Календарно- тематическое планирование . Грамматические упражнения , правописание и развитие речи.8 вид обучения. 3 класс.
методическая разработка по русскому языку по теме

Пасхина Любовь Анатольевна

Работа по коррекционной программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                            Развитие речи.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена в целях реализации следующих нормативных документов:

  • Ф.З. от 29.декабря 2012 № 273 – Ф.З. «Об образовании в Российской  Федерации»
  • Закон Свердловской области от 15. 07. 2013г.№ 78 -03 «Об образовании в Свердловской  области»
  • Проект ФГОС для умственно отсталых обучающихся 2014г
  • Устав МКОУ «Ключиковская  СОШ»
  • Положение о рабочей программе МКОУ «Ключиковская СОШ» №162-3 от 20.06.2014г

        Программа по предмету «письмо и развитие речи» составлена на основе  авторской программы В.В. Воронковой  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Издательство Москва  «Просвещение», 2010г. года под редакцией В.В. Воронковой с учётом  индивидуальных особенностей детей.

      Предмет  «письмо и развитие речи» носит  элементарно – практический характер  и направлен на  овладение первоначальными навыками письма, привитие  интереса к обучению, а так же выявления особенностей   общего и речевого развития

      Программа для 3 класса не включает новых фонетических знаний, но предполагает их дальнейшее совершенствование в связи с изучением программного материала. В процессе повторения реализуется концентрический принцип, принцип коррекционной направленности обучения.).

       Обучающийся  освоили программу  2 класса для детей с лёгкой умственной отсталостью.  ) Обучающийся различает гласные и согласные звуки, перешифровывает текст с печатного на письменные, пиет под  диктовку предварительным анализом, оформляет предложение, производит  звуко – буквенный анализ слов. Исходя из этого, ставлю перед собой следующие цели и задачи.

      Цель Овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

- обучать навыкам грамотного письма и культуры речи;

- продолжать развивать устную и письменную речи для практического применения;

- заложить умения участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 -  формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;

         -вырабатывать умения правильно строить предложения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности  и чистоты;

           - пробуждать познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

             

        Коррекционно-развивающие задачи:

 - развивать речь, мышление, воображение школьников, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

- развивать зрительное восприятие и узнавание;

- развивать и корректировать мелкую моторику;

- развивать пространственные представления и ориентации;

        - развивать основные мыслительные операции;

- развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

        - корректировать нарушения  эмоционально-личностной сферы;

- обогащать словарь;

        - корректировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.    

Письмо как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Успешность изучения курса письмо и развитие речи обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Специфика детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения.

В младших классах детям с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.

Указанные задачи определяют содержание работы и ее направленность на развитие речи школьников. 

Упражнения в связной устной и письменной речи, словарные слова, обозначенные в программе, изучаются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.                                        

Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке, содержание занятий связывается с материалом урока.

Основной формой организации процесса обучения письму является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная  работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Осуществляется повседневный и текущий контроль. Обобщающий урок проводится после каждого раздела. Так же при организации учебной деятельности используются групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Ведущие методы и приёмы  обучения письму. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы : звуко – буквенный анализ слов и предложений, беседа, рассказ,  работа  с учебником, работа с иллюстрациями. Широко  используются: экскурсии,  демонстрация, наблюдение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, установление причинно - следственных связей между понятиями,  самостоятельная работа и др.        

Программа рассчитана на 104 часа  

    Программа предполагает употребление простого предложения, где обучающиеся повторяют правило написания предложения (Большая буква в начале предложения, точка в конце). Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Обучающиеся знакомятся  с  алфавитом (Порядок букв в русской азбуке). Упражняются в расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся. Нахождение слов в словаре.

      Звуки и буквы. Обучающиеся продолжают  учиться распознавать  звуки гласные и согласные. Упражняются в делении слова на слоги, в перенос слов при письме. Упражняются в  постановке ударения в двусложных и трехсложных словах. В нахождении ударных и безударных гласных.

       Учатся   распознавать согласные твердые и мягкие, различать  твердые и мягкие согласные при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.  Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.  Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

       Обучающиеся знакомятся с орфограммами правописания  жи, ши, ча, ща, чу, щу. А также  написание звонких и глухих согласных на конце слова. Учатся производить проверку  путём изменения формы слова (гриб — грибы).

Слово.  В    процессе практических грамматических упражнений изучаются  разряды слов обозначающих названия предметов, упражняются в  умении выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

        В процессе работы учащиеся  расширяют  круг собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Упражняются в написании своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепляют знания  о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Обучающиеся  знакомятся  со словами , обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; упражняются в  нахождении  слов, обозначающих признаки (качества).

        Упражняются в подборе  и назывании ряда признаков (качеств) данного предмета и определении предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

 Предлог. Обучающие упражняются в Умении находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Предложение·         Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений в  употреблении  в винительном  падеже (вижу кого? или что?),  в родительном  падеже (кого? или чего? нет у кого?),  в дательном падеже (кому? чему?), в предложном падеже (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), в творительном  падеже (кем? чем?).

Упражняются в   выделении  в тексте или составлении предложений на заданную учителем тему.  Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

Связная письменная речь.  Упражняются  в  умении восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.  Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

Письмо и чистописание

    Обучающие вырабатывают  навыки правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

·         1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

·         2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

·         3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;

·         4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

·         5-я группа — э, х, ж, к;

письмо заглавных букв:

·         1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

·         2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

·         3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

·         4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

      Упражняются в выполнении  письменных упражнений  по учебнику в соответствии с заданием. Списывать сплошной  и печатный  текст целыми словами и словосочетаниями. Списывать  слова  и предложения со вставкой в них пропущенных букв или слов. Писать под диктовку предложения с соблюдением изученных правил правописания.

