Статья "Использование ИКТ в процессе патриотического воспитания учащихся оборонно-спортивного профиля сельской школы".
статья по теме

Комогорова Любовь Федоровна

Статья "Использование ИКТ в процессе патриотического воспитания учащихся оборонно-спортивного профиля сельской школы". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность использования ИКТ в процессе патриотического воспитания учащихся оборонно-спортивного профиля сельской школы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения, росту преступности, нищеты,  потере духовных ценностей. Все это снизило воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией»[1].

В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников говорится: «В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.  д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.»[2]

Из этого видно, что необходимость патриотического воспитания сегодня является одной из актуальных и приоритетных задач государства, а значит, и воспитательной работы Урлукской средней общеобразовательной школы.

В 2007 году  был открыт класс оборонно-спортивного профиля (кадетский класс), в который вливаются ребята из разных сел. Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Личность гражданина-патриота характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявлением любви к Родине, к родному краю, к родным и близким, гордостью за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, уважением конституции страны.

Воспитательные функции в классе оборонно-спортивного профиля выполняются всеми педагогическими работниками, но главная роль в решении задач патриотического воспитания подрастающего поколения  отводится классному руководителю, воспитателям.

Усиление роли классного руководителя в школе, нахождение его в центре инновационной деятельности обозначено одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование»[3], национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»[4]. Следовательно, классный руководитель должен наполнить работу новым содержанием, формами и новыми технологиями.

В программе «Патриотическое воспитание учащихся МОУ Урлукской СОШ» отмечается, что обновление содержания  патриотического воспитания достигается путём системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • духовно-нравственное;
  • культурно-историческое;
  • гражданско-правовое;
  • военно-профессиональное[5].

Я считаю, что при решении задач в патриотическом воспитании школьников по всем этим направлениям классному руководителю целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии, реализующие личностно-ориентированную направленность.

Деятельность с использованием ИКТ строится по системе индивидуальных и коллективных проектов по техническому и творческому обеспечению различных внеурочных мероприятий. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности, интересы  каждого школьника, а, главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.

Направления использования ИКТ в процессе патриотического воспитания учащихся оборонно-спортивного профиля.

В практике по использованию ИКТ в процессе патриотического воспитания можно выделить следующие направления.

1. Использование  мультимедийной продукции, электронных ресурсов.

Классные и информационные часы, игры, общешкольные мероприятия  целесообразно сопровождать компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учащимися. Сегодня предлагается богатая видеопродукция по различным темам. Это учебные фильмы, фильмы о политических деятелях, исторических личностях, о культуре древней Руси и современной России, о специфике войск, об  учебных заведениях и многое другое. Все эти продукты, сочетая в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты, делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной для учащихся, а значит, способствуют повышению мотивации познавательной деятельности учащихся, развитию любознательности (Приложение 1. D:\Классные часы\На страже Родины), (Приложение 2. D:\ сценарий общешкольного мероприятия посвящение в кадеты),  

2. Поиск и обработка информации в сети Интернет.

При подготовке и проведении внеурочных мероприятий широко используются ресурсы сети Интернет. Такая форма работы активизирует познавательную деятельность, тем самым учащиеся развивают навыки работы с информацией. (Приложение 3. D:\Диск\Классные часы\Проф.играКак стать офицером).

3. Создание баз данных

Владение ИКТ помогает, с одной стороны, упростить свою работу. С другой стороны, есть прекрасная возможность для активизации учащихся. Они не просто получают готовый материал, а находятся в творческом поиске, совершенствуются, развиваются, готовятся активно к жизни, к выбору профессии. В коллекции класса оборонно-спортивного профиля имеются базы данных «Кадетские корпуса» (Приложение 4. D:\Диск\Базы данных\ Кадетские корпуса), база данных «Военные учебные заведения России» (Приложение 5. D:\Диск\Базы данных\ Военные учебные заведения России). В настоящее время с помощью электронной переписки устанавливаются связи с кадетскими корпусами.

4. Работа со звуком

Запись, обработка, монтаж развивают навыки работы с информацией, способствуют повышению мотивации. Созданная ребятами, интересующимися музыкой, фонотека «Патриотическое воспитание» позволяет сопровождать звуком различные мероприятия. (D:\Диск\ФонотекаПатриотическое воспитание)

5. Работа с графической и текстовой информацией — сканирование, обработка, создание собственных проектов 

По данному направлению для учащихся открывается широкое поле деятельности. Большой интерес ребята проявляют к созданию коллажей, социальной печатной рекламы (календарей, плакатов, открыток, боевых листков, визитных карточек и др.),  ведению классного фотоальбома. (Приложение 6. D:\Диск\Коллажи), (Приложение 7. D:\Диск\Социальная печатная реклама).

6. Работа с видео — запись (съемка), оцифровка, обработка, видеомонтаж в программе Windows Movie Maker.

Изюминкой является интересное направление работы—создание видеороликов. В видеороликах «Кадетство—это жизнь», «Присяга 2009-2010», во-первых, рассказывается о юношах кадетского класса, их активной жизненной позиции, нравственном, физическом, духовном становлении выпускников; во-вторых, о формировании и пропаганде гражданственности, патриотизма, трудолюбия, Любви к Родине, людям села,  окружающей природе, здорового образа жизни

Целевая аудитория—подрастающее поколение, юноши 9 класса Забайкальского края, желающих продолжить обучение в классе оборонно-спортивного профиля, родители, кадетские корпуса.

Через созданные ребятами видеоролики хочется донести страницы истории нашего кадетского корпуса, рассказать о выпускниках, их активной жизненной позиции. Материал используется на классных часах, родительских собраниях, в профориентации, на этапе предпрофильной и профессиональной подготовки школьников.

(D:\Диск\видеоролики\кадетство-этожизнь.D:\Диск\видеоролики\2009- 2010).

Таким образом, в наш век обширной информации, расширяется сфера применения ИКТ в процессе патриотического воспитания. Она не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки каких-либо материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных целей.

Личностно-ориентированная направленность ИКТ в процессе патриотического воспитания учащихся оборонно-спортивного профиля.

Ведущая роль в подготовке и проведении внеурочных мероприятий  с применением ИКТ, использовании сети Интернет, электронных пособий, умении пользоваться компьютером и ПО принадлежит классному руководителю. От его активности, мастерства во многом зависит успех воспитания.

При правильной постановке внеурочные мероприятия с использованием ИКТ могут играть огромную роль в воспитании, т.к. формируется мировоззрение подрастающего поколения, патриотизм, развивается духовно-нравственная культура, воспитывается толерантность, гуманизм;  помогают учащемуся выявить и развивать свои потенциальные творческие способности; достаточно рано определиться в своих интересах; удовлетворять свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы.

Подготовка к мероприятию - процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания. Здесь каждый может найти дело по душе. Попробовать себя в качестве музыканта, поэта, сценариста, декоратора…. Результатом может быть выпуск газет, плакатов, презентаций, литературных сочинений, рекламных буклетов и много другого, в зависимости от готовящегося мероприятия, т.е. каждый выбирает форму и вид творчества в соответствии со своими возможностями и интересами и предлагает свой творческий проект. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Каждый находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создании нового. Результатом такого творчества становятся написанные сценарии, стихи, песни, оформленные в текстовом редакторе Microsoft Office Word, на сцене демонстрируются выступления с использованием мультимедийных презентаций, видеороликов. Каждый проект, созданный с помощью программ Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Windows Movie Maker – это огромный труд ученика и учителя, который не просто оценивается и “убирается на полку”, а используется в дальнейшей работе. Фотовыставки творчества, а также публичные выступления учащихся друг перед другом, перед ровесниками создают ситуацию успеха, ситуацию оценки своих достижений относительно успехов других. В процессе творчества с использованием ИКТ ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают много нового. Таким образом, происходит формирование и сплочение классного коллектива и формирование творческой личности учащегося в информационной среде. Участвуя в познавательных и интеллектуальных мероприятиях учащиеся в творческой, игровой форме проявляют и тренируют свою сообразительность, умение логически мыслить, способность работать в группе, расширяют кругозор, приобретают умение пользоваться сетью Интернет, энциклопедиями. Например, организуя военно-спортивную игру «Граница» ищут ответы на вопросы в материалах, опубликованных в Интернете, решают, как оценивать участников, придумывают различные номинации. Это коллективное творчество создает условия для проявления интеллектуальных, творческих возможностей учащихся с использованием ИКТ.

Итогом творчества становятся классные часы, профориентационные игры, другие мероприятия с использованием различных средств ИКТ. После проведенного мероприятия проводится подведение итогов, анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для классного руководителя - это диагностика. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.

Ребятам очень нравятся такие формы, они с удовольствием посещают их и помогают в подготовке. О результативности и эффективности использования ИКТ, интересных формах внеурочных мероприятий в процессе патриотического воспитания учащихся свидетельствуют положительные отзывы ребят и родителей (Приложение 8), результаты проведенного анкетирования среди учащихся 11 – б класса  оборонно-спортивного профиля. На вопрос «Нравятся ли тебе внеклассные мероприятия патриотической направленности, проводимые с использованием ИКТ» 100% учащихся дали ответ «Да».

На вопрос «В чем Вы видите пользу от проведения мероприятия с применением  ИКТ?» ребята ответили следующим образом: 

- в самостоятельном создании интересных продуктов-100%;

- в формировании патриотического воспитания-100%;

- в совместной творческой деятельности-86%;                          

- в расширении представлений о мире военных профессий-93%;        

- в освоении ресурсов сети Интернет-90%;

- в развитии навыков самостоятельной работы с различной информацией, компьютером-64%;

- в повышении интереса к миру профессий-89%;

- в развитии-90%.  

Динамика развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных качеств  у старшеклассников:

-1 место в школьной НПК «Шаг в науку», секция «Историческая», авторы Снетов Е., Загидулин М., Шушурихин А., презентация, 2008 г.

-2 место в районной НПК «Шаг в науку», секция «Историческая», авторы Снетов Е., Загидулин М., Шушурихин А., презентация, 2008 г.

-1 место в школьной НПК «Шаг в науку», секция «Историко-краеведческая», автор Ведерников Ю., презентация, 2009 г.   

-участие в районной НПК «Шаг в науку», секция «Историко-краеведческая», автор Ведерников Ю., презентация, 2009 г.                                           

Динамика развития творческих  качеств, патриотизма у старшеклассников:

- подготовка презентаций для творческого отчета школы, общешкольного праздника «Посвящение в кадеты», авторы Загидулин М, Иванов Р., 2009 г.

-участие в районном мероприятии «Праздник мам», номинация «рукопашный бой», фотоколлекция,  кадеты  1 взвода, 2008 г.

-районный конкурс «Неболит», номинация «Традиции семейного воспитания», автор Крюков В., 2009г.

-участие в краевом семинаре «Патриотическое воспитание и кадетское образование», видеофильм, фотовыставка, авторы Лоскутников Д., Линейцев С., 2009 г.

-участие в краевом конкурсе детского и юношеского кино- и видеотворчества , автор Курпишев А. «Кадетство», 2009 г.;

-участие в окружной военно-спортивной игре «Граница», номинация «интеллектуальный конкурс», учащиеся 1 взвода, 2009г.

-участие в краевом конкурсе «Моя малая Родина», номинация «социальная печатная реклама»,  авторы Сафронов А., Волошин М., 2010 г.

Одним из показателей  результативности воспитательной работы всей команды педагогов, воспитателей является то, что ни один учащийся кадетского класса не уклонился от службы в рядах армии.  74 % выпускников 2009 года связали свою жизнь с Российской Армией.

Таким образом, внедрение ИКТ во внеурочную деятельность, во-первых, повышает мотивацию, уровень гражданской активности учащихся, духовности, межличностных отношений в классном коллективе, зрелости к выполнению гражданского долга, стремления служить интересам Отечества; во-вторых, влияет на саморазвитие, самореализацию, самоопределение, в-третьих, является способом разнообразия форм работы с учащимися, активизации воспитательной работы в новых условиях.

Современному выпускнику предстоит жить в мире, в котором творческое видение с умением использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По-настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебно-воспитательном процессе.

В педагогической копилке имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий по воспитанию патриотизма с применением ИКТ, которые могут быть использованы коллегами в профориентации, на этапе предпрофильной подготовки школьников.    

Методические запасы постоянно пополняются,  наиболее интересные находки обобщаются.

Важно отметить, что воспитание успешно, если оно системно, поэтому в будущем работа в этом направлении будет обязательно продолжена, и планируется  обмен опытом с кадетскими корпусами Забайкальского края.

Список используемой литературы

  1. Послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 года.
  2. http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/
  3. http://mon.gov.ru/pro/pnpo/
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  5. Программа «Патриотическое воспитание учащихся МОУ Урлукской СОШ»
  6. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий /Под редакцией А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС, 2007. 160с.:ил.
  7. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.:Вербум-М, 2001. – 64с.
  8. Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова М.А. Основы применения ИКТ в учебном процессе. Академия АЙТИ. 160 с.


[1] Послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 года.

[2] Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

[3] http://mon.gov.ru/pro/pnpo/  Национальный проект «Образование»

[5] Программа «Патриотическое воспитание учащихся МОУ Урлукской СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.

Интегрированный урок  по русскому языку с элементами краеведения для учителей начальных классов  по УМК «Русский язык» В. П. Канакиной. Цель использования краеведческого материала: воспитани...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»

Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала».   На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...

Использование ИКТ в патриотическом воспитании учащихся начальной школы

Основная воспитательная ценность  информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, о...

Патриотическое воспитание учащихся начальной школы

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период  в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нра...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы

         Патриотическое воспитание — это непрерывный процесс. Начинается он в семье, продолжается в школе, а дальше сама жизнь формирует патриотов. Настоящим...