“Использование ИКТ, как условие повышения качества образования”
проект по информатике на тему

Борисова Жанна Владимировна

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки учителей. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». На современном этапе образования для обеспечения эффективности образовательного процесса невозможно обойтись без средств информатизации. Поэтому информационная компетентность является одной из основных характеристик  современного педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское занятие

Школы совершенствования педагогического мастерства на  тему

 «ИКТ – инструмент формирования УУД младшего школьника»

выступление

«ИКТ – инструмент формирования УУД младшего школьника»

Сообщение подготовила

                                                                     зам. директора по УВР

                                                                        Н.А. Патрахина

г. Новый Уренгой

12.12.2013г.

ИКТ – инструмент формирования УУД младшего школьника

      Слайд 2 Древняя китайская мудрость гласит:

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне действовать самому - и я научусь.

        Эти замечательные слова  как нельзя лучше разъясняют новые возможности учебной работы.        

 Слайд 3      С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, формирование УУД.

Слайд 4 Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на уровне начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

Слайд 5  При освоении личностных действий ведётся формирование:

  • критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  • основ правовой культуры в области использования информации.

Слайд 6 При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

• оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

• использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

• создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.

Слайд 7  При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

• поиск информации;

• фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

• структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

• создание простых гипермедиасообщений;

• построение простейших моделей объектов и процессов.

Слайд 8 ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

• обмен гипермедиасообщениями;

• выступление с аудиовизуальной поддержкой;

• фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

• общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

       Таким образом, важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка 21 века играет информатизация начальной школы. Виртуальный мир для обучающихся становится привычной средой обитания, в которой они чувствуют себя комфортно и уверенно, а у педагогов появляется возможность, используя информационно-коммуникационные технологии, представляющие комплекс прогрессивных и эффективных педагогических приемов, реализовать самые смелые, неожиданные идеи и самые уникальные проекты.

 Слайд 9-10 Начиная работать с интерактивным оборудованием и интерактивными учебными пособиями, мы понимали, что в современной школе все большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным программам, предполагающим использование принципиального новшества, вносимого компьютерными технологиями в образовательный процесс - интерактивности, позволяющей развивать активно-деятельностные формы обучения. Но при этом у нас появилось несколько важных, на наш взгляд, вопросов:

• Как достичь того, чтобы урок, на котором применяются ИКТ-технологии, был познавательным, учитывал интересы обучающихся, оставлял некоторую недосказанность и побуждал к творчеству, чтобы, закончив урок со звонком, ребятам хотелось прийти еще и вновь, с интересом и увлечением раскрывать новые тайны изучаемого предмета?

  • Какие формы деятельности, активизирующие образовательный процесс, целесообразно применять на уроке?
  • Существенно ли изменится интерес обучающихся к предметам, эффективность их самостоятельной работы и в целом эффективность учебного процесса, если использовать на уроках технические средства обучения и интерактивные технологии?

  Слайд 11-12    Практика показала, именно яркий, выразительный, динамичный, вызывающий интерес наглядный материал помогает включить ученика в активную работу и обеспечить наиболее полное восприятие целостного образа изучаемой ребёнком информации. Использование интерактивного оборудования как раз и предоставляет нам такие возможности. То, что ученик видит на экране интерактивного оборудования подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Объединение текстовой, графической, аудио-видеоинформации при помощи интерактивного оборудования способствует повышению качества преподносимой на уроке информации. Обучающиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале, тем самым повышается познавательная активность и мотивация к обучению, а это является залогом успешного урока и способствует формированию УУД.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.

На уроках в начальной школе педагогами используются следующие формы работы

Слайд 13  с интерактивной доской:

  • работа с текстом и изображениями
  • создание заметок с помощью электронных чернил
  • коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий
  • коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ
  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий
  • демонстрация проектов и презентаций, созданных учащимися
  • использование электронных интерактивных образовательных ресурсов и т.д.

Слайд 14  С мобильным классом (школьные нетбуки ClassmatePC):

  • тестирование
  • поиск информации
  • редактирование и отправка текстовых сообщений
  • демонстрация функции передачи файлов; записи экрана
  • создание проектов, презентаций
  • использование программы ArtRage (эмулятор традиционных средств рисования и живописи) на уроках ИЗО и внеурочной деятельности и т.д.

 

Слайд 15 С документ-камерой:

  • демонстрация реальных изображений (особенно в 1 классах для более наглядной работы с Прописью на уроке русского языка)
  • возможность быстрого редактирования письменных работ
  • установления обратной связи (при организации самоконтроля, проверке д/з)
  • проведение тестов с демонстрацией заданий и ответов и т.д.

Часть из них вы увидите сегодня.

Слайд 16 Перечисленные формы работы позволяют обучающимся овладеть  практическими навыками, а также общеучебными умениями, которые являются, важнейшим компонентом овладения информационной грамотностью и информационной культурой, помогают детям подготовиться к полноценной жизни в современном обществе, а педагогу формировать у обучающегося УУД (а именно это и есть главная задача стандартов второго поколения)

Отвечая на вопрос об эффективности применения ИКТ-технологий в учебном процессе, отметим, что наши ученики третий год демонстрируют устойчивый интерес к изучению предметов, который выражается в следующем:

  • 100% обучающихся 1-4 классов владеют навыками работы  на интерактивной доске,
  •  80% обучающихся демонстрируют умения работать на персональном компьютере

Слайд 17

  • Обучающиеся 1-3 классов, обучающиеся по программе «Перспективная начальная школа» ведут электронную переписку с авторами учебников и являются членами научного клуба «Ключ и заря», а материалы писем и блога используется как дополнительный материал на уроках;

Слайд 18

  • 57% обучающихся 1 - 3 классов под руководством учителя с привлечением родителей занимаются созданием проектов и презентаций, которые демонстрируются на уроках и позволяют повысить эффективность самостоятельной работы и качество знаний;
  • увеличилось количество участников научно-практической конференции «Я - исследователь».

Таким образом, применение ИКТ-технологий  в образовательном процессе - необходимый инструмент формирования УУД младшего школьника и повышения уровня знаний обучающихся.



Предварительный просмотр:

“Использование ИКТ как условие повышения качества образования”

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки учителей. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». На современном этапе образования для обеспечения эффективности образовательного процесса невозможно обойтись без средств информатизации. Поэтому информационная компетентность является одной из основных характеристик  современного педагога.

Есть ли проблемы в применении учителями инфомационно-коммуникационных технологий? Конечно.

  • психологические: некоторые учителя предпочтение отдают традиционным формам проведения урока (9%) или боятся ответственности за внедрение  ИКТ в учебный процесс (29%);
  • учебно-методические: учителя имеют слабое представление о дидактических возможностях современных электронных образовательных ресурсов (24%);
  • технические: недостаточный уровень владения компьютером и ИКТ (19%).

Учителя в различной степени обладают информационными компетенциями. Но в настоящее время уже все педагоги осознают необходимость усовершенствования в применении компьютера  и невозможно представить современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий.

Основными направлениями применения современных ИКТ в процессе обучения школьников можно выделить следующие:

  1. Использование мультимедийных презентаций в программе Power Point. Слайды помогают создать образ объекта или явления, увеличивают наглядность, занимательность, оживляют учебный процесс. А привлечение учащихся к созданию презентаций только удваивает эффект приобретения новых знаний.
  2. Создание авторских тестов, дидактических материалов или проведение занятий контроля и коррекции знаний по готовым электронным носителям, что позволяет разнообразить формы проверки и оценки знаний, умений, навыков учащихся.
  3. Выполнение учащимися творческих работ, исследовательских проектов способствует овладению умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
  4. Использование электронных учебников, компьютерных дисков по предмету позволяет сэкономить время как на уроке, так и при подготовке к нему, разнообразить виды учебной деятельности учащихся.
  5. Использование Интернет-ресурсов. Неоценима их роль при подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. Так при подготовке к ЕГЭ по математике помогают следующие ресурсы:

http://ege.uni-altai.ru — сайт информационной поддержки в Алтайском крае,

http://mathege.ru/or/ege/Main  - открытый банк заданий по математике,

http://free-math.ru - Свободная математика,

http://alexlarin.narod.ru/ege.html – сайт Ларина Александра Александровича,

http://4ege.ru/matematika/ — ЕГЭ портал. Математика,

http://www.ege-sdam.ru/index.html – сайт о том, что нужно для успешной сдачи ЕГЭ,

http://www.alleng.ru/edu/math.htm – образовательные ресурсы Интернета — Математика,

http://egerf.ru/http://www.ctege.org/content/category/9/44/42 — книги для подготовки к ЕГЭ по математике,

http://bonte70.narod.ru/links.html  — Математика.Готовимся вместе. ЕГЭ 2011, ГИА 2011

и другие.

  1. Участие в Интернет-конкурсах способствует развитию творческих, исследовательских способностей школьников.
  2. Работа с интерактивной доской. Её использование эффективно для изображения различных фигур, выделения нужной информации, добавления записи к заранее подготовленной информации, для удобства мультимедийного сопровождения. И вообще, учащимся нравится на ней работать.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет реализовать  деятельностный подход к изучению материала, рационально использовать время на уроке, дифференцировать работу учащихся, продемонстрировать им аккуратные, четкие образцы оформления решений, развить у них мотивацию на дальнейшую учебную деятельность и удовлетворение собственных познавательных интересов.

Использование Интернет является ещё и одной из форм повышения профессионально-личностного потенциала как педагога. Учителя имеют возможность на образовательных порталах создать свое виртуальное сообщество и обсуждать интересующие проблемы. Учителя школы зарегистрированы на сайтах АКИПКРО, Издательский дом «Первое сентября», «Интернет-педсовет», Завуч.Инфо, Российский общеобразовательный портал, ПроШколу.ру, Открытый класс, Учительский портал,  клуб учителей «Доживем до понедельника» и других, знакомясь с опытом, наработками других педагогов, принимая участие в конкурсах, форумах, публикуя свои разработки, транслируя собственный педагогический опыт. Через Интернет учителя повышают свой образовательный уровень, как в форме самообразования, так и проходя дистанционные курсы повышения квалификации.

К взаимодействию через Интернет подтягиваются и родители учащихся,  знакомясь в свободном режиме с работой учителей и результатами работы своего ребенка через сайт школы, Net-школу.

Что дает применение ИКТ, по мнению педагогов нашей школы, для осуществления образовательного процесса?

Для педагога:

  • повышение эффективности учебного процесса;
  • поиск новых, нетрадиционных форм и методов обучения;
  •  быстрый доступ к интересной информации;
  •  знакомство с новыми методическими разработками, направленными на внедрение инноваций в педагогический процесс;
  • помощь в  работе с текущей документацией;
  • методическое обеспечение педагогического и воспитательного процесса;
  • мониторинг образовательной деятельности.

Для учащихся:

-  повышение интереса к обучению и мотивации к учебной деятельности;

-  развитие активности, самостоятельности, творческих способностей;

-  быстрый доступ к интересной информации;

-  знакомство с позитивными возможностями интернет-технологий в процессе поисковой деятельности;

-  приобщение к современным средствам коммуникации;

-  обеспечения доступности образования;

-  виртуальное общение на вербальном и визуальном уровне.

Таким образом, целенаправленное использование возможностей ИКТ в образовательной деятельности позволяют повысить у учащихся мотивацию к обучению, формировать компоненты исследовательской культуры обучающихся, способствуют развитию ребенка и повышению качества образования. Хотя проблемы использования информационно-коммуникационных технологий остаются, и их разрешение, на наш взгляд, во многом зависит от учителя. Прежде всего, это должно быть самообразование, самосовершенствование в овладении информационными технологиями, творческий поиск нового каждым учителем с целью развития каждого ребенка и повышения качества образования в целом.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Данный материал показывает на практических примерах использование ИКТ-технологий на уроках в начальных классах....

Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»....

Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

Здесь  Вы  узнаете  о  воможностях  УМК  "Перспектива" направленые  на  повышения  качества  в реализации  стандартов  второго  по...

Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

Здесь  изложены  материалы  о  возможностях  УМК  "Перспектива"  для  повышения  качества  образования  в  рамках  реализации  ста...

«Использование современных педагогических технологий как условие повышения качества образования в школе»

Данная разработка поможет составить выступление на ШМО и много полезной информации....

«Использование педагогических технологий как необходимое условие повышения качества образования обучающихся»

презентация на тему «Использование педагогических технологий как необходимое условие повышения качества образования обучающихся»...