Учебно- методический комплект на тему:"Алгоритм" 3 класс.
учебно-методический материал по информатике (3 класс) на тему

Першина Анна Сергеевна

конспект + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm.doc96 КБ
Office presentation icon презентация1.49 МБ

Предварительный просмотр:

                                                    Конспект урока по информатике

Тема: «Алгоритм. Исполнитель. Блок- схема. Транспортер ».

Цели деятельности учителя:

  - познакомить с понятиями «алгоритм» и его блок- схемами;

  - развивать познавательный интерес, умение анализировать, обобщать, сравнивать;

  - воспитывать стремление к получению новых знаний;

  - познакомить с компьютерной программой «Мир информатики. Транспортер»;

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                         

   - развитие логическое мышление, наблюдательности, речи;

   - воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

   - развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения.

Предметные:

   - познакомятся с понятием «алгоритм» и его блок- схемами;

   - овладеют навыками работы с данным понятием и его блок- схемами;

   - учить находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

   - получат возможность применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока;

   - познакомятся с компьютерной программой «Мир информатики. Транспортер»

Тип урока: открытие новых знаний.

 

Оборудование: Учебник «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 1, автор Горячев А.В.; ПО Microsoft Power Point,  мультимедийный проектор, презентация.

п.п

Этап урока.

Методы и приёмы.

Хр./аж

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный момент

словесный метод

1мин

Здравствуйте! Сегодня я проведу у вас урок информатики. Настройтесь на плодотворную и творческую работу. Тихо садиться 1 ряд, 2 ряд.

Эмоционально настраиваются на работу.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке

II

Инструктаж по ТБ

Метод: Актуализация знаний

Фронтальная беседа, опрос

2мин

 Начинаем урок информатики. Вспомним правила поведения в компьютерном классе.

В класс компьютерный вхожу

С дисциплиной я дружу

Бегать, прыгать и кричать

Никогда не буду

Тишину здесь соблюдать

Я не позабуду.

- А вы какие правила безопасности знаете? (рассказывают правила ТБ)

повторяют правила поведения в компьютерном классе, дополняют ответы учителя.

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания;

III

Актуализация знаний

 

 

IV

Мотивационный этап

Постановка учебной задачи

проблемная ситуация;

фронтальная беседа;

5мин

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны отгадать ребус.

Из первых букв, названий этих предметов вы составите слово..это и будет темой нашего урока.(алгоритм)(слайд 1)

А какие цели мы с вами поставим на урок?

Вы сказали свои цели, а теперь посмотрите на экран и сравните свои цели с моими (слайд 2)

А как вы думаете что такое алгоритм?

(Предположения детей)

Алгоритм- это Порядок действий, совершенных в строгом порядке, т.е по определенному плану.(слайд 3)

Скажите, а что вы знаете об алгоритме? (изучали во 2 классе)

Вспомните, какое действие вы выполняли по плану, по описанию другого человека. (Найти дорогу до школы, магазина и т.д, пришить пуговицу, убраться в комнате и т.д.)

А какие бывают формы алгоритмов вы знаете?.

Мы познакомимся сегодня с двумя блок-схемами

Я вам  сейчас расскажу о них.

Словесная, Графическая (блок схемы) (слайд 4,5,6,)

Наблюдают, помогают.

воспринимают информацию сообщаемую учителем;

обобщают информацию,

отвечают на вопросы, определяют тему урока, ставят цели.

самоопределение;

целеполагание;

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками;

учет разных мнений.

V

Решение учебной задачи

методы:

словесный: беседа,  практический: комментирование у доски

10мин

- Открываем наши учебники на стр.2, а у кого нет смотрим на экран.(слайд9)

- Давайте познакомимся с героями нашего учебника, которые будут всегда нам помогать.

- Это робот. Его зовут Боб. Он может запоминать и выполнять команды человека.

- А ещё один герой только недавно к нам прилетел на Землю с другой планете. Его зовут Янт. Он ещё  много чего не умеет и не понимает. Когда Янт себя плохо чувствует, его кожа становится зеленой, а уши- локаторы опускаются вниз.

Эти герои помогут вам многое понять и выполнить многие задания в наших тетрадях.

Слушать рассказ учителя.

Знакомиться с новыми героями-помощниками

Принимать и сохранять учебную задачу

-Открываем страницу 3. Найдите упр.1. прочитайте задание. Что нам необходимо сделать? (проставить нумерацию на картинках начиная с цифры 2 и составить задание для Боба, т.е записать команды алгоритма «Посади дерево» ).                                                                                                         – Что Бобу нужно сделать сначала? (картинка №2)

- дальше?

1.принеси лопату, саженец и лейку (2)

2.выкопай ямку (3)

3.поставь саженец в ямку(4)

4.засыпь ямку землей (5)

5.налей воды в лейку (6)

6. полей саженец (7)

7.отнеси инструменты домой(8)

Это мы составили алгоритм в виде картинок, а теперь давайте запишем алгоритм в виде команд.

Посмотрите в белый прямоугольник, какая команда стоит первая? (начало)

Выполните задание самостоятельно дальше, кто готов поднимает руку и будем проверять. (ответ 1 ученик, остальные проверяют)(слайд10)

Работать в тетрадях;

 по очереди отвечать  на вопросы;

строить алгоритмы и записывать их.

Построение логической цепи рассуждений; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение доказывать свою точку зрения

VI

VII

Включение новых знаний в систему и повторение

Практический:

приём:

работа с упражнением;

Рефлексия теоретической части

- следующую страницу открываем и смотрим задание №2.

- прочитайте задание? Кто желает?(читает 1 ученик)

- как вы думаете, почему Янт заболел? (совершил ошибки)

- давайте поможем Янту, исправим ошибки и объясним, как нудно есть банан.

- что сделал Янт неправильно? (Есть банан вместе с кожурой, очистил банан, но ест кожуру, а не мякоть, не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал).

- а теперь давайте составим правильный алгоритм и запишем его.(слайд11)

1.Сначало

2.вымой руки

3.возьми банан

4.вымой банан

5.очисти банан

6.съешь очищенный банан

7.выбрось кожуру в мусорное ведро

8.конец

-молодцы, вы помогли Янту. Теперь он обязательно поправиться.

отвечают на вопросы; работают в тетрадях.

проверяют

правильность выполнения задания, обмениваясь тетрадями;

достижение и

согласование общего решения;

Построение логической цепи рассуждений;

Развитие навыков сотрудничества с учителем и учащимися.

- Найдите упр.5. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? (пронумеровать команды в правильном порядке и заполнить блок- схему).                                                                                               – Кто желает ответить? (отвечает 1 ученик)

1.начало

2.встань

3.сделай зарядку

4.умойся

5.оденься

6. позавтракай

7.собери портфель

8.конец

-хорошо. А теперь заполните блок- схему самостоятельно.

Рассуждают над заданием вместе с учителем;

Отвечают на вопросы;

Составляют алгоритм «соберись в школу»

Построение логической цепи рассуждений;  

 Умение доказывать свое мнение.

- Прочитайте упр.9. Что нам необходимо сделать? (нам нужно с помощью алгоритмов выполнить задание, написать букву.).

- выполните упражнение самостоятельно по алгоритму данному сверху.

Какие буквы получились?

( ответ: 1 буква: С

2 буква:  Т

3 буква: О

4 буква:  П )                                                                                              

Выполняют упражнение самостоятельно;

Отвечают на вопросы.

Построение логической цепи рассуждений;  самостоятельное выполнение заданий.

Развитие мыслительной деятельности.

VII

  1. Физкультминутка

1мин

 

Сколько  белых точек в круге, столько раз поднимем руки.

Сколько стрелочек зеленых, столько сделаем наклоны.

Сколько здесь кружков, столько сделаем прыжков.

Дружно звездочки считаем, столько раз мы приседаем.

Выполняют упражнения

Формирование здорового образа жизни

VIII

Мотивационный этап

Постановка учебной задачи

  1. Решение учебной
  2. задачи

демонстрация;

показ;

2мин

А сейчас мы познакомимся с новой программой

Мы познакомимся с новой программой Мир информатики 3 класс.

Нажмите на 3 год обучения. Выберите в списке Транспортер.. Нажмите цветной пропеллер. Появился транспортер погрузчик. Он может перевозить груз.1 шаг= 1 клеточка. Составляем ему алгоритм и нажимаем выполнить, если неправильно, то он остановиться или не выполнит задание. Если все правильно сверху появится надпить поздравляем. Ты выполнил задание верно.

Выполните задания.

анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия;

  1. IX

Включение новых знаний в систему и повторение

Практическая работа за ПК

7 мин

 А сейчас рассаживайтесь за компьютеры, и продолжайте с того задания, на котором вы остановились.

рассаживаются за ПК,

выполняют практическое задание;

нравственно-этическое оценивание

усваиваемого

содержания;

  1. X
  1. Гимнастика для глаз

Практическая работа за ПК

1мин

7 мин

Крепко зажмурьте глаза на 3 секунды , открывайте глаза и посмотрите в даль.

Еще раз повторите это упражнение. Продолжаем работать в программе «Мир информатики».

выполняют упражнения;

выполнение действия по образцу

XI

Рефлексия деятельности.

Выставление оценок.

методы анализа;

  1. фронтальный опрос.

2мин

На экране вы видите смайлики. На партах у вас лежат  листочки.  Нарисуйте мне: улыбающийся смайлик, если вам все понравилось, было поучительно; нейтральный, если понравилось, но не всё; грустный – не понравилось, было скучно.

Вы работали сегодня хорошо!

На этом наш урок закончен.  

Подводят итоги  урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока;

прощаются с учителем.

Понимать

успешность

деятельности;

адекватно воспринимать оценку учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем. Конфуций

Слайд 2

Заверши фразу: Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется АЛГОРИТМОМ

Слайд 3

Ответь на вопрос: Кто может разрабатывать алгоритмы? Человек Компьютер Человек и компьютер

Слайд 4

Ответь на вопрос: Кто может исполнять алгоритмы? Технические устройства Человек и технические устройства Человек

Слайд 5

Ответь на вопрос: Как называется человек, группа людей, животные и технические устройства, способные выполнить заданные команды? ИСПОЛНИТЕЛЬ

Слайд 6

Заверши фразу: Все команды, которые исполнитель может выполнять, образуют СИСТЕМУ КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ)

Слайд 7

Ответь на вопрос: Кого можно назвать формальным исполнителем? Человека Робота Человека и робота

Слайд 8

Ответь на вопрос: Для чего нужны алгоритмы? Чтобы выполнять разнообразные задачи

Слайд 9

Формы записи алгоритмов

Слайд 10

Переправить козу Возвратиться самому Переправить волка Возвратиться вместе с волком Переправить капусту Возвратиться самому Переправить капусту Словесная форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений. Задача : Человеку, находящемуся на берегу реки, нужно переправить на противоположный берег волка, козу и капусту. В лодку человек может взять одновременно только одного «пассажира». Нельзя оставить вместе волка с козой и козу с капустой.

Слайд 11

Графическая форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений. начало встань умойся сделай зарядку оденься позавтракай собери портфель конец Алгоритм «Соберись в школу»

Слайд 12

Табличная форма записи алгоритма № действия Действие Результат 1 *2 6 2 -6 0 3 +5 5 Задача: Вычислить: 2а-6+5 при а=3

Слайд 13

Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования. Задача: Написать программу рисования квадрата для исполнителя «Черепашка» на языке программирования Logo по вп 100 пр 90 вп 100 пр 90 вп 100 пр 90 вп 100

Слайд 14

Формы записи алгоритмов: Для обозначения шагов алгоритма в блок-схеме используются следующие геометрические фигуры: Овал начало и конец Параллелограмм ввод и вывод данных Ромб логическое условие Прямоугольник выполнение действия Словесная (список) Графическая (блок-схемы) Табличная Программа Последовательность действий указывается с помощью стрелок, которые соединяют фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

Слайд 15

Алгоритм «Подготовка к уроку» начало конец открыть портфель достать учебник достать тетрадь достать пенал убрать портфель начало алгоритма - овал конец алгоритма – овал действие - прямоугольник действие - прямоугольник действие - прямоугольник действие - прямоугольник действие - прямоугольник

Слайд 16

Практическая работа Алгоритм «Создай и раскрась звезду» 1. Начало 2. Создай новую Черепашку на рабочем столе 3. Для создания восьмиугольной звезды напиши в поле команд: опусти перо повтори 8 раз команды вперед 200, направо 135 4. Запусти Черепашку 5. Перейди в режим Рисование 6. Раскрась узор 7. Конец

Слайд 17

Практическая работа (дополнительно) Алгоритм «Создай орнамент» 1.Начало 2. В режиме Рисование возьми инструмент Прямоугольное выделение 3. Скопируй Звезду 6 раз и создай свой орнамент 4. Конец

Слайд 18

Домашнее задание: Учебник: § 3.3, вопросы и задания устно РТ: упр. №11, стр.81-82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект. Технология. 2 класс. Тема: "Матрешка". УМК "Перспектива"

Конспект + презентация к уроку технологии во 2 классе. Тема: Матрешка                                   ...

Учебно - методический комплект. ИЗО. 4 класс. Тема: "Лес, точно терем расписной"

Тема: «Лес, точно терем расписной…». Дисциплина: изобразительное искусство Тип урока: комбинированный Цель: творчески завершить работу над пейзажем; обобщить понимание законов перспекти...

Учебно - методический комплект. ИЗО. 2 класс. Тема: "Натюрморт из предметов старинного быта"

Тема: «Натюрморт из предметов старинного быта». Дисциплина: изобразительное искусство Тип урока: комбинированный Цель: Углублять у детей представление о натюрморте, способност...

Учебно - методический комплект. Математика. 2 класс. Тема: "Умножение числа 2. Умножение на число 2. Закрепление"

Тема: Умножение числа 2. Умножение на 2. Закрепление.Цели деятельности учителя: отрабатывать знание таблицы умножения на 2; повторить изученный материал; отрабатывать навыки решения задач на умножение...

Учебно - методический комплект. Математика. 3 класс. Тема: "Объединение множеств. Знак ∪"

Тема:  Объединение множеств. Знак ∪.         Цели деятельности учителя: 1) сформировать представление об операции объединения множеств, её графической и зн...