Рабочая программа 3 класс по информатике и ИКТ
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Болонина Анастасия Дмитриевна

Рабочая программа 3 класс по информатике и ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

1. АННОТАЦИЯ

Данная рабочая программа составлена на основе:

- авторской программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для  3 класса,

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.

Программа адресована учащимся 3 классов  общеобразовательных школ. Рабочая программа рассчитана на 20 часов в год при 1 часе в неделю. В авторскую программу не внесены изменения.

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика » предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не», комбинаций – «если ... и ..., то...»);
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

В курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

- не требуют обязательного наличия компьютеров;

- проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

Столь различные характеристики оборудования класса и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и логико-алгоритмический. Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будут выполняться методистами и учителями.

ЛОГИКО-АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1.развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;

3. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризованно), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная  работа, работа в парах.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

3. Содержание учебного предмета

Модуль «Знакомство с компьютером»  (5 часов). Искать сходство и различия в материальных и информационных технологиях. Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ.

 

Модуль «Создание рисунков» (3 часа). Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою. Сравнивать  панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков). Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

 

Модуль «Создание мультфильмов или живых картинок» (3 часа). Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выбор фона, предметов, персонажей, анимация персонажей, создание титров, сохранение и редактирование мультфильмов). Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

 

Модуль «Создание домов и дизайн помещений»  (3 часа). Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою. Сравнивать  панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, обзор и осмотр проектов, создание стен, окон и дверей, установка бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей, сохранение и редактирование проектов домов или квартир). Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы. Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Модуль «Создание компьютерных игр» (6 час.). Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выбор фона, мест старта и финиша главного персонажа, выбор набора противников, препятствий и бонусов и мест их расположения, сохранение и редактирование игр). Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы. Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

4. Тематическое планирование

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№  

Название раздела

Кол-во часов

Модуль «Знакомство с компьютером»

5 ч.

Модуль «Создание рисунков»

3 ч.

Модуль «Создание мультфильмов или живых картинок»

3 ч.

Модуль «Создание домов и дизайн помещений»

3 ч.

Модуль «Создание компьютерных игр»

6ч.

Итого

20 ч.


Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ 3 класс.

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый предметный результат

Планируемая деятельность учащихся

Вид контроля, измерители

Дата проведения

Примечание

1

Модуль «Знакомство с компьютером»

Введение. Технологии.

1

Знать определение понятия «технология».

Искать сходство и различия в материальных и информационных технологиях. Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ.

Фронтальный опрос

ИКТ

Материальные технологии.

1

Уметь отличать информационные и материальные технологии.

Фронтальный опрос

ИКТ

Информационные технологии.

1

Фронтальный опрос

ИКТ

2

Знакомство с компьютером. Компьютеры вокруг нас.

1

Знать,  для чего нужны основные устройства компьютера. Познакомить с программами, управляющими работой компьютеров. Уметь пользоваться клавиатурой, запускать и завершать компьютерные программы.

Фронтальный опрос

ИКТ

До и после изобретения компьютера.

1

Фронтальный опрос

ИКТ

Новые профессии.

1

Фронтальный опрос

ИКТ

3

Компьютеры в школе.

1

Фронтальный опрос

ИКТ

Правила поведения в компьютерном классе.

1

Фронтальный опрос

ИКТ

Основные устройства компьютера.

1

Фронтальный опрос

ИКТ

Компьютерные программы.

1

Фронтальный опрос

ИКТ

4

Операционная система.

1

Фронтальный опрос

ИКТ

Рабочий стол на экране компьютера.

1

Фронтальный опрос

ИКТ

Компьютерная мышь.

1

Фронтальный опрос

ИКТ

Клавиатура.

1

Фронтальный опрос

ИКТ

Включение и выключение компьютера.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

5

Запуск программ.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

Завершение выполнения программы.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

Запуск программы (продолжение). Проверка знаний. Оценка результатов.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

6

Модуль «Создание рисунков»

Задания в ситуациях.

1

Познакомить с набором основных инструментов и операций, применяемых при рисовании на компьютере. Уметь выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Сравнивать  панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков).

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

Компьютерная графика.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

7

Графические редакторы.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

8

Основные операции при рисовании. Оценка результатов.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

9

Модуль «Создание мультфильмов или живых картинок»

Задания в ситуациях.

1

Уметь выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ; сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения. Знать определение понятия «анимация», основные операции при создании анимации.

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выбор фона, предметов, персонажей, анимация персонажей, создание титров, сохранение и редактирование мультфильмов).

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

10

Компьютерная анимация.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

Программы для создания анимации.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

Примеры программ для создания анимации.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

11

Программирование и конструирование анимации. Проверка умений. Оценка результатов.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

12

Модуль «Создание домов и дизайн помещений»

Задания в ситуациях.

1

Уметь выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданный проект и вносить в него изменения.

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Сравнивать  панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, обзор и осмотр проектов, создание стен, окон и дверей, установка бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей, сохранение и редактирование проектов домов или квартир).

Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

13

Компьютерное проектирование.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

Программы для проектирования зданий.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

14

Основные операции при проектировании. Проверка знаний. Оценка результатов.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

15

Модуль «Создание компьютерных игр»

Задания в ситуациях. Программы для создания игр.

1

Уметь выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданную игру и вносить в неё изменения.

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выбор фона, мест старта и финиша главного персонажа, выбор набора противников, препятствий и бонусов и мест их расположения, сохранение и редактирование игр).

Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

16

Компьютерные игры. Порядок действий при создании игр.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ

17--20

Закрепление полученных навыков. Проверка умений. Оценка результатов. .

Контрольный урок.

1

Фронтальный опрос, работа за компьютером

ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование  для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс...

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Представлена рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс Автор: Горячев.А.В....

Рабочая программа по предмету «Информатика» для 4 класса авторы С.Н. Тур, Т.П. Бокучава

Рабочая программа учебного курса информатики для 4 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы курса информатики для обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений ав...

Отличие рабочей программы по курсу "Информатика и ИКТ" для 5 класса от авторской Л.Л.Босовой

Особенность данной рабочей программы в том, что она ориентирована на «Углубленную» модель организации образовательного процесса. Этот вариант предполагает расширенное изучение программного матер...

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 2 класс (автор УМК А.В. Горячев)

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 2 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа). Образовательн...

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 3 класс (автор УМК А.В. Горячев)

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 3 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа).Образовательная сис...

Рабочая программа факультатива по информатике "Информатика в играх и задачах"

Календарно-тематическое планированипе по факультативу " Информатика в играх и задачах" для обучающихся 4 класса....