 34 учебные недели).

К концу 3 класса обучающиеся должны

знать:

-изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись);

-особенности художественного и нехудожественного текстов;

-особенности эпического и лирического произведений;

-особенности текстов описательного и повествовательного характера;

-«модель» жанров: послания, сказки;

уметь:

-выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;

-определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста;

-выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении;

-определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание;

-выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции;

-ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ;

-создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения;

-выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам;

-читать вслух любой незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 3 класса –не менее 80 слов в минуту);отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; оценивать своё чтение;

иметь представление о:

- текстах одной тематики; одинаковой жанровой специфики; одинаковой (различной) авторской принадлежности;

- способах построения текста (рассказ от имени героя-рассказчика, от имени рассказчика-повествователя, диалог).

Содержание учебного предмета.

На первом этапе на текстах описательного и повествовательного характера разной жанровой специфики они вступают в позицию исследователя внутреннего мира героя и автора, а также некоторых авторских приемов художественного произведения (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, звукописи).

Ученикам предлагается для ознакомления и сопоставления научно-популярный текст для того, чтобы понять авторское отношение к предмету описания в разных жанрах и выйти на определение понятия «жанр».

Постепенное погружение в особенности создания художественного образа позволяет ученикам углубиться в содержание разных произведений, написанных на одну тему. В предлагаемых разделах, объединенных одной тематической идеей, дети выделяют признаки портретных характеристик, описаний поведения персонажей и знакомятся с понятием событие. 

На втором этапе ученики исследуют особенности и структуру художественных и нехудожественных текстов-посланий, выделяют их признаки, чтобы построить модель жанра.

Среди нехудожественных произведений изучаются жанры миниатюры, зарисовки, этюда. Понятие жанра окончательно «строится» в конце третьего класса на сопоставлении групп произведений, написанных в одном жанре.

Раздел учебного курса.

Кол-во часов.

Текущий и промежуточный контроль.

Формы контроля.

Тема 1. Рождение замысла. Тема творчества.

25 часов.

Диагностическая работа.

Устный опрос.

Проверка выполнения домашнего задания.

Развитие речи.

Тематическая контрольная работа.

Тема 2. «В царстве словесного пейзажа».

16 часов.

Устный опрос.

Проверка выполнения домашнего задания.

Сочинение.

Тематическая проверочная работа.

Тема 3. «И сразу стало всё не так…»

22 часа.

Устный опрос.

Проверка выполнения домашнего задания.

Творческая работа.

Тематическая проверочная работа.

Тема 4. Доброе слово и кошке приятно.

13 часов.

Устный опрос.

Проверка выполнения домашнего задания.

Творческая работа.

Тематическая проверочная работа.

Тема 5. « О всякой живности».

19 часов.

Устный опрос.

Проверка выполнения домашнего задания.

Творческая работа.

Тематическая проверочная работа.

Тема 6. « Каждый сам о себе» .

17 часов.

Устный опрос.

Проверка выполнения домашнего задания.

Творческая работа.

Тематическая проверочная работа.

Тема 7. «Необычные уроки письма».

24 часа.

Устный опрос.

Проверка выполнения домашнего задания.

Творческая работа.

Тематическая проверочная работа.

Всего: 136 часов.


часы

Тема

Содержание темы

Творческая работа обучающихся

 

1

25

Рождение замысла.

Тема творчества.

Замысел сочинения, произведения, книги. Окружающая действительность – источник для создания художественного образа в произведениях разных авторов. Сопоставление предметов и явлений – способ создания новой художественной «картины». Впечатления автора, передаваемые в произведении. Мироощущения поэта, писателя. Авторская позиция. Автор и читатель. Сравнение как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Элементы описания в авторских работах.

Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка»; Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»; Д. Хармс «Что это было?»; С. Черный «Крокодил»; А. Е. Екимцев «Дедушка туман»; Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане»; А. Е. Екимцев «Комары»; В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик»; В. И. Белов «Катюшин дождик».

Сочинение-этюд «Эти облака похожи на…», «Эти тучки похожи на…», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям творческой работы (формулирование критериев).

В. В. Маяковский «Тучкины штучки»; Ф. А. Миронов «Тучи».

2

16

«В царстве словесного пейзажа».

Описание природы. Роль пейзажа в художественном произведении. Настроение автора и героя, переданное в художественном описании природы. Внутренний мир автора и героя. Способы изображения природы – способы показа внутреннего мира автора и героя. Эпитет как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Лирическое стихотворение. Его отличие от шуточного, юмористического текста. Способы изображения одной темы у разных авторов.

И. С. Тургенев «Осень»; Ю. Качаев «Осенние странники»; П. П. Потемкин «Мухоморы»; В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор»; Ю. И. Коваль «Последний лист»; И. А. Бунин «Листопад» (отрывок); В. Д. Берестов «Капля»; Ф. А. Миронов «Капля».

Сочинение-описание природы «Путешествие осеннего листа», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям сочинения.

Читай, удивляйся, размышляй!

А. Е. Екимцев «Как спят сосны»; В. Д. Берестов «Рыжик»; С. Козлов, Л. Шульгина «Гриб»; Ю. И. Коваль «Листья»; Е. Аксельрод «Лопухи и одуванчики»; В. Д. Берестов «Осенние одуванчики»; Ю. И. Коваль «Фарфоровые колокольчики»; В. Д. Берестов «Мать-и-мачеха»; М. Агафонова «Подснежник»; В. А. Лалетина «Февральская вьюга ещё бушевала»; А. И. Введенский «Ураган»; В. А. Бахревский «Уснувший ветер»; А. Е. Екимцев «Ветерок»; В. Бурак «Ночь над белой луной»; В. А. Бахревский «Встреча».

3

22

«И сразу стало всё не так…»

Описание неживого предмета. Создание художественного образа неживого предмета, способы его изображения. Разные способы воплощения авторского замысла в связи с созданием образа – неодушевленного предмета. Использование прямого и переносного значения слов для изображения персонажа – листка, посуды, чайника, кастрюли, самовара – с целью создания шуточного образа, интересного для ребенка-читателя. Олицетворение как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ необычного героя в произведениях разных жанров. Звукопись как средство подражания «голосу» героя, которое используют авторы при описании объектов неживого мира. Глаголы-действия, помогающие автору «оживить» персонаж в сказке, стихотворении, рассказе.

Э. Э. Мошковская «Листок бумаги»; Э. Э. Мошковская «Лесная пятёрка»; Е. И. Матвеева «Мечта»; А. Е. Екимцев «Арбуз»; М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна»; Ю. П. Мориц «Разговаривали вещи»; Г. Х. Андерсен (перевод с датского А. Ганзен) «Чайник»; Ю. П. Мориц «Пузатый чайник»; О. Э. Мандельштам «Кухня»; А. М. Горький «Самовар».

Сочинение-описание неживого предмета; использование знакомых изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворений, сравнений, звукописи и др.). Оценивание работ по сформулированным учениками критериям этой творческой работы.

Читай, удивляйся, размышляй!

Н. К. Абрамцева «Сказка про старый дом»; М. С. Пляцковский «Самовар»; С. Черный «О чем поет самовар»; М. Клява «Родственницы»; В. Д. Берестов «Змей-хвастунишка»; С. Черный «Змей»; Е. А. Пермяк «Некрасивая ёлка»; В. А. Лалетина «Плакала ёлка, роняя иголки»; Л. С. Петрушевская «Старая дружба»; Р. С. Сеф «Ночная музыка»; А. Е. Екимцев «Ночью», М. М. Пришвин «Неведомому другу».

4

13

Доброе слово и кошке приятно.

Описание животного (кошки, кота, котенка) в художественных произведениях разных жанров: сказке, рассказе, рассказе-этюде, юмористическом стихотворении. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Главный герой произведения о животном, способы создания образа. Изображение одинакового животного в произведениях разных авторов. Изображение одинакового животного в прозаических и поэтических произведениях, в текстах разной жанровой специфики. Средства художественной изобразительности, помогающие авторам создавать образ животного в художественном произведении. Способы изображения кота у одного автора-прозаика, особенности раскрытия темы в каждом из произведений: этюде и рассказе. Образ героя-рассказчика, который общается с животным, способы изображения авторского отношения к ним и происходящим событиям. Особенности жанров этюда и миниатюры.

М. С. Пляцковский «Как попался кот на удочку»; С. Черный «Как кот сметаны поел»; Н. К. Абрамцева «Загадка»; М. М. Пришвин «Кот»; Ю. И. Коваль «Летний Кот», «Солнечное пятно».

Описание кота, с которым произошел интересный случай; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Выбор жанра работы. Анализ сочинения, обсуждение результатов работы по выработанным критериям этой творческой работы.

Сочинение-описание кота на темы «Весенний Кот». «Зимний Кот», «Осенний Кот» (аналогичная тема сочинения задана в этюде Ю. И. Коваля «Летний Кот»); выбор жанра сочинения; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Анализ сочинения, обсуждение результатов работы по выработанным критериям этой творческой работы.

5

19

« О всякой живности».

Животное – любимый герой литературы для детей. Выбор писателем или поэтом объекта описания в произведении. Показ события в произведениях повествовательного жанра с целью заинтересовать читателя необычным (обычным) образом животного. Ритмический рисунок поэтического произведения о животном – способ передачи настроения в стихотворении. Философское стихотворение – жанр, позволяющий глубже понять внутренний мир автора, его восприятия живого мира. Понятие литературной эпохи.

Метафора (скрытое сравнение) как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ обычного героя (животного, птицы, насекомого) в произведениях разных жанров. Художественное и научное описание животного. Позиция автора в разных видах описания. Художественное и нехудожественное произведения: сходства и различия между ними. Художественный образ – центральное понятие художественной литературы. Цикл рассказов о животных, объединенный общей идеей создания образов деревенской жизни.

В. Д. Берестов «Жуки»; М. В. Ломоносов «Кузнечик»; Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая…»; Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот»; научно-популярное описание бегемота (отрывок из энциклопедической статьи «Аванты+»); Д. Хармс «Бульдог и таксик»; В. А. Бахревский «Дом с жабой»; Ю. И. Коваль «Лось»; В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности» («Рома», «Петух», «Последняя синичка»).

Анализ и интерпретация лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»; работа с незнакомой лексикой; выявление изобразительных средств для создания авторского образа (эпитетов, олицетворения, сравнений); композиционных приемов текста.

Сочинение-интерпретация небольшого объема. Составление партитуры текста для выразительного чтения. Выразительное интонирование стихотворения.

6

17

« Каждый сам о себе».

Художественные произведения разных жанров, в которых используется прием изображения героев – рассказ персонажа от его имени. Самопрезентация героя. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог как средства раскрытия его характера. Способы изображения авторского отношения к герою-животному. Использование звукописи для передачи настроения героя, автора. Хвалебная речь персонажа, способы ее произнесения.

Описание интересного события в произведениях повествовательных жанров – прием характеристики героя, выявляющий достоинства и недостатки его характера. Басня о животных, особенности жанра, иносказание и мораль в басне.

Дневниковые записи собаки. Нестандартная ситуация, раскрывающая характер героя, его взаимоотношения с окружающим миром. Юмор в произведении. Способы характеристики животного и человека через дневники. Особенности «молитвы», которую произносит собака: добрая тональность и тонкий юмор произведения.

Р. С. Сеф «Полночь…»; В. Д. Берестов «Песня лягушек»; С. Чёрный «Индюк»; Д. С. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»; В. Д. Берестов «Гусь и его критики»; С. Чёрный «Дневник фокса Микки» (глава «О Зине, о еде, о короке и т. п.), «Арапкина молитва».

Читай, удивляйся, размышляй!

С. А. Островой «Загадочная птица»; В. И. Белов «Мышонок, бабушка и кот»; Огден Неш «Микроб» (перевод с английского Г. Кружкова); В. В. Чаплина «Обыкновенная кошка»; Н. С. Гумилёв «Гиппопотам»; Л. Н. Толстой «Булька»; У. Д. Смит (перевод с английского И. Фонякова) «Собаки»; А. В. Тихонов «Царевна-лягушка»; М. Петровых «Кузнечики… А кто они такие?..»; А. А. Фет «Мотылёк мальчику»; Рене Гийо (перевод с французского М. Яснова) «Радуга»; Э. Н. Успенский «Хамелеон»; В. В. Бинаки «Лупленый бочок; С. Кирсанов «Этот мир».

7

24

«Необычные уроки письма».

Послание как способ передачи авторских мыслей и чувств. Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности.

Ю. Н. Кушак «Почтовая история»; Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок»; Д. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Письмо фее»; А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне»; Л. Мезинов «Соседи»; М. С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте»; А. П. Чехов «Ванька»; А. С. Пушкин «19 октября» (отрывок), «И. И. Пущину», «Няне»; В. В. Лунин «Записка»; Я. Аким «Пишу тебе письмо»; М. Я. Бородицкая «Лето прошло»; Э. Э. Мошковская «Письмо».

Сочинение различных посланий, редактирование.


Критерии освоения программы

Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, положенным в основу новых образовательных стандартов, программа по литературному чтению включает систему оценки качества освоения данной программы.

В специальных тетрадях «Проверочные работы по литературному чтению» данная система оценивания представлена блоками заданий с целью формирования регулятивных универсальных действий, направленных на осуществление каждым учащимся действий самооценки, а также для диагностики способности учеников определять границы своих знаний  на каждом этапе освоения программы.

Специальные задания всех учебников по литературному чтению, «Рабочих» и «Проверочных тетрадей» нацеливают читателя на их выполнение и самопроверку.

«Проверочные тетради» предлагают такие задания, которые готовят учащегося к итоговой аттестации в 3 – м классе, включают стартовые, промежуточные и итоговые работы (на этапах учебной деятельности), что позволяет увидеть динамику образовательных достижений учащихся, а также дать характеристику уровня освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Задания в «Проверочных тетрадях» предлагаются для определения базового и повышенного уровня.

Тетради содержат различные формы оценивания (оценочные шкалы, критериальное оценивание), что позволяет увидеть более объективную картину личностного роста каждого ученика.


Календарно-тематическое  планирование.

№ урока

Тема урока

Дата

Тип урока

Основные виды деятельности учащихся.

Формируемые компетенции.

1

Стартовая проверочная работа.

Урок контроля и оценки.

Применение полученных знаний при работе с текстом.

2

Анализ стартовой работы.

Тема 1. Рождение замысла. Тема авторства.

Урок актуализации учебных знаний.

Исправление ошибок  допущенных при выполнении задания.

Уметь анализировать ошибки, выполнять работу над ошибками.

3-4-5

Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка» (волшебная история)

Урок решения частных задач.

Наблюдение за впечатлением автора в сказке. Выявление авторской позиции. Продолжение волшебной истории по заданному началу.

Участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свою точку зрения.

6-7

Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Урок решения частных задач.

Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

Освоение способа синтагматического чтения. Умение выражать свою точку зрения.

8

Д. Хармс «Что это было?». Способ изображения характера героя

Урок решения частных задач.

Наблюдение за способом раскрытия характера персонажа Моделирование развернутого ответа по теме.

Умение составлять развернутый ответ.

9

С. Черный «Крокодил». Способ изображения характера животного

Урок решения частных задач.

Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств создания образа. Поиск ответов на вопросы в тексте.

Уметь работать с текстом.

10-11

Способы изображения одного явления природы разными авторами. А.Е. Екимцев «Дедушка туман»

Урок решения частных задач.

Выявление жанровых признаков шуточного стихотворения. Выразительное чтение стихотворения с последующим оцениванием.

Умение определять жанровые признаки.

Умение выделять критерии оценивания.

12-13

Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана

Урок решения частных задач.