     Устная речь·  Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.  Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

        К результатам усвоения содержания учебного предмета отнесены предметные, метапредметные, личностные (Регулятивные, познавательные, коммуникативные, универсальные учебные действия).

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

1 уровень

Обучающиеся  должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и   безударные;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на  слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами;
  • писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.

Обучающиеся  должны знать:

  • алфавит;
  • гласные и согласные;
  • правила написания предложения;
  • знать названия предметов, действий, признаков;
  • правописание собственных и нарицательных имен;
  • правописание предлогов.

2 уровень

Обучающиеся  должны уметь:

  • Составлять простые  предложения. Выделять предложения  из речи  и текста  восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении с организующей помощью;
  • анализировать слова по звуковому составу с организующей помощью учителя;
  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и   безударные со всеми видами помощи;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на  слоги, переносить части слова при письме со всеми видами помощи;
  • списывать текст целыми словами;
  • писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы со всеми видами помощи.

Обучающиеся  должны знать:

  • алфавит;
  • гласные и согласные;
  • правила написания предложения с опорой на наглядность
  • знать названия предметов, действий, признаков  с опорой на наглядность.

Критерии оценивая устных ответов обучающихся 1 уровня

1уровень

Оценивание устных ответов

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает понимание  материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые  примеры,  допускает единичные  ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4»,ставится,  если ученик даёт ответ в целом соответствующий требованиям оценки «5», но  допускает неточности в подтверждение правил примерами.  Исправляет их с помощью  учителя,  при работе с текстом или разборе предложения допускает, 1 -2 ошибки.

Оценка «3», ставится, если  ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но  излагает материал  недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется  самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя.

2уровень

Критерий оценивание  устных ответов обучающихся 2 уровня

Оценка «5»  - ставится,  если  ученик обнаруживает в основном понимание материала, может с помощью  учителя обосновать , сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает ошибки, которые исправляет.

Оценка «4»  - ставится , если ученик даёт ответ в целом соответствующий  требованиям  оценки «5», но допускает неточногсти в подтверждении правил примерами, исправляет их с помощью учителя.

Оценка «3» - ставится, если материал излагает недостаточно точно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется  самостоятельно подтвердить правила примерами и делает этот с помощью учителя

Оценка  письменных  работ  обучающихся.

Оценка «5»  - ставится, если работа без ошибок

Оценка «4»  - ставится, если  за работу 1 – 3 ошибки

Оценка «3» ставится, если  за работу 4 -5 ошибок

     Мониторинг  успешности обучения  по предмету осуществляется   через самостоятельные работы после прохождения тем, контрольные работы (четвертные, годовая) по следующим позициям: 

Ф.и

составлять предложения, выделять  и  выделять в тексте

анализировать слова по звуковому составу

различать гласные и согласные,

Ударные и безударные гласные

делить слова на  слоги

 переносить части слова при письме.

списывать текст целыми словами;

писать под диктовку текст

алфавит;

гласные и согласные

правописание предлогов.

правила написания предложения;

знать названия предметов, действий, признаков;

правописание собственных и нарицательных имен;

  • красный цвет – самостоятельное выполнение или с незначительной помощью учителя
  • зелёный цвет – организующая помощь,  наглядно - действенная помощь, разъясняющая помощь
  • чёрный цвет – со всеми видами помощи, или не исправляется с работой.

№, дата

Раздел, тема

Количество часов

Требования к результату образования

Коррекционная направленность урока.

Учебно –методическое обеспечение

П

М

Л

Повторение  - 10 ч

1

Предложение

1ч.

Первая четверть

Правило написания предложения

Находить предложения в тексте

Коррекция памяти на основе   упражнений в припоминании и воспроизведении  знаний о правилах  написания предложения.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.3

2

Составление предложений по картинкам.

1 час

Слова, обозначающие предметы и действия предметов

Составлять простые предложения, используя картинки.

Коррекция мышления на основе анализа предложений.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.4 упр.1

3

Выделение предложений из текста.

1 час

Алгоритм составления предложений

Выделять из текста отдельные предложения.

Волевые усилия при выполнении поставленных задач.

Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей.

4

Составление предложения по схемам

1час

Схемы предложений

Составлять предложения по схемам

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.9

5

Составление предложений по вопросам

1ч.

Алгоритм составления построения предложения по вопросу.

Составлять предложения, используя слова вопроса

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, поставленного вопроса.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.11 - 12

6

Составление рассказа по картинному плану

1ч.

Построение простого предложения

Составлять рассказ по картинному плану.

Коррекция мышления на основе установления последовательности событий.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.14 -15

7

Составление рассказа из данных предложений.

1ч.

Что такое рассказ

Составлять рассказ, последовательно располагая предложения по смыслу.

Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей.

8

Работа с деформированным предложением.

1ч.

Алгоритм расположения предложений в тексте.

Составлять предложения, правильно записывать

Усидчивость в процессе работы, аккуратность, самостоятельность, последовательность при выполнении задания.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в составлении предложений.

9

Составление  предложений из слов в  разбивку

1ч.

Алгоритм подбора слов в предложении

Составлять предложения, правильно записывать.

Коррекция мышления на основе установления последовательности слов в предложении.

10

Контрольное списывание

1ч.

Написание письменных букв и изученных орфограмм.

Без ошибок списывать, соблюдая правила и орфограммы.

Усидчивость, аккуратность, самостоятельность в работе.

Коррекция внимания на основе упражнений в списывании с печатного текста.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.16

Тема: «Звуки и буквы» - 35ч.

11

Звуки и буквы

Звуки и буквы

Выделять звуки  из слов, различать гласные и согласные

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.17 упр.1,2,3

12

Упражнение в нахождении звуков и букв в словах

Различие звука и буквы.

Находить определённые звуки, обозначать их буквами, подсчитывая звуки и буквы в словах.

Коррекция зрительного восприятия и внимания на основе упражнений в нахождении звуков и букв.

13

Пары слов  отличающиеся одним звуком

1ч.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Условно – графическое изображение звуков

Различать слова,  отличающие   одним звуком

Производить

звукобуквенный анализ

Коррекция мышления на основе упражнений в  выделении сходства и

различия  в составе слова.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.19 -21

14

Выборочное списывание слов, сходных по написанию.

1 час

Звукобуквенный анализ слов

Списывать выборочно слова сходные по написанию.

Коррекция мышления на основе звукобуквенного анализа слов.

15

Образование слов путём замены букв

1ч.

Алгоритм образования новых слов путём замены букв.

Образовывать слова путём замены согласных букв.

Развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий

Коррекция мышления на основе звукобуквенного анализа.

16

Сравнение пары слов, отличающихся одним звуком.

1ч.

Звукобуквенный анализ слов

Составлять и записывать пары слов, выделять графически отличие.

Коррекция мышления на основе анализа в сравнении.

17

Запись слов и предложений по графическим схемам.

1ч.

Звукобуквенный анализ слов, графические схемы

Записывать слова, предложения по графическим схемам.

Коррекция мышления на основе звукобуквенного анализа слов.

18

Алфавит

Порядок букв в русском алфавите

1ч.

Алфавит

Называть и читать, записывать  буквы в алфавитном порядке.

Коррекция памяти на основе запоминания  и воспроизведения знаний о алфавите

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.26 - 27

19

Запись слов в алфавитном порядке

1ч.

Алфавит

Записывать слова в определённом порядке.

Коррекция внимания на основе упражнения в записи слов в алфавитном порядке.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.28 - 29

20

Упражнение в записывании слов  в алфавитном порядке.

1ч.

Алфавит в определённом порядке.

Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.30

21

Упражнение в написании словарных  слов в алфавитном порядке.

1ч.

Словарные слова

Записывать словарные слова в алфавитном порядке

Коррекция внимания на основе упражнения в записи слов в алфавитном порядке.

22

Проверочная работа на тему: «Алфавит»

1ч.

Изученные правила

Выполнять работу самостоятельно, применяя полученные  знания

Коррекция мышления на основе обобщения изученного материала

23

Гласные и согласные  звуки и буквы. Сравнительная характеристика.

1ч.

Характеристику гласных и согласных звуков.

Различать звуки гласные и согласные.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.31- 32

24

Выделение гласных букв и звуков  в словах

1ч.

Гласные буквы

Списывать предложения с печатного текста, выделять гласные буквы.

Коррекция зрительного восприятия и внимания на основе выполнения, предложенных упражнений.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.34

25

Письмо слов    с добавлением   пропущенных букв.

1ч.

Звукобуквенный анализ слов.

Записывать слова с добавлением пропущенных букв.

Коррекция мышления на основе звукобуквенного анализа слов.

26

Выделение согласных букв и звуков в словах

1ч.

Согласные  буквы

Списывать предложения с печатного текста, выделять согласные буквы.

Коррекция зрительного восприятия и внимания на основе выполнения, предложенных упражнений.

27

Списывание слов со вставкой пропущенных букв.

1ч.

Согласные и гласные звуки  и буквы.

Записывать слова с добавлением пропущенных букв.

Проговаривать  слова  при их написании.

Воспитывать уважительное отношение к  учебному труду

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

28

Письмо слов парами по образцу с заменой согласных.

Звукобуквенный анализ слов.

Записывать слова парами по образцу с заменой согласных.

Коррекция мышления на основе звукобуквенного анализа слов.

29

Контрольное списывание

1ч.

Написание прописных букв

Списывать предложения с печатного текста.

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в списывании с печатного текста.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.40

30

Упражнение в написании слов с буквой «И» начале слова.

1ч.

Характеристику звука «Ии», Правило написания имён собственных

Писать гласную букву «Ии»  в начале слова. Списывать с доски, с учебника, выделять гласные звуки в словах.

Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе анализа слов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.41 - 42

31

Упражнение в написании слов с буквой «Е» начале слова.

1ч.

Характеристику звука «Ее», Правило написания имён собственных.

Писать гласную букву «Ее»  в начале слова. Списывать с доски, с учебника, выделять гласные звуки в словах.

Коррекция мышления  на основе упражнений  в анализе и синтезе

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 42

32

Упражнение в написании слов с буквой «Ёё» начале слова.

1ч.

Характеристику звука «Ее», правило написания слов с буквой ё

Писать гласную букву «Ё» в начале слова. Списывать с доски, с учебника, выделять гласные звуки в словах.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 43

33

Упражнение в написании слов с буквой «Юю» начале слова.

1ч.

Характеристику звука «Юю», Правило написания имён собственных

Писать гласную букву «Юю»  в начале слова. Списывать с доски, с учебника, выделять гласные звуки в словах.

Воспитывать умение соблюдать порядок на рабочем месте

Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе анализа слов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 44

34

Упражнение в написании слов с буквой «Яя» начале слова.

1ч.

Характеристику звука «Яя», Правило написания имён собственных.

Писать гласную букву «Яя»  в начале слова. Списывать с доски, с учебника, выделять гласные звуки в словах.

Коррекция мышления  на основе упражнений  в анализе и синтезе

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 45 - 46

35

Упражнение в написании слов с буквой «Ээ» начале слова.

1ч.

Характеристику звука «Э», Правило написания имён собственных

Писать гласную букву «Ээ»  в начале слова. Списывать с доски, с учебника, выделять гласные звуки в словах.

Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе анализа слов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 47

36

Контрольное списывание по теме: «гласными  И,Е,Ё,Ю,Я,Э».

1ч.

Написание прописных букв

Списывать предложения с печатного текста.

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в списывании с печатного текста.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 49

37

Ударение в   слове.

1ч.

Ударный слог

Ставить ударение в слове

Развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий

Коррекция слухового восприятия на основе определения ударения в слове

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 49 - 50

38

Постановка ударения в  словах

1ч.

Определять ударение в словах.

39

Выделение ударного звука

1ч.

Выделять в словах ударный звук.

Коррекция слухового восприятия на основе определения ударения в слове

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 51

40

Контрольный диктант за четверть

1ч.

Изученные правила правописания и орфограммы

Писать по слуху диктант, выполнять грамматические задания

Коррекция слухового внимания на основе упражнения в письме под диктовку.

41

Ударные и безударные гласные.

1ч.

Ударные и безударные гласные.

Записывать слова и выделять ударные и безударные гласные

Коррекция мышления на основе упражнении в анализе.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 53

42

Постановка ударения  в в родственных словах.

Родственные слова

Ставить ударения в родственных словах.

Коррекция слухового восприятия на основе определения ударения в слове

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 55 - 56

43

Упражнение в постановке ударения и выделении безударных гласных.

Ударные гласные

Записывать слова, ставить ударения, выделять безударные гласные.

Коррекция слухового восприятия на основе определения ударения в слове

44

Самостоятельная работа на тему : «Ударные и безударные гласные».

1ч.

Ударные и безударные гласные

Самостоятельно выполнять задания на тему: «Ударные и безударные гласные».

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Коррекция мышления на основе обобщения изученного материала

45

Работа над ошибками

1ч.

Изученные правила правописания и орфограммы

Выполнять работу над ошибками, подбирать проверочные слова

Коррекция внимания на основе упражнений в выполнении работы над ошибками

46

Вторая четверть

Слог как часть слова

1ч.

Слог как часть слова.

Условно – графическое изображение  слова

Условно – графически делить слова на  слоги

Коррекция памяти на основе упражнений  в припоминании  и воспроизведении.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 59

47

Деление слов на слоги.

1ч.

Звуковой и слоговой анализ слова.

Делить слова на слоги

Коррекция  мышления на основе  выделения слога в словах.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 60

48

Упражнение в написании словарных слов по слогам.

Составляющая часть слова-слог.

Записывать словарные слова по слогам.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе.

49

Гласные в образовании слогов

1ч.

Гласные звуки и буквы, понятие – слог.

Определять кол-во слогов в слове   по гласным буквам.

Коррекция  мышления на основе  определения количества гласных букв  в слове.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 61 -62

50

Составление слов по схемам.

1ч.

Слоговую структуру слова.

Подбирать слова к предложенным схемам, записывать их по слогам.

Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведения слов по схемам

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 63 -64

51

Упражнение в образовании новых слов.

1ч.

Слоговую структуру слова.

Образовывать новые слова, записывать их.

Воспитывать мотивацию к познавательной и деятельности

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе слоговой структуры слова.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 65 -66

52

Контрольное списывание  по теме: «слог как часть слова»

1ч.

Правило списывания текста.

Списывать текст  выполнять задания по теме.

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в списывании с печатного текста.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 68

53

Перенос слов при письме.

1ч.

Слог как часть слова

Переносить слово по слогам с помощью учителя.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 69

54

Упражнение в переносе слов при  письме.

1ч.

Правила переноса.

На письме правильно переносить слова.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в делении слов для переноса

55

Деление слов  на слоги для переноса.

1ч.

Слоговую структуру слова.

Делить слова на слоги для переноса.

Развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в делении слов для переноса

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 72

56

Составление слов из слогов

1ч.

Способы образования новых слов

Составлять слова из слогов.

Коррекция мышления на основе анализа выполнения задания.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 74 -75

57

Твёрдые и мягкие согласные

Характеристика согласных звуков.

Различать твёрдые и мягкие согласные.

Коррекция слухового восприятия на основе дифференциации твёрдых и мягких согласных.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 76 -77

58

Упражнение в различии мягких и твердых согласных.

1ч.

Твёрдые и мягкие согласные.

Анализировать слова по звуковому составу.

Различать на слух.

Соотносить звук букву.

Коррекция мышления  на основе  упражнений в сравнении твёрдых и мягких согласных

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 78

59

Выделение на письме  твёрдых и мягких согласных.

1ч.

Твердые и мягкие согласные

Выделять на письме твёрдые и мягкие согласные.

Коррекция внимания на основе упражнений в выделении твёрдых и мягких согласных.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 79

60

Упражнение в выделении  выделение твёрдых и мягких согласных.

Твердые и мягкие согласные

Составлять предложения по вопросам, записывать, выделяя твёрдые и мягкие согласные.

Воспитывать уважительное и творческое отношение к учебному труду.

Коррекция мышления на основе анализа и синтеза

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 80

61

Списывание предложений со вставкой пропущенных букв.

Правило написания предложения.

Анализировать слова по звуковому составу.

Списывать по слогам с печатного текста.

Коррекция мыслительной деятельности на основе анализа слов

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 82 - 83

62

Обозначение мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Гласные и, е, ё, ю, я обозначают мягкость согласных на письме.

Записывать и выделять гласные, обозначающие мягкость согласных на письме.

