Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер»
рабочая программа по информатике (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vud_2019-2020_4_klass.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мой друг компьютер»
Направление деятельности: общеинтеллектуальное
Класс: 4 (9-10 лет)
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Составитель:
Клеверова Татьяна Михайловна
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению.
Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации - закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда.
В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Пропедевтическое изучение информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в программе внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на освоении школьниками практики работы на компьютере.
Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления; освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; воспитание уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий допускает модульную организацию программы.
Предлагается следующий набор учебных модулей:
- Знакомство с компьютером.
- Создание рисунков.
- Создание текстов.
- Создание презентаций
- Поиск информации.
Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.
Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Предметные результаты
Модуль «Знакомство с компьютером».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- для чего нужны основные устройства компьютера;
уметь
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
Модуль «Создание рисунков».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Модуль «Создание текстов».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
- составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Модуль «Создание презентаций».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- создавать презентации на определенную тему;
- включать в презентации звуковые, видео- и анимационные элементы.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные презентации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.
Модуль «Поиск информации».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
Содержание программы «Мой друг компьютер»
Программа рассчитана на 1 раз в неделю (35 минут) 34 часа в неделю.
Модуль «Знакомство с компьютером» - 4 часа.
Правила поведения в компьютерном классе. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии.
Компьютеры в школе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Модуль «Создание рисунков» - 7 часов.
Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
Модуль «Создание текстов» - 8 часов.
Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв,
ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.
Модуль «Создание электронных презентаций» - 7 часов.
Примеры про грамм для создания электронных презентаций. Гиперссылки в презентациях.
Звук, видео и анимация в презентациях. Порядок действий при создании электронной презентации. Подготовка презентаций.
Модуль «Поиск информации» - 8 часов.
Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD или DVD, сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Дата | Тема занятия | Использование ЭОР | |
Знакомство с компьютером (4 часа) | ||||
1 . | Правила поведения в компьютерном классе. | Цифровые электронные ресурсы. Мультимедийное приложение «Образовательный комплекс «IC: Школа. Игры и задачи, 1-4 классы». | ||
2. | Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. | |||
3. | Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. | |||
4. | Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. | |||
Создание рисунков (7 часов) | ||||
5. | Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. | Интеракт. доска Panaboard UB-T880 Цифровые электронные ресурсы | ||
6. | Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. | |||
7. | Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. | |||
8. | Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. | |||
9. | Заливка цветом. Другие операции. | |||
10. | Заливка цветом. Другие операции. | |||
11. | Выполнение проектного задания | |||
Создание текстов (8 часов) | ||||
12. | Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Примеры клавиатурных тренажёров. | Презентации. | ||
13. | Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа. | |||
Интеракт. доска Panaboard UB-T880 Цифровые электронные ресурсы | ||||
14. | Открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. | |||
15. | Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. | |||
16. | Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. | |||
17. | Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. | |||
18. | Выравнивание абзацев. | |||
19. | Выполнение проектного задания | |||
Создание электронных презентаций (7 часов) | ||||
20. | Примеры программ для создания презентаций. | Презентации. Интеракт. доска РапаЬоагd UB-T880 | ||
21. | Порядок действий при создании презентации. | |||
22. | Звук, видео и анимация в электронных публикациях. | |||
23. | Вставка звуков и музыки в электронные публикации. | |||
24. | Вставка анимации и видео в электронные публикации. |
25. | Гиперссылки в презентациях. Создание электронной презентации с гиперссылками. | Цифровые электронные ресурсы | |||
26. | Выполнение проектного задания | ||||
Поиск информации (8 часов) | |||||
27. | Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD или DVD,сеть Интернет, постоянная память компьютера. | Презентации. Интеракт. доска Panaboard UB- Т880 Цифровые электронные ресурсы | |||
28. | Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. | ||||
29. | Поисковые системы в сети Интернет. | ||||
30. | Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. | ||||
31. | Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. | ||||
32. | Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. | ||||
33. | Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. | ||||
34. | Выполнение проектного задания |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Интерактивная доска Panasonic Elite Panaboard UB- Т880;
- Док-станция;
- Документ-камера;
- Короткофокусный проектор;
- Многофункциональное устройство;
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- Операционная система - Windows 7/10, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Цифровые электронные ресурсы:
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
- Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru
- Федеральный портал "Российское Образование" http://fcior.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер"
Программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер» рассчитана на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компью...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мой друг- компьютер"
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; orphans: 2; widows: 2 } p.western { so-language: ru-RU } p.ctl { so-language: ar-SA } Необходимость испол...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер»....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и компьютер"
Сегодня компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Для формирован...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мой друг книга"
Данная рабочая программа «Мой друг- книга» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению,...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер" (информационная культура) 1 класс
В рабочей программе отражены цели, задачи,планируемые результаты и содержание курса для 1 класса...