Сопоставление произведение по жанру, по наличию авторской позиции. Наблюдение за разными авторскими приемами. Наблюдение за способом раскрытия характера персонажа. Продолжение истории.

Умение определять жанровые признаки. Умение составлять письменное высказывание

14-15

В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию

Урок решения учебной задачи.

Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Выделение микротем. Составление плана текста.

Умение выделять микротемы. Составлять плана текста.

16

Внеклассное чтение.

Урок решения частных задач.

Пересказ текста.

Умение излагать содержание текста.

17-18

В. И. Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Событие, изменяющее настроение

Урок решения частных задач.

Определение настроение рассказа. Подготовка вопросов к тексту. Выразительное чтение стихотворения с последующим оцениванием. Знакомство со способами изменения настроения.

Выделять настроение, прослеживать изменение настроения.

19

Проверка техники чтения

Урок решения частных задач.

Чтение текста слово+синтагма. Выделение из текста предложения фрагмента для ответа на вопрос.

20

Жанровые признаки рассказа, сказки.

Сравнение жанровых признаков сказки и рассказа.

Умение различать рассказ и сказку. .жанровые признаки

21-22-23

В. В. Маяковский «Тучкины штучки». Ф. А. Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности

Урок решения частных задач.

Сочинение миниатюры «Эти облака похожи на...», «Эти тучки похожи на...». С опорой на модель сравнения как средства художественной выразительности написать сочинение-миниатюру .

Умение использовать ИЗО средства в творческих работах.

24

Проверочная работа по разделу.

Урок контроля и оценки.

Выделение слов-настроений, выражающих авторское отношение. Выделение главной мысли.

главной мысли.

Умение выделять слова-настроения.

25

Урок-рефлексия

Урок решения частных задач.

Анализ своей работы по заложенным критериям.

Уметь проанализировать работу по критериям.

Тема 2. В царстве словесного пейзажа.

26

Образ природы в произведениях разных авторов. И. С. Тургенев «Осень». Способы выражения авторского отношения к природе

Урок решения учебной задачи.

Наблюдение за оттенками настроения, ,переданными в слове. Поиск ответов на вопросы в тексте. Наблюдение за авторскими приемами. Определение критериев чтения. Оценивание по критериям собственное чтение и чтение одноклассников.

Умение выделять оттенки настроения. Критериально оценивать ответ.

27-28

И. Качаев «Осенние странники». Описание осени. «Событие» осеннего дня

Урок моделирования.

Моделирование развернутого ответа по теме. Пересказ от 1-го лица. Наблюдение за разными авторскими приемами.

Умение пересказывать текст от 1 лица.

29

Самостоятельная работа.

Урок решения частных задач.

Выявление оттенков настроения.

Выделять настроение.

30- 31

П. П. Потемкин «Мухоморы», В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения

Урок решения частных задач.

Выделение слов-настроений, выражающих авторское отношение. Сравнение героев произведений, способы их изображения разными авторами.

Выделять оттенки настроения.

32-33

Ю. И. Коваль «Последний лист». Художественная деталь

Урок решения учебной задачи.

Выделение художественной детали описания природы. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Создание текста-описания по модели.

Определять нужную интонацию при чтении текста.

34

Внеклассное чтение.

Урок решения частных задач.

Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам.

35

Введенский «Ураган», Екимцев «Ветерок». Способы передачи авторского настроения

Урок решения частных задач.

Поиск ответов на вопросы в тексте. Парная работа по выделению авторских средств в тексте.

Выделять оттенки настроения и передавать их при чтении.

36

Работа над техникой чтения.

Урок решения частных задач.

Выделение ключевых слов, пауз. Интонирование.

Умение читать «по-взрослому».

37-38

И. А. Бунин «Листопад» (отрывок). Роль эпитета в создании образа природы

Урок моделирования.

Моделирование средства - эпитета. . Поиск ответов на вопросы в тексте.

Выделять эпитеты.

39-40

В. Д. Берестов «Капля», Ф. А. Миронов «Капля». Способы создания образов, выражения настроения

Урок решения учебной задачи.

Сочинение «Путешествие осеннего листа» с элементами описания природы. Использование изученных изо средств для передачи своего отношения. Сопоставление шуточного и лирического стихотворений.

Применять изученные изо средства в творческих работах.

41

Контрольная работа.

Урок контроля и оценки.

Выделение изученных ИЗО  средств в заданном тексте. Выделять оттенки настроения.

Уметь определять эпитет. сравнение.

Тема 3. «И сразу стало все не так...»

42-43

Неживой предмет — объект внимания разных авторов. Э. Э. Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятерка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания

Урок решения частных задач.

Сопоставление произведений по наличию авторской позиции. Употреблению разных средств,  для создания образа. Открытие способа изображения «характера» героя

Умение определять характер героя.

44

Е. И. Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора

Урок решения частных задач.

Пересказ от 1 лица.

Пересказ от 1 лица.

45

Внеклассное чтение.

Урок решения частных задач.

Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам.

46

А. Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Действия героя стихотворения

Урок моделирования.

Работа в группе. Моделирование ИЗО средства – олицетворение.

Умение определять олицетворение.

47

М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении

Урок решения учебной задачи.

Поиск ответов на вопросы в тексте. Наблюдение за изо средством- олицетворением

Передача настроения при чтении.

48-49

Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов

Урок решения частных задач.

Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием.

Выразительно читать стихотворение по ролям.

50-51

Г. X. Андерсен «Чайник». Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя

Урок решения частных задач.

Наблюдение за сюжетом в разных авторских сочинениях. Иллюстрирование произведений. Сопоставление повествовательного и лирического произведений.

Передача настроения при чтении.

52-53-54

О. Э. Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни. Способы ее вос-создания

Урок решения учебной задачи.

Определение роли звукописи и звукоподражания. Настроение героев.

Передать характеры героев при инсценировании произведения.

55-56-57-58

А. М. Горький «Самовар». Вы-ражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произве-дении

Урок решения учебной задачи.

Определение роли звукописи и звукоподражания. Настроение героев. Характеры героев. Определение роли темпа. ритма. тона в авторской сказке.

Передать характеры героев при инсценировании произведения.

59

Урок-рефлексия

Урок решения частных задач.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Выделение изо средств.

Определять изо средства в текстах разных жанров.

60

Контрольная работа.

Урок контроля и оценки.

Выделение изученных изо средств в заданном тексте. Выделять оттенки настроения.

61

Пермяк «Некрасивая ёлка»

Сказочное событие. Характер героя.

Урок решения частных задач.

Анализ работы.

Выделение признаков сказки. Характер героя.

Выделять признаки сказки. Давать элементарную характеристику героя.

62

Внеклассное чтение.

Урок решения частных задач.

Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам.

63

Работа над техникой чтения

Урок решения частных задач.

Выделение ключевых слов, пауз. Интонирование.

Умение читать «по-взрослому».

Тема 4. Доброе слово и кошке приятно.

64-65

Описание животного. Способы выражения авторского отношения к нему

Урок решения учебной задачи.

Создание образа животного (кота) по индивидуальному замыслу. Обсуждение критериев оценивания. Выделение достоинств и недостатков работ.

Умение редактировать свою работу в соответствии с критериями.

66

М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку»

Урок решения учебной задачи.

Наблюдение за описанием кота. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте. Определение критериев чтения. Составление плана для пересказа.

Пересказывать текст по составленному плану.

67

С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота — шуточный образ

Урок решения частных задач.

Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа.

Передать характеры героев при чтении произведения.

68

Н. К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде

Урок решения частных задач.

Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием.

Передать характеры героев при чтении произведения.

69-70

М. М. Пришвин «Кот». Взаи-моотношения человека и животного. Способы их изображения

Урок решения частных задач.

Наблюдение за описанием животного. Моделирование развернутого ответа по теме. Выделение изо средств.

Передать характеры героев при чтении произведения.

71-73

Ю. И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно». Одна тема в творчестве автора — разные способы ее воплощения.

Урок решения частных задач.

Наблюдение за описанием животного, его поведением, отношением к нему человека. Моделирование развернутого ответа по теме.

Отвечать на вопросы с опорой на текст.

74-75

Урок-рефлексия.

Урок решения частных задач.

Создание текста - описания животного по модели. Определение роли изо средств в передачи авторского отношения.

Подбор заготовок изо средств, как подготовка к сочинению-миниатюре.

76

Контрольная работа и её анализ.

Урок контроля и оценки.

Сочинение-миниатюра. Выражение авторского отношения с помощью изо средств.

Уметь выразить свое отношение с помощью изо средств.

Тема 5. «О всякой живности».

77

Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В. Д. Берестов «Жуки»

Урок решения учебной задачи.

Выявление ритмического рисунка в стихотворении и поиск изобразительных средств.

Выделять жанровые признаки стихотворения и изобразительные средства.

78-79

М. В. Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора

Урок решения частных задач.

Раскрытие темы философских размышлений. Работа над партитурой текста.

Умение составлять партитуру текста, выразительно читать .

80-81

Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая». Переносное значение слова — основа метафоры. Поэтический образ

Урок моделирования.

Выявление в тексте метафор. их особенностей. Моделирование понятия метафора.

Умение выделять изо средства.

82-83-84

Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». Размышления героя-рассказчика

Урок решения частных задач.

Выделение изо средств- способа создания образа персонажа. Сравнение описания реального и фантастического героя.

Сопоставление художественного и научного описаний бегемота.

Уметь отличать художественный текст от научного.

85-86

Ю. И. Коваль «Лось». Удиви-тельный мир природы. Образ животного

Урок решения частных задач.

Поиск ответов на вопросы в тексте. Наблюдение за разными авторскими приемами. Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека. Выделение микротем .

Составлять план по выделенным микротемам.

87-88-89

В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Изображение

Урок решения частных задач.

Наблюдение за разными авторскими приемами. Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека. Выделение микротем .

Пересказывать текст.

90

Контрольная работа.

Урок контроля и оценки.

Определение жанра произведения. Выделение жанровых признаков. Выделение изо средств.

Различать жанры, выделять жанровые признаки.

91-92-93

В. А. Бахревский «Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора

Урок решения частных задач.

Определение жанра произведения. Выделение признаков сказки. Подготовка вопросов к тексту. Поиск ответов на вопросы в тексте. Составление плана (продолжения текста). Характеристика главной героини текста.

Выделять изо средства. Давать элементарную характеристику с опорой на текст.

94

Д. Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении

Урок решения частных задач.

Определение жанра произведения. Выделение жанровых признаков. Выделение изо средств. Сравнение характеров героев.

95

Урок-рефлексия

Урок решения частных задач.

Анализ лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке», содержащего художественное описание. Выделение изо средств. Тон, темп чтения. Составление читательской партитуры.

Умение выразительно читать стих-е по подготовленной партитуре.

Тема 6. Каждый сам о себе.

96

Рассказ о герое от первого лица. Р. С. Сеф «Полночь...»

Урок решения учебной задачи.

Работа по поиску и называнию авторских средств в произведении.

Выделение авторских средств.

97

Сочинение «Сам о себе»

Урок контроля и оценки.

Самопрезентация.

98

В. Д. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация созданная автором.

Урок решения частных задач.

Выявление способов изображения характера героев. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения , оценивание по

Передавать настроение и характеры героев при чтении произведения.

99

С. Чёрный. «Индюк ». Звукопись- приём, помогающий создать смешной образ.

Урок решения частных задач.

Наблюдение за описанием персонажей, способами передачи их характеров. Портрет героя.

Давать характеристику героям.

100-101-102-103

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания.

Урок решения частных задач.

Создание мультфильма или спектакля по тексту сказки. Чтение сказки по ролям, инсценирование.

Передавать характер героя в инсценировке.

104

Внеклассное чтение

Урок решения частных задач.

Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам.

105-106

В.Д. Берестов. «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора.

Урок моделирования.

Наблюдение за описанием персонажей, способами передачи их характеров. Портрет героя. Моделирование жанра басни.

Различать жанровые признаки басни.

107

Басни Крылова

Урок решения учебной задачи.

Выявление особенностей жанра басни: иносказания. сюжета. морали.

Различать жанровые признаки басни.

108-109-110

С. Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва».

Дневниковые записи.

Урок решения частных задач.

Выявление особенностей жанра дневниковых записей.

Передавать настроение. тон, темп при чтении стих-я.

111

Урок-рефлексия

Урок решения частных задач.

Презентация книги или произведения о животном. Определение критериев оценивания.

Умение представить книгу в соответствии с заданными критериями.

112

Контрольная работа.

Урок контроля и оценки.

Определение жанра произведения. Выделение жанровых признаков. Выделение изо средств. Характеристика персонажей.

Различать жанры. Выделять изо средства, давать характеристику.

Тема 7. Необычные уроки письма.

113

Необычные уроки письма. Введение в тему.

Урок постановки учебной задачи.

Наблюдение за жанром послание.

114-115

Первый урок. Ю.Н. Кушак «Почтовая история».

Урок решения учебной задачи.

Наблюдение за жанром послание. Моделирование жанра. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.

Различать жанр послания.

116-117-118-119

Второй урок. Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок», Дж. Родари «Письмо фее», А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне», Л. Мезинов «Соседи»

Урок моделирования.

Наблюдение за жанром послание. Наблюдение за разными авторскими приемами. Создание текста-послания по модели. Сочинение-ответ на письмо.

Уметь продолжить произведение в заданном жанре

120- 121

Третий урок. М. С. Пляцковский «Козленок в почтовом конверте»

Урок решения учебной задачи.

Редактирование текста открытки. Советы пишущему открытку.

Умение составлять высказывание в жанре послания.

122

Проверка техники чтения.

Урок контроля и оценки.

123-124-125

Четвертый урок. А. П. Чехов «Ванька»

Урок решения учебной задачи.

Выделение частей письма, настроения адресанта, способов передачи настроения, цели написания писем, форм обращения.

Знать структуру письма.

126-127

Контрольная работа и её анализ.

Урок контроля и оценки.

Умение составлять высказывание в жанре письма.

128-129

Пятый урок. А. С. Пушкин «И.И. Пущину», «Няне»

Урок решения частных задач.

Выявление особенностей художественного послания. Выделение изо средств.

Передавать настроение. тон, темп при чтении стих-я.

130- 131

Шестой урок. В. В. Лунин «Записка», Я. Л. Аким «Пишу тебе письмо», М. Я. Бородицкая «Лето прошло», Э. Э. Мошковская «Письмо»

Урок решения учебной задачи.

Определение темы посланий. Записка.

Различать стиль послания и записки.

132

Внеклассное чтение.

Урок решения частных задач.

Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам.

133-134-135

Урок-рефлексия

Урок решения частных задач.

Подготовка письма будущим первоклассниам.

Составлять послание.

136

Ю. Я. Яковлев «К читателю»

Урок решения частных задач.

Выбор интересных вопросов и подготовка ответов.

Учебно – методический комплект

1. Основная образовательная программа начального общего образования.

2. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Мир, созданный автором . - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.

3. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Секреты рождения образа . - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.

4. Матвеева Е. И. Рабочая тетрадь по литературному чтению, 3 класс, - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.

5. Матвеева Е. И. - Методические рекомендации для учителя М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г.

6. Матвеева Е. И. Тетрадь для проверочных работ, 3 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.

              СОГЛАСОВАНО                                                                                                                         СОГЛАСОВАНО

              Протокол заседания                                                                                                              Заместитель директора по УВР

              методического совета                                                                                                           _________ Карташова С.П.

              МБОУ Самбекской СОШ                                                                                                        ______________ 2015 года

              26.08.2015  года № 1

              _____________ Ермакова О.Ф.

              Приказ директора школы

              от 25.08.2015 № 335



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...