Коррекция зрительного и слухового внимания на основе классификации твёрдых и мягких согласных.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 84 -85

63

Самостоятельная работа по теме: «Твёрдые и мягкие согласные»

Изученные правила

Самостоятельно выполнять задания по теме.

Коррекция памяти на основе припоминания изученного материала

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 86 - 87

64

Правописание

«Ь» для обозначения мягкости согласных.

1ч.

«Ь» - обозначает мягкость согласного звука на письме.

Анализировать слова по звуковому составу.

Различать на слух.

Соотносить звук букву.

Воспитывать уважительное и творческое отношение к учебному труду.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении знаний о правописании.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 87

65

Образование слов  с  мягким знаком в  конце слова.

1ч.

Алгоритм написания слов с мягким знаком на конце.

Коррекция слухового  восприятия через анализ слов с мягким знаком на конце слова.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 88 -89

66

Мягкий знак в середине слова

1ч.

Правило написания слов с   мягким знаком в середине слова

Слышать, выделять мягкий знак в середине слова..

Развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 91

67

Образование слов с  ь знаком в середине слова.

Мягкий знак  в середине слова обозначает  мягкость согласного.

Придумывать и записывать слова с данной орфограммой.

Коррекция слухового  восприятия через анализ слов с мягким знаком на конце слова.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 94

68

Письмо  слов с  мягким знаком в середине слова.

Применять правило в написании слов.

Пользоваться учебником и ориентироваться в задании.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе слов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 95

69

Дифференциация  слов с «ь» в середине и на конце.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных может стоять в конце или в середине слова.

Записывать слова с ь в середине и в конце в два столбика.

Коррекция мышления на основе различения слов с

«ь»

70

Правила переноса слов с Ь знаком.

Правила переноса слов с мягким знаком.

Переносить слова с мягким знаком, используя изученные правила переноса.

Воспитывать уважительное и творческое отношение к учебному труду.

Коррекция внимания на основе выполнения упражнений.

71

Упражнение в переносе слов на слоги

72

Контрольный диктант за четверть

Изученные правила правописания и орфограмм

Записывать предложения на слух, проверять написанное.

Коррекция слухового восприятия при написании диктанта.

73

Работа над ошибками

1ч.

Изученные правила правописания и орфограммы

Выполнять работу над ошибками, подбирать проверочные слова

Коррекция внимания на основе упражнений в выполнении работы над ошибками

74

Гласные после шипящих

Шипящие согласные

Отличать шипящие согласные от других согласных.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 98

75

Письмо  слов с сочетаниями

жи - ши

Правило правописания жи-ши.

Применять правило на письме.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 98 - 99

76

Картинный диктант,  слова с жи- ши.

Правило правописания жи-ши.

Записывать слова на данное правило.

Коррекция зрительного восприятия на основе анализа увиденного.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 100

77

Слова с сочетаниями

ча- ща.

Правило правописания ча-ща.

Записывать слова на данное правило.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании правила и его воспроизведении на письме.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 102

78

Упражнение  в написании  слов

ча –ща.

1ч.

Придумывать  и записывать слова с сочетаниями ча-ща. Выделять слоги при письме

Развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании правила и его воспроизведении на письме.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 103

79

Составление предложений по вопросам из данных слов.

Алгоритм построения простого предложения

Составлять предложения из данных слов.

Коррекция мышления на основе анализа слов.

80

Комментированное письмо на изученные  орфограммы.

Изученные орфограммы.

Объяснять, как пишутся слова на изученные орфограммы.

Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении изученного.

81

Третья четверть

Слова с сочетаниями

чу- щу.

Правило написания сочетаний чу - щу.

Записывать слова с этой орфограммой и выделять орфограмму.

Коррекция зрительного восприятия на основе анализа увиденного.

82

Упражнение на выделение  в словах сочетаний, чу - щу

Выделять сочетания,  чу - щу

Коррекция внимания на основе упражнений в выделении сочетаний чу - щу

83

Комментированное письмо.

Изученные правила правописания и орфограммы

Записывать слова, объясняя их написание.

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Коррекция устной и письменной речи на основе упражнении в объяснении написания слов.

84

Контрольное списывание по теме: «Гласные после шипящих»

Изученные орфограммы. Правило списывания текста.

Списывать текст  выполнять задания по теме.

Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в списывании с печатного текста.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр.108

85

Третья четверть

Списывание предложений с изменением формы слова.

Начальная форма слова

Списывать предложения, изменяя форму слова.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе слов.

86

Парные звонкие и глухие согласные.

1ч.

Согласные бывают звонкие и глухие.

Различать, выделять звонкие и глухие согласные

Коррекция мышления  на основе  упражнений в сравнении   звонких и глухих согласных

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 108 - 109

87

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

1ч.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 110

88

Списывание предложений со вставкой в них пропущенных слов

Подбирать и вставлять  по смыслу пропущенные слова.

Коррекция мышления  на основе  упражнений в анализе предложения.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 112

89

Упражнение в написании звонких и глухих согласных в конце слова.

Правила проверки парных согласных по глухости-звонкости.

Записывать слова с данной орфограммой, подбирать проверочное слово, выделять орфограмму в слове.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении звонких и глухих согласных.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 115 -116

90

Упражнение в подборе проверочных слов

Правило  проверки парных согласных.

Подбирать проверочные слова, записывать их.

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Коррекция мышления на основе анализа и синтеза .

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 117 -118

91

Написание предложений с добавлением проверочных слов.

Изученные правила и орфограммы.

Списывать предложения с печатного текста, подбирать проверочные слова.

Коррекция мышления на основе анализа и синтеза

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 119

92

Списывание предложений со вставкой пропущенных букв.

Правило написания предложения.

Анализировать слова по звуковому составу.

Списывать по слогам с печатного текста.

Коррекция мыслительной деятельности на основе анализа слов

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 120

93

Комментированное письмо.

Правило  проверки парных согласных

Записывать слова, объясняя их написание

Коррекция устной и письменной речи на основе упражнений в объяснении написания слов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 122

94

Выборочное списывание слов    с  «опасными» согласными на конце слова

Изученные орфограммы и правила, проверки парных согласных

Списывать выборочно, выделять «опасные» согласные на конце слова

Коррекция внимания на основе упражнений в выборочном списывании и выделении «опасных» согласных  на конце слова

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

С.125

95

Проверочная работа на тему: «Парные согласные».

Списывать предложения с печатного текста, подбирать проверочные слова.

Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Коррекция слухового восприятия на основе звукобуквенного анализа.

96

Работа над ошибками

Парные звонкие, глухие согласные.

Записывать слова, отличающие одной буквой.

Коррекция слухового восприятия на основе звукобуквенного анализа.

97

Разделительный мягкий знак

Разделительный  «ь» показывает, что согласный  и гласный  произносится раздельно.

Выделять гласные  и согласные буквы, стоящие перед мягким знаком и после

.

Отвечать на вопросы учителя.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

С.130 - 131

98

Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

1ч.

Применять правило в написании слов.

Пользоваться учебником и ориентироваться в задании.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе слов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

С.132 - 133

99

Комментированное письмо.

Правило написания разделительного Ь знака

Записывать слова, объясняя их написание

Коррекция устной и письменной речи на основе упражнений в объяснении написания слов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 134 - 135

100

Списывание предложений со вставкой пропущенных букв.

Изученные орфограммы

вставлять  пропущенные  буквы, в слова  пользуясь  изученными орфограммами.

Коррекция мыслительной деятельности на основе анализа слов

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 136- 137

101

Проверочная работа по теме: ««разделительный мягкий знак».»

Правило написания разделительного Ь знака

Применять правило в написании слов.

Пользоваться учебником и ориентироваться в задании.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Тема: «слово»

102

Слова, обозначающие названия предметов.

Слова, отвечающие на вопросы кто? Что?

Находить в предложениях слова, обозначающие предмет.

Развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе слов, обозначающих предметы

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 143 - 144

103

Классификация - слов - предметов по родовым категориям

Слова предметы бывают трёх родов: мужской, женский, средний.

Классифицировать предметы по родовым категориям

Коррекция мышления на основе умения классифицировать слова - предметы по родовым категориям

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 145

104

Группировка  названий предметов  по вопросам кто? Что?

Слова, которые отвечают на вопрос кто  это? Что это?

Группировать названия предметов по вопросами.

Коррекция мышления на основе упражнений в группировке слов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 146 - 147

105

Изменение слов  - предметов по числам.

Понятие: много, один ( ед. мн. число).

Изменять слова по образцу и записывать их.

Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении ранее изученных слов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 148 - 149

106

Составление и написание предложений по вопросам.

Обозначают название предметов

Правило составления предложения.

Ориентироваться в учебнике.

Анализировать работу товарища

Коррекция мышления  на основе упражнения в анализе и синтезе предложения.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 150 – 151

107

Изменение слов-предметов по вопросам.

Слова, обозначающие действие предмета отвечают на вопросы: что делать? Что сделать?

Записывать ответы на вопросы.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе слов, обозначающих действие предметов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 152 -153

108

Словарный диктант

Написание словарных слов.

Записывать словарные слова по слуху

Коррекция памяти на основе воспроизведения словарных слов

109

Дополнение предложений словами-названиями

Правило дополнения предложения.

Дополнять предложения   словами  - названиями

Коррекция мышления  на основе  упражнений в анализе  предложения.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 154 - 155

110

Самостоятельная работа на тему: «Слова предметы».

Изученные правила и орфограммы.

Самостоятельно выполнять предложенные задания по изученной теме.

Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Коррекция внимания, мышления и памяти на основе упражнений.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 155

111

Имена собственные.

Большая буква в именах и фамилиях

Правило: и. о. ф. людей пишутся с большой буквы.

Применять изученные правила на письме.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении правописания имён собственных.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 156

112

Упражнение  в написании  ф.и.о. одноклассников.

Ф.и.о. одноклассников

Записывать имена, фамилии одноклассников

Коррекция слухового восприятия на основе воспроизведения имён на слух.

113

Большая буква в кличках животных

Правила написания  кличек животных.

Записывать клички животных.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении правописания имён собственных.

114

Восстановление деформированного текста

Правило составления предложения.

Работать с деформированным текстом

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Коррекция мышления  на основе упражнения в анализе и синтезе предложения

115

Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Правило написания имён собственных.

Составлять и записывать предложения с названиями  стран, городов, деревень, улиц, рек.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении правописания имён собственных.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 158 -159

116

Упражнение в написании имён собственных.

Составлять и записывать предложения  с именами собственными.

117

Комментированное письмо. Запись предложений

Изученные правила

Комментировать свои записи, пользуясь знаниями о изученных правилах.

Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении изученного.

118

Проверочный диктант

Правила правописания имён собственных.

Записывать текст на слух, применяя изученные правила.

Коррекция внимания, мышления и памяти на основе упражнений.

119

Слова, обозначающие действие предметов.

Слова обозначающие действие предметов

Записывать слова, обозначающие действия предметов.

Коррекция мыслительной деятельности  на основе упражнений в анализе и синтезе.

120

Запись  письменных ответов на вопросы.

