Программа внеурочной деятельности "Инфознайка" для обучающихся 3-4 классов
рабочая программа по информатике (3 класс)

 Воеводина  Наталья  Петровна

Цель программы:

формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации).

Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Российская Федерация

Иркутская область

Шелеховский муниципальный район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района

«Начальная школа-детский сад № 10»

Рассмотрено на заседании МО УНК МКОУ ШР НШДС № 10

Руководитель МО________

Протокол №________________

     

"___" ___________ 2017 г.                                                                                          

 Согласовано

Заместитель директора по УВР  МКОУ  ШР  НШДС № 10

_________ Н.П. Воеводина

   

от "___" ________ 2017 г                                                                                                                                  

Утверждаю

Директор  МКОУ ШР НШДС № 10

________И.В. Жукова  

Приказ №______________

от "___" ________ 2017 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Инфознайка»

 3-4 класс

 

                                                                   

Составитель:

                                                                                     Воеводина Н.П,

учитель  начальных классов

МКОУ ШР НШДС № 10.

                       

п. Большой Луг

2017 г

     

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Инфознайка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 № 373, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад № 10».

  Характеристика программы

Программа «Инфознайка» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 3-4 классов.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся 8-10 лет. Содержание программы разработано на основе программы «Информатика и ИКТ» автора А.В. Горячева.

Сроки реализации программы: 2 года. Программа реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Занятия проводятся с классом, по 1 часу 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Объем курса – 68 часов. Каждый год обучения рассчитан на 34 часа.

Цель программы:

формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации).

Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Результаты освоения программы

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса;
  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • сбор информации;
  • обработка информации (с помощью ИКТ);
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

В результате изучения учащиеся должны

знать:

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • для чего нужны основные устройства компьютера;
  • что такое полное имя файла;

уметь:

  • пользоваться мышью и клавиатурой;
  • запускать компьютерные программы и завершать работу с ними;
  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
  • создавать папки (каталоги);
  • удалять файлы и папки (каталоги);
  • копировать файлы и папки (каталоги);
  • перемещать файлы и папки (каталоги).
  • сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
  • выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
  • сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.
  • выполнять основные операции при проектировании домов квартир с помощью одной из компьютерных программ;
  • сохранять созданный проект и вносить в него изменения.
  • выполнять основные операции при создании компьютерных  игр с помощью одной из программ;
  • набирать текст на клавиатуре;
  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;
  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
  • вставлять изображения в печатную публикацию;
  • создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
  • создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
  • искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
  • искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие - 2 часа

Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах. История создания компьютера.

  1. Знакомство с компьютером – 5 часов

Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Виды информации и действия с ней. Компьютер и его основные устройства. Компьютерные программы. Работа с файлами, папками.

  1. Компьютерная графика. – 14 часов

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Знакомство с программой TuxPaint: панель инструментов, ввод текста. Программа TuxPaint: рисование кистью, линиями, фигурами, штампами, рисование искрами и радугой, стирание. Программа TuxPaint: раскрасим картинку. Проект «Изготовление открытки к празднику» в программе TuxPaint.

  1. Учимся создавать анимацию – 10 часов

Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.

  1. Создание компьютерных игр – 8 часов

Компьютерные игры. Виды компьютерных игр. Порядок действий при создании игр. Примеры программ для создания компьютерных игр. Основные операции при конструировании игр: создание или выбор фона, карты или поля, выбор и размещение предметов и персонажей. Другие операции.

  1. Учимся создавать текст– 10 часов

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

  1. Учимся создавать презентацию– 10 часов

Знакомство с программой OpenOffice.org Impress. Создание и дизайн слайда. Панель инструментов. Создание надписей, вставка картинок в качестве фона и иллюстраций. Вставка автофигур, рисунков, настройка анимации. Гиперссылки. Создание презентации на заданную тему. Показ презентации. Защита созданной презентации.

  1. Интернет – 7 часов

Знакомство с Глобальной сетью – Интернет. Освоение Глобальной сети Интернет. Безопасность в сети Интернет. Общение в Интернете. Поисковые системы. Понятия электронной почты. Адрес в Интернете. Пробные самостоятельные шаги по посещению детских сайтов.

  1. Итоговое занятие – 2 часа

Подведение итогов за прошедший год

Основные виды деятельности учащихся:

    Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- практические работы по приобретению простейших навыков пользования ПК и  десятипальцевого клавиатурного письма,

-демонстрации учителем работы на ПК,

- использование цифровых образовательных ресурсов;

- рассказ учителя, эвристическая беседа для усвоения основных понятий информатики,

- игры и упражнения по развитию мыслительных процессов и логических представлений учащихся.

Материал курса изучается на базовом уровне с дифференциацией практических заданий для детей, быстрее освоивших первоначальные навыки пользования.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные  занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические  конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеучебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности является размещение выполненной творческой работы на школьном сайте , участие в дистанционных конкурсах.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов / класс

Всего

3 кл.

4 кл.

Теория

Практика

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Знакомство с компьютером

5

1

2

1

1

3

Компьютерная графика

14

3

4

2

5

4

Учимся создавать анимацию

10

2

3

2

3

5

Создание компьютерных игр

8

1

3

1

3

6

Учимся создавать текст

10

1

4

0,5

4,5

7

Учимся создавать презентацию

10

1

3

1

5

8

Интернет

7

2

2

1,5

1,5

9

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

13

21

11

23

Всего

68

34

34

Календарно - тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Теоретических

Практических

1

Техника безопасности и организация рабочего места. История создания компьютера.

1

2

Компьютер и его основные устройства.

0,5

0,5

3

Компьютерные программы.

0,5

0,5

4

Работа за компьютером.

1

5

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов.

1

6

Знакомство с программой TuxPaint.

1

7

Основные операции при рисовании.

1

8

Работа с программой TuxPaint.

1

9

Работа с программой TuxPaint.

1

10

Итоговая творческая работа (рисунок).

1

11

Итоговая творческая работа «Изготовление открытки к празднику».

1

12

Компьютерная анимация.

1

13

Основные способы создания компьютерной анимации.

1

14

Этапы создания анимации.

1

15

Разработка анимированного изображения.

1

16

Итоговая творческая работа «Веселая анимашка».

1

17

Компьютерные игры. Виды игр.

1

18

Конструктор игр.

1

19

Создание игр-тренажеров и трудных игр.

1

20

Проведение соревнования игроков.

1

21

Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов.

1

22

Правила клавиатурного письма. Клавиатурные тренажеры.

1

23

Основные операции при создании текстов.

1

24

Основные операции при создании текстов.

1

25

Итоговая творческая работа «Поздравительное письмо к празднику»

1

26

Знакомство с программой OpenOffice.org Impress.

1

27

Создание и дизайн слайда. Панель инструментов.

1

28

Создание презентации на тему «Природа Сибири»

1

29

Показ презентации. Защита созданной презентации.

1

30

Знакомство с Глобальной сетью – Интернет.

1

31

Освоение Глобальной сети Интернет.

1

32

Безопасность в сети Интернет.

1

33

Пробные самостоятельные шаги по посещению детских сайтов.

1

34

Итоговое занятие. Презентация самостоятельно созданных творческих работ на свободную тему

1

Тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Теоретических

Практических

1

Техника безопасности и организация рабочего места. История создания компьютера. Устройство компьютера.

1

2

Работа с файлами, папками.

1

3

Работа с файлами, папками.

0

1

4

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов.

1

5

Знакомство с программой Gimp.

0,5

0,5

6

Основы работы с объектами. Закраска рисунков

0,5

0,5

7

Работа со слоями.

1

8

Работа с программой Gimp.

1

9

Итоговая творческая работа (рисунок).

1

10

Итоговая творческая работа «Волшебная осень».

1

11

Компьютерная анимация в Gimp.

1

12

Основные способы и этапы создания анимации.

1

13

Разработка анимированного изображения.

1

14

Разработка анимированного изображения.

1

15

Итоговая творческая работа «Веселая анимашка».

1

16

Компьютерные игры. Виды игр.

1

17

Конструктор игр.

1

18

Создание игр-тренажеров и трудных игр.

1

19

Проведение соревнования игроков.

1

20

Текстовые редакторы. Работа с клавиатурным тренажером.

0,5

0,5

21

Основные операции при создании текстов.

1

22

Набор и редактирование текста.

1

23

Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления.

1

24

Итоговая творческая работа «Пригласительная открытка»

1

25

Знакомство с программой OpenOffice.org Impress.

1

26

Создание и дизайн слайда. Панель инструментов.

1

27

Звук, видео и анимация.

1

28

Создание презентации «День Победы!»

1

29

Создание презентации «День Победы!»

1

30

Показ презентации. Защита созданной презентации.

1

31

Безопасность в сети Интернет. Общение в сети.

0,5

0,5

32

Поисковые системы. Понятия электронной почты. Адрес в Интернете

1

33

Знакомство с различными поисковыми системами. Посещение почтовых серверов.

1

34

Итоговое занятие. Презентация самостоятельно созданных творческих работ на свободную тему

1

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Программные средства

  1. Текстовый редактор и программа создания презентации;
  2. Tux Paint —программа для рисования, ориентированная на детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  3. клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
  4. компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
  5. компьютерные мозаики;
  6. конструктор мультфильмов «Мульти-пульти»,
  7. дизайнер интерьеров «FloorPlan 3D».

Материально-техническое обеспечение

Для работы в компьютерном классе на занятиях используется следующее оборудование:

- персональный компьютер (моноблок),

- мультимедийный проектор,

- принтер,

- сканер,

- магнитная доска.


\


Перечень учебно-методических средств обучения.

Учебно-методическая литература для ученика

1. А.В.Горячев, «Информатика и ИКТ»(Мой инструмент компьютер»). Учебники для 3, 4 класса;

Учебно-методическая литература для учителя

1. А.В.Горячев, «Информатика и ИКТ»(Мой инструмент компьютер»). Учебники для 3, 4 класса;

2. А.В.Горячев, Е.М.Островская , Конструктор игр. Справочник-практикум для 3,4 класса;

3. А.В.Горячев, Е.М.Островская , Графический редактор «TUXPAINT” . Справочник-практикум для 3 класса;

4. А.В.Горячев, Е.М.Островская , Конструктор мультфильмов. Справочник