Конспекты
план-конспект занятия (информатика) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_znatokov.doc807 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie-viktorina.doc157 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_algoritmy_s_parametrami.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «Аналогия»

Тема «Конкурс знатоков» по информатике (4 год обучения)

Цели и задачи мероприятия:

Образовательные: повторение и закрепление основного материала по аналогии, закономерностях и выигрышной стратегии представленного в неординарных ситуациях, обеспечение углубленного изучения информатики.

Воспитательные: воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, выработка организованности, самостоятельности, повышение мотивации обучения.

Развивающие: развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности, мышления, логики, познавательной активности обучающихся, стойкости, воли к победе, находчивости, расширение связей с другими предметами.

Используемое оборудование: компьютеры

Форма проведения мероприятия: конкурс.

Программно-методическое обеспечение: графический редактор Paint, раздаточный материал (задания), оценочные листы для жюри, грамоты для победителей.

Используемая образовательная технология: конкурсная.

Ход конкурса:

1. Конкурс капитанов. (Представление команды)

2. Конкурс Загадкино.        

3. Конкурс Кроссвордино.        

4. Конкурс Алгоритмино.  

    Физминутка.  

5. Конкурс Стрелкино.

6. Конкурс Сказкино.        

7. Конкурс Вундеркиндино.        

8. Конкурс Компьютерино.

       

- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычное занятие. Оно пройдет в виде конкурса «Знатоков». Не только наши участники покажут свои знания и способности, но и все мы узнаем много нового и интересного. Играют 4 команды. В каждой команде трое участников. Оценивать конкурсы будут уважаемые члены жюри. По итогам конкурса мы проведём награждение победителей.

Правила. Кто быстрее и правильнее выполняет задание, тот получает большее количество очков для своей команды. Пока участники выполняют задание, у всех остальных есть возможность заработать дополнительные очки, ответив на мои вопросы. А сейчас вызываю представителей команд-участников.

  1. Конкурс КАПИТАНОВ. Капитаны представляют свои команды.

1-я команда – Вундеркинды 3 «А»

Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами,
Будем в КОНКУРСЕ играть!

2-я команда – Грамотеи 3 «Б» 

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

3-я команда – Мудрецы 3 «В» 

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

4-я команда – Умники 3 «Г» 

И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.

  1. Конкурс ЗАГАДКИНО.

 1.Детишек не держит она на ветру

   В кармане своем носит их ... (кенгуру).

2.Страшен гривы этой гнев,

   Царь зверей, конечно, ... (лев).

3.Нам с арены шлет поклон

   Толстый, добрый, умный... (слон).

4.Африканские коняшки

   Одеваются в тельняшки. (Зебры)

5.Волосата, зелена,

   В листьях прячется она.

   Хоть и много ножек,

   Бегать все равно не может. (Гусеница.)

6.Кто в составе каравана.

   Выгнув шею гордо,

   Вдаль идет через барханы,

   Важный и двугорбый? (Верблюд.)

7.Что такое перед нами:

   Две оглобли за ушами,

   На глазах по колесу

   И седелка на носу? (Очки.)

8.По бумаге я бегу,

   Все умею, все могу:

   Хочешь - домик нарисую,

   Хочешь - елочку в снегу,

   Хочешь - дядю, хочешь - сад.

   Мне любой ребенок рад. (Карандаш.)

Дополнительно.

10.На какую крышу садится ворона после дождя? (На мокрую.)

11.Из какой чашки нельзя ничего выпить? (Из разбитой или из пустой.)

12.Чей дом лучше всех? (Свой.)

13.У какого дерева нет листьев? (У засохшего или у хвойного, или у лиственного зимой.)

14.Из какого полотна нельзя ничего сшить? (Из железнодорожного.)

15.Какая погода будет 30 февраля? (Никакая. В феврале 30 дней не бывает.)

16.На что похожа половина яблока? (На другую половину.)

17.Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает ее из окна на улицу или за дверь.)

18.Может ли быть у двух велосипедов 5 колес? (Может, если один из них трехколесный.)

3. Конкурс КРОССВОРДИНО:

Решите кроссворд:

http://festival.1september.ru/articles/517953/img1.gif         Ответ:

По горизонтали:
1. Устройство, считывающее информацию с дискеты.
2. Устройство, выполняющее программу (обрабатывающее информацию).
По вертикали:
1. Устройство вывода, имеющее экран.
2. Устройство, хранящее данные и программы.
3. Устройство ввода, имеющее клавиши.

Победившая команда зачитывает правильные ответы. 

4. Конкурс АЛГОРИТМИНО. Три задания:

А) Восстановите правильный режим дня, запишите слова в нужном порядке:
Завтрак (3)
Зарядка (2)
Обед(5)
Подъём (1)
Школа (4)
Ужин (8)
Прогулка (6)
Сон (9)
Б) Запишите правильно алгоритм «Сделай бутерброд»:
Намажь маслом хлеб (5)
Достань масло и сыр (4)
Положи сверху кусочек сыра (7)
Отрежь кусочек хлеба (3)
Возьми хлеб (1)
Отрежь кусочек сыра (6)
Возьми нож (2)
Стоп (8)

В) Помогите улитке-роботу выбраться из лабиринта и доползти до листка. Допиши алгоритм и нарисуй путь.

Физминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой, (легкие шаги на месте)

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

 5. Конкурс СТРЕЛКИНО. Два задания.

А) Нарисовать фигуру по заданному алгоритму:

http://festival.1september.ru/articles/517953/img3.gif

Б) Нарисовать фигуру по заданному алгоритму:

http://festival.1september.ru/articles/517953/img4.gif

6. Конкурс СКАЗКИНО.

Расставьте правильно номера на картинках.

http://festival.1september.ru/articles/517953/img5.gif

7. Конкурс ВУНДЕРКИНДИНО:
Задания на сообразительность, выполняются быстро.http://festival.1september.ru/articles/517953/img6.gif

1) Сколько на этом чертеже треугольников:

Ответ: 8.

2)Назовите пять дней подряд, не используя чисел и названий дней недели.

Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

3) У Вали было 3 яблока. Она съела все, кроме двух. Сколько яблок осталось у Вали?

Ответ: 2.

4) Четыре сардельки варились четыре минуты. Сколько минут варилась одна сарделька?

Ответ: 4.

5) Из Москвы в Курск выехал поезд со скоростью 90км/час, а из Курска в Москву в это же время выехал поезд со скоростью 80км/час. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент встречи?

Ответ: на одинаковом расстоянии.

6) По дороге идут две матери, две дочери, да бабушка с внучкой. Сколько всего человек идут по дороге?

Ответ: 3.

7) У двух братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?

Ответ: 3

8)Если курица стоит на одной ноге, она весит 2кг. Сколько весит курица на двух ногах?

Ответ: 2 кг.

8. Конкурс КОМПЬЮТЕРИНО. Инструктаж по ОТ.

Выполнить задание на компьютере по одному участнику от команды.

А) В Paint создать рисунок «Осень».

Б) Выполни работу с мышкой. Щелкайте и рисуйте.

В это время каждая команда разгадывает набор ребусов.

      Ответ: монитор.

 Ответ: кодирование.

                    Ответ: дисковод.

              Ответ: интернет.

9. Подведение итогов. Объявление результатов:

  1. Место_________________
  2. Место_________________
  3. Место_________________

Благодарность участникам. Награждение победителей.

10. Рефлексия. 

Понравилась ли вам игра? С каким настроением вы уйдете?

Спасибо всем за игру.



Предварительный просмотр:

Тема: Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов.

          Закрепление пройденного материала (Занятие-викторина)

Цели: 

- закрепить знания учащихся о составе и действиях объекта, навыки выделения объекта из класса на основе общих свойств;

Задачи:

Образовательные - учить находить признаки, выделяющие предмет из ряда однородных, повторение и закрепление основного материала по аналогии, закономерностях и выигрышной стратегии представленного в неординарных ситуациях;

Развивающие - развивать аналитическое мышление, устойчивого интереса к информатике, навыки построения рассуждений, память, внимание;

Воспитательные -  воспитывать взаимовыручку, способность радоваться успехам товарищей, культуру соревновательной деятельности, выработка организованности, самостоятельности, повышение мотивации обучения .

Используемое оборудование:  учебник «Информатика», интерактивная и магнитная доски, мультимедийный проектор, персональный компьютер, лицензионное ПО.

Форма проведения занятия: викторина.

Программно-методическое обеспечение: раздаточный материал (задания), оценочные листы для жюри, грамоты для победителей.

Используемая образовательная технология: викторина.

Ход занятия:

  1. Организационный этап.

Педагог: - Добрый день ребята. Поприветствуем друг друга и гостей. Проверим присутствующих ребят.

  1. Повторение.

1. Проверка задание 27.

- Какие имена для чашек вы придумали? Почему вы их так назвали? (Если имя можно объяснить - «большая красная» и т. д.) Сможет теперь Янт выполнить задание?

- Как нужно построить задание?

2. Проверка задания 31.

Дать имена артистам, назвать отличительные признаки.

- Ребята, вы, наверное, были в цирке и видели, как выступают артисты. Расскажите о каком-либо артисте на картинке. Фокусник - это артист цирка, который ...

- Что делает клоун? Как его можно назвать? (Вася, Бантик и т. д.) Расскажите о нем.

Вася - клоун, у него есть...