Слова, обозначающие действие предмета отвечают на вопросы: что делать? Что сделать?

Записывать ответы на вопросы.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе слов, обозначающих действие предметов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 164

121

Упражнение  подборе слов-действий к словам предметам.

Понятие: предмет и действие предмета.

Составлять словосочетание: предмет + действие предмета.

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе слов, обозначающих предметы и действия предметов.

122

Письмо предложений с добавлением пропущенных слов по смыслу.

Связь слов в словосочетаниях

Записывать предложения, вставляя пропущенные слова по смыслу.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе пропущенных слов в предложении.

123

Выделение слов – действий  на письме.

Обозначение слов, обозначающих действие предметов.

Писать, выделять на письме графически.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении  слов действий

124

Восстановление деформированного текста

Правило составления предложения.

Работать с деформированным текстом

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Коррекция мышления  на основе упражнения в анализе и синтезе предложения

125

Контрольная работа за 3 четверть

Изученные правила правописания и орфограммы

Выполнять самостоятельно задания

Коррекция внимания, мышления и памяти на основе упражнений.

126

Слова, обозначающие признаки  предметов

Слова, которые, обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Находить и записывать слова, обозначающие признаки предметов

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе слов, обозначающих признаки предмета.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 176

127

Упражнение в определении  признаков предмета по  вопросам

Слова, обозначающие признак (качество) предмета.

Записывать слова, обозначающие название предметов и признака по вопросу.

Коррекция мышления на основе определения признаков  предмета по вопросам.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 178 - 179

128

Согласование слов обозначающих названия признаков с названиями предметов.

Отличия между предметами по определённому признаку.

Согласовывать слова, составлять словосочетания назв. признака+ предмет.

Коррекция письменной речи на основе умения правильно составлять словосочетания

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 181

129

Определение предмета по ряду признаков

Алгоритм называния предмета по данным признакам.

Определять предмет по ряду признаков.

Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Коррекция мышления на основе умения классифицировать по признакам

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 182

130

Определение названия  признаков по вопросам.

Названия признаков предметов по вопросам.

Определять названия признаков по вопросам.

Коррекция мышления на основе анализа и синтеза

131

Четвёртая четверть

Составление  рассказа по картинкам

1ч.

Структуру построения рассказа по картинкам

Составлять рассказ по картинкам.

Коррекция зрительного восприятия на основе  умения составлять рассказ по картинкам

132

Работа с деформированным текстом.

Слова, обозначающие предметы, действие предметов, признаки предметов.

Задавать вопросы, восстанавливать порядок предложений в тексте.

Развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий

Коррекция мышления на основе умения определять порядок слов в предложении.

.

133

Составление предложений  по схеме и вопросам

Правило составления  предложений.

Составлять  предложения  по схеме  и вопросам.

Коррекция  мышления  на основе упражнений  в анализе предложения.

К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 184

134

Выделение слов – признаков в  тексте.

Слова - признаки

Находить и выделять слова – признаки в  тексте

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении  слов  признаков

135

Описание предмета по плану.

План-описание.

Описывать предмет по плану и записывать.

Коррекция мышления на основе умения составлять описание по плану.

136

Самостоятельная работа по теме: «Слова - признаки»

Слова - признаки

Находить и выделять слова – признаки в  тексте

Коррекция памяти на основе  припоминания  и  воспроизведения знаний.

137

Предлог как отдельное слово

1ч.

Понятие; предлог,

Раздельное написание предлога со словом к которому оно относится.

Писать предлоги

раздельно со словами

Отвечать на вопросы учителя, работать в паре, анализировать работу товарища

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе предлогов и данных слов.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 188 -190

138

Подбор предлогов к словам.

А.К. Аксёнова

Э.В. Якубовская

Стр. 191

139

Выделение предлогов  в предложении.

Предлоги со словами пишутся отдельно

Писать предлоги со словами отдельно.

Коррекция зрительного восприятия на основе узнавания  предлога в предложении

140

Работа с деформированным предложением.

1ч.

Порядок слов в предложении

Составлять предложение в разбивку

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе

А.К.аксёнова

Якубовская

Стр. 192 -193

141

Составление предложений из данных слов

Алгоритм построения простого предложения

Составлять предложения из данных слов

Коррекция мышления на основе причинно-следственных связей

142

Самостоятельная работа по теме: «Предлоги».

1 час

Изученные правила и орфограммы

Самостоятельно выполнять задания по теме

Коррекция внимания, памяти, мышления на основе упражнений

143

Слова с разделительным «ъ».

1 час

Графический образ буквы

Записывать слова с ъ

Коррекция зрительного восприятия на основе различения знака на письме

144

Письмо по памяти.

Изученные правила правописания

Записывать предложения по памяти

Воспитывать интерес к предмету.

Коррекция памяти на основе умения записывать предложения

Тема: Предложение -

145

Составление и запись рассказа о весне по опорным словам.

1 ч

Опорные слова

Составлять и записывать рассказ о весне

Коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

146

Выделение предложений в сплошном тексте

Оформление предложения.

Выделять и записывать предложения из сплошного текста.

Коррекция зрительного восприятия на основе умения видеть границы предложения.

147

Построение  простого предложения.

Структуру построения предложения.

Составлять и записывать простые предложения.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

148

Составление предложений по смыслу из данных слов.

1 ч

Условно-графическая запись предложения.

Составлять предложения из данных слов.

Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей в словах.

149

Составление предложений с употреблением слов в винительном падеже ( кого? что?)

Вопросы кого? Что?

Составлять предложения

Коррекция устной и письменной речи на основе умений составлять предложения.

А.К.Аксёнова

Якубовская

Стр. 206 - 207

150

Упражнение в составлении ответов на вопросы.

Структура построения предложения.

Составлять ответы, используя слова вопроса и записывать предложениями.

Воспитывать ответственность за проделанную работу.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

151

Составление  предложений  с употреблением слов в дательном падеже (кому? чему?).

1ч.

Вопросы кому? Чему?

Составлять предложения и записывать их с употреблением слов в дательном падеже.

Коррекция устной и письменной речи на основе умений составлять предложения.

А.К.аксёнова

Якубовская

Стр. 208 - 211

152

Выделение слов в  предложении по вопросам кому? Чему?

Вопросы кому? чему?

Выделять в предложении слова, задавая вопросы кому? чему?

Коррекция устной и письменной речи на основе умений выделять слова по вопросам.

153

Составление  предложений  с употреблением слов в предложном  падеже (кем? чем?).

Вопросы кем? чем?

Составлять предложения со словами в предложном падеже.

Коррекция устной и письменной речи на основе умений употреблять в предложении слова в предложном падеже.

А.К.аксёнова

Якубовская

Стр. 213 - 214

154

Изменение предложений по образцу.

Подбор слов в предложении по образцу.

Изменять и записывать предложения .

Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Коррекция устной и письменной речи на основе изменения предложений по образцу.

155

Составление рассказа с элементами сочинения «летом в лесу».

Признаки лета

Составлять простые предложения, объединяя их одной темой.

Коррекция устной и письменной речи на основе составления рассказа с элементами сочинения.

156

Составление предложений  с употреблением вопроса где?

Вопрос где?

Составлять и записывать предложения.

Коррекция устной и письменной речи на основе составления предложений с употреблением вопроса где?

А.К.аксёнова

Якубовская

Стр. 217

157

Составление предложений в  употреблении предложного падежа о ком? О чём?

Вопросы о ком? о чём?

Составлять и записывать предложения, используя вопросы.

Воспитывать бережное отношение к учебным вещам

Коррекция устной и письменной речи на основе составления предложений с употреблением предложного падежа

158

Выделение  в простых предложениях подлежащее.

Главные члены предложения: подлежащее

Выделять в простых предложениях подлежащее.

Коррекция внимания на основе выделения в простых предложениях подлежащего.

159

Выделение в простых предложениях  сказуемого.

Главные члены предложения: сказуемое.

Выделять в простых предложениях сказуемое.

Воспитывать элементы сотрудничества при работе в парах и группах.

Коррекция внимания на основе выделения в простых предложениях сказуемого.

160

Составление предложений из данных слов по смыслу.

Алгоритм составления предложений.

Составлять предложения из данных слов по образцу.

Коррекция устной и письменной речи на основе составления предложений из данных слов по смыслу.

161

Контрольная работа за  год.

Правила и орфограммы изученные  в течении года.

Применять знания при выполнении работы самостоятельно.

Коррекция памяти на основе воспроизведения изученного.

162

Работа над ошибками

Правила и орфограмм изученные в течении года.

Применять знания при выполнении работы самостоятельно.

Коррекция памяти на основе воспроизведения изученного.

163

Контрольное списывание с печатного текста

Изученные орфограммы .

Списывать с печатного текста.

Коррекция зрительного восприятия на основе умения списывать с печатного текста.

Повторение – 7ч

164

Звук. Слог. Слово.

О понятиях: звук, слог, слово.

Давать характеристику данным понятиям, выделять графически на письме

Коррекция памяти на основе припоминания и воспроизведения полученных знаний.

165

Слово, предложение, текст.

О понятиях: слово, предложение, текст.

Понимать и соотносить данные понятия, выделять на письме графически.

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Коррекция памяти на основе припоминания и воспроизведения полученных знаний.

166

Выделение предложений  из текста.

Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка.

Выделять предложения из текста и записывать.

Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе умения выделять предложения из текста.

167

Составление предложений  из данных слов.

Алгоритм построения простых предложений

Составлять и записывать предложения из слов.

Коррекция мышления на основе анализа слов и предложений.

168

Запись ответов на вопросы.

Алгоритм построения предложения

Уметь составлять и записывать ответы на вопросы.

Коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

169

Работа с деформированным текстом.

Подбор слов в предложении

Соотносить слова в предложении логически и записывать их.

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе

170

Письмо по памяти

Изученные правила и орфограммы.

Записывать небольшой текст по памяти.

Коррекция памяти на основе умения записывать текст по памяти.

Методическая литература:

 1.Авторская программа В.В. Воронковой  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,     Издательство Москва  «Просвещение», 2004 года под редакцией В.В. Воронковой.

2. А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская учебник

3. Максимук  Н.Н  «Игры по обучению грамоте и чтению» -  Москва «ВАКО» - 2004год.

4. Матвеева Е. М. Матвеева  «Русский язык» Конспекты уроков 1, 2 часть  - Волгоград 2009.  

5. Попова Г. П., В.И. Усачёва  «Занимательное азбуковедение» - Волгоград  «Учитель» -2005 год

6. Т.Я. Рамзаева  ,,Русский язык 3 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру и развитию речи

Рабочая программа предмета "Окружающий мир" для 2 коррекционного класса VII вида разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта началь...

Календарно - тематическое планирование по предмету "Письмо и развитие речи" 4 класс.

Календарно - тематическое планирование по предмету "Письмо и развитие речи" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Календарно - тематическое планирование по предмету "Чтение и развитие речи" 4 класс.

Календарно - тематическое планирование по предмету "Чтение и развитие речи" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с использованием информационных компьютерных технологий

Календарно-тематическое планирование занятий  по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с  использованием информационных компьютерных технологий.  В ходе занятий  и...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...