Рабочая программа 3 класс
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему
Рабочая учебная программа по предмету «Информатика» разработана на основе авторской программы А. В. Горячева,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_3_kl.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мордовско-Полянская основная общеобразовательная школа»
Зубово-Полянского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1
От «___»____________
Согласованно
с заместителем
директора по УВР
_______________
Лёвина Н.А
Утверждена
директором
образовательного учреждения
____________________
Поршунова М.С
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
3 класс
Составитель: Кудашова Е.И.,
учитель начальных классов
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Информатика» разработана на основе ФЗ №273 от 29.12.2012г. в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе авторской программы А. В. Горячева, (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2010) ориентированная на работу по учебнику: Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник: в 2 ч. М.: Баласс: Школьный дом, 2012.
Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МБОУ «Мордовско-Полянская СОШ »
В данной учебной программе учтены основные тенденции и подходы в преподавании учебного предмета «Информатика» в начальной школе, а также современные требования к разработке учебной рабочей программы по предмету.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
— применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если — то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и .,., то...»;
— алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий; — системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.
3) Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Задачи курса:
• формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
• знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
• приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида;
• формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении различных практических задач;
• формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;
• формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотеках.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
Содержание курса
- Алгоритмы (8 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
- Группы (классы) объектов (9 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
- Логические рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
4. Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Алгоритмы | 10 |
2 | Группы (классы) объектов | 7 |
3 | Логические рассуждения | 10 |
4 | Аналогия | 7 |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол..во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | Вид контроля | Дата | ||||||
Обучающийся научится | Обучающийся сможет научиться | ||||||||||||
план | факт | ||||||||||||
Раздел 1. АЛГОРИТМЫ (10 часов) | |||||||||||||
1 | Введение. Алгоритм | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели | Знать понятие алгоритма. Уметь понимать построчную запись алгоритмов, выполнять команды алгоритма | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. | Текущий | Сентябрь 1нед. | |||||
2 | Схема алгоритма | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Формы записи алгоритмов: блок- схема, построчная запись | Уметь: – понимать построчную запись алгоритмов; – выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. | Текущий | 2нед. | |||||
3 | Ветвление в алгоритме | 1 | Комбинированный урок, формирования умений и навыков. | Выполнение алгоритма. Составление алгоритма | Уметь: – понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; – выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений | Текущий | 3нед. | |||||
4 | Цикл в алгоритме | 1 | Комбинированный урок | Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме | Уметь: – понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; – выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. | Текущий | 4нед. | |||||
5 | Алгоритмы с ветвлениями циклами | 1 | Урок закрепления изученного | Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы | Знать понятие алгоритма. Уметь: – понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; – выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога. Построение логической цепи рассуждений. Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма. | Текущий | Октябрь 1нед. | |||||
6 | «Алгоритмы». | 1 | Урок закрепления изученного | Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме | Знать понятие алгоритма.
формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации алгоритмов; подведение под понятие. Построение логической цепи рассуждений. Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма. | Тематический; с/работа | 2нед. | |||||
7 | Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы» | 1 | Урок применения знаний и умений | Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы | Знать понятие алгоритма. Уметь: – понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; – выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии
формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. | Текущий | 3нед. | |||||
8 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы» | 1 | Урок проверки знаний и умений | Выполнение контрольной работы | Уметь: – понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; – выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | Тематический; контрольная работа | 4нед. | ||||||
9 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний и умений | Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме | Уметь: – понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; – выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии
формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений | Текущий | Ноябрь 1нед. | |||||
10 | Повторение по теме «Алгоритмы». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок коррекции знаний и умений. | Составление алгоритмов. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы | Уметь выполнять алгоритмы, находить и исправлять ошибки в алгоритмах. | Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Текущий | 2нед. | |||||
Раздел 2. ГРУППЫ (КЛАССЫ) ОБЪЕКТОВ (7 часов) | |||||||||||||
11 | Объекты. Состав и действия объектов | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Общие названия и отдельные объекты | Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса | Текущий | 3нед. | ||||||
12 | Группа объектов. Общее название | 1 | Комбинированный урок | Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием | Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов) | Текущий | 4нед. | ||||||
13 | Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы | 1 | Комбинированный урок | Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки | Уметь называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) | Текущий | Декабрь 1нед. | ||||||
14 | Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты» | 1 | Комбинированный урок | Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов | Уметь называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса | Текущий | 2нед. | ||||||
15 | Контрольная работа по теме «Объекты» | 1 | Урок проверки знаний и умений | Выполнение контрольной работы | Уметь называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса | Тематический; контрольная работа | 3нед. | ||||||
16 | Анализ контрольной работы (работа над ошибками) | 1 | Урок коррекции знаний и умений | Выполнение работы над ошибками | Уметь называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса | Текущий | Январь 1нед. | ||||||
17 | Повторение по теме «Объекты» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки (атрибуты) у разных объектов в группе. Имена объектов | Уметь называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса | Текущий | 2нед. | ||||||
Раздел 3. ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (10 часов) | |||||||||||||
18 | Множество. Число элементов множества. Подмножество | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Понятия множество, подмножество. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие» | Знать понятия множество, подмножество, элемент множества | Текущий | 3нед. | ||||||
19 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств | 1 | Комбинированный урок | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность) | Знать понятия множество, подмножество, пересечение множеств. Уметь находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области | Текущий | Февраль 1нед. | ||||||
20 | Пересечение и объединение множеств | 1 | Комбинированный урок | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность) | Знать понятия множество, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств. Уметь находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области | Текущий | 2нед. | ||||||
21 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «не» | 1 | Комбинированный урок | Отношения между множествами. Истинность высказываний со словом «не» | Понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не») | Текущий | 3нед. | ||||||
22 | Истинность высказываний со словами «и», «или» | 1 | Комбинированный урок | Отношения между множествами. Истинность высказываний со словами «и», «или | Понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не») | Текущий | 4нед. | ||||||
23 | Граф. Вершины и ребра графа | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Графы и их табличное описание | Уметь: – изображать графы; – выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию | Текущий | Март 1нед. | ||||||
24 | Граф с направленными ребрами | 1 | Комбинированный урок | Пути в графах. Деревья | Уметь: – изображать графы; – выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию | Текущий | 2нед. | ||||||
25 | Подготовка к контрольной работе по теме «Множество» | 1 | Урок применения знаний и умений | Выполнение заданий по изученному материалу | Уметь: – изображать графы; – выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; – находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области | Текущий | 3нед. | ||||||
26 | Контрольная работа по теме «Множество» | 1 | Урок проверки знаний и умений | Выполнение контрольной работы | Уметь: – изображать графы; – выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; – находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области | Тематический; контрольная работа | 4нед. | ||||||
27 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Множество» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выполнение работы над ошибками | Уметь: -анализировать ошибочные задания; - выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; – находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области | Текущий | Апрель 1нед. | ||||||
Раздел 4. МОДЕЛИ В ИНФОРМАТИКЕ (7 часов) | |||||||||||||
28 | Аналогия | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Понятие аналогии | Знать понятие аналогии. Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией | Текущий | 2нед. | ||||||
29 | Закономерность | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Понятие закономерности. Решение задач на закономерности | Знать понятие закономерность. Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией | Текущий | 3нед. | ||||||
30 | Аналогичная закономерность | 1 | Комбинированный урок | Решение задач по аналогии | Уметь: – анализировать игры с выигрышной стратегией; – решать задачи на закономерность | Текущий | 4нед. | ||||||
31 | Аналогичная закономерность | 1 | Урок применения знаний и умений | Аналогичные закономерности. Решение задач по аналогии | Уметь: – анализировать игры с выигрышной стратегией; – решать задачи на закономерность | Текущий | Май 1нед. | ||||||
32 | Подготовка к контрольной работе по теме «Аналогия» | 1 | Урок применения знаний и умений | Решение задач, составление задач | Уметь: – анализировать игры с выигрышной стратегией; – решать задачи на закономерность | Текущий | 2нед. | ||||||
33 | Контрольная работа по теме «Аналогия». Выигрышная стратегия | 1 | Урок проверки знаний и умений | Выполнение контрольной работы | Уметь: – анализировать игры с выигрышной стратегией; – решать задачи на закономерность | Тематический; контрольная работа | 3нед. | ||||||
34 | Анализ контрольной работы. Повторение. Выигрышная стратегия | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выполнение работы над ошибками, заданий по изученным темам | Уметь: – анализировать игры с выигрышной стратегией; – решать задачи на закономерность | 4нед. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...