Главные вкладки

    Лекция для педагогов "Основные аспекты и принципы гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе изучения отечественной философской и педагогической мысли"
    материал

    СЕРГЕЕНКОВА ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА

    Лекция для педагогов "Основные аспекты и принципы гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе изучения отечественной философской и педагогической мысли"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lektsiya.docx32.43 КБ
    Файл prezentatsiya_k_lektsii.pptx3 МБ

    Предварительный просмотр:

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Тема моей лекции:  «Основные аспекты и принципы гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе изучения отечественной философской и педагогической мысли».

    Актуальность темы лекции обусловлена недостаточным использованием преемственности и отечественной педагогической традиции в воспитательном процессе современной общеобразовательной школы.

    Задачи:

    1. Определение понятий «гражданственность», «патриотизм», «родина», «отечество»;
    2. Определение и систематизация основных аспектов гражданско-патриотического воспитания;
    3. Формирование основных принципов гражданско-патриотического воспитания;
    4. Разработка форм и средств гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и способы их применения.

    Каждый учитель счастлив воспитать человека, наделённого качествами гражданина и патриота. Такой воспитанник – гордость учителя. Как же это сделать?

    Давайте определимся, в чём заключается содержание известных нам понятий «гражданственность» и «патриотизм», каковы аспекты и принципы воспитания гражданственности и патриотизма. С этой целью обратимся к отечественному философскому и педагогическому наследию.

    Отметим, что ни в одном из учебников для начальной школы определения необходимых нам понятий нет.

    I. В словаре русского языка С.И. Ожегова читаем: «гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся правами, обеспеченными Конституцией, и исполняющее все установленные Конституцией обязанности». То есть, гражданственность отражает взаимосвязь человека с обществом и государством.

    Термин «патриот» в словаре В.И. Даля – это «любитель Отечества, ревнитель о благе его». То есть, патриотизм отражает деятельную любовь человека к родине, эмоционально выражает национальный дух личности и народа.

    II. Теперь мы с вами видим, что в содержании понятий «гражданственность» и «патриотизм» отражаются все жизненные аспекты. Определяем их:

    • социальный – как главная цель служения свободному обществу;
    • политико-правовой – как качественное выполнение возложенных на человека общественных функций и уважительное отношение к другим гражданам;
    • культурологический – как осознание своего места в культурном пространстве страны;
    • нравственный – как воспитание граждан на началах гуманности и добродетели;
    • национальный – как отождествление себя с понятием «отечество»;
    • образовательный – как освоение знаний, необходимых для пользы себе, обществу и государству.

    В одном ряду с понятиями «гражданственность» и «патриотизм» находятся понятия «отечество» и «родина». Понятие «отечество» раскрывается российской философией как социально-политическое явление, так как его природа связана с конкретными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. Понятие «родина» составляет инвариантную основу понятия «патриотизм», отражающую черты, присущие каждому народу. Разграничение понятий «родина» и «патриотизм» обусловило в российской философии включение в определение понятия «патриотизм» таких составляющих, как «любовь к родине» и «верность отечеству».

    III. Основные принципы гражданско-патриотического воспитания складывались в отечественной педагогике с о времен Киевской Руси семьёй, наставниками и церковью, школой – начиная со средневекового Московского государства и педагогической наукой, расцвет которой пришёлся на XIX-XX века.

    Мы выделим с вами пять основных принципов:

    Первый - народность, что предполагает развитие национального самосознания и сочетания общечеловеческих ценностей с национальными приоритетами.

    Идея эта звучит у педагога Льва Ивановича Поливанова, убеждённого в том, что ребёнок сначала должен усвоить нормы народной этики, а потом уже библейские истины. Свои хрестоматии по литературе он начинал с текстов русских сказок, песен, поговорок, пословиц. Стараясь через фольклор объяснить такие понятия, как «семья», «родина», «труд», «государство». В своих педагогических трудах развивал мысли о двух системах обучения и воспитания. Первая – воспитание человека народного – «ответственного деятеля практической среды», вторая – система обучения интеллигента-космополита, «умеющего мыслить глобально.

    Педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский считал, что «воспитание превращается в долг каждого – и для воспитывающего, и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной, Богом».

    Второй принцип - национальное самосознание. Историк и педагог Василий Васильевич Розанов считал, что «познание, взращивание и укоренение идеальных ценностей своего народа открывает подрастающим поколениям пути постижения особенностей духа и национальных идей других народов… Нельзя познать дух и полюбить человечество, не познав и не полюбив духа своего народа и отечества. Таким образом, в содержательном плане национальные идеи других народов являются важнейшей основой национально-гражданского и всечеловеческого воспитания».

    Третий принцип - преемственность и развитие культурной традиции. Русский историк Василий Осипович Ключевский указывал, что «личность, общество и природа страны – вот те три основные силы, которые строят людское общежитие. Общежитие поддерживается двумя средствами: общением и преемством». Павел Петрович Блонский, педагог и психолог, задачей патриотического воспитания считал сохранение преемственности и обеспечение роста общей культурной традиции. Намечая национальную программу воспитания, представлял, что целью всякого воспитания является «выработка активного деятеля отечества и активной нации, способной к национальному творчеству и национальному самоопределению».

    Четвертый принцип - нравственность – уважение к людям другой национальности, честность, трудолюбие, справедливость, бескорыстное служение своему народу.

    Теоретиком и историком воспитания и образования Петр Федорович Каптеревым высшая цель воспитания указывается в воспитании нравственном, в воспитании нравственного характера, всё же прочее должно подчиняться этой наивысшей цели. Владимир Яковлевич Стоюнин считал, что «нравственный живительный идеал развивается и проникает в сердце только в связи с действительною общественною жизнию… Школа должна приготовить духовные силы юноши для создания идеала, должна пробудить в нём бескорыстную любовь к истине, правде, добру и прекрасному, и стремления к ним…».

    И, наконец, пятый принцип - гуманизма. Советский педагог Владимир Абрамович Караковский сформулировал этот принцип следующим образом: «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека… школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».

    IV. Знание и синтез основных аспектов и принципов гражданско-патриотического воспитания позволяет профессионально разрабатывать и творчески использовать его средства и формы, например:

    • приоритетное использование родного языка в различных видах учебно-воспитательной работы;
    • приоритетное изучение родной литературы и истории;
    • изучение истории и культуры родного края;
    • изучение истории семьи.

    Таким образом, мы определили понятие «гражданственность», «патриотизм», «родина», «отечество»; определили и систематизировали основные аспекты гражданско-патриотического воспитания; сформулировали основные принципов гражданско-патриотического воспитания; рассмотрели некоторые формы и средства гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и способы их применения. То есть, решили поставленные лекционные задачи.

    V. Отношение отечественной философской и педагогической мысли к понятиям гражданственности и патриотизма определило цель и понятие гражданско-патриотического воспитания как целенаправленной деятельности семьи, школы и государства по формированию нравственной, социально активной личности, гармонично сочетающей способность к рациональному освоению норм и требований общества с эмоциональным проявлением национального духа.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «России дух питаем с детства» « Основные аспекты и принципы гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе изучения отечественной философской и педагогической мысли»

    Слайд 2

    Задачи: Определение понятий «гражданственность», «патриотизм», «родина», «отечество ». Определение и систематизация основных аспектов гражданско-патриотического воспитания. Формирование основных принципов гражданско-патриотического воспитания. Разработка форм и средств гражданско- патриотического воспитания в начальной школе и способы их применения.

    Слайд 3

    Гражданственность отражает взаимосвязь человека с обществом и государством. Патриотизм отражает деятельную любовь человека к родине, эмоционально выражает национальный дух личности и народа.

    Слайд 4

    Гражданственность Патриотизм Национальны й Политико-правовой Культурологический Нравственный Социальный Образовательный

    Слайд 5

    Принцип народности «Существует две системы обучения и воспитания. Первая – воспитание человека народного – «ответственного деятеля практической среды», вторая – система обучения интеллигента-космополита, умеющего мыслить глобально». Поливанов Лев Иванович Сорока- Росинский Виктор Николаевич « В оспитание превращается в долг каждого – и для воспитывающего, и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной, Богом ».

    Слайд 6

    Принцип преемственности и развития культурной традиции «Личность , общество и природа страны – вот те три основные силы, которые строят людское общежитие. Общежитие поддерживается двумя средствами: общением и преемством ». Ключевский Василий Осипович Блонский Павел Петрович «Целью всякого воспитания является выработка активного деятеля отечества и активной нации, способной к национальному творчеству и национальному самоопределению ».

    Слайд 7

    Принцип нравственности «Высшая цель воспитания указывается в воспитании нравственном, в воспитании нравственного характера, все же прочее должно подчиняться этой наивысшей цели ». Каптерев Петр Федорович Стоюнин Владимир Яковлевич «Школа должна приготовить духовные силы юноши для создания идеала, должна пробудить в нем бескорыстную любовь к истине, правде, добру и прекрасному, и стремления к ним …»

    Слайд 8

    Принцип гуманизма « Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека… Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому ». Караковский Владимир Абрамович

    Слайд 9

    Приоритетное изучение родной литературы и истории Проект «Памятники Смоленска» Юбилейные чтения «Сергей Михалков - детям» Классный час «Люблю тебя, мой город!»

    Слайд 10

    Изучение истории и культуры родного края В музее «Смоленский лен» Фестиваль творчества «Моему городу» Проект «Мои знаменитые земляки»

    Слайд 11

    Леписа Николай Максимович Гоев Федор Павлович Цуранов Николай Романович Новиков Николай Иванович Саполнов Трофим Митрофанович Николаев Александр Федорович

    Слайд 12

    Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность семьи, школы и государства по формированию нравственной, социально активной личности, гармонично сочетающей способность к рациональному освоению норм и требований общества с эмоциональным проявлением национального духа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дистанционное обучение в современной общеобразовательной школе

    Технология дистанционного обучения в школе....

    Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

    В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

    Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление) курса «Севастополеведение» в начальной школе «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» (для 3 класса)

    Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)курса «Севастополеведение» в начальной школе«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»(для 3 кла...

    Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

    Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

    «Воспитание экологической культуры младших школьников на основе изучения предметов начальной школы, а также во внеурочной деятельности».

    Основная цель экологического воспитания -формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции...