Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер»
рабочая программа по информатике (4 класс)

Клеверова Татьяна Михайловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vud_2019-2020_4_klass.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мой друг компьютер»

Направление деятельности: общеинтеллектуальное

Класс: 4 (9-10 лет) 

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Составитель:

 Клеверова Татьяна Михайловна


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению.

Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации - закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда.

В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Пропедевтическое изучение информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в программе внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на освоении школьниками практики работы на компьютере.

Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления; освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
  • формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; воспитание уважительного отношения к авторским правам;
  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
  • создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  • ознакомление со способами организации и поиска информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий допускает модульную организацию программы.

Предлагается следующий набор учебных модулей:

  1. Знакомство с компьютером.
  2. Создание рисунков.
  3. Создание текстов.
  4. Создание презентаций
  5. Поиск информации.

Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.

Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Предметные результаты

Модуль «Знакомство с компьютером».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь

  • пользоваться мышью и клавиатурой;
  • запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

Модуль «Создание рисунков».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь

  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
  • сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание текстов».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • набирать текст на клавиатуре;
  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание презентаций».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • создавать презентации на определенную тему;
  • включать в презентации звуковые, видео- и анимационные элементы.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные презентации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.

Модуль «Поиск информации».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
  • искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.

Содержание программы «Мой друг компьютер»

Программа рассчитана на 1 раз в неделю (35 минут) 34 часа в неделю.

Модуль «Знакомство с компьютером» - 4 часа.

Правила поведения в компьютерном классе. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии.

Компьютеры в школе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Модуль «Создание рисунков» - 7 часов.

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Модуль «Создание текстов» - 8 часов.

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв,

ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Модуль «Создание электронных презентаций» - 7 часов.

Примеры про грамм для создания электронных презентаций. Гиперссылки в презентациях.

Звук, видео и анимация в презентациях. Порядок действий при создании электронной презентации. Подготовка презентаций.

Модуль «Поиск информации» - 8 часов.

Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD или DVD, сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

Календарно - тематическое планирование

занятия

Дата

Тема занятия

Использование ЭОР

Знакомство с компьютером (4 часа)

1 .

Правила поведения в компьютерном классе.

Цифровые электронные ресурсы.

Мультимедийное приложение

«Образовательный комплекс «IC: Школа. Игры и задачи, 1-4 классы».

2.

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе.

3.

Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол.

4.

Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Создание рисунков (7 часов)

5.

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов.

Интеракт. доска Panaboard UB-T880

Цифровые электронные ресурсы

6.

Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур.

7.

Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур.

8.

Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур.

9.

Заливка цветом. Другие операции.

10.

Заливка цветом. Другие операции.

11.

Выполнение проектного задания

Создание текстов (8 часов) 

12.

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Примеры клавиатурных тренажёров.

Презентации.

13.

Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа.

Интеракт. доска Panaboard UB-T880

Цифровые электронные ресурсы

14.

Открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста.

15.

Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

16.

Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

17.

Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

18.

Выравнивание абзацев.

19.

Выполнение проектного задания

Создание электронных презентаций (7 часов)

20.

Примеры программ для создания презентаций.

Презентации.

Интеракт. доска РапаЬоагd UB-T880

21.

Порядок действий при создании презентации.

22.

Звук, видео и анимация в электронных публикациях.

23.

Вставка звуков и музыки в электронные публикации.

24.

Вставка анимации и видео в электронные публикации.

25.

Гиперссылки в презентациях. Создание электронной презентации с гиперссылками.

Цифровые электронные ресурсы

26.

Выполнение проектного задания

Поиск информации (8 часов) 

27.

Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD или DVD,сеть Интернет, постоянная память компьютера.

Презентации.

Интеракт. доска Panaboard UB- Т880

Цифровые электронные ресурсы 

28.

Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы.

29.

Поисковые системы в сети Интернет.

30.

Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска.

31.

Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска.

32.

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

33.

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

34.

Выполнение проектного задания

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Интерактивная доска Panasonic Elite Panaboard UB- Т880;
  • Док-станция;
  • Документ-камера;
  • Короткофокусный проектор;
  • Многофункциональное устройство;
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система - Windows 7/10, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Цифровые электронные ресурсы:

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru

  1. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

  1. Федеральный портал "Российское Образование" http://fcior.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер"

Программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер» рассчитана  на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компью...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мой друг- компьютер"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; orphans: 2; widows: 2 } p.western { so-language: ru-RU } p.ctl { so-language: ar-SA } Необходимость испол...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер»....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и компьютер"

Сегодня компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Для формирован...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мой друг книга"

Данная рабочая программа «Мой друг- книга» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер" (информационная культура) 1 класс

В рабочей программе отражены цели, задачи,планируемые результаты и содержание  курса для 1 класса...