Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике на тему
Предварительный просмотр:
Планируемые ирезультаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметныерезультаты освоения информатики
С учётом специфики интеграции курса в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»: 1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции 1.3) социальные компетенции 1.4) личностные качества |
2-я группа требований: метапредметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время: освоение универсальных учебных действий: 2.1) познавательных 2.2) регулятивных 2.3) коммуникативных 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) |
3-я группа требований: предметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. |
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаютсяобобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- Наблюдать за объектамиокружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
- Соотносить результатынаблюденияс целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
- Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
- Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
- В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
- При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
- При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальнымиумениямипередачи, поиска, преобразования, храненияинформации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
- Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
- Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
- Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Требования к уровню подготовки учеников 2го класса
Ожидаемым результатом обучения является усвоение обязательного минимума содержания учебного материала по информатике, выполнение требований к уровню подготовки учеников 2-го класса, качество обучения – не ниже 64%.
В результате изучения информатики на начальном уровне ученик должен:
знать/понимать
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что данные – это закодированная информация;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить текстом;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;
уметь:
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;
- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;
- работать с текстами на экране компьютера.
Содержание учебного предмета
Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы.
В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа — актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
№ п/п | Тема (количество часов/контрольных работ) |
1 | Виды информации. Человек и компьютер. 7/1 |
Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер как инструмент. Знать: правила поведения в кабинете информатики; органы чувств человека; виды информации по способу восприятия; определение источников и приёмников информации; применение компьютеров на производстве и в быту. Уметь: называть органы чувств человека; называть виды информации по способу восприятия; приводить примеры источников, приёмников информации; уметь использовать обе клавиши мыши для управления экранными объектами. ПР «Что умеет компьютер» Т «Виды информации», «Человек и компьютер» | |
2 | Кодирование информации. 7/1 |
Носители информации. Кодирование информации. Алфавит и кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Знать: определение носителей информации; способы кодирования сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита; виды информации по способу представления: текстовая, графическая, числовая; отличие естественного языка от компьютерного. Уметь: приводить примеры носителей информации в древности и в наши дни; кодировать и декодировать сообщения при помощи кодовых таблиц и правил; приводить примеры графической, числовой, текстовой информации. ПР «Кодирование информации» Т «Виды информации» | |
3 | Информация и данные 7/1 |
Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные. Знать: о возможности преобразования числовой информации в текстовую и обратно; смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и «текущее время»; смысл и возможность использования двух знаков для кодирования информации; основные инструменты счёта, которые использовались в древности и используются современными людьми, десятичное кодирование. Уметь: называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке; формулировать и решать информационные задачи, содержащие понятия «дата» и «время»; решать простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия; выбирать из меню нужные операции, запускать программу и выходить из неё; выполнять на калькуляторе простые численные расчёты. ПР « Помощники человека при счёте» СР «Числовая информация» | |
4 | Алгоритмы и исполнители 5 |
Управление, алгоритмы и исполнители. Знакомство с роботом «Вертуном». Линейные алгоритмы. Повторители. Знать:алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели; создатель алгоритмов, исполнитель алгоритмов; отличие программы от алгоритма; команды робота Вертуна; понятие линейного алгоритма, повторителей. Уметь: запускать программу Пиктомир; составлять простые линейные программы для робота Вертуна. | |
5 | Документ и способы его создания 8/1 |
Документ, электронный документ. Поиск документа. Создание тексктового и графического документа. Знать: текст – цепочка символов, которая имеет смысл или не имеет смысла; простейшие приёмы редактирования текста в текстовом редакторе; о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от внешней; способы передачи письменной (текстовой) информации на большие расстояния; названия действий с информацией, которыми обозначают тот или иной вид её обработки: представление, кодирование и декодирование, сложение, вычитание. Уметь: набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере; приводить примеры внешней памяти. Т «Память компьютера»ПР «Текстовая информация» |
2класс
№ | Тема | Количество часов | |||
уроки | Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | Экскурсии | ||
1 | Виды информации. Человек и компьютер | 7ч | 1 | ||
2 | Кодирование информации | 7 ч | 1 | ||
3 | Информация и данные | 7 ч | 1 | ||
4 | Алгоритмы и исполнители | 5ч | |||
5 | Документ и способы его создания | 8ч | 1 | ||
Итого: | 34ч | 4ч. |
3класс
№ | Тема | Количество часов | |||
уроки | Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | Экскурсии | ||
1 | Информация, человек и компьютер | 6ч | 1 | ||
2 | Действия с информацией | 10ч | 1 | ||
3 | Мир объектов | 9 ч | 1 | ||
4 | Компьютер, системы и сети | 9 ч | 1 | ||
Итого: | 34ч | 4ч. |
4класс
№ | Тема | Количество часов | |||
уроки | Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | Экскурсии | ||
1 | Повторение | 7 ч | 1 | ||
2 | Суждение, умозаключение, понятие | 9 ч | 1 | ||
3 | Мир моделей | 8ч | 1 | ||
4 | Управление | 10ч | 1 | ||
Итого: | 34ч | 4ч. |
Календарно–тематическое планирование
«Информатика » 2 класс, 34 часа
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые результаты обучения | ||
план | факт | |||||
Предметные | Метапредметные, личностные | |||||
Раздел Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер – 7 часов | ||||||
1 | Техника безопасности при работе на компьютере Человек и информация | 1 | 04.09 | 04.09 | Умение приводить примеры для иллюстрации различных видов информации, используя элементарные приемы аналитической деятельности; Понимание, что человек обладает способностью воспринимать информацию благодаря органам чувств. | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта; Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом — необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений. |
2 | Какая бывает информация | 1 | 11.09 | 11.09 | Умение приводить примеры разных видов информации, приводить примеры сведений, получаемых с помощью различных органов чувств, с объяснением. Понимание, что человек воспринимает информацию одновременно несколькими органами чувств. | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта; Смыслообразование; Установление причинно-следственных связей; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Умение составлять тексты. |
3 | Источники информации | 1 | 18.09 | 18.09 | Получение представления об источниках звуковой и зрительной информации. Умение приводить примеры источников информации Понимание, что существует связь между сигналом и его смыслом Получение представление о том, что приемником информации может быть человек, живые организмы и созданные руками человека устройства и приборы. Умение приводить примеры приемников информации и характеризовать их. Понимание, что источник может быть один, а приемников – много. | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных примеров; Установление причинно-следственных связей. |
4 | Приёмники информации | 1 | 25.09 | 25.09 | ||
5 | Компьютер и его части | 1 | 02.10 | Получение представление о компьютере, как универсальном инструменте для работы с информацией, Понимание, что компьютер может использоваться для хранения, обработки и передачи информации. | Актуализация примеров и сведений из личного опыта; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Установление причинно-следственных связей. | |
6 | Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | 1 | 09.10 | Понимание и правильное использование терминологии Умение приводить примеры и обосновывать их выбор. Умение решать информационные задачи. | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта; Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Установление причинно-следственных связей. | |
7 | Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | 1 | 16.10 | |||
8 | Носители информации | 1 | 23.10 | Умение характеризовать основные носители информации (бумага, магнитные диски), приводить примеры носителей информации Понимание, что носитель используется для хранения информации, в течение длительного времени. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных примеров; Установление причинно-следственных связей. | |
9 | Кодирование информации | 1 | 06.11 | Понимание, что данные, тексты и изображения – это информационные объекты. Одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами | Смыслообразование; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |
10 | Кодирование информации | 1 | 13.11 | Понимание, что данные, тексты и изображения – это информационные объекты. Одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами | Смыслообразование; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |
11 | Письменные источники информации | 20.11 | Получение представления о письменных источниках информации.Умениеприводить примеры письменных источников информации. | Структурирование, обобщение информации; Извлечение необходимой информации. | ||
