Программа доп.обр от Букваря к Компьютеру 1 кл
элективный курс по информатике (1 класс) на тему

Программа доп.обр от Букваря к Компьютеру 1 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop.obr_ot_bukvarya_k_kompyuteru_1_kl.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Марининская средняя общеобразовательная школа №16

Согласовано:                                                           Утверждаю:

Педагог-организатор                                             Директор МБОУ Марининской СОШ № 16:

____________________                                                        _____________________________

Е.А.Болоногова                                                                           А.А. Вострецова    

        

Программа

 внеурочной деятельности

«От букваря к компьютеру»

для 1 класса

один год обучения

на 2015/2016 учебный год

Разработчик:

Старовойтов В.И.

учитель информатики и ИКТ

2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса по информатике для 1 класса составлена на оснований следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"".

        Данная программа носит пропедевтический характер, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.  Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Курс развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет.   Учащиеся получают начальные знания и навыки пользования компьютером.

Цели программы

Целью создания настоящего курса является формирование художественной культуры младшего школьника, привитие навыков работы с компьютерной графикой и осознание связей и взаимодействия искусства с жизнью.

Задачи программы

  • формирование у школьников информационной и функциональной компетентности;
  • развитие алгоритмического мышления;
  • эстетическое воспитание учащихся.
  • развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
  • привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.

Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться, ими пользоваться в повседневной жизни.

Целесообразность начала изучения информатики в младших классах. В условиях информатизации школьного образования существует необходимость широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, которая обусловлена следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.

В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Данный  курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке,  смогут освоить  работу в основных прикладных программах.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Роль курса информатики в начальных классах очень важна:

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
  4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий

Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания. Программа “От букваря к компьютеру” представляет собой развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

-системность;

-гуманизация;

-междисциплинарная интеграция;

-дифференциация;

-дополнительная мотивация через игру.

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа. 1 час в неделю.

 Это не исключает некоторую фрагментарность его содержания. Однако данное обстоятельство успешно нейтрализуется путем использования элементов игры, использованием межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Занятия курса, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

При построении курса поставлены следующие задачи:

- знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для    практической деятельности;

- умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;

- формирование операционного стиля мышления;

- умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;

- формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

На конец обучения мы можем говорить  только о начале формирования результатов освоения программы по курсу “От букваря к компьютеру”. В связи с этим можно о формировании следующих универсальных учебных действий.

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса “От букваря к компьютеру”;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные 

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  •  сбор информации;
  • обработка информации (с помощью  ИКТ); 
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать  общие приёмы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; 
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия; 
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Игры, соревнования, конкурсы.

Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

 Текущий контроль (опрос,  проверка заданий на ПК), игры, проекты.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что учащиеся будут делать на кружке.

Компьютер и его устройства (1 час)

Знакомство с компьютером и его основными устройствами.

Графический редактор Paint (32 часа)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

п/п

 

 

По плану

По факту

1

Правила техники безопасности. Профессии компьютера.

1

 

2

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство.

1

 

3

Программы.

1

 

4

Графический редактор Paint. Первое знакомство.  Вызов программы

1

 

5

Инструментарий программы Paint.  Меню и палитра инструментов.

1

 

6

Сохранение выполненной работы в файле

1

 

7

Открытие файла для продолжения работы

1

 

8

Функция раскрашивания в графическом редакторе.

1

 

9

Функция раскрашивания в графическом редакторе.

1

10

Раскрашивание готовых рисунков.

1

 

11

Раскрашивание готовых рисунков.

1

 

12

Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)

1

 

13

Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)

1

 

14

Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)

1

 

15

Проба пера. Проект.

1

 

16

Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Мой дом»).

1

17

Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Моя школа»).

1

 

18

Тематическая композиция. Свободная тема.

1

 

19

Функция копирования.

1

 

20

Составление рисунков.

1

 

21

Шрифт.  Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта.

1

 

22

Создание надписи, корректировка надписи

1

 

23

Проект.  Книжная графика (книжная обложка, календарь)

1

24

Проект.  Книжная графика (поздравительная открытка)

1

25

Театральная графика  (Создание образца занавеса)

1

26

Театральная графика  (Создание эскизов костюмов и головных уборов)

1

27

Пейзаж.  Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

1

28

Пейзаж.  Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

1

29

Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного.

1

30

Работа с библиотекой символов

1

31

Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала.  Создание коллекции рисунков.

1

32

Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала.  Создание коллекции рисунков.

1

33

34

Творческий проект. Защита проектов.

2


Для реализации программы курса “От букваря к компьютеру” в школе имеется компьютерный класс, в котором имеются:

Аппаратные средства

  • Компьютер 11шт
  • Проектор 1шт
  • Принтер 1шт
  • Модем 1шт
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией 1шт
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь. 11шт
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:

Сканер 1шт

Видеокамера 1 шт.

Диктофон 1шт

Микрофон шт

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Web-страниц.
  • Графический редактор Paint.
  • Графический редактор GIMP.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии "Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере"

Данный материал предназначен для реализации раздела "Практика работы на компьютере" в курсе "Технологии" в 3 классе....

Урок информатики по учебнику ПлаксинаМ.А. тема "Как человек общается с компьютером","Как управлять компьютером с помощью мыши"

В данной презентации в доступной для детей форме даются понятия "рабочий стол", "пиктограмма", "меню". Дети знакомятся с управлением компьютером с помощью мыши....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мой друг- компьютер"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; orphans: 2; widows: 2 } p.western { so-language: ru-RU } p.ctl { so-language: ar-SA } Необходимость испол...

Программа по внеурочной деятельности "Мой помощник - компьютер"

Программа общеинтеллектуальной направленности для детей 9-10 лет....

Программа элективного курса "Основы работы на компьютере"

Программа элективного курса "Основы работы на компьютере". Разработана для 4 классов. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и компьютер"

Сегодня компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Для формирован...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для 4 класса...