Патриотическое воспитание учащихся в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в школе на разных этапах существования системы образования. Но в какой-то момент образовался вакуум в нравственном воспитании школьника. Я пытаюсь его заполнить. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon patriot.vospitanie.zip1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5 г.Буинска РТ»

Патриотическое воспитание

в начальной школе

(выступление на педагогическом совете 29 января 2016г.)

Учитель начальных классов: Михайлова С.В.

г.Буинск

  1. Вступление.

 B последние годы достаточно актуальным стал вопрос о патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее. Задача учителя - правильно организовать занятия по данной тематике. Здесь потребуется проявить творческий подход, а также умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций не только той страны, в которой проживают, но и своего региона. Одной из оптимальных форм проведения такого занятия является внеклассное мероприятие. Целью занятий является введение детей в историю русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре. Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной мере учесть. Такие занятия помогают сформировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей.

Любовь к родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые?  Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Перед учителем возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих детей? Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее.

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории. Отрадно, что сейчас на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности.

  1. Патриот. Кто это?

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.

Так значение этих слов объясняется в “Словаре русского языка” С. И. Ожегова.

Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого и нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем и будущем своих маленьких граждан.

  1. Теоретическая часть. 

Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в школе на разных этапах существования системы образования. Но в какой-то момент образовался вакуум в нравственном воспитании школьника. Я пытаюсь его заполнить. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.

Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. Я провожу следующую работу: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала. Это и просмотр фильмов по истории и природоведению, по трудовому обучению с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших бывших и теперешних соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины.

В учебниках начальной школы по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике очень много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов своей страны. Главное, чтобы было желание у учителя и родителей. Ведь они один из главных “винтиков” в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем учителя.

Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим старших и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы. Хочется так воспитать своего ученика, чтобы он очень любил ту землю, на которой он родился, ту страну, в которой он живёт, учится, растёт, которая о нём заботится. И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не меньшая, а может быть даже более главная, чем обучение.

В учебниках благодатный материал для воспитания гордости за наш народ, за нашу страну, которая выстояла, несмотря на все войны, в которые была втянута своими правителями, а также другими государствами.

Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России. Задачи заключаются в следующем:

  • расширение исторических знаний детей;
  • использование воспоминаний очевидцев событий;
  • актуализация сведений о роли нашего народа в тех или иных событиях, формирование у детей представления о многогранности исторических явлений; этому способствует культурный дневник школьника ,
  • развитие умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;
  • повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования, воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, учить не предавать друзей, близких им людей,

Этому способствуют утренники, проводимые в школе во внеурочное время,  музыкально-литературные композиции,  концертные программы в доме пристарелых ,посвящённые значимым событиям в нашей стране, Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия очень сплачивают детей. Особенно важно, я считаю, проводить праздники с детьми не одного класса, а с детьми из разных параллелей. Ежегодно с учащимися младших классов проводится малая Зарница приуроченная к Дню вооруженных сил России, Очень интересно прошли соревнования между командами пап , которые вместе со своими детьми состязались в различных конкурсах ,

Каждый год проводятся различные мероприятия, посвящённые годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.:

  • уроки “Страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”, “Народ в Великой Отечественной войне 1941-1945годов”;
  • конкурсы рисунков, поделок, значков и памятных знаков, посвящённых событиям и Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
  • конкурсы стихов, рассказов и конкурс чтецов;
  • беседы-рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
  • экскурсии   в краеведческий музей, памятникам  нашего города
  • в творческом отчете школы посвященном 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. активное участие принимали и ученики начальных классов:
  • в честь памяти героев вов проводится акция «георгиевская ленточка»
  • в городском конкурсе посвящённом событиям и Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов макет  изготовленный учителями начальных классов занял призовое место.
  • Традиционно  9 мая проводится массовое шествие бессмертного полка, где ученики начальных классов так же не остаются в стороне.
  1. Заключение. 

Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в первую очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в современной начальной школе.

Данная работа затрагивает некоторые проблемы патриотического воспитания школьников в современном обществе на начальном этапе обучения, а также предлагает конспект занятия в 1-2ом классе по заданной те...

Система работы по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися начальной школы

Основной задачей военно-патриотического воспитания младшего школьника я считаю формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны (изучение государственны...

Патриотического воспитания в современной начальной школе.

Содержание  Введение……………………………………………………………………..Психолого-педагогические основы патриотического воспитания  в современной начальной школе. Основные направления и задачи педагогиче...

Использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании на уроках начальной школе

Выступление на МО "Использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании на уроках начальной школе"...

Доклад «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе»

Доклад, посвященный тематике Духовно- нравственного развития и гражданско - патриотического воспитания в начальной школе...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравстве...