Рабочая программа по информатике, 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Зимулькина Надежда Александровна

Рабочая программа по информатике, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika3_kl_doc.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Инсарская  средняя общеобразовательная школа № 1»

ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей начальных классов

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

___________ Маврушкина Е.Н.

протокол  № ________

«29» августа 2017 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР  

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

____________Чудаева Е.В.

«30» августа  2017 г.

«Утверждаю»

директор

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

___________ Гулькина Е.В.

«31» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика»

на 2017-2018 учебный год

Класс:  3"б"

Разработчик программы:

Зимулькина Н.А.,

учитель начальных классов

г. Инсар

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение предмета «Информатика» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.

Рабочая учебная программа по информатике для 3 «б» класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  № ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Информатика» (автор: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. М.: Просвещение, 2012  г.).

Преподавание ведется по учебнику:  Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для  3 класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 и последующие издания.

На изучение предмета «Информатика» в рабочей программе берётся 35 учебных часов,1 час в неделю.

Цель и задачи  учебного предмета

«Информатика»

Цель начального образования по информатике как фундамента последующего образования — сформировать у учащихся систему понятий об информатике и информационных технологиях, комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, развитие познавательных умений (работа с информацией, с учебными моделями, умение использовать различные схемы решения, умение выполнять сравнения, анализ текста, обобщать, классифицировать, и так далее), развитие регулятивных способностей, то есть способностей управлять своей деятельностью, осуществлять за ней контроль и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность; развитие коммуникативных способностей, то есть речевой деятельности и навыков сотрудничества.                                                                                                                          Перед преподаванием курса информатики во 3 классе поставлены следующие задачи:        - формировать УУД и элементы информационной культуры (умение работать с информацией);                                                                                                                                                - формировать умения видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода;                                                                                                                               - формировать умения работать с электронными документами;                                                            -формировать начальные навыки использования компьютерной техники для решения учебных задач.                                                                                                                                     Основной задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности); научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера.

Общая характеристика  учебного предмета «Информатика»

С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

• основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

• основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

•  основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

 учебного предмета

Личностные результаты:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

    Метапредметные результаты: 

                 Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

                Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты: 

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ожидаемым результатом обучения является усвоение обязательного минимума содержания учебного материала по информатике, выполнение  требований к уровню подготовки учеников 3-го класса, качество обучения – не ниже 64%.

Ученик научится:

- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

- точно выполнять действия под диктовку учителя;

- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Ученик получит возможность научиться:

- называть органы чувств и различать виды информации;

- различать источники и приемники информации;

- называть древние и современные носители информации;

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;

- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин;

- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

- называть виды имен объектов;

- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;

- давать характеристику объекту;

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;

- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

- называть части компьютера, программы и  виды данных;

-уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;

-уметь находить файл в файловой системе;

- использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет.

                           Содержание учебного предмета

Раздел 1. Информация, человек и компьютер (6 часов)

  1. Человек и информация
  2. Источники и приемники информации
  3. Носители информации
  4. Компьютер
  5. Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и компьютер»
  6. Контрольная работа № 1 «Информация, человек и компьютер»

Раздел 2. Действия с информацией (9 часов)

  1. Получение информации
  2. Представление информации.
  3. Кодирование информации.
  4. Кодирование и шифрование данных.
  5. Хранение информации
  6. Обработка информации.
  7. Обработка информации.
  8. Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией»
  9. Контрольная работа №2 «Действия с информацией»

Раздел 3. Мир объектов (9 часов)

  1. Объект и его имя
  2. Объект и его свойства.
  3. Функции объекта
  4. Функции объекта
  5. Отношения между объектами
  6. Характеристика объекта.
  7. Документ и данные об объекте.
  8. Повторение. Подготовка к контрольной работе по теме «Мир объектов»
  9. Контрольная работа № 3 «Мир объектов»

Раздел 4. Компьютер, системы и сети (11 часов)

  1. Компьютер – это система
  2. Системные программы и операционная система
  3. Файловая система
  4. Компьютерные сети
  5. Информационные системы
  6. Подготовка к контрольной работе № 4 «Компьютер, системы и сети»
  7. Контрольная работа № 4 «Компьютер, системы и сети»
  8. Годовое повторение

      Резерв времени - 2 ч

Распределение учебных часов по четвертям

Курс рассчитан на 35 часов,1 час в неделю,35 учебных недель

Количество часов в 1-й четверти-8 ч.

Количество часов во 2-й четверти-8 ч.

Количество часов в 3-й четверти-10 ч.

Количество часов в 4-й четверти-9 ч.

Отличительные особенности тематического планирования  

В примерную учебную программу по информатике автора Матвеевой Н.В. внесены следующие изменения и дополнения:

-  в распределение количества часов на изучение отдельно взятых тем (увеличено количество часов на изучение тем разделов 2, 3, 4, за счет часов резервного времени и с учётом 35 учебной недели).

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Часы учебного

времени

Авторская программа

Рабочая программа

1

Информация, человек и компьютер

6

6

2

Действия с информацией

8

9

3

Мир объектов

7

9

4

Компьютер, системы и сети

7

8

Резерв времени

6

3

Итого:

34

35

                                       Сетка контрольных работ

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

1 четверть

Контрольная работа по теме «Повторение: информация, человек и компьютер»

1

2 четверть

Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией»

1

3 четверть

Контрольная работа №3 по теме «Мир объектов»

1

4 четверть

Контрольная работа  №4 по теме «Компьютер, системы и сети»

1


Календарно-тематическое планирование 35  часов

№ п/п

    Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

1 четверть

Повторение: информация, человек и компьютер (6 ч)

1

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.   Человек и информация

1

07.09

2

Источники и приёмники информации

1

14.09

3

Носители информации

1

21.09

4

Компьютер

1

28.09

5

Термины для запоминания. Подготовка к контрольной работе №1

1

05.10

6

Контрольная работа по теме «Повторение: информация, человек и компьютер»

1

12.10

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

развитие читательских умений, поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах;

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, опорная информация в рамке с восклицательным знаком.

Действия с информацией (9 ч)

7

Получение информации

1

19.10

8

Представление информации

1

26.10

2 четверть

9

Кодирование информации

1

09.11

10

Кодирование и шифрование данных

1

16.11

11

Хранение информации

1

23.11

12

Обработка информации

1

30.11

13

Обработка информации

1

07.12

14

Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией»

1

14.12

15

Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией»

1

21.12

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

осуществлять поиск и выделение информации, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

 развитие читательских умений, поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах;

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере).

Мир объектов (9 ч)

16

Объект, его имя

1

28.12

3 четверть

17

Объект и его свойства

1

18

Функции объекта

1

19

Функции объекта

1

20

Отношения между объектами

1

21

Характеристика объекта

1

22

Документ и данные об объекте

1

23

Теперь мы знаем. Мы научились. Термины для запоминания. Повторение. Подготовка к контрольной работе №3 «Мир объектов»

1

24

Контрольная работа №3 по теме «Мир объектов»

1

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

развитие читательских умений, поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах;

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, опорная информация в рамке с восклицательным знаком, схема, таблицы, ненумерованный список.

Компьютер, системы и сети (11 ч)

25

Компьютер – это система

1

26

Системные программы и операционная система

1

4 четверть

27

Файловая система

1

28

Компьютерные сети

1

29

Информационные системы

1

30

Теперь мы знаем.  Мы научились. Термины для запоминания. Подготовка к контрольной работе №4

1

31

Контрольная работа  №4 по теме «Компьютер, системы и сети»

1

32

Годовое повторение

1

33-35

Резерв учебного времени.

Повторение изученного за год

3

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами;

развитие умений работать со словарём (в конце учебника).

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (ИЛИ ИХ ЭЛЕМЕНТЫ):

  • ИКТ  
  • игровая технология
  • проектная технология
  • учебно-исследовательская технология
  • проблемно-диалоговая технология
  • обучение в сотрудничестве

ТИПЫ УРОКОВ

  • урок усвоения новых знаний  
  • урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями  
  • урок применения метапредметных и предметных знаний
  • урок обобщения и систематизации предметных знаний 
  • урок повторения предметных знаний
  • контрольный урок
  • коррекционный урок  
  • комбинированный урок
  • учебная экскурсия   

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: 

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: 

текущий, ВПР, мониторинги, итоговый.

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

На уроках проводится работа с одаренными детьми (дифференциация и индивидуализация обучения):

-  разноуровневые задания (обучающие и контролирующие);

- обучение самостоятельной работе (работа с учебником, с дополнительной литературой);

- развивающие задачи, в том числе олимпиадные задания;

- творческие задания (сочинения, изложения и др).

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В классе обучаются 2 ребёнка с ОВЗ. Рекомендовано: обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе 7.1 (программа коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК).

Для успешного обучения выбираются задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения детьми. Дифференцируется помощь, необходимая учащимся (организующая, стимулирующая, обучающая).

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Изучение региональных особенностей учитывается при проведении 1 урока в каждой четверти - творческие задания на основе наблюдений за родной природой.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ:

Предусмотрено данной программой применение на уроках ИКТ, в форме  наглядных презентаций при изучении материала, для контроля знаний,  что обусловлено:

  • улучшением  наглядности изучаемого материала,
  • увеличением количества предлагаемой информации,
  • уменьшением времени подачи материала

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Компьютер.        

2. Мультимедиа проектор.

Учебно-методическое обеспечение

   1. Учебно-методические комплекты (УМК) по информатике (учебники, рабочие тетради,     дидактические  материалы)

 Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для  3 класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 и последующие издания.

   2. Программно-методические   материалы: Программы по информатике методические пособия (рекомендации к проведению уроков информатики).

   3. Стандарт начального  общего  образования  по образовательной  области «Информатика».

Учебно-наглядные  пособия, раздаточный материал

    4. Комплект наглядных пособий. 3-й класс. Информатика. В 2-х ч. – по 40 с., ил./ Сост.

     Т.О.  Волкова.

    5.Мультимедийные  обучающие    программы.

     6.Игровые    компьютерные   программы.

8.Персональный компьютер.

   9.Мультимедийный проектор.

   10. Интернет – ресурсы:

http://metodist.lbz.ru

http://school-collection.edu.ru/

http://www.metod-kopilka.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...