Лекция для педагогов "Основные аспекты и принципы гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе изучения отечественной философской и педагогической мысли"
материал
Лекция для педагогов "Основные аспекты и принципы гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе изучения отечественной философской и педагогической мысли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya.docx | 32.43 КБ |
prezentatsiya_k_lektsii.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моей лекции: «Основные аспекты и принципы гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе на основе изучения отечественной философской и педагогической мысли».
Актуальность темы лекции обусловлена недостаточным использованием преемственности и отечественной педагогической традиции в воспитательном процессе современной общеобразовательной школы.
Задачи:
- Определение понятий «гражданственность», «патриотизм», «родина», «отечество»;
- Определение и систематизация основных аспектов гражданско-патриотического воспитания;
- Формирование основных принципов гражданско-патриотического воспитания;
- Разработка форм и средств гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и способы их применения.
Каждый учитель счастлив воспитать человека, наделённого качествами гражданина и патриота. Такой воспитанник – гордость учителя. Как же это сделать?
Давайте определимся, в чём заключается содержание известных нам понятий «гражданственность» и «патриотизм», каковы аспекты и принципы воспитания гражданственности и патриотизма. С этой целью обратимся к отечественному философскому и педагогическому наследию.
Отметим, что ни в одном из учебников для начальной школы определения необходимых нам понятий нет.
I. В словаре русского языка С.И. Ожегова читаем: «гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся правами, обеспеченными Конституцией, и исполняющее все установленные Конституцией обязанности». То есть, гражданственность отражает взаимосвязь человека с обществом и государством.
Термин «патриот» в словаре В.И. Даля – это «любитель Отечества, ревнитель о благе его». То есть, патриотизм отражает деятельную любовь человека к родине, эмоционально выражает национальный дух личности и народа.
II. Теперь мы с вами видим, что в содержании понятий «гражданственность» и «патриотизм» отражаются все жизненные аспекты. Определяем их:
- социальный – как главная цель служения свободному обществу;
- политико-правовой – как качественное выполнение возложенных на человека общественных функций и уважительное отношение к другим гражданам;
- культурологический – как осознание своего места в культурном пространстве страны;
- нравственный – как воспитание граждан на началах гуманности и добродетели;
- национальный – как отождествление себя с понятием «отечество»;
- образовательный – как освоение знаний, необходимых для пользы себе, обществу и государству.
В одном ряду с понятиями «гражданственность» и «патриотизм» находятся понятия «отечество» и «родина». Понятие «отечество» раскрывается российской философией как социально-политическое явление, так как его природа связана с конкретными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. Понятие «родина» составляет инвариантную основу понятия «патриотизм», отражающую черты, присущие каждому народу. Разграничение понятий «родина» и «патриотизм» обусловило в российской философии включение в определение понятия «патриотизм» таких составляющих, как «любовь к родине» и «верность отечеству».
III. Основные принципы гражданско-патриотического воспитания складывались в отечественной педагогике с о времен Киевской Руси семьёй, наставниками и церковью, школой – начиная со средневекового Московского государства и педагогической наукой, расцвет которой пришёлся на XIX-XX века.
Мы выделим с вами пять основных принципов:
Первый - народность, что предполагает развитие национального самосознания и сочетания общечеловеческих ценностей с национальными приоритетами.
Идея эта звучит у педагога Льва Ивановича Поливанова, убеждённого в том, что ребёнок сначала должен усвоить нормы народной этики, а потом уже библейские истины. Свои хрестоматии по литературе он начинал с текстов русских сказок, песен, поговорок, пословиц. Стараясь через фольклор объяснить такие понятия, как «семья», «родина», «труд», «государство». В своих педагогических трудах развивал мысли о двух системах обучения и воспитания. Первая – воспитание человека народного – «ответственного деятеля практической среды», вторая – система обучения интеллигента-космополита, «умеющего мыслить глобально.
Педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский считал, что «воспитание превращается в долг каждого – и для воспитывающего, и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной, Богом».
Второй принцип - национальное самосознание. Историк и педагог Василий Васильевич Розанов считал, что «познание, взращивание и укоренение идеальных ценностей своего народа открывает подрастающим поколениям пути постижения особенностей духа и национальных идей других народов… Нельзя познать дух и полюбить человечество, не познав и не полюбив духа своего народа и отечества. Таким образом, в содержательном плане национальные идеи других народов являются важнейшей основой национально-гражданского и всечеловеческого воспитания».
Третий принцип - преемственность и развитие культурной традиции. Русский историк Василий Осипович Ключевский указывал, что «личность, общество и природа страны – вот те три основные силы, которые строят людское общежитие. Общежитие поддерживается двумя средствами: общением и преемством». Павел Петрович Блонский, педагог и психолог, задачей патриотического воспитания считал сохранение преемственности и обеспечение роста общей культурной традиции. Намечая национальную программу воспитания, представлял, что целью всякого воспитания является «выработка активного деятеля отечества и активной нации, способной к национальному творчеству и национальному самоопределению».
Четвертый принцип - нравственность – уважение к людям другой национальности, честность, трудолюбие, справедливость, бескорыстное служение своему народу.
Теоретиком и историком воспитания и образования Петр Федорович Каптеревым высшая цель воспитания указывается в воспитании нравственном, в воспитании нравственного характера, всё же прочее должно подчиняться этой наивысшей цели. Владимир Яковлевич Стоюнин считал, что «нравственный живительный идеал развивается и проникает в сердце только в связи с действительною общественною жизнию… Школа должна приготовить духовные силы юноши для создания идеала, должна пробудить в нём бескорыстную любовь к истине, правде, добру и прекрасному, и стремления к ним…».
И, наконец, пятый принцип - гуманизма. Советский педагог Владимир Абрамович Караковский сформулировал этот принцип следующим образом: «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека… школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».
IV. Знание и синтез основных аспектов и принципов гражданско-патриотического воспитания позволяет профессионально разрабатывать и творчески использовать его средства и формы, например:
- приоритетное использование родного языка в различных видах учебно-воспитательной работы;
- приоритетное изучение родной литературы и истории;
- изучение истории и культуры родного края;
- изучение истории семьи.
Таким образом, мы определили понятие «гражданственность», «патриотизм», «родина», «отечество»; определили и систематизировали основные аспекты гражданско-патриотического воспитания; сформулировали основные принципов гражданско-патриотического воспитания; рассмотрели некоторые формы и средства гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и способы их применения. То есть, решили поставленные лекционные задачи.
V. Отношение отечественной философской и педагогической мысли к понятиям гражданственности и патриотизма определило цель и понятие гражданско-патриотического воспитания как целенаправленной деятельности семьи, школы и государства по формированию нравственной, социально активной личности, гармонично сочетающей способность к рациональному освоению норм и требований общества с эмоциональным проявлением национального духа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Определение понятий «гражданственность», «патриотизм», «родина», «отечество ». Определение и систематизация основных аспектов гражданско-патриотического воспитания. Формирование основных принципов гражданско-патриотического воспитания. Разработка форм и средств гражданско- патриотического воспитания в начальной школе и способы их применения.
Гражданственность отражает взаимосвязь человека с обществом и государством. Патриотизм отражает деятельную любовь человека к родине, эмоционально выражает национальный дух личности и народа.
Гражданственность Патриотизм Национальны й Политико-правовой Культурологический Нравственный Социальный Образовательный
Принцип народности «Существует две системы обучения и воспитания. Первая – воспитание человека народного – «ответственного деятеля практической среды», вторая – система обучения интеллигента-космополита, умеющего мыслить глобально». Поливанов Лев Иванович Сорока- Росинский Виктор Николаевич « В оспитание превращается в долг каждого – и для воспитывающего, и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной, Богом ».
Принцип преемственности и развития культурной традиции «Личность , общество и природа страны – вот те три основные силы, которые строят людское общежитие. Общежитие поддерживается двумя средствами: общением и преемством ». Ключевский Василий Осипович Блонский Павел Петрович «Целью всякого воспитания является выработка активного деятеля отечества и активной нации, способной к национальному творчеству и национальному самоопределению ».
Принцип нравственности «Высшая цель воспитания указывается в воспитании нравственном, в воспитании нравственного характера, все же прочее должно подчиняться этой наивысшей цели ». Каптерев Петр Федорович Стоюнин Владимир Яковлевич «Школа должна приготовить духовные силы юноши для создания идеала, должна пробудить в нем бескорыстную любовь к истине, правде, добру и прекрасному, и стремления к ним …»
Принцип гуманизма « Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека… Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому ». Караковский Владимир Абрамович
Приоритетное изучение родной литературы и истории Проект «Памятники Смоленска» Юбилейные чтения «Сергей Михалков - детям» Классный час «Люблю тебя, мой город!»
Изучение истории и культуры родного края В музее «Смоленский лен» Фестиваль творчества «Моему городу» Проект «Мои знаменитые земляки»
Леписа Николай Максимович Гоев Федор Павлович Цуранов Николай Романович Новиков Николай Иванович Саполнов Трофим Митрофанович Николаев Александр Федорович
Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность семьи, школы и государства по формированию нравственной, социально активной личности, гармонично сочетающей способность к рациональному освоению норм и требований общества с эмоциональным проявлением национального духа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
Проектирование уроков деятельностной направленности с учётом требований ФГОС...
Презентация к проектной работе "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
Презентация к проектной работе...
Дистанционное обучение в современной общеобразовательной школе
Технология дистанционного обучения в школе....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление) курса «Севастополеведение» в начальной школе «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» (для 3 класса)
Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)курса «Севастополеведение» в начальной школе«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»(для 3 кла...
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...
«Воспитание экологической культуры младших школьников на основе изучения предметов начальной школы, а также во внеурочной деятельности».
Основная цель экологического воспитания -формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции...