Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах
методическая разработка по информатике (4 класс) на тему

Ооржак Сайлык Шаймаровна

Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Ооржак Сайлык Шаймаровна

                                            учитель начальных классов

                                               МБОУ СОШ №3 г. Ак- Довурак

Использование ИКТ на уроках  в начальных классах как одно из требований ФГОС.

Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ.    

1.Актуальность проблемы.

   Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

  Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

2. Цели использования ИКТ в начальной школе

Цели использование ИКТ на различных уроках в начальной школе :

-развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

-овладевать практическими способами работы с информацией;

-развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания

        Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий преподавателей

3.Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсовЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.

Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Зачем нужно применение ИКТ учителю?

  1. экономия времени на уроке;
  2. глубина погружения в материал;
  3. повышенная мотивация обучения;
  4. возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  5. привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

 Что дает ИКТ ученику?

     1.ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

2.ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

3.ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

4. ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

5.ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию.

6.ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

  На уроках, в зависимости от его целей, используем разнообразные дидактические средства обучения: использование электронно-образовательных ресурсов  при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках.

   Использование ИКТ  при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) — (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.

Использование ИКТ   на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата). 
Использование ИКТ  
для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания. 
Использование 
для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет. 

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

  • помогает снять чувство усталости;
  • раскрывает способности детей, их индивидуальность;
  • усиливает непроизвольное запоминание

  • Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: величина, форма, число и многие другие. Здесь на помощь учителю может прийти мультимедия со всеми ее возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия увидеть своими глазами. Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями.  

   Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.

     Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно.

И очень хорошо, что младшие школьники сегодня не остаются в стороне.

  Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

  Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где каждый учитель может выбрать  для себя нужное, необходимое. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования.

Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

   При использовании ЭОР учитель открывает учебное пособие, выбирает тему урока, задание, демонстрацию  или тест для проверки знаний, выводит информацию на экран.
Ученики выполняют задания у доски, компьютера, либо сидя за партами под комментарий учителя.

   Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

5.Результативность обучения как следствие использования ИКТ

Учебные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:

  • они повышают информационную насыщенность урока
  • подача материала за счёт звука и движения становится наглядной
  • его красочность  создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей
  • за счёт  размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок  видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку
  • происходит ускорение темпа урока на 10% - 15%

Компьютер используется мною на всех этапах обучения.

На этапе объяснения нового материала мне оказывает неоценимую помощь при демонстрации наглядного материала компьютерная техника.   При самостоятельной работе весьма эффективно  использование как  DVD/CD дисков, которые представляют довольно богатый учебный материал, так и учебных игр. Они помогают привлечь внимание детей, вызвать интерес к учебной деятельности.

На этапе обобщения и закрепления материала я удачно использую компьютерные кроссворды, тесты, тренажёры и игры.

   Убеждена, что на уроках математики  игра развивает вычислительные навыки,  на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.
 Очень важно, что игра позволяет организовать работу учащихся как в группах, так индивидуально.

На своих уроках я использую и другие игры.

Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет мне, как учителю, переложить часть своей работы на ПК, который расширяет возможности урока. Использование ИКТ в процессе обучения создаёт неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивает развитие у каждого школьника собственной траектории развития: внимания, восприятия, воображения, мышления, что так необходимо для успешного обучения в массовой школе.

При помощи компьютерных презентаций, созданных в программе POWER POINT, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса.

Результаты моей работы таковы: все дети активны и заинтересованы на уроках. Запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно. Родители отмечают у детей  стремление больше читать и писать. Очень высока познавательная активность детей. Моих учеников отличает самостоятельность, умение слушать.

6.Вывод

 Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени,  необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Литература 

  1. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2011г
  2. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2012г
  3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
  4. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2010г
  5. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2011г
  6.   Карпова С. В. Урок математики в 1-ом классе с использованием информационных технологий. //Практика административной работы в школе. – 2011 г. - №2. – С. 50 – 53.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ на уроках в начальных классах К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Слайд 2

Актуальность Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Слайд 3

Цели использование ИКТ на различных уроках в начальной школе : -развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; -овладевать практическими способами работы с информацией; -развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; -активизировать познавательную деятельность учащихся; -проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания

Слайд 4

Зачем нужно применение ИКТ учителю? экономия времени на уроке; глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; .привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Слайд 5

Что дает ИКТ ученику? 1.Содействует росту успеваемости учащихся по предмету; 2.Позволяет учащимся проявить себя в новой роли; 3.Формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; 4. С пособствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. 5.Делает занятия интересными и развивает мотивацию. 6.Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Слайд 6

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ Владеть основами работы на компьютере Иметь навыки работы с мультимедийными программами Владеть основами работы в Интернет

Слайд 7

Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе

Слайд 8

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного и т.д Для изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word ; презентации и проекты…

Слайд 9

При подготовке к урокам использую электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные презентации презентации к урокам дидактические игры тесты ресурсы Интернет музыкальные физминутки

Слайд 10

Дидактическая игра помогает снять чувство усталости; раскрывает способности детей, их индивидуальность; усиливает непроизвольное запоминание

Слайд 11

Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, совершенствование навыков устного счета однозначных чисел, развитие внимания. Игра «Футболист»: в ворота попадают мячи только с ответом 8, в противном случаи мячи крутятся и исчезают. Игра «Капли и зонтики»: капля должна попасть на зонтик в соответствии с цифрой на зонте. Если ответ не совпадает с цифрой, то данная капля исчезает.

Слайд 12

Урок с мультимедийной поддержкой Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: величина, форма, число и многие другие. Здесь на помощь учителю может прийти мультимедия со всеми ее возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия увидеть своими глазами.

Слайд 13

Можно ли 13 шариков разделить на 4? Я думаю нет! 13 : 4 = 3 (ост. 1)

Слайд 14

В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них самого главного движения. С помощью презентации PowerPoint можно создавать не просто презентацию – сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач.

Слайд 15

Задачи на противоположное движение С аэродрома одновременно в противоположных направлениях вылетели два самолёта. Скорость одного самолёта 960 км/ч, скорость другого в 2 раза меньше. Через какое время самолёты будут находиться на расстоянии 10080 км друг от друга? 960 км/ч ? в 2 раза меньше 10080 км ? Время вперёд

Слайд 16

Задачи на встречное движение Из двух городов навстречу друг другу выехали одновременно два автомобиля и встретились через 3 часа. Скорость первого автомобиля 40 км/ч, скорость второго – 60 км/ч. Узнай расстояние между городами. 40 км/ч ? 60 км/ч вперёд

Слайд 17

Бабушка взяла несколько морковок и все их отдала кроликам: 3 белому и столько же серому. Сколько всего морковок взяла бабушка? ? 3 + 3 = 6

Слайд 18

ТЕСТЫ Применение ИКТ на уроке математики также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля . Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мышью, клавиатурой

Слайд 19

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье учащихся. Поурочный план включаю в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Слайд 20

ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.

Слайд 21

Использование компьютера во внеурочной деятельности. Здесь можно выделить несколько видов использования информационных технологий. дистанционные олимпиады Дистанционные викторины Каждое дистанционное мероприятие – это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию.

Слайд 22

Участвовав в 19 разных дистанционных викторинах ЦДМ «Фактор роста» получили следующие результаты: Диплом победителя 1 степени – 10 учащихся Диплом победителя 2 степени – 8 учащихся Диплом победителя 3 степени – 14 учащихся Сертификат участника получили – 53 учащихся Каждое дистанционное мероприятие – это очередная ступенька к вершине знаний, ключ к успеху, развитию.

Слайд 23

Общероссийский проект «Школа цифрового века» представляет собой электронный аналог привычно-го всем печатного ресурса и это сегодня: - выгодно (каждый учитель нашей школы заплатил всего 100 руб. за 1 полугодие) - удобно - да просто ново и интересно! «Школа цифрового века» - это 16 методических журналов по всем учебным предметам и направлениям школьной жизни. Материалы изданий можно читать on-line , скачивать на компьютер, распечатывать, использовать на уроке в любом виде.

Слайд 25

Используя неограниченные ресурсы сети Интернет педагоги могут повышать свою квалификацию (дистанционные курсы). Распространение педагогического опыта (участие в Интернет педсоветах, форумах)

Слайд 27

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В результате проектной деятельности нами созданы проекты, которые в городских конкурсах занимали призовые места. 1 место – Сарыглар Аян , 4 кл (НПК «Шаг в науку» - 2012г) 3 место – Хомушку Ховар – Белек, 1 кл ( НПК «Шаг в науку» - 2013 г) Поощрительный приз – Ооржак Ай- Демир ,1 кл (НПК «Зелёная планета» – 2013г)

Слайд 29

Т.о. уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Слайд 30

Вывод Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое требование времени , а необходимость. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В статье даны описания приемов, способы и правила создания проблемных ситуаций....

Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах

предлагаю выступление и презентацию "Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах"...

Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальных классах

Здесь вы можете найти примеры разных дидактических игр для разнообразия работы на уроках маематики....

Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах

Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах...

Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше ка...

Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе как средство формирования регулятивных УУД у учащихся 1 класса

Актуальность темы обусловлена нарастающим возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые вид...

«Использование проектного метода обучения на уроках математики в начальных классах»

         От современного человека, а тем более от человека будущего, требуется умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучатьс...