Патриотического воспитания в современной начальной школе.
опыты и эксперименты (2 класс) по теме

Федорова  Лидия Сергеевна

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..

Психолого-педагогические основы патриотического воспитания  в современной начальной школе. Основные направления и задачи педагогической деятельности по организации патриотического воспитания младших школьников в рамках ФГОС во внеурочной деятельности .

Заключение……………………………………………………………………

      Список литературы………………………………………………………….

      Приложение 1.

      Программа патриотического воспитания «Край, в котором я живу.» для учащихся начальной школы.

                                                      Введение

       Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества.

Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования от 09.10.2009 г. ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника :

·        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

·        уважая   и принимая ценности семьи и общества;

·        любознательный, активно заинтересованно познающий мир;

·        владея основами умения учиться, быть готовым к организации собственной деятельности;

·        готов  самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

·         уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

·        выполняя правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

 

Поэтому мною была выбрана тема: «Патриотическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС во внеурочной деятельности.»

  На тему гражданско-патриотического воспитания теперь, к сожалению, не принято говорить в семье. Даже во внешне благополучных семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений, родители заботятся только о материальном достатке. Однако, именно семья закладывает первый опыт нравственного поведения ребёнка.

Цель работы: изучение и систематизация материала по патриотическому воспитанию младших школьников, внедрение в свою работу наиболее эффективных, психологически обоснованных приёмов и форм по воспитанию патриотических чувств учащихся.

  Для этого мне пришлось решить следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

2.Определить особенности патриотического воспитания младших школьников в современных условиях;

3.Изучить и определить эффективные пути взаимодействия с общественностью и семьёй для достижения поставленных целей;

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу:

Гражданско - патриотическое воспитание станет эффективным, если будет обеспечена системная организация патриотической работы, включающая учебную и вне учебную деятельность, а также взаимодействие школы и семьи.

В своей работе я использовала следующие методы:

1)    анализ и изучение научно-методической литературы; практическая деятельность программы гражданско-патриотического воспитания;

2)    наблюдение за результатами работы по формированию патриотических чувств во внеурочной деятельности в начальной школе и последующий анализ.

 

 

 

Особое место в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну занимает начальная школа

 Анализ уровня воспитанности учеников, наблюдения по­зволили мне определить направление моей педагогической работы

Ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания  остаются урок и внеурочная деятельность. Именно на  них должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества.

Подробнее остановлюсь на программе «Край, в котором я  живу» на 2012 - 2014 годы.

Основные направления работы по этой программе:

•        Гражданско-патриотическое

•        Социально-патриотическое

•        Духовно - нравственное

•        Героико-патриотическое

•        Военно-патриотическое

•        Историко-краеведческое

•        Спортивно- патриотическое

По гражданско-патриотическому направлению мной были проведены классные часы, уроки – путешествия, викторины.

Например, по теме: «Я хочу вам рассказать, где люблю бывать», позволило мне, как педагогу и классному руководителю, оценить социальную компетентность обучающихся. Дети по­казали свои знания, умения, опыт, полученные как в школе, так и вне её пре­делов. Необычная форма работы позволила рассмотреть и оценить возмож­ности детей: познавательные, коммуникативные, организационно - деятельностные. Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями о родном городе. Итогом работы было составление маршрутов экскурсий по местам города, значимым для обучающихся.

С целью духовно-нравственного воспитания на классных часах раскрывались понятия: «добро», «доброта», «внимание», «отзывчивость» и другие положительные и отрица­тельные качества человека, происходило развитие социально-психологической компетентности детей.

В рамках социально-патриотического направления учащиеся прини­мали участие в творческом проекте «Добрые дети Лесного».

Они изготавливали плакаты о добре, адресованные своим сверстникам с призывом по-доброму относиться друг к другу; рисовали добрых ангелов; фотографировали моменты добрых поступков.

Одно из заданий творческого проекта - это «Каждый день каникул -доброе дело». Перед детьми была поставлена задача - увидеть, где и кому нужна помощь. Ребята помогали родителям, пожилым людям, малышам из детского сада; некоторые принимали участие в субботнике в своём дворе; сделали кормушки для птиц. Итогом всей этой работы было творче­ское задание: оформить «Календарь добрых дел». Мы отправили в детскую библиотеку календарь добрых дел класса и несколько индивидуальных ра­бот.