12 | Языки людей и языки программирования | 1 | 27.11 | Получение представления о назначении естественных и искусственных языков. Умение называть разные языки и относить их к группе естественных или формальных языков. | Структурирование, обобщение информации; Извлечение необходимой информации. | |
13 | Повторение по теме «Кодирование информации» | 1 | 04.12 | Понимание и правильное использование терминологии Умение приводить примеры и обосновывать их выбор. Умение решать информационные задачи. | Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности; Установление причинно-следственных связей; Самоконтроль. | |
14 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации» | 1 | 11.12 | |||
15 | Текстовые данные | 1 | 18.12 | Умение раскрывать смысл понятия «текстовыеданные»; приводить примеры текстовыхданных. | Смыслообразование; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Структурирование знаний. | |
16 | Графические данные | 1 | 25.12 | Умение раскрывать смысл понятия «графическиеданные»; приводить примеры графических данных. | ||
17 | Числовые данные, информация | 1 | 15.01 | Умение называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке. Понимание возможностей преобразования числовой информации в текстовую, графическую и обратно. Получение представления об истории развития средств счета, приводить примеры. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Поиск и выделение необходимой информации; Знаково-символьные действия; Смысловое чтение; Установление причинно-следственных связей. | |
18 | Десятичное кодирование. Двоичное кодирование | 1 | 22.01 | Понимание смысла и возможностей использования двух и десяти знаков для кодирования информации. Умение выбирать из меню нужные операции. Получение представления об использовании двузначного и десятизначного числового кода для кодирования информации. | Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Классификация понятий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений. | |
19 | Числовые данные | 1 | 29.01 | Получение представления о том, как использовать таблицы соответствия для кодирования и декодирования сообщений; об использовании различных форм представления информации о количестве предметов и их порядковых номерах. Умение решать простейшие задачи на кодирование и декодирование информации. | ||
20 | Повторение по теме «Информация и данные» | 1 | 05.02 | Понимание, что с числовой информацией можно работать, используя различные приборы и устройства, в том числе калькулятор и компьютер. Умение использовать программу Калькулятор для вычисления простых математических примеров. | Установление причинно-следственных связей; Самоконтроль. | |
21 | Контрольная работа по теме «Информация и данные» | 1 | 12.02 | Понимание, что с числовой информацией можно работать, используя различные приборы и устройства, в том числе калькулятор и компьютер. | Установление причинно-следственных связей; Самоконтроль. | |
22 | Управление, алгоритмы и исполнители | 1 | 19.02 | Формирование понятий «Управление», «Алгоритм», «Исполнитель» | Актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека. | |
23 | Знакомство с роботом «Вертуном» | 1 | 26.02 | Знакомство с программной средой «ПиктоМир», исполнителем алгоритмов роботом «Вертуном» | ||
24 | Линейные алгоритмы | 1 | 05.03 | Формирование понятия «Линейный алгоритм» Умение работать в программной среде «ПиктоМир» | Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, инструкцией-алгоритмом | |
25 | Повторители | 1 | 12.03 | Формирование понятия «Цикл, повторение» Умение работать в программной среде «ПиктоМир» | ||
26 | Повторители | 1 | 19.03 | |||
27 | Правила ТБ, Документ и его создание. | 1 | 02.04 | Понимание, что такое документ, в котором хранятся данные. Умение отличать текстовый и электронный документы друг от друга и давать им сравнительную характеристику. | Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни. Проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком. | |
28 | Электронный документ и файл | 1 | 09.04 | |||
29 | Поиск документа | 1 | 16.04 | Умение использовать электронные ресурсы, правила поиска документа | ||
30 | Создание текстового документа | 1 | 23.04 | Умение набирать небольшие текстовые сообщения на ПК; приводить примеры многозначных слов и многозначных чисел. Понимание основных приемов редактирования текста в текстовом редакторе. Получение представления о действиях с текстом с помощью ПК | ||
31 | Создание графического документа | 1 | 07.05 | Умение создаватьпростейшиеграфические изображения на компьютере; пользоваться основными инструментами графического редактора. Понимание основных приемов редактирования изображения в графическомредакторе. | ||
32 | Повторение по теме «Документ и способы его создания» | 1 | 14.05 | Понимание и правильное использование терминологии | Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности | |
33 | Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания» | 1 | 21.05 | Умение приводить примеры и обосновывать их выбор. Умение решать информационные задачи. | Установление причинно-следственных связей; Самоконтроль. | |
34 | Повторение изученного во втором классе | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...