Рабочая программа по информатики
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему

Артюшенко Надежда Александровна

Предмет информатики очень интересен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_da.docx40.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

ст. Георгиевская

Кочубеевского района

Ставропольского края

Согласовано:                                                             Утверждаю:

МО протокол №1 от   .08.2011                               Директор школы             Ю.Н. Латухин

МС протокол №1 от   .08.2011

Рабочая программа

Информатика

   2 класс

Учитель:  Артюшенко Н. А.

2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе УМК для начальной школы, авторы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. Комплект продолжает и развивает систему, предложенную в рабочих тетрадях «Развивающая информатика» (авторы Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова) для первого класса.

Цели и задачи курса:

1) формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

2) знакомство с базовой системой понятий информатики;                                  3) формирование опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и пр. с помощью компьютера;                                                                       4) развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;                                                               5) получение предметных знаний, умений и навыков, таких как: умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, умение использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и так далее;         6) обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;        7) воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.

школьники должны:

 • научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;

• получить первичные представления об объектах информатики, таких как: информация, сообщение, источник информации, приемник информации, канал связи и текст, знак, код, символ, компьютер, объект, модель, исполнитель, программа, пользователь;

• научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т. е. научиться:

  • представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
  • решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера: пользоваться калькулятором, коротко отвечать на вопросы (да/нет), задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», выполнять тестовые задания методом выбора правильного или наиболее полного варианта ответа и т. д.;

• осознанно использовать в своей учебной деятельности:

  • устную и письменную речь с целью общения; D письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
  • кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
  • навыки использования компьютера при решении информационных задач;

• понимать взаимосвязь первоначальных понятий между собой и чувствовать их связь с объектами реальной действительности;

• получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем получить прочные и глубокие знания по информатике в соответствии со стандартом;

• освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);

• научиться понимать и устно описывать отношения человека и компьютера, возможности компьютера;

• включать (последовательно и постепенно) в свой активный словарь ключевые понятия информатики, представляющие собой взаимосвязанную систему понятий;

• развивать свои общие учебные умения и коммуникативные навыки;

• научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);

• научиться описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

• научиться ощущать (интуитивно) взаимосвязь и последовательность этапов и способов работы с информацией, ощущать учебный процесс как единое целое;

• получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;

• научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом; представлять одну и ту же информацию в различных формах;

• получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта; об этических и правовых нормах, связанных с использованием и получением информации;

• получить элементарные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и учебных задач;

• освоить элементарные навыки использования компьютера в учебной деятельности (написание сочинений и рефератов, создание элементарных проектов и презентаций).

Количество часов на изучения – 34; количество часов в неделю - 1; контрольные работы – 5 часа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны:

знать:

  • что данные — это закодированная информация;

•    что тексты и изображения — это информационные объекты;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

•    как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

• различных помощников человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);

• правила работы с компьютером и технику безопасности.

уметь:

• представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами; в виде текста, рисунка, таблицы, числами; закодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

• работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

• осуществлять поиск информации, ее представление  и простейшее преобразование;

• организовывать хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавления, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

• пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

• использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажеры и тесты;

• создавать элементарные проекты с использованием компьютера.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

В результате изучения информатики учащиеся  должны:

понимать:

• что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

• что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно представлять на носителе - информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • « что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

• что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

• что человек может быть и источником информации, и приемником информации.

Учебно-методический комплекс (УМК):

Основная литература:

  1.  Обучение информатике во втором классе: методическое пособие/ Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
  2. Информатика: учебник для второго класса/ Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
  3. Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.1/ Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
  4. Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.2/ Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.

Дополнительная литература и пособия:

  1. Электронное пособие (на CD), содержащее учебные и развивающие задания к курсу (для каждого класса).
  2. Комплект плакатов (для 2-4 классов).
  3. Ю. А. Аверкин, Н. В. Матвеева, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе.

Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в общеобразовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с обязательным применением компьютера.


Наименование раздела, темы урока

Вид урока

Требования к уровню подготовки обучающегося

Формы контроля

Сроки

Домашнее задание

Виды информации. Человек и компьютер

§ 1. Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа)

комбинированный

Уметь:

  • Приводить примеры для иллюстрации различных видов информации, используя элементарные приемы аналитической деятельности;
  • Приводить простые примеры передачи информации с помощью звуков;
  • Приводить примеры и обосновывать их выбор;
  • Решать информационные задачи;
  • Использовать мышь для управления объектами на экране;
  • Работать с мышью, самостоятельно выполнять учебное задание;
  • Приводить примеры сведений, получаемых с помощью различных органов чувств;
  • Выбирать команды из меню, работать с текстом;
  • Приводить примеры использования радио и телефона;
  • Приводить примеры приемников информации и характеризовать их;
  • Описывать предметы с точки зрения их возможности издавать звуки и правильно называть эти звуки (поет, пищит, звонит, шипит и т. д.)

Знать:

  • Терминологию, понимать и правильно использовать;
  • основные группы клавиш на клавиатуре ПК и понимать их назначение;
  • что компьютер может использоваться для хранения, обработки и передачи информации на большие расстояния;
  • что компьютер – это универсальный инструмент для работы с информацией;
  • способы передачи информации на большие расстояния с помощью технических средств;
  • что источник может быть один, а приемников – много;
  • что приемником информации может быть человек, живые организмы и созданные руками человека устройства и приборы;
  • что существует связь между сигналом и его смыслом (содержанием);
  • что человек воспринимает информацию одновременно несколькими органами чувств;
  • что устная речь человека состоит из звуков, которые образуют слова и предложения;
  • что человек может использовать звуковую информацию для передачи сообщений;

Компьютерный практикум, экспресс-опрос, эвристическая беседа, экспресс-тест, тестирование, контрольная работа

§1, вопросы, РТ: №7, слова.

§ 2. В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; примеры звуковой информации

§2, вопросы, РТ: №6-8, слова.

§ 3. Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная информация; примеры

§3, вопросы, РТ: №7-9, слова.

§ 4. Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и другие) и искусственные источники информации (колотушка сторожа и пр.)

§4, вопросы, РТ: задания, слова.

§ 5. Приемники информации: люди и животные — приемники различных видов информации (на примерах)

классический

§5, вопросы, РТ: задания, слова.

§ 6. Радио и телефон: радио и телефон как устройства передачи информации; телефон — средство связи и общения

обобщающий

§6, вопросы, РТ: задания, слова.

§ 7. Компьютер: человек создал для себя разные инструменты: рабочие, музыкальные и компьютер— как помощника при работе с информацией, например, с текстовой и графической

Комбинированный с элементами диагностики

§7, вопросы, РТ: задания, слова.

Повторение, работа со словарем и тестирование

Контроль и коррекция знаний

Стр. 35-36, РТ: задания.

Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

Контрольный и обобщающий

Словарные слова повторить

Кодирование информации

§ 8. Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах)

комбинированный

Уметь:

  • Применять исследовательские навыки для простейшего анализа явлений природы и событий;
  • Работать с инструментами графического конструктора;
  • Приводить примеры различных языков;
  • Описывать алфавит;
  • Запускать графический конструктор и использовать его инструменты и меню для выполнения учебного задания;
  • Решать простые информационные задачи на кодирование информации с использованием методов «прозрачного ящика» и «черного ящика»;
  • Искать нужное слово в словаре (в электронной энциклопедии);
  • Использовать рациональные приемы работы с компьютерными программами;
  • Раскрывать смысл понятия «текстовая информация» и описывать его в терминах информатики;
  • Самостоятельно решать информационные задачи контрольной работы;
  • Планировать свою деятельность при выполнении контрольной работы и владеть элементарными приемами самоконтроля.

Знать:

  • Простейшие способы кодирования на примерах, понятных детям данной возрастной категории;
  • Назначение естественного разговорного языка;
  • Что в основе алфавитного письма лежит кодирование информации с использованием букв;
  • Историю возникновения английского алфавита и славянской азбуки;
  • Отдельные факты из истории развития алфавитов;
  • Что смысл (содержание) текста отличается от формы представления.

Компьютерный практикум, экспресс-опрос, эвристическая беседа, экспресс-тест, тестирование, контрольная работа

§8, вопросы, РТ: задания, слова.

§ 9. Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы

§9, вопросы, РТ: задания, слова.

§ 10. Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма

§10, вопросы, РТ: задания, слова.

§11. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование

обобщающий

§11, вопросы, РТ: задания, слова.

§ 12. Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы

комбинированный

§12, вопросы, РТ: задания, слова.

§ 13. Языки людей и компьютеров: люди разговаривают на естественном языке; человеком созданы искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит

Повторительно-обобщающий

§13, вопросы, РТ: задания, слова.

 § 14. Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах)

Обобщающий

§14, вопросы, РТ: №1, слова.

Контрольная работа по теме «Кодирование информации»  

Контрольно-обобщающий

Повторить словарные слова

Числовая информация и компьютер

 § 15. Числовая информация: способы счета предметов в древности; числовая информация  - это форма представления информации и способ кодирования информации

Комбинированный, системно-образующий

Уметь:

  • Называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке;
  • Уметь работать с числовым конструктором;
  • Формулировать и решать информационные задачи, содержащие понятия «дата» «время»;
  • Понимать назначение календаря и уметь им пользоваться, используя компактную форму представления (в виде таблицы);
  • Понимать смысл слов «текущая дата», «текущее время», оперировать этими понятиями;
  • Понимать смысл понятий «дата», и «»время , уметь записывать дату и время с использованием разных форм представления информации – текстовой и числовой;
  • Использовать таблицы соответствия для кодирования и декодирования сообщений;
  • Решать простейшие задачи на кодирование и декодирования с использованием таблицы соответствия;
  • Работать с меню программ, выбирать конструкторы для решения задач с вычислениями;
  • Выбирать из меню нужные операции, запускать программу и выходить из нее;
  • Выполнять на калькуляторе простые численные расчеты;
  • Называть носители информации, приводить примеры внешней памяти;

Знать:

  • О возможности преобразования числовой информации в текстовую информацию и обратно;
  • Историю развития средств счета, приводить примеры;
  • Об использовании двузначного кода для кодирования информации;
  • Основные инструменты для счета, которые использовались древними и используются современными людьми;
  • Назначение и возможности устройств и приспособлений для работы с числовой информацией;
  • Структуру памяти, понимать отличие внутренней памяти от внешней;
  • Назначение памяти компьютера;

Компьютерный практикум, экспресс-опрос, эвристическая беседа, экспресс-тест, тестирование, контрольная работа

§15,вопросы,

РТ: задания, слова.

 § 16. Время и числовая информация: число как способ представления информации о времени; дата, календарь, текущая дата

§16,вопросы,

РТ: задания, слова.

 § 17. Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию

Комбинированный и решении е задач

§17,вопросы,

РТ: задания, слова.

 § 18. Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование

Комбинированный с элементами новых знаний

§18,вопросы,

РТ: задания, слова.

 § 19. Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер

комбинированный

§19,вопросы,

РТ: задания, слова.

 § 20. Память компьютера: электронная лампа, ламповая память, память на микросхемах, их особенности

§20,вопросы,

РТ: задания, слова.

 Повторение по теме: «Числовая информация и компьютер»

Подготовиться к контрольной работе

 Контрольная работа по теме: «Числовая информация и компьютер»

Контрольно-обобщающий

Подготовиться к тестированию

Текстовая информация

§ 21. Текст: воспринимать информацию из текста могут только люди; информация и животные; текст имеет смысл

комбинированный

Уметь:

  • Составлять простое сообщение и кодировать его, используя кодовые таблицы из приложения;
  • Изменять шрифты текста;
  • Составлять простое электронное письмо, соблюдая общие рекомендации;

Знать:

  • Что текст – это форма представления информации;
  • Что текст несет информацию только для человека;
  • Структуру текста, то есть знать, что текст состоит из абзацев, строк, предложений, слов, знаков (букв);
  • Простейшие приемы редактирования текста в текстовом редакторе (конструкторе);
  • Разницу между многозначными словами и многозначными числами;
  • Что текст – цепочка символов (букв, знаков препинания, цифр, пробела и пр.);
  • Что скорость передачи информации является важным фактором при выборе способа пересылки сообщений;
  • О способах передачи письменной (текстовой) информации на большие расстояния;

Компьютерный практикум, экспресс-опрос, эвристическая беседа, экспресс-тест, тестирование, контрольная работа

§21,вопросы

РТ: задания, слова.

§ 22. Текст и его смысл: слово — это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова, ударение и смысл слова; шрифт

§22,вопросы

РТ: задания, слова.

§ 23. Передача текстов: почта, средства доставки писем, электронная почта

§23,вопросы

РТ: задания, слова.

§ 24. Компьютер и обработка текстов: текст как цепочка компьютерных символов; текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст

§24,вопросы

РТ: задания, слова.

Повторение по теме: «Текстовая информация»

Закреплений знаний, их контроль и коррекция

§23,вопросы

РТ: задания, слова.

Контрольная работа по теме: «Текстовая информация»

Контороль-обобщающий

Подготовиться к контрольной работе

Повторение курса «Информатики»

обобщающий

Подготовиться к итоговой контрольной работе

Итоговая контрольная работа за курс «Информатики»

Контороль-обобщающий



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...