Программа элективного курса "Веб-мастерская"
рабочая программа по информатике

Боос Татьяна Сергеевна

Программа элективного курса "Веб-мастерская". Разработана для 9 - 10 классов, расчитана на 1 час в неделю, 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veb-masterskaya.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса

«Веб-мастерская»

для учащихся 9 - 10 классов

г. Горно-Алтайк, 2014 год


Пояснительная записка

Количество учебных часов: 35 ч.

 область: информатика. 

Возрастная группа: 9 - 10 классы.

МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика. Веб-сайт — наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернета.

Элективный курс «Веб-мастерская» является предметом по выбору для учащихся 9 или 10 классов старшей  школы. Курс рассчитан на 35 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов веб-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору Интернет-профессий, предусматривающих веб-мастеринг.

Курс включает в себя практическое освоение техники создания веб-страниц, тематических сайтов,  информационно-справочных и иных сайтов. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору Интернет-профессий, предусматривающих веб-мастеринг.

Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся технологического профиля.

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является веб-сайт.

Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию — сначала простейшие веб-страницы, затем их отдельные элементы и целостные веб-сайты. Освоение знаний и способов веб-конструирования осуществляется в ходе разработки учениками сайтов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к сетевым информационным технологиям. Знания, умения и способы конструирования веб-сайтов являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в HTML-формате. Таким образом, освоенный инструментарий — способы веб-конструирования — выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.

Цели курса:

  • научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет-пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые веб-ресурсы;
  • сформировать у них целостное представление об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины». Научить способам представления информации в сети Интернета;
  • познакомить со способами научного мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части сетевого пространства;
  • реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов;
  • сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования веб-сайтов.

Задачи курса:

  • познакомить с видами веб-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
  • сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения веб-сайта;
  • дать первичные навыки программирования на языке НТМL
  • сформировать навыки работы в коллективе с комплексными веб-проектами;
  • создать и разместить в сети Интернета собственный веб-сайт по выбранной тематике.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

  • социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать, размещать и поддерживать сайты);
  • личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области сайтостроительства);
  • перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (веб-страница, сайт, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
  • знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
  • способы деятельности по отношению к данным объектам;
  • минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
  • индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых форм занятий, использованию тех или иных методов обучения содержатся в пособии для учителя по данному курсу.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.  

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта — графического файла, эскиза веб-страницы, элемента сайта и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например веб-сайта.

Материалы уроков повторяются из урока в урок. Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка — формализма в знаниях учащихся — и формируют научное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Материалы уроков находятся на сайте дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ. (http://edu.altaydist.ru/course/view.php?id=28)

В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности: знают принципы и структуру устройства «Всемирной паутины», формы представления и управления информацией в сети Интернета;

  • умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения; владеют броузерами
  • умеют спроектировать, изготовить и разместить в сети веб-сайт объемом 3 - 5 страниц на заданную тему;
  • умеют программировать на языке НТМL
  • знают и умеют применять при создании веб-страницы основные принципы веб-дизайна;
  • владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления веб-сайта;
  • знают виды веб-сайтов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
  • владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;
  • имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных веб-сайтов;
  • способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по сайтостроительству.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  2. взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
  3. публичная защита выполненных учащимися творческих работ
    (индивидуальных и групповых);
  4. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
  5. итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
  6. итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.

Тематическое планирование курса

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Прaвильная стрyктура HTML дoкумента, кoд стрaницы

1

2

Metа тeги. Кодирoвка символoв и язык. Атрибyты тегoв

1

3

Заголовoк HTML стрaницы. Спиcки - спосoб фoрматирования тeкста.

1

4

Редактoры HTМL. Пpинципы рабoты в редактoре.

1

5

Управление внешним видом текста на веб-странице.

1

6

Цвeт на вeб-страницe. Цвeт и eго модeли.

1

7

Кaскадные тaблицы стилeй.

1

8

Тaблицы. Пoстроение веб-стрaницы на оснoве тaблицы.

1

9

Адрeсация в Интeрнете. Сcылки.

1

10

Пoдготовка грaфики для пyбликации в интeрнете. Подбoр и oптимизация изoбражений для вeб-стрaниц.

1

11

Встaвка грaфических изобрaжений.

1

12

Сoздание анимирoванного загoловка. Испoльзование gif-анимaции.

1

13

Анимирoванные кaртинки.

1

14

Смaйлики.

1

15

Встрaиваем звyк.

1

16

Встaвка видеo-файлoв.

1

17

Допoлнительные свoйства вeб-стрaницы. Измeнение грaниц вeб-стрaницы.

1

18

Инструмeнты для опрeделения цветoвой схeмы вeб-стрaницы

1

19

Инструмeнты для опрeделения цветoвой схeмы вeб-стрaницы

1

20

1

21

Стрyктура вeб-сaйта. Внутрeнние cсылки.

1

22

Пeрсональные и тeматические сaйты.

1

23

Фиксирoванная шaпка на сaйте. Бeгущая стрoка в html.

1

24

Фрeймы в НTML.

1

25

Увeличивающиеся кнoпки и крyтящийся лoготип.

1

26

Оснoвы JavaScript.

1

27

JavaScript типы дaнных. Массивы JavaScript.

1

28

Оператoры в JаvaScript.

1

29

Фyнкции Jаvascript. Объeкты Javаscript.

1

30

Рабoта с oкнами.

1

31

Url-jаvascript.

1

32

Javаscript грaфика.

1

33

Мyльтипликация в JаvaScript.

1

34

Работа с формами.

1

35

Fоcus() javаscript. Пoдведение итoгов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по изучению карело-финского эпоса «КАЛЕВАЛА»

      Предметом изучения моей программы является карело-финский эпос «Калевала». Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с историей и культурой своей...

Программа элективного курса «Я в мире экономики»

Программа элективного курса «Я в мире экономики»по экономике для учащихся 2 класса....

программа элективного курса "Введение в профессию".

Программа элективного курса "Введение в профессию" для учащихся 9 класса, 1 полугодие, 18 часов. Данная программа поможет учащимся при выборе профессии, оценив свои физические и умственные способности...

программа элективного курса по математике "Текстовые задачи на движение"

Программа расчитана на повышение интереса к предмету через выполнение и решение задач на движение в 4 классе. курс построен таким образом, что волнение каждого предыдущего задания позволяет исользоват...

Авторизированная программа элективного курса «Правила этикета» для учащихся 3 класса

Настоящая программа предназначена для обеспечения факультативного курса "Правила этикета" для 3 класса. Программа позволяет учащимся познакомиться с правилами поведения, общения с окружающими людьми, ...

Программа элективного курса по русскому языку "Обучение сочинению" в 3 классе.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить вып...

Программа элективного курса "Учение с увлечением"

Актуальность программы в том, что она создает благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к творчеству, раз...