Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Матвеева
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
РО Эльконина - Давыдова рабочая литературное чтение 3 класс Матвеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_3_b_klass_literaturnoe_chtenie.docx | 71.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Литературное чтение»
3 класс
Пояснительная записка
(34недели по 4 ч. – 136ч.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта; на основе Примерной программы основного общего образования по Литературному чтению, авторской программы «Литературное чтение», автор Матвеева Е. И.
Программу обеспечивают:
1. Основная образовательная программа начального общего образования Самбекской СОШ.
2. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Мир, созданный автором . - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.
3. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Секреты рождения образа . - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.
4. Матвеева Е. И. Рабочая тетрадь по литературному чтению, 3 класс, - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г.
5. Матвеева Е. И. - Методические рекомендации для учителя М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г.
6. Матвеева Е. И. Тетрадь для проверочных работ, 3 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.
Курс предмета «Литературное чтение», который входит в систему развивающего обучения, способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращений ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Цель предлагаемого курса чтения — обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение
Образовательных задач:
- развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
- развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
- открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
- формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета.
Развивающих задач:
- развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие речи;
Воспитательных задач:
- формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
- воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.
Данный курс органически связывает следующие содержательные моменты:
- открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);
- овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собствен-ного высказывания; освоение способов «тщательного»; чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);
- совершенствование навыка синтагматического (смыслового) чтения;
- применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).
Общая характеристика учебного предмета
1. Литература дает читателю мощный заряд для творчества. Она подсказывает разные способы общения читателя с миром. Чтобы овладеть ими, необходимо, в свою очередь, овладеть основными способами сочитательской смыслодеятельности.
Восприятие и понимание учащимися текста происходит на ином уровне при условии создания на уроках литературного чтения атмосферы духовности и творчества. Такую атмосферу можно создать только при помощи особого подбора литературных текстов. Это является основным фактором в процессе формирования подлинной читательской деятельности ребенка, несущей в себе элемент творчества.
Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобретение этого способа – главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщательное» чтение.
«Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. Ему уделяется много внимания авторами эстетических курсов, однако понимается оно весьма различно. На наш взгляд, творчество невозможно без трех оснований: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соотнесенности с культурной нормой.
Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Творчество сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого». Творческий акт связан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой.
Исходя из этих позиций, «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.
2. Теоретическими концентрами программы является освоение ведущих литературоведческих понятий на протяжении всего курса литературного чтения и литературы. Эти понятия концентрируют вокруг себя весь рабочий материал по урокам, рассматривают его в процессе решения учебных задач курса.
Понятие, понимается не просто как совокупность ассоциативных связей, усваиваемая с помощью памяти, не автоматический умственный навык, а сложный и подлинный акт мышления, которым нельзя овладеть с помощью простого заучивания, но который непременно требует, чтобы мысль ребенка поднялась в своем внутреннем развитии на высшую ступень, для того чтобы понятие могло возникнуть в сознании (Л. С. Выготский).
Программа располагает системой заданий на «открытие» смыслов понятий, которые не даются в готовом виде. Вести работу с системой понятий следует крайне осторожно. В начале ученики лишь интуитивно улавливают кодовую систему текста, затем (этот этап у каждого ребенка может быть в разное время: у кого-то раньше, у кого-то позже) открывается смысл понятия (эти средства или приемы зачем-то нужны автору). Ученики, работая с текстами, «оформляют» самостоятельно открытый прием, пробуют его применить в творческой работе, а в заключение формулируют и фиксируют его определение в речи. Такой ход видится нам наиболее продуктивным, так как ученики не перегружаются механическим запоминанием литературоведческих терминов, не анализируют тексты ради натаскивания, а наоборот, проникая в мастерскую авторов, становятся как бы соучастниками описываемых явлений, событий. Одновременно, проникая в смысл произведений, они исследуют и стилистическую сторону текста, его «ткань».
Понятия осмысливаются в процессе совместной исследовательской деятельности, в дальнейшем они «оседают» в сознании ребенка и становятся специфическими формами мышления. Все эти понятия, по словам Н. Д. Тамарченко, будучи средством упорядочивания и осмысления конкретных художественных фактов и впечатлений, постепенно складываются в систему, в привычный и практически полезный научный «язык». Поэтому они окажут обратное формирующее воздействие на рецептивные способности читателя и его эмоциональный мир, обогатив индивидуальный душевный и духовный опыт закрепленным в них эстетическим опытом многих поколений. С этого момента обучения начинается «сложный процесс движения мышления в пирамиде понятий» (Л. С. Выготский).
Стержневой задачей теоретического направления программы является освоение понятия художественный образ.
В 3-м классе их деятельность фокусируется на выстраивание таких теоретических понятий, как авторская и читательская позиция, внутренний мир героя и автора, средство авторской изобразительности, художественное произведение.
Постепенное смысловое прочтение, вживание в образ позволит, как показывает опыт работы, в основной школе лишь «докрутить» подходы к литературоведческому анализу изучаемых произведений. Овладевая таким способом работы с текстом, ученики, как правило, в старшем возрасте не боятся произведений большого объема.
Для того чтобы ученикам можно было узнать, правильно ли сформулировано то или иное понятие, предусмотрена работа со Словариком читателя, который помогает удостовериться в верности «открытия» ученика, соотносит его мнение с общепринятой нормой. В Словарике разъясняется и значение жанров, с которыми устно знакомится ученик, и значение жанров, в которых он будет работать письменно.
3. Все тексты программы структурированы особым образом, в соответствии с разворачиваемым содержанием курса, который поделен на разделы. Каждый раздел знакомит учеников с определенным набором текстов, посвященных блоку тем.
Под темой нами понимается не только определение предмета (круга событий) повествования в его характерном «повороте» (объект изображения), но и характеристика специфики авторской «орудийности» – установки или комплекса установок относительно композиционно-речевых форм художественной выразительности, а также позиции, «занимаемой данным текстом по отношению к другим текстам и явлениям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате освоения программы в 3-ем классе планируется достижение младшими школьниками следующих
личностных результатов:
– учащиеся способны видеть в поступках литературных персонажей соответствие или несоответствие нравственным ценностям;
– понимают общечеловеческий характер нравственных ценностей при многообразии народов, культур и эпох;
– следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении художественных произведений;
– проявляют взаимопомощь в случае затруднения собеседников во время исследования произведений;
– понимают изменение эмоций в художественном произведении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждении художественного произведения;
– проявляют интерес к самостоятельному выбору книги для чтения;
метапредметных результатов:
– правильно читают словосочетаниями, интонируют в соответствии с пунктуацией незнакомые тексты разных жанров;
– самостоятельно придумывают заглавия к тексту объемом около 200 слов (выбором ключевого словосочетания);
– в устной и письменной форме дают развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту;
– имеют представление о таблице и схеме как способе предъявления информации;
– структурируют самостоятельно прочитанный текст в соответствии с заданным количеством микротем;
– составляют модели жанров и изобразительных средств языка;
– имеют представление о библиотеке: ее назначении и устройстве;
– в диалоге и коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом;
– оценивают ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям.
– способны пользоваться школьным толковым словарем и детскими энциклопедиями под руководством учителя;
– выступают в роли редактора собственного текста с целью коррекции недочетов;
предметных результатов:
– имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;
– определяют жанры (рассказ, басню, стихотворение, драму) по характерным признакам;
– в произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;
– имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;
– различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;
– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;
– пересказывают сюжет небольшого по объему произведения с использованием авторских изобразительных средств;
– пересказывают сюжет небольшого по объему произведения от имени определенного лица;
– восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);
– инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;
– отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам;
– создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;
– создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст;
– делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения.
Описание места учебного предмета.
Данная программа составлена для реализации курса «Литературное чтение» в начальной школе, который разработан в логике теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. На предмет «Литературное чтение» для 3 класса учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 час4 в неделю; 34 учебные недели).
К концу 3 класса обучающиеся должны
знать:
-изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись);
-особенности художественного и нехудожественного текстов;
-особенности эпического и лирического произведений;
-особенности текстов описательного и повествовательного характера;
-«модель» жанров: послания, сказки;
уметь:
-выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;
-определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста;
-выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении;
-определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание;
-выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции;
-ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ;
-создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения;
-выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам;
-читать вслух любой незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 3 класса –не менее 80 слов в минуту);отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; оценивать своё чтение;
иметь представление о:
- текстах одной тематики; одинаковой жанровой специфики; одинаковой (различной) авторской принадлежности;
- способах построения текста (рассказ от имени героя-рассказчика, от имени рассказчика-повествователя, диалог).
Содержание учебного предмета.
На первом этапе на текстах описательного и повествовательного характера разной жанровой специфики они вступают в позицию исследователя внутреннего мира героя и автора, а также некоторых авторских приемов художественного произведения (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, звукописи).
Ученикам предлагается для ознакомления и сопоставления научно-популярный текст для того, чтобы понять авторское отношение к предмету описания в разных жанрах и выйти на определение понятия «жанр».
Постепенное погружение в особенности создания художественного образа позволяет ученикам углубиться в содержание разных произведений, написанных на одну тему. В предлагаемых разделах, объединенных одной тематической идеей, дети выделяют признаки портретных характеристик, описаний поведения персонажей и знакомятся с понятием событие.
На втором этапе ученики исследуют особенности и структуру художественных и нехудожественных текстов-посланий, выделяют их признаки, чтобы построить модель жанра.
Среди нехудожественных произведений изучаются жанры миниатюры, зарисовки, этюда. Понятие жанра окончательно «строится» в конце третьего класса на сопоставлении групп произведений, написанных в одном жанре.
Раздел учебного курса. | Кол-во часов. | Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля. |
Тема 1. Рождение замысла. Тема творчества. | 25 часов. | Диагностическая работа. Устный опрос. Проверка выполнения домашнего задания. Развитие речи. Тематическая контрольная работа. |
Тема 2. «В царстве словесного пейзажа». | 16 часов. | Устный опрос. Проверка выполнения домашнего задания. Сочинение. Тематическая проверочная работа. |
Тема 3. «И сразу стало всё не так…» | 22 часа. | Устный опрос. Проверка выполнения домашнего задания. Творческая работа. Тематическая проверочная работа. |
Тема 4. Доброе слово и кошке приятно. | 13 часов. | Устный опрос. Проверка выполнения домашнего задания. Творческая работа. Тематическая проверочная работа. |
Тема 5. « О всякой живности». | 19 часов. | Устный опрос. Проверка выполнения домашнего задания. Творческая работа. Тематическая проверочная работа. |
Тема 6. « Каждый сам о себе» . | 17 часов. | Устный опрос. Проверка выполнения домашнего задания. Творческая работа. Тематическая проверочная работа. |
Тема 7. «Необычные уроки письма». | 24 часа. | Устный опрос. Проверка выполнения домашнего задания. Творческая работа. Тематическая проверочная работа. |
Всего: 136 часов. |
№ | часы | Тема | Содержание темы | Творческая работа обучающихся |
1 | 25 | Рождение замысла. Тема творчества. | Замысел сочинения, произведения, книги. Окружающая действительность – источник для создания художественного образа в произведениях разных авторов. Сопоставление предметов и явлений – способ создания новой художественной «картины». Впечатления автора, передаваемые в произведении. Мироощущения поэта, писателя. Авторская позиция. Автор и читатель. Сравнение как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Элементы описания в авторских работах. Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка»; Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»; Д. Хармс «Что это было?»; С. Черный «Крокодил»; А. Е. Екимцев «Дедушка туман»; Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане»; А. Е. Екимцев «Комары»; В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик»; В. И. Белов «Катюшин дождик». | Сочинение-этюд «Эти облака похожи на…», «Эти тучки похожи на…», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям творческой работы (формулирование критериев). В. В. Маяковский «Тучкины штучки»; Ф. А. Миронов «Тучи». |
2 | 16 | «В царстве словесного пейзажа». | Описание природы. Роль пейзажа в художественном произведении. Настроение автора и героя, переданное в художественном описании природы. Внутренний мир автора и героя. Способы изображения природы – способы показа внутреннего мира автора и героя. Эпитет как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Лирическое стихотворение. Его отличие от шуточного, юмористического текста. Способы изображения одной темы у разных авторов. И. С. Тургенев «Осень»; Ю. Качаев «Осенние странники»; П. П. Потемкин «Мухоморы»; В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор»; Ю. И. Коваль «Последний лист»; И. А. Бунин «Листопад» (отрывок); В. Д. Берестов «Капля»; Ф. А. Миронов «Капля». | Сочинение-описание природы «Путешествие осеннего листа», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям сочинения. Читай, удивляйся, размышляй! А. Е. Екимцев «Как спят сосны»; В. Д. Берестов «Рыжик»; С. Козлов, Л. Шульгина «Гриб»; Ю. И. Коваль «Листья»; Е. Аксельрод «Лопухи и одуванчики»; В. Д. Берестов «Осенние одуванчики»; Ю. И. Коваль «Фарфоровые колокольчики»; В. Д. Берестов «Мать-и-мачеха»; М. Агафонова «Подснежник»; В. А. Лалетина «Февральская вьюга ещё бушевала»; А. И. Введенский «Ураган»; В. А. Бахревский «Уснувший ветер»; А. Е. Екимцев «Ветерок»; В. Бурак «Ночь над белой луной»; В. А. Бахревский «Встреча». |
3 | 22 | «И сразу стало всё не так…» | Описание неживого предмета. Создание художественного образа неживого предмета, способы его изображения. Разные способы воплощения авторского замысла в связи с созданием образа – неодушевленного предмета. Использование прямого и переносного значения слов для изображения персонажа – листка, посуды, чайника, кастрюли, самовара – с целью создания шуточного образа, интересного для ребенка-читателя. Олицетворение как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ необычного героя в произведениях разных жанров. Звукопись как средство подражания «голосу» героя, которое используют авторы при описании объектов неживого мира. Глаголы-действия, помогающие автору «оживить» персонаж в сказке, стихотворении, рассказе. Э. Э. Мошковская «Листок бумаги»; Э. Э. Мошковская «Лесная пятёрка»; Е. И. Матвеева «Мечта»; А. Е. Екимцев «Арбуз»; М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна»; Ю. П. Мориц «Разговаривали вещи»; Г. Х. Андерсен (перевод с датского А. Ганзен) «Чайник»; Ю. П. Мориц «Пузатый чайник»; О. Э. Мандельштам «Кухня»; А. М. Горький «Самовар». | Сочинение-описание неживого предмета; использование знакомых изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворений, сравнений, звукописи и др.). Оценивание работ по сформулированным учениками критериям этой творческой работы. |
Читай, удивляйся, размышляй! Н. К. Абрамцева «Сказка про старый дом»; М. С. Пляцковский «Самовар»; С. Черный «О чем поет самовар»; М. Клява «Родственницы»; В. Д. Берестов «Змей-хвастунишка»; С. Черный «Змей»; Е. А. Пермяк «Некрасивая ёлка»; В. А. Лалетина «Плакала ёлка, роняя иголки»; Л. С. Петрушевская «Старая дружба»; Р. С. Сеф «Ночная музыка»; А. Е. Екимцев «Ночью», М. М. Пришвин «Неведомому другу». | ||||
4 | 13 | Доброе слово и кошке приятно. | Описание животного (кошки, кота, котенка) в художественных произведениях разных жанров: сказке, рассказе, рассказе-этюде, юмористическом стихотворении. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Главный герой произведения о животном, способы создания образа. Изображение одинакового животного в произведениях разных авторов. Изображение одинакового животного в прозаических и поэтических произведениях, в текстах разной жанровой специфики. Средства художественной изобразительности, помогающие авторам создавать образ животного в художественном произведении. Способы изображения кота у одного автора-прозаика, особенности раскрытия темы в каждом из произведений: этюде и рассказе. Образ героя-рассказчика, который общается с животным, способы изображения авторского отношения к ним и происходящим событиям. Особенности жанров этюда и миниатюры. М. С. Пляцковский «Как попался кот на удочку»; С. Черный «Как кот сметаны поел»; Н. К. Абрамцева «Загадка»; М. М. Пришвин «Кот»; Ю. И. Коваль «Летний Кот», «Солнечное пятно». | Описание кота, с которым произошел интересный случай; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Выбор жанра работы. Анализ сочинения, обсуждение результатов работы по выработанным критериям этой творческой работы. Сочинение-описание кота на темы «Весенний Кот». «Зимний Кот», «Осенний Кот» (аналогичная тема сочинения задана в этюде Ю. И. Коваля «Летний Кот»); выбор жанра сочинения; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Анализ сочинения, обсуждение результатов работы по выработанным критериям этой творческой работы. |
5 | 19 | « О всякой живности». | Животное – любимый герой литературы для детей. Выбор писателем или поэтом объекта описания в произведении. Показ события в произведениях повествовательного жанра с целью заинтересовать читателя необычным (обычным) образом животного. Ритмический рисунок поэтического произведения о животном – способ передачи настроения в стихотворении. Философское стихотворение – жанр, позволяющий глубже понять внутренний мир автора, его восприятия живого мира. Понятие литературной эпохи. Метафора (скрытое сравнение) как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ обычного героя (животного, птицы, насекомого) в произведениях разных жанров. Художественное и научное описание животного. Позиция автора в разных видах описания. Художественное и нехудожественное произведения: сходства и различия между ними. Художественный образ – центральное понятие художественной литературы. Цикл рассказов о животных, объединенный общей идеей создания образов деревенской жизни. В. Д. Берестов «Жуки»; М. В. Ломоносов «Кузнечик»; Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая…»; Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот»; научно-популярное описание бегемота (отрывок из энциклопедической статьи «Аванты+»); Д. Хармс «Бульдог и таксик»; В. А. Бахревский «Дом с жабой»; Ю. И. Коваль «Лось»; В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности» («Рома», «Петух», «Последняя синичка»). | Анализ и интерпретация лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»; работа с незнакомой лексикой; выявление изобразительных средств для создания авторского образа (эпитетов, олицетворения, сравнений); композиционных приемов текста. Сочинение-интерпретация небольшого объема. Составление партитуры текста для выразительного чтения. Выразительное интонирование стихотворения. |
6 | 17 | « Каждый сам о себе». | Художественные произведения разных жанров, в которых используется прием изображения героев – рассказ персонажа от его имени. Самопрезентация героя. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог как средства раскрытия его характера. Способы изображения авторского отношения к герою-животному. Использование звукописи для передачи настроения героя, автора. Хвалебная речь персонажа, способы ее произнесения. Описание интересного события в произведениях повествовательных жанров – прием характеристики героя, выявляющий достоинства и недостатки его характера. Басня о животных, особенности жанра, иносказание и мораль в басне. Дневниковые записи собаки. Нестандартная ситуация, раскрывающая характер героя, его взаимоотношения с окружающим миром. Юмор в произведении. Способы характеристики животного и человека через дневники. Особенности «молитвы», которую произносит собака: добрая тональность и тонкий юмор произведения. Р. С. Сеф «Полночь…»; В. Д. Берестов «Песня лягушек»; С. Чёрный «Индюк»; Д. С. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»; В. Д. Берестов «Гусь и его критики»; С. Чёрный «Дневник фокса Микки» (глава «О Зине, о еде, о короке и т. п.), «Арапкина молитва». | Читай, удивляйся, размышляй! С. А. Островой «Загадочная птица»; В. И. Белов «Мышонок, бабушка и кот»; Огден Неш «Микроб» (перевод с английского Г. Кружкова); В. В. Чаплина «Обыкновенная кошка»; Н. С. Гумилёв «Гиппопотам»; Л. Н. Толстой «Булька»; У. Д. Смит (перевод с английского И. Фонякова) «Собаки»; А. В. Тихонов «Царевна-лягушка»; М. Петровых «Кузнечики… А кто они такие?..»; А. А. Фет «Мотылёк мальчику»; Рене Гийо (перевод с французского М. Яснова) «Радуга»; Э. Н. Успенский «Хамелеон»; В. В. Бинаки «Лупленый бочок; С. Кирсанов «Этот мир». |
7 | 24 | «Необычные уроки письма». | Послание как способ передачи авторских мыслей и чувств. Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности. Ю. Н. Кушак «Почтовая история»; Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок»; Д. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Письмо фее»; А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне»; Л. Мезинов «Соседи»; М. С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте»; А. П. Чехов «Ванька»; А. С. Пушкин «19 октября» (отрывок), «И. И. Пущину», «Няне»; В. В. Лунин «Записка»; Я. Аким «Пишу тебе письмо»; М. Я. Бородицкая «Лето прошло»; Э. Э. Мошковская «Письмо». | Сочинение различных посланий, редактирование. |
Критерии освоения программы
Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, положенным в основу новых образовательных стандартов, программа по литературному чтению включает систему оценки качества освоения данной программы.
В специальных тетрадях «Проверочные работы по литературному чтению» данная система оценивания представлена блоками заданий с целью формирования регулятивных универсальных действий, направленных на осуществление каждым учащимся действий самооценки, а также для диагностики способности учеников определять границы своих знаний на каждом этапе освоения программы.
Специальные задания всех учебников по литературному чтению, «Рабочих» и «Проверочных тетрадей» нацеливают читателя на их выполнение и самопроверку.
«Проверочные тетради» предлагают такие задания, которые готовят учащегося к итоговой аттестации в 3 – м классе, включают стартовые, промежуточные и итоговые работы (на этапах учебной деятельности), что позволяет увидеть динамику образовательных достижений учащихся, а также дать характеристику уровня освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Задания в «Проверочных тетрадях» предлагаются для определения базового и повышенного уровня.
Тетради содержат различные формы оценивания (оценочные шкалы, критериальное оценивание), что позволяет увидеть более объективную картину личностного роста каждого ученика.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Дата | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся. | Формируемые компетенции. | |
1 | Стартовая проверочная работа. | Урок контроля и оценки. | Применение полученных знаний при работе с текстом. | |||
2 | Анализ стартовой работы. Тема 1. Рождение замысла. Тема авторства. | Урок актуализации учебных знаний. | Исправление ошибок допущенных при выполнении задания. | Уметь анализировать ошибки, выполнять работу над ошибками. | ||
3-4-5 | Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка» (волшебная история) | Урок решения частных задач. | Наблюдение за впечатлением автора в сказке. Выявление авторской позиции. Продолжение волшебной истории по заданному началу. | Участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свою точку зрения. | ||
6-7 | Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами» | Урок решения частных задач. | Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Освоение способа синтагматического чтения. Умение выражать свою точку зрения. | ||
8 | Д. Хармс «Что это было?». Способ изображения характера героя | Урок решения частных задач. | Наблюдение за способом раскрытия характера персонажа Моделирование развернутого ответа по теме. | Умение составлять развернутый ответ. | ||
9 | С. Черный «Крокодил». Способ изображения характера животного | Урок решения частных задач. | Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств создания образа. Поиск ответов на вопросы в тексте. | Уметь работать с текстом. | ||
10-11 | Способы изображения одного явления природы разными авторами. А.Е. Екимцев «Дедушка туман» | Урок решения частных задач. | Выявление жанровых признаков шуточного стихотворения. Выразительное чтение стихотворения с последующим оцениванием. | Умение определять жанровые признаки. Умение выделять критерии оценивания. | ||
12-13 | Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана | Урок решения частных задач. | Сопоставление произведение по жанру, по наличию авторской позиции. Наблюдение за разными авторскими приемами. Наблюдение за способом раскрытия характера персонажа. Продолжение истории. | Умение определять жанровые признаки. Умение составлять письменное высказывание | ||
14-15 | В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию | Урок решения учебной задачи. | Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Выделение микротем. Составление плана текста. | Умение выделять микротемы. Составлять плана текста. | ||
16 | Внеклассное чтение. | Урок решения частных задач. | Пересказ текста. | Умение излагать содержание текста. | ||
17-18 | В. И. Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Событие, изменяющее настроение | Урок решения частных задач. | Определение настроение рассказа. Подготовка вопросов к тексту. Выразительное чтение стихотворения с последующим оцениванием. Знакомство со способами изменения настроения. | Выделять настроение, прослеживать изменение настроения. | ||
19 | Проверка техники чтения | Урок решения частных задач. | Чтение текста слово+синтагма. Выделение из текста предложения фрагмента для ответа на вопрос. | |||
20 | Жанровые признаки рассказа, сказки. | Сравнение жанровых признаков сказки и рассказа. | Умение различать рассказ и сказку. .жанровые признаки | |||
21-22-23 | В. В. Маяковский «Тучкины штучки». Ф. А. Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности | Урок решения частных задач. | Сочинение миниатюры «Эти облака похожи на...», «Эти тучки похожи на...». С опорой на модель сравнения как средства художественной выразительности написать сочинение-миниатюру . | Умение использовать ИЗО средства в творческих работах. | ||
24 | Проверочная работа по разделу. | Урок контроля и оценки. | Выделение слов-настроений, выражающих авторское отношение. Выделение главной мысли. главной мысли. | Умение выделять слова-настроения. | ||
25 | Урок-рефлексия | Урок решения частных задач. | Анализ своей работы по заложенным критериям. | Уметь проанализировать работу по критериям. | ||
Тема 2. В царстве словесного пейзажа. | ||||||
26 | Образ природы в произведениях разных авторов. И. С. Тургенев «Осень». Способы выражения авторского отношения к природе | Урок решения учебной задачи. | Наблюдение за оттенками настроения, ,переданными в слове. Поиск ответов на вопросы в тексте. Наблюдение за авторскими приемами. Определение критериев чтения. Оценивание по критериям собственное чтение и чтение одноклассников. | Умение выделять оттенки настроения. Критериально оценивать ответ. | ||
27-28 | И. Качаев «Осенние странники». Описание осени. «Событие» осеннего дня | Урок моделирования. | Моделирование развернутого ответа по теме. Пересказ от 1-го лица. Наблюдение за разными авторскими приемами. | Умение пересказывать текст от 1 лица. | ||
29 | Самостоятельная работа. | Урок решения частных задач. | Выявление оттенков настроения. | Выделять настроение. | ||
30- 31 | П. П. Потемкин «Мухоморы», В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения | Урок решения частных задач. | Выделение слов-настроений, выражающих авторское отношение. Сравнение героев произведений, способы их изображения разными авторами. | Выделять оттенки настроения. | ||
32-33 | Ю. И. Коваль «Последний лист». Художественная деталь | Урок решения учебной задачи. | Выделение художественной детали описания природы. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Создание текста-описания по модели. | Определять нужную интонацию при чтении текста. | ||
34 | Внеклассное чтение. | Урок решения частных задач. | Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам. | |||
35 | Введенский «Ураган», Екимцев «Ветерок». Способы передачи авторского настроения | Урок решения частных задач. | Поиск ответов на вопросы в тексте. Парная работа по выделению авторских средств в тексте. | Выделять оттенки настроения и передавать их при чтении. | ||
36 | Работа над техникой чтения. | Урок решения частных задач. | Выделение ключевых слов, пауз. Интонирование. | Умение читать «по-взрослому». | ||
37-38 | И. А. Бунин «Листопад» (отрывок). Роль эпитета в создании образа природы | Урок моделирования. | Моделирование средства - эпитета. . Поиск ответов на вопросы в тексте. | Выделять эпитеты. | ||
39-40 | В. Д. Берестов «Капля», Ф. А. Миронов «Капля». Способы создания образов, выражения настроения | Урок решения учебной задачи. | Сочинение «Путешествие осеннего листа» с элементами описания природы. Использование изученных изо средств для передачи своего отношения. Сопоставление шуточного и лирического стихотворений. | Применять изученные изо средства в творческих работах. | ||
41 | Контрольная работа. | Урок контроля и оценки. | Выделение изученных ИЗО средств в заданном тексте. Выделять оттенки настроения. | Уметь определять эпитет. сравнение. | ||
Тема 3. «И сразу стало все не так...» | ||||||
42-43 | Неживой предмет — объект внимания разных авторов. Э. Э. Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятерка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания | Урок решения частных задач. | Сопоставление произведений по наличию авторской позиции. Употреблению разных средств, для создания образа. Открытие способа изображения «характера» героя | Умение определять характер героя. | ||
44 | Е. И. Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора | Урок решения частных задач. | Пересказ от 1 лица. | Пересказ от 1 лица. | ||
45 | Внеклассное чтение. | Урок решения частных задач. | Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам. | |||
46 | А. Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Действия героя стихотворения | Урок моделирования. | Работа в группе. Моделирование ИЗО средства – олицетворение. | Умение определять олицетворение. | ||
47 | М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении | Урок решения учебной задачи. | Поиск ответов на вопросы в тексте. Наблюдение за изо средством- олицетворением | Передача настроения при чтении. | ||
48-49 | Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов | Урок решения частных задач. | Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. | Выразительно читать стихотворение по ролям. | ||
50-51 | Г. X. Андерсен «Чайник». Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя | Урок решения частных задач. | Наблюдение за сюжетом в разных авторских сочинениях. Иллюстрирование произведений. Сопоставление повествовательного и лирического произведений. | Передача настроения при чтении. | ||
52-53-54 | О. Э. Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни. Способы ее вос-создания | Урок решения учебной задачи. | Определение роли звукописи и звукоподражания. Настроение героев. | Передать характеры героев при инсценировании произведения. | ||
55-56-57-58 | А. М. Горький «Самовар». Вы-ражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произве-дении | Урок решения учебной задачи. | Определение роли звукописи и звукоподражания. Настроение героев. Характеры героев. Определение роли темпа. ритма. тона в авторской сказке. | Передать характеры героев при инсценировании произведения. | ||
59 | Урок-рефлексия | Урок решения частных задач. | Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Выделение изо средств. | Определять изо средства в текстах разных жанров. | ||
60 | Контрольная работа. | Урок контроля и оценки. | Выделение изученных изо средств в заданном тексте. Выделять оттенки настроения. | |||
61 | Пермяк «Некрасивая ёлка» Сказочное событие. Характер героя. | Урок решения частных задач. | Анализ работы. Выделение признаков сказки. Характер героя. | Выделять признаки сказки. Давать элементарную характеристику героя. | ||
62 | Внеклассное чтение. | Урок решения частных задач. | Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам. | |||
63 | Работа над техникой чтения | Урок решения частных задач. | Выделение ключевых слов, пауз. Интонирование. | Умение читать «по-взрослому». | ||
Тема 4. Доброе слово и кошке приятно. | ||||||
64-65 | Описание животного. Способы выражения авторского отношения к нему | Урок решения учебной задачи. | Создание образа животного (кота) по индивидуальному замыслу. Обсуждение критериев оценивания. Выделение достоинств и недостатков работ. | Умение редактировать свою работу в соответствии с критериями. | ||
66 | М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку» | Урок решения учебной задачи. | Наблюдение за описанием кота. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте. Определение критериев чтения. Составление плана для пересказа. | Пересказывать текст по составленному плану. | ||
67 | С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота — шуточный образ | Урок решения частных задач. | Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. | Передать характеры героев при чтении произведения. | ||
68 | Н. К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде | Урок решения частных задач. | Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. | Передать характеры героев при чтении произведения. | ||
69-70 | М. М. Пришвин «Кот». Взаи-моотношения человека и животного. Способы их изображения | Урок решения частных задач. | Наблюдение за описанием животного. Моделирование развернутого ответа по теме. Выделение изо средств. | Передать характеры героев при чтении произведения. | ||
71-73 | Ю. И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно». Одна тема в творчестве автора — разные способы ее воплощения. | Урок решения частных задач. | Наблюдение за описанием животного, его поведением, отношением к нему человека. Моделирование развернутого ответа по теме. | Отвечать на вопросы с опорой на текст. | ||
74-75 | Урок-рефлексия. | Урок решения частных задач. | Создание текста - описания животного по модели. Определение роли изо средств в передачи авторского отношения. | Подбор заготовок изо средств, как подготовка к сочинению-миниатюре. | ||
76 | Контрольная работа и её анализ. | Урок контроля и оценки. | Сочинение-миниатюра. Выражение авторского отношения с помощью изо средств. | Уметь выразить свое отношение с помощью изо средств. | ||
Тема 5. «О всякой живности». | ||||||
77 | Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В. Д. Берестов «Жуки» | Урок решения учебной задачи. | Выявление ритмического рисунка в стихотворении и поиск изобразительных средств. | Выделять жанровые признаки стихотворения и изобразительные средства. | ||
78-79 | М. В. Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора | Урок решения частных задач. | Раскрытие темы философских размышлений. Работа над партитурой текста. | Умение составлять партитуру текста, выразительно читать . | ||
80-81 | Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая». Переносное значение слова — основа метафоры. Поэтический образ | Урок моделирования. | Выявление в тексте метафор. их особенностей. Моделирование понятия метафора. | Умение выделять изо средства. | ||
82-83-84 | Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». Размышления героя-рассказчика | Урок решения частных задач. | Выделение изо средств- способа создания образа персонажа. Сравнение описания реального и фантастического героя. Сопоставление художественного и научного описаний бегемота. | Уметь отличать художественный текст от научного. | ||
85-86 | Ю. И. Коваль «Лось». Удиви-тельный мир природы. Образ животного | Урок решения частных задач. | Поиск ответов на вопросы в тексте. Наблюдение за разными авторскими приемами. Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека. Выделение микротем . | Составлять план по выделенным микротемам. | ||
87-88-89 | В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Изображение | Урок решения частных задач. | Наблюдение за разными авторскими приемами. Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека. Выделение микротем . | Пересказывать текст. | ||
90 | Контрольная работа. | Урок контроля и оценки. | Определение жанра произведения. Выделение жанровых признаков. Выделение изо средств. | Различать жанры, выделять жанровые признаки. | ||
91-92-93 | В. А. Бахревский «Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора | Урок решения частных задач. | Определение жанра произведения. Выделение признаков сказки. Подготовка вопросов к тексту. Поиск ответов на вопросы в тексте. Составление плана (продолжения текста). Характеристика главной героини текста. | Выделять изо средства. Давать элементарную характеристику с опорой на текст. | ||
94 | Д. Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении | Урок решения частных задач. | Определение жанра произведения. Выделение жанровых признаков. Выделение изо средств. Сравнение характеров героев. | |||
95 | Урок-рефлексия | Урок решения частных задач. | Анализ лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке», содержащего художественное описание. Выделение изо средств. Тон, темп чтения. Составление читательской партитуры. | Умение выразительно читать стих-е по подготовленной партитуре. | ||
Тема 6. Каждый сам о себе. | ||||||
96 | Рассказ о герое от первого лица. Р. С. Сеф «Полночь...» | Урок решения учебной задачи. | Работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. | Выделение авторских средств. | ||
97 | Сочинение «Сам о себе» | Урок контроля и оценки. | Самопрезентация. | |||
98 | В. Д. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация созданная автором. | Урок решения частных задач. | Выявление способов изображения характера героев. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения , оценивание по | Передавать настроение и характеры героев при чтении произведения. | ||
99 | С. Чёрный. «Индюк ». Звукопись- приём, помогающий создать смешной образ. | Урок решения частных задач. | Наблюдение за описанием персонажей, способами передачи их характеров. Портрет героя. | Давать характеристику героям. | ||
100-101-102-103 | Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания. | Урок решения частных задач. | Создание мультфильма или спектакля по тексту сказки. Чтение сказки по ролям, инсценирование. | Передавать характер героя в инсценировке. | ||
104 | Внеклассное чтение | Урок решения частных задач. | Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам. | |||
105-106 | В.Д. Берестов. «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора. | Урок моделирования. | Наблюдение за описанием персонажей, способами передачи их характеров. Портрет героя. Моделирование жанра басни. | Различать жанровые признаки басни. | ||
107 | Басни Крылова | Урок решения учебной задачи. | Выявление особенностей жанра басни: иносказания. сюжета. морали. | Различать жанровые признаки басни. | ||
108-109-110 | С. Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва». Дневниковые записи. | Урок решения частных задач. | Выявление особенностей жанра дневниковых записей. | Передавать настроение. тон, темп при чтении стих-я. | ||
111 | Урок-рефлексия | Урок решения частных задач. | Презентация книги или произведения о животном. Определение критериев оценивания. | Умение представить книгу в соответствии с заданными критериями. | ||
112 | Контрольная работа. | Урок контроля и оценки. | Определение жанра произведения. Выделение жанровых признаков. Выделение изо средств. Характеристика персонажей. | Различать жанры. Выделять изо средства, давать характеристику. | ||
Тема 7. Необычные уроки письма. | ||||||
113 | Необычные уроки письма. Введение в тему. | Урок постановки учебной задачи. | Наблюдение за жанром послание. | |||
114-115 | Первый урок. Ю.Н. Кушак «Почтовая история». | Урок решения учебной задачи. | Наблюдение за жанром послание. Моделирование жанра. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | Различать жанр послания. | ||
116-117-118-119 | Второй урок. Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок», Дж. Родари «Письмо фее», А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне», Л. Мезинов «Соседи» | Урок моделирования. | Наблюдение за жанром послание. Наблюдение за разными авторскими приемами. Создание текста-послания по модели. Сочинение-ответ на письмо. | Уметь продолжить произведение в заданном жанре | ||
120- 121 | Третий урок. М. С. Пляцковский «Козленок в почтовом конверте» | Урок решения учебной задачи. | Редактирование текста открытки. Советы пишущему открытку. | Умение составлять высказывание в жанре послания. | ||
122 | Проверка техники чтения. | Урок контроля и оценки. | ||||
123-124-125 | Четвертый урок. А. П. Чехов «Ванька» | Урок решения учебной задачи. | Выделение частей письма, настроения адресанта, способов передачи настроения, цели написания писем, форм обращения. | Знать структуру письма. | ||
126-127 | Контрольная работа и её анализ. | Урок контроля и оценки. | Умение составлять высказывание в жанре письма. | |||
128-129 | Пятый урок. А. С. Пушкин «И.И. Пущину», «Няне» | Урок решения частных задач. | Выявление особенностей художественного послания. Выделение изо средств. | Передавать настроение. тон, темп при чтении стих-я. | ||
130- 131 | Шестой урок. В. В. Лунин «Записка», Я. Л. Аким «Пишу тебе письмо», М. Я. Бородицкая «Лето прошло», Э. Э. Мошковская «Письмо» | Урок решения учебной задачи. | Определение темы посланий. Записка. | Различать стиль послания и записки. | ||
132 | Внеклассное чтение. | Урок решения частных задач. | Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам. | |||
133-134-135 | Урок-рефлексия | Урок решения частных задач. | Подготовка письма будущим первоклассниам. | Составлять послание. | ||
136 | Ю. Я. Яковлев «К читателю» | Урок решения частных задач. | Выбор интересных вопросов и подготовка ответов. |
Учебно – методический комплект
1. Основная образовательная программа начального общего образования.
2. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Мир, созданный автором . - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.
3. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Секреты рождения образа . - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.
4. Матвеева Е. И. Рабочая тетрадь по литературному чтению, 3 класс, - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.
5. Матвеева Е. И. - Методические рекомендации для учителя М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г.
6. Матвеева Е. И. Тетрадь для проверочных работ, 3 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета _________ Карташова С.П.
МБОУ Самбекской СОШ ______________ 2015 года
26.08.2015 года № 1
_____________ Ермакова О.Ф.
Приказ директора школы
от 25.08.2015 № 335
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...