Урок информатики по теме:"Сбор информации" в 3 классе
план-конспект урока по информатике (3 класс) на тему

Денисенко Елена Александровна

Урок информатики по теме:"Сбор информации" в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок информатики в 3 классе126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока информатики в 3 классе

«Сбор информации»

Цели урока: 

  • актуализировать знания по теме «Немного истории о действиях с информацией»;
  • формировать представление о приёмах сбора информации: наблюдение, чтение, общение,

    измерение;

  • объяснить термин «наблюдение»;

     -научить простейшим способам сбора информации;

      - развитие познавательного интереса, логического мышления;

      -воспитание информационной культуры, расширение кругозора.

Ключевые понятия: сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения, приборы       и приспособления для сбора информации.

Оборудование: предметы (блокнот, кассета, карандаш), презентация «Информация и    мы», карточки, таблицы, компьютерная игра «Игрушки», варенье, рисунки.

Форма урока: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся.

Ход урока.

1.Оргмомент.

     -Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, но вы работайте так же активно не стесняйтесь их.

      На партах у вас лежат сигнальные карточки. Если что-то будет непонятно, то поднимите грустную рожицу, а если будет всё понятно, то поднимите весёлую рожицу.

2.Актуализация знаний.

      Что такое информация?

      Ответ: это сведения об окружающем мире.

      Каким образом человек получает информацию?

      Ответ: с помощью органов чувств.

       Карточка  сильному ученику. Остальные работают с учителем. Беседа.

       Давайте проверим, каким образом можно получить информацию. Проведём  такую игру.

Игра №1

        Ученику завязывают глаза и он должен определить, какой предмет ему дали. (Блокнот, кассета, карандаш).

        С помощью какого органа чувств мы получили информацию?

        Ответ: с помощью рук. Точнее, кожей рук, т. е. осязательную информацию.

Игра №2

        Ученику необходимо устно объяснить понятие, не называя его. (Рисунок собаки, яблоки или краски.)

         Дети отгадывают,  о чём речь, что было задумано.

        С помощью какого органа чувств мы получили информацию?

        Ответ: с помощью ушей, т. е. звуковую информацию. Помните, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух.

Игра №3

        Ученики должны нарисовать рисунки на «Волшебном экране». (Каждый тянет    лепесток ромашки,  на котором написано, что рисовать: солнце, гриб, домик, цветок.)  Покажите друг другу, что вы нарисовали.

      С помощью какого органа чувств мы получили информацию?

       Ответ: с помощью глаз, т.е. зрительная информация.

Игра № 4

      Определи, какое варенье я приготовила. (Земляничное)

      С помощью какого органа чувств мы получили информацию?

       Ответ: с помощью языка, т.е. вкусовая информация.

Игра № 5

        Определи по запаху, что у меня на тарелке. (Апельсин)

       С помощью какого органа чувств мы получили информацию?

       Ответ: с помощью носа, т.е. обонятельная информация.

Вывод.

      Какая бывает информация по способу восприятия человеком? (Зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная (тактильная) и вкусовая.)

       

3.  Объяснение нового материала.

  • Как древние люди передавали информацию друг другу?

 Ответ: древние люди передавали информацию звуками своего голоса, знаками, жестами и другими способами.

  • Как древние люди хранили информацию?

Ответ: информацию о себе они оставляли в виде изображений, текстов, знаках на каменных стенах пещер, глиняных дощечках, стенах домов, дворцов и храмов, предметах быта и домашнего обихода.

Сообщение целей урока:

-Ребята, сегодня мы с вами  познакомимся с одним из действий с информацией - сбор информации.

  • Что, по вашему мнению, означает «наблюдать»?
  • Наблюдать - это значит: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус. Тот предмет или явление, за которым мы наблюдаем (о котором собираем информацию), будем называть объектом наблюдения. (Слайд № 6)

      ( На доске прикрепляется табличка  наблюдение и от неё слова: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус.)

  • Назовите объекты наблюдения людей в прошлом.

Ответ: для того чтобы выжить в условиях дикой природы, люди вынуждены были собирать информацию  о солнце, о смене   времён года, поведении животных, свойствах предметов и растений и многом другом. ( Слайд №4, №5)

Рассмотрим пример наблюдения человека за солнцем.

(Слайд 7-12)

Давайте рассмотрим, какие  приборы и инструменты для сбора информации  использует человек? 

  • Подумайте, какой прибор нужен человеку, чтобы собрать информацию о микробах, бактериях?

Ответ: микроскоп. (Слайд №13)

  • Подумайте, какой прибор нужен человеку, чтобы собрать информацию о звёздах, планетах?

Ответ: телескоп. ( Слайд №14)

  • Как собрать информацию о температуре воды, воздуха, тела?

Ответ: при помощи термометров. ( Слайд №16)

  • Как собрать информацию о длине отрезка?

Ответ: путём измерения, при помощи линейки. ( Слайд №19)

( Слайд № 20)

Что же значит собирать информацию?

Ответ: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус, измерять.

-Сравним с действием наблюдения. Давайте сделаем вывод: наблюдение - это сбор информации. ( Слайд №15)                                                                                           

4. Работа в тетради.

    Задание №1.

    Сверьтесь с моим решением. (Слайд №22)

    Задание №2.

    Сверьтесь с моим решением. (Слайд № 23)       Задание № 4 (Слайд №27, №28)

5. Компьютерный практикум.

1 группа – умеющие работать на компьютере.

-Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку.

Загадка: Среди поля голубого-

                Яркий блеск огня большого.

                Не спеша огонь тут ходит,

                Землю- матушку обходит.

                Светит весело в оконце.

                 Ну, конечно, это…(солнце)

    2группа – дети, которые учатся работать на компьютере.

    Отгадайте о чём речь. Устройство для ввода информации в память компьютера.

    Ответ: клавиатура.

    -Сегодня мы познакомимся с клавиатурой, а помогут нам в этом  Смешарики.

    ( Загрузить игру). Рассказ о клавиатуре.

6. Физкультминутка для глаз.

    Проводит подготовленный ученик.

    -Практическое занятие на диске «Мир информатики».

    Физкультминутка для пальчиков.

7.Подведение итогов урока.

-Что значит наблюдение?

Наблюдение-это сбор информации с помощью органов чувств.

- Что значит собирать информацию?

Собирать информацию - значит наблюдать, читать, общаться, измерять. Собранную информацию можно запоминать, записывать, зарисовывать, т. е. представлять в каком-либо виде.

 Вывод: слайд №29.

8. Домашняя работа.

 -Сделать в тетради задание №3. Приведите пример из своей жизни, когда вам приходилось наблюдать.

-Подведём итог урока. Если вы считаете, что урок прошёл хорошо, вы узнали что – то новое, то поднимите карточку с улыбающейся рожицей, а если нет, то с грустной.

-Отгадайте по описанию о каком предмете идёт речь. Современный носитель информации - плоский, круглый, блестящий, с отверстием в середине. ( Диск)   На уроке технологии мы с вами будем делать рыбку из дисков, пришедших в негодность.

Вот тебе первое задание:

Нарисуй портрет своего робота.
Придумай и запиши имя робота. Моего робота зовут  ____________________________________. Робот – это машина. У него нет органов чувств. Покажи ему, какими органами чувств воспринимается каждый из предметов на рисунке.

Восприятия информации органами чувств
Проведи стрелочки, как показано на рисунке. 

Все  сведения, получаемые с помощью органов чувств называются:

ИНФОРМАЦИЕЙ

Советчик - роботенок

  Информация бывает разного вида.

Например:
Виды информации
Это зависит от того, какими органами чувств мы её воспринимаем.

Наблюдать за солнцем - значит, смотреть, воспринимать его тепло и свет, запоминать, когда оно восходит и когда заходит, как высоко поднимается в небе.

        Наблюдая за солнцем из года в год, люди заметили, что летом оно раньше восходит, позже заходит, выше поднимается и сильнее греет. Зимой оно восходит позже и раньше заходит, низко поднимается и мало греет. Зимой день короче ночи, а летом - длиннее.

        Зимой природа спит. Выпадает снег. Всё в природе отдыхает. Некоторые животные (например, медведи) засыпают на всю зиму.

        Весной все просыпается, расцветает. Летом созревают ягоды и фрукты. Осенью всё увядает и засыпает. Наблюдая за изменениями в природе из года в год, люди поняли, что существуют времена года, которым они дали названия (имена): зима, весна, лето и осень. Информацию о временах года люди используют для того, чтобы организовать свою жизнь. Так, зимой люди готовятся к лету. Они создают и ремонтируют тракторы и комбайны для работы в поле, шьют летнюю одежду. Летом люди выращивают и заготавливают зерно, картофель, овощи, фрукты, корма для животных, дрова, строят дома, шьют зимнюю одежду.

        Если объект наблюдения очень мал, то человек использует микроскоп. Микроскоп - это прибор, который помогает рассмотреть очень маленький предмет, увеличив его изображение во много раз. Например, в микроскоп наблюдают за микробами, так как они очень маленькие.

        Для наблюдения за объектами, которые находятся от нас на огромных расстояниях, люди придумали телескоп. С помощью телескопа можно разглядеть луну, планеты и звёзды.

                                                   

! Наблюдение - это сбор информации с помощью органов чувств

(зрительной, звуковой, обонятельной, осязательной, вкусовой).

Наблюдение - это действие с информацией.

        Информацию можно собрать также путём измерений. Современный человек для измерения использует различные устройства. Например, для измерения температуры служит термометр.

         С помощью термометра измеряют температуру воздуха в помещении или на улице, температуру воды в реке или в ванне, температуру тела человека.

        Зачем люди делают это? У большинства здоровых людей температура тела примерно тридцать шесть с половиной градусов. Повышенная или пониженная температура тела означает, что здоровье не в порядке.

        Информация о температуре воды или воздуха нужна для того, чтобы выбрать одежду для улицы или решить, можно ли купаться в реке.

        Чтобы определить, холодно, тепло или жарко на улице, человек может обойтись и без термометра - у него для этого есть органы чувств (кожа). Но термометр помогает определить точное значение температуры воды или воздуха. Существуют и другие инструменты для измерения. Это, например, линейка.

        Линейкой можно измерить длину, ширину и высоту предмета, глубину ямы и многое другое.

        Нужную информацию можно собрать, прочитав учебник, просмотрев телепередачу или пообщавшись с другими людьми.

Главное, что мы должны понять и запомнить

1.  Сбор информации - это действие с информацией.

2. Собрать информацию - значит, понаблюдать, прочитать, пообщаться, измерить и так далее.

3. Собранную информацию человек запоминает и осуществляет другие действия с ней.

4.  Информацию человек собирает с помощью своих органов чувств, а также используя специальные приспособления и приборы (термометр, линейка, телескоп, микроскоп и другие).

Знать

1.  Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек собирает информацию.

2.  Что такое наблюдение? Объясни с помощью примера из жизни.

3.  Придумай рассказ,  используя слова «собирать информацию».

4.  Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось наблюдать.

5.  Для чего люди используют термометр? Расскажи об этом из своего опыта.

6.  Для чего люди используют линейку? Расскажи на примере.

7.  Что тебе известно про микроскоп или телескоп? Расскажи.

Уметь

1. Выполни задания в рабочей тетради №1.

Загадка: Среди поля голубого-

                Яркий блеск огня большого.

                Не спеша огонь тут ходит,

                Землю- матушку обходит.

                Светит весело в оконце.

                 Ну, конечно, это…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики по теме"Составление и исполнение алгоритмов". 2 класс. 3 четверть. ( по программе Бененсон Е.П.)

Презентация и конспект урока по теме "Составление и исполнение алгоритмов". Включает закрепление навыков составления алгоритмов, самостоятельную работу учащихся, фронтальную проверку работы....

Конспект урока- исследования на тему "Виды информации" 3-й класс

Данный урок информатики проводится в 3-м классе по программе С.Н.Тур, Т.П.Бокучава с применением мультимедийной презентации. К конспекту урока прилагается дидактический материал....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Я - исследователь" на тему "Сбор информации для проекта "Аквариум и его обитатели".

В течении 2013/2014 учебного года мы с группой ребят 2 Д класса, в рамках внеурочной деятельности, работали над проектом "Аквариум и его обитатели". В ходе работы над проектом мы с ребятами дали откры...

Учебно методический комплект по информатике на тему: "Кодирование информации. Внимание." 2 класс (конспект)

Учебно методический комплект по информатике на тему: "Кодирование информации. Внимание." 2 класс (конспект)...

Конспект урока информатики на тему: "Равно - не равно, больше - меньше. Информатика 1 класс - Танграм." (УМК: "2100", 1 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях равно – не равно, больше – меньше;развитие произвольного внимания.Планируемые результаты:    Предметные:уметь...

Конспект урока информатики Повторение темы «Множество» (2 класс)

Цели деятельности учителя:закрепление понятия «Множество», «элементы множества», «признаки множеств»;формирование умения схематически изображать множества.Планируем...

Технологическая карта урока информатики УМК "Школа 2100" 1 класс "Состав предметов. Информатика 1 класс: Последовательности. Третий лишний"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИНФОРМАТИКИ Тема урока «Состав предметов. Информатика 1 класс: Последовательности. Третий лишний»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:...