- Как вы думаете, кто живет в номере 6? В других номерах?
Как вы догадались?

- Чем похожи артисты? Чем отличаются?

- Какие отличительные признаки вы выделили?

- Какие собственные имена вы дали артистам? Какое у них общее имя?

- Назовите общие признаки артистов цирка? (Комната в номере, номер в программе, умеет веселить зал, выступать и т. д.)

II. Закрепление пройденного материала.

- Ребята, вы изучили новую тему. Узнали состав объектов, их общие признаки; собственное имя объекта и его отличительные признаки.

- Сегодня у нас особое занятие - викторина. Викторина – это конкурс, где каждый из вас может показать свои знания и помочь выиграть своей команде.

Педагог. Делю класс на три команды (можно расставить парты соответствующим образом.). Желательно, чтобы каждая команда образовала круг.

Выбирается жюри (2-4 человека, желательно дать им таблички с баллами или сигналы «зеленый» - правильно, «красный» - неправильно.)

  1. Физминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой, (легкие шаги на месте)

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

1.Состав и действия объекта.

Педагог. Даю каждой команде разрезанный на детали предмет.

Игроки должны составить из кусочков предмет. Затем по одному добежать до доски и заполнить таблицу вида:

Название

Состав

Действия

Если сомневаюсь в том, что дети смогут сами организовать деятельность, можно заранее распределить роли (1-й собирает предмет, 2-й пишет на доске название и т. д.).

После выполнения задания жюри оценивает работу групп (совместно с учителем), результаты записываются в таблицу:

Номер задания

1-я группа

2-я группа

3-я группа

1

2

3

4

5

6

2.Выделение общих признаков. Составление загадок.

- А теперь, ребята, задание такое: я дам вам карточку, на которой изображен предмет.

Вы должны составить про него загадку.

  (Самолет.)             (Скворечник.)        (Стиральная машина.)

После выполнения задания ученики загадывают свои загадки другим командам.

Баллы ставятся за составление загадок и по 1 баллу за каждую

угаданную.

3. Общее и собственное имя. Лесенка.

- Ребята, какое имя называется общим? (Которое обозначает несколько объектов.)

- Сколько объектов обозначает собственное имя? (1.)

- На доске у меня нарисована лесенка. Какие имена в ней даны? (Собственные.)

- Вы должны заменить собственные имена на общие.

На столе педагога разложены таблички с общими именами. Игрок бежит к доске, читает собственное имя и выбирает из всех табличек соответствующее общее имя и прикрепляет его с помощью магнита поверх собственного.

На столе педагога таблички: девочка (3), город (3), поросенок (3), кот (3), река (3), мальчик (3).

Выигрывает команда, которая быстрее всех дойдет до вершины лестницы. Можно установить на вершине флажок, чтобы выделить победителя.

4.Объекты одного класса.

Игра «Аукцион».

Педагог пишет на доске название класса, а учащиеся должны называть по одному объекту этого класса (игроки по очереди). Проиграла та команда, которая не сможет в свою очередь придумать объект.

Примеры названий классов: Животные Африки, Русские народные сказки, Грибы.

5. Отличительные признаки.

Рыбки плавали, плескались

И случайно затерялись,

 Где пятнашки, где хвостушки

 И, конечно, говорушки?

Их, ребята, вы найдите,

Да не спутайте, смотрите.

- Ребята, здесь много сказочных рыбок, каждая команда должна найти всех своих рыбок.

Педагог раздает карточки командам.

Пятнашка - это рыба, у которой есть пятна и которая может хорошо прятаться.        

Говорушка - это рыба, у которой есть губы и которая может говорить.        

Хвостушка - это рыба, у которой есть большой хвост и которая может быстро плавать.        

Материал к заданию

6. Кроссворд.

- Ребята, вы уже знаете, что такое кроссворд. Выигрывает команда, отгадавшая больше слов. (Кроссворд см. на с. 69.)

1.Герой сказки, который дружил с семью гномами.

2.Кот, который желал всем «жить дружно».

3.Зверь, который спел песню об улыбке.

4.Овощ, который можно резать только плача.

5.Человек, который рубит дрова.

6.Насекомое, у которого на туловище полоски и которое больно жалит.

1

2

3

7

8

4

5

I

9

10

6

7.Сказка про то, как звери пытались уместиться в одном маленьком домике.

8.Самый круглый герой русской народной сказки.

9.Музыкальный инструмент, в который можно бить.

10.Часть тела, которая все делает.

7. Описание   объекта на основе выделения отличительных признаков.

- Ребята, дома вы приготовили рисунки брюндиков.  Два ученика из разных команд меняются рисунками.
Задание: найти отличительные признаки. Описать брюндика. Проверяет правильность выполнения автор рисунка.

IV. Итог занятия.

- Сегодня, ребята, ваши знания пригодились вам в соревновании. Вы все показали хорошие знания.



Предварительный просмотр:

Раздел. Алгоритмы

Тема. Алгоритм с параметрами («Слова-Актеры»).

Цели урока: - познакомить с алгоритмами с параметрами (словами-актёрами)

Задачи занятия:

Образовательные - сформировать начальное представление о параметрах алгоритма;

учить выполнять алгоритмы с параметрами.

Воспитательные  - формировать у детей умения работать во времени, умения работать в группе.

Развивающие - развитие логического, творческого мышления, памяти, воображения.

Тип занятия: изучение нового материала.

Используемое оборудование занятия: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, звуковые колонки.

Программно-методическое обеспечение: собственная презентация, подготовленная в PowerPoint.

Используемая образовательная технология: индивидуально – групповое компьютерное обучение.

Ход занятия:

  1. Организационный этап. Слайд 1.

Педагог. – Здравствуйте ребята! У нас с вами сегодня необычное занятие. Мы будем учиться формировать начальное представление о параметрах алгоритма работая с программой для создания презентаций PowerPoint.   А в этом нам поможет компьютер и ваши знания по информатике.

  1. Повторение

Задание 10.

(Проверить устно. Обязательно попросить детей описать последовательность своих действий при выполнении команд в цикле: какой цветок они нарисовали первым, вторым, третьим.)

  1. Объяснение новых знаний. Алгоритм с параметрами.

-        Как вы думаете, почему по одной и той же пьесе или сказке в разных театрах ставятся такие разные спектакли (или снимаются такие разные фильмы)?

(Над этими спектаклями (фильмами) работают разные режиссеры, художники, композиторы, но самое главное - в них одни и те же роли играют разные актеры.)

 

  1. Игра «СЛОВА-АКТЕРЫ».

Выполнить задание 12 . Слайд 2. («Людоед и принцесса...»).

Попросить учеников прочитать (по частям) стихотворение первый раз, второй раз.

-        Чем первая история отличается от второй?

(В первой истории людоед не может съесть принцессу потому, что она «слишком прекрасна», а во второй истории - потому, что она «слитком ужасна».) Найти иллюстрацию к каждой истории.

  • Сколько слов-актеров используется в этом задании? (Два слова: «прекрасный» и «ужасный».)
  • На какие роли они «приглашаются»? (На две роли, обозначенные цифрами 1 и 2.)
  • Если две роли и два актера, то почему получается «история-наоборот»?

(Актеры меняются местами,  например: в первой истории роль №1 играет слово «прекрасный», а во второй истории эту же роль играет слово «ужасный».)

  1. Физминутка. Слайд 3, 4.

  1. Закрепление полученных знаний.

Выполнить задание 13. Слайд 5.

-        Сколько «ролей» в записке-ключе? Как они обозначены? (Четыре роли - обозначены цифрами 1, 2, 3, 4.)

Попросить учеников прочитать вслух (можно по частям) полный текст записки № 1.

(«Привет, Бом! Пожалуйста, вымой посуду, купи хлеб и покорми попугая. Твой Бим.»)

  • Кто написал эту записку? (Вписать имя «Бим» в тетради.)
  • Кто написал 2-ю записку? третью? (Вписать имена «Бум» и «Бом» в тетради.)

Попросить учеников прочитать вслух (можно по частям) полный текст записок № 2 и № 3. Найти и исправить ошибку (зачеркнуть слова «печенье», «кошку» и «машину», записать их рядом в другом порядке: «машину», «печенье», «кошку»).

Выполнить задание 14. Слайд 6. (алгоритм «Сложи рисунок из фигур»). Прочитать вслух текст задания и команды алгоритма.

-        Сколько «ролей» в этом алгоритме? Как они обозначены? (Три роли, обозначенные цифрами 1, 2, 3.)

Обратить внимание детей: список «ролей» для алгоритма записан в скобках после названия алгоритма, например: «Сложи рисунок из фигур (1,2, 3)».

-        Какой рисунок был получен, когда на роль № 1 пригласили трапецию, на роль № 2 - треугольник, а на роль № 3 - прямоугольник?

(Получился домик, у которого сверху - труба в форме трапеции, треугольная крыша и прямоугольная стена.)

Попросить детей найти списки «актеров», по которым можно получить остальные рисунки. Провести стрелки.

  1. Итоги занятия.

- Сегодня вы познакомились с алгоритмами, при выполнении которых используются слова-актеры - слова, которыми заменяются условные обозначения «ролей» в алгоритме. Ребята выполняли задания, которые получали с помощью презентации.

  1. Рефлексия.

- Может быть, начатая сегодня работа пригодится в вашей будущей профессии.

Все ребята молодцы.

Жду вас на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...