Рабочая программа по информатике, 3 класс
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Крылова Ольга Сергеевна

Рабочая программа составлена к учебнику "Мир информатики" А.Н.Могилёв, В.Н.Могилёва, М.С. Цветкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_mir_informatiki_3_klass.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

Утверждаю

 Директор МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ

__________ С.В. Гаранина

Приказ   № 194 от «22» августа 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности общеинтелектуального направления

«Мир информатики»

в 3 «В, Г» классах

Крыловой Ольги Сергеевны

учителя  высшей квалификационной категории

МБОУ  «Гимназия №25»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено

на заседании кафедры

учителей начальных классов

Руководитель

________/ Н.В.Миронова

Протокол  № 1

от «22» августа 2016г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

______/ О.В. Малецкая

«22» августа 2016г.

2016-2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления  «Мир информатики» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
  • Авторской программы А.Н. Могилёв, В.Н. Могилёва, М.С. Цветкова, откорректированной в соотвествии с учебным планом гимназии № 25.
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ.
  • Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназии № 25» НМР РТ.

Цель:

формирование элементов информационной культуры учащихся начальной школы, их мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к использованию ИКТ в учебной деятельности, активности в информационной образовательной среде школы и открытой образовательной среде региона, подготовке к дальнейшему обучению информатике в основной школе.

Задачи:

1. Развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации.

2. Подготовка в области информационных технологий, обеспечивающая включение средств информатизации (компьютерное оборудование и программное обеспечение) в учебную и познавательную деятельность учащихся, формирование устойчивых навыков работы с текстовой, графической, табличной информацией, в том числе комплексного представления учебной информации в творческих работах (в среде презентаций), умений осуществлять поиск информации с помощью каталогов и справочников, в Интернете.

3. Формирование начальных мировоззренческих системно-информационных представлений о мире, информации и информационных процессах в обществе и технике, а также информационной природе познавательной активности человека.

Место предмета в учебном плане. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:        3 класс — 34 часа в год.  

Ценностные ориентиры.

Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

Формы проведения: игры, беседы, анкетирование, просмотр тематических видеофильмов, экскурсии, дни здоровья,  конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок,  практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 освоения информатики в начальной школе

Авторский курс информатики нацелен на достижение следующих метапредметных результатов:

- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; освоение различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Курс информатики обеспечивает достижение учениками следующих предметных результатов в соответствии с ФГОС.

Предметная область «Математика и информатика»:

- овладение основами алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в области информатики;

умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы; приобретение умений представлять, анализировать и интерпретировать данные;

- приобретение первоначальных умений в области компьютерной грамотности.

Другие предметные области:

- овладение элементарными практическими умениями навыками в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В процессе освоения содержания курса информатики, а также информационной деятельности в других предметах учащиеся выполняют наборы заданий, направленные на формирование готовности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

- системы основных понятий информатики и представлений об информационной технологии (анализ, сравнение, поиск, оценка, структурирование информации, формирование, исполнение, анализ, алгоритм, управление исполнителем, компьютерной программой);

- обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности использовать средства информационных технологий (исследование, конструирование, выполнение небольшого проектного задания в группе, комплексное применение инструментов информационной деятельности);

- коммуникативных и информационных умений (работа с электронной почтой, поиск информации в Интернете, работа с программой, экранным интерфейсом, работа с внешними устройствами и цифровым оборудованием, подключаемым к компьютеру);

- знаний об основах здорового и безопасного использования компьютера и информационных технологий в учебе и жизни (правила клавиатурного ввода, организация компьютерного рабочего места, правила безопасной работы со сложным оборудованием, гигиена работы за компьютером, включение профилактической гимнастики в культуру здорового образа жизни).

Все задания структурированы по усилению интеграции в них различных видов учебных действий: от простых (выяви, найди, сравни, сгруппируй по признаку и т. д.) к интегрированным (проанализируй, систематизируй по итогам эксперимента или наблюдения, расставь по порядку, сделай вывод) и сложным (сконструируй, проведи исследование, выполни проект по плану, разработай план выполнения работы, разработай алгоритм управления исполнителем).

Таким образом, в результате освоения данного курса выпускник начальной школы приобретает важный личностный результат — готовность самостоятельно применять в учебе и жизни средства информационных технологий и основные понятия информатики, а также возможность успешно осваивать курс информатики основной школы, в том числе с учетом выбора увлеченным учеником информатики в качестве приоритета индивидуального образовательного маршрута.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • Определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
  • Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, энциклопедии, интернет-источники.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Содержание курса

Содержание информатики в начальной школе включает три основных тематических блока.

1. Информация и компьютер.

Понятия информации, видов информации. Назначение, состав и устройства компьютера, компьютерные файлы и программы.

Работа с устройствами компьютера и программными средствами на разнообразном предметном материале содержания начального обучения. Информационные технологии (подготовка текста, работа с таблицами, обработка графики, электронная почта и просмотр веб-страниц, работа с каталогами и поиск информации, представление информации в форме презентаций, фото-, аудио- и видеофрагментов, использование компьютера для вычислений, управления компьютерными лабораториями, роботами и исполнителями, работа со средствами коммуникаций — электронной почтой, сайтами в Интернете).

2. Информация и информационные процессы.

Представление информации, кодирование информации, понятие информационных объектов, свойств объектов, информационных процессов обработки, поиска, передачи, сбора, хранения информации.

3. Алгоритмы и исполнители.

Понятия правила и команды, плана и алгоритма, видов алгоритмических конструкций, исполнителя, языка команд исполнителя, высказывания, логических связок НЕ, И, ИЛИ, проверки условия в команде, организации алгоритма ветвления, цикла, программной среды управления исполнителем команд.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Глава 1. Компьютер — инструмент для обработки информации

10

2

Глава 2. Хранение информации в компьютере. Управление компьютером

6

3

Глава 3. Обработка графической информации на компьютере

10

4

Глава 4. Обработка текстовой информации на компьютере

8

Итого:

34

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Раздел/тема занятия

Виды деятельности учащихся

План

Факт

Глава 1. Компьютер — инструмент для обработки информации

1

2.09/

7.09

Информация

Приобретение первоначальных представлений

о компьютерной грамотности

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного

представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов

2

9.09/

14.09

Виды информации

3

16.09/

21.09

Познакомься: компьютер

4

23.09/

28.09

Правила работы за компьютером

5

30.09/

5.10

Устройство ввода информации: компьютерная мышь

6

7.10/

12.10

Устройство ввода информации: клавиатура. Постановка рук.

7

14.10/

19.10

Системный блок компьютера

8

21.10/

26.10

Устройство вывода информации: принтер

9

28.10/

9.11

Дополнительные устройства

компьютера.

10

11.11/

16.11

Компьютеры вокруг нас.

Глава 2. Хранение информации в компьютере. Управление компьютером

11

18.11/

23.11

Устройства долговременного

хранения информации

Умение представлять,

анализировать и интерпретировать данные

Приобретение первоначальных знаний о правилах создания

предметной и информационной среды и умений применять

их для выполнения учебно-познавательных и проектных

художественно-конструкторских задач

Использование сбора, обработки, анализа, организации,

передачи и интерпретации

информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

12

25.11/

30.11

Файлы и папки — способ хра-

нения информации в компьютере

13

2.12/

7.12

Файлы и папки — способ хра-

нения информации в компьютере

14

9.12/

14.12

Запуск программ. Окно про-

граммы

15

16.12/

21.12

Файлы данных

16

23.12/

11.01

Меню Пуск.

Глава 3. Обработка графической информации на компьютере

17

13.01/

18.01

Графическая информация и

графический редактор

Умение действовать в соответствии с алгоритмом и

строить простейшие алгоритмы

Умение самостоятельно пользоваться

справочными источниками для пони-

мания и получения

дополнительной ин-

формации

Наблюдение, запись,

измерение, опыт,

сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом

информационном пространстве.

18

20.01/

25.01

Меню графического редактора

19

27.01/

1.02

Меню Палитра

20

3.02/

8.02

Сохранение, загрузка и печать

изображения

21

10.02/

15.02

Инструменты графического

редактора

22

17.02/

22.02

Приемы рисования в графическом редакторе

23

24.02/

1.03

Конструирование изображения: работа с фрагментами

24

3.03/

8.03

Конструирование изображения: работа с фрагментами

25

10.03/

15.03

Конструирование изображения: вставка фрагментов из файла.

26

17.03/

29.03

Конструирование изображения: вставка фрагментов из файла.

Глава 4. Обработка текстовой информации на компьютере

27

31.03/

5.04

Текстовая информация и текстовый редактор

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в специфических формах художественной  деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видео-запись, элементы мультипликации и пр.)

Использование различных

способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном

пространстве сети Интернет).

28

7.04/

12.04

Приемы ввода и редактирования текста

29

14.04/

19.04

Приемы ввода и редактирования текста

30

21.04/

26.04

Работа с фрагментами текста.

Сохранение и печать текста

31

28.04/

3.05

Форматирование текста

32

5.05/

10.05

Вставка рисунка в текст

33

12.05/

17.05

Итоговый урок — состязание

34

19.05/

24.05

Компьютерные игры

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература

  1. Могилёв А.Н.., Могилёва В.Н., Цветкова М.С. Информатика. Учебник. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
  2. Методическое пособие для учителя. «Информатика. УМК для начальной школы» 3 – 4 классы, Е. Г. Курис, М.С. Цветкова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Электронные образовательные ресурсы к УМК

Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (открытый ресурс для школ России): www.schoolcollection.edu.ru: разделы «Информатика и ИКТ», «Окружающий мир», 3–4 классы, ресурсы:

––«Система виртуальных лабораторий по информатике»;

––«Открываем законы родного языка, математики и природы. 1–4 классы»;

––Окружающий мир. Линия связей в живой природе («Электронный дневник наблюдений»).

Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2–6» (издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)

Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2–6» включена в единую коллекцию образовательных ресурсов.

Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин — это:

  • базовая модель:
  • компьютерный класс (сеть, сервер);
  • презентационное оборудование;
  • выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для учителя начальной школы, для учащихся — все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
  • ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
  • сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК1 для поддержки работы учащихся при обучении информатике;
  • цифровые зоны: компьютерной графики (графические планшеты на каждом рабочем месте, цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная (веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www. school-collection.edu.ru), клавиатурного письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...