Творческая презентация: «Город. Детство. Доброта» - итоговый отчёт проекта «Добрый город».

В рамках героико-патриотического и военно-патриотического на­правления дети принимали участие в литературно-историческом проекте «Наследники Победы ». Ребята посетили книжные, творческие выставки; ветеранов Вели­кой Отечественной войны; литературный цикл бесед: «Непридуманные ге­рои»,   « Великая Отечественная: Хроника. События. Факты»; принимали участие в литературно-исторической виктори­не «И память книга оживит».

Защита мультимедийных презентаций книг о войне «Что читать нам о войне» позволила детям прочувствовать, окунуться во времена Великой Отечественной войны, поделиться впечатлениями о кни­гах, прочитанных дома на военную тематику».

Историко-краеведческое направление. Посещение музея по программе «От краеведения к краелюбию» способствует более углублённо проводить мероприятия. Дети знакомятся с природой родного края, с бытом жителей в дореволюционное и советское время, с современниками, прославившими родной край, с традициями рус­ского народа, сложившимися на протяжении веков.

Каждое занятие в музее имеет творческую, практическую направлен­ность.

Таким образом, результаты наблюдений, уровня воспитанности позволяют говорить о том, что патриотическое воспитание становится эффективным, если будет обеспечена системная организация патриотической работы, включающая учебную и вне учебную деятельность. Считаю, что при реализации программы «Край, в котором я живу» в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско-патриотических чувств.

 

 

 

Психолого-педагогические основы патриотического воспитания в современной начальной школе

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.

Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля.

Воспитание гражданственности – это формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Всё это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убеждённости и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

Понятие патриотизм включает в себя:

·        чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·        уважительное отношение к языку своего народа;

·        заботу об интересах Родины;

·        осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·        проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·        гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·        гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;

·        уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·        ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выражение в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

·        гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности

 

Чувство любви к Отечеству присущи всем нациям. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества воспитываются с раннего  детства.  Считаю что при реализации программы «Край, в котором  я живу» в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств.

Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного  воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребёнка, начальная школа пытается формировать чувства патриотизма, , товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире.

Патриотическое воспитание включает в себя и воспитание дружелюбного отношения к детям других национальностей. Формирование представлений о жизни и труде разных народов позволяет подвести к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи.

 Незаменимыми помощниками в воспитательной работе и таком ее направлении, как патриотическое воспитание, становятся родители. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир.

Воспитание гражданина происходит и тогда, когда младший школьник приобщается к искусству страны, народному творчеству, когда он знакомится с людьми, прославившими  Родину:  художниками, композиторами,  спортсменами, космонавтами, и героями, защищавшими страну.

Нужно, чтобы у школьника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является Человек.

Воспитание гражданина невозможно, если не привить малому человеку патриотические чувства. ( В.А. Сухомлинский)

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.      И.А.Пашкович. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. -  Волгоград: Учитель, 2010г.

2.      Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 1 – 4 классы. – М.: 2012г.Тисленкова Н.А. Нравственное воспитание в средней школе. Пособие для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. – 2011г

3.      Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Классные часы в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

Г.П. Попова. Классные часы в 3 клас

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в современной начальной школе.

Данная работа затрагивает некоторые проблемы патриотического воспитания школьников в современном обществе на начальном этапе обучения, а также предлагает конспект занятия в 1-2ом классе по заданной те...

Система работы по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися начальной школы

Основной задачей военно-патриотического воспитания младшего школьника я считаю формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны (изучение государственны...

Патриотическое воспитание учащихся в начальной школе

Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в школе на разных этапах существования системы образования. Но в какой-то момент образовался вакуум в нравственном воспитании школьника. Я пытаюс...

Использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании на уроках начальной школе

Выступление на МО "Использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании на уроках начальной школе"...

Внеклассное мероприятие по спортивно-патриотическому воспитанию для учащихся начальной школы «Солдатами не рождаются – солдатами становятся»

Продолжать знакомить детей с историей страны, расширить знания школьников о Великой Отечественной  войне;   формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные сит...

Лекция для педагогов "Основные аспекты и принципы гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе изучения отечественной философской и педагогической мысли"

Лекция для педагогов "Основные аспекты и принципы гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе изучения отечественной философской и педагогической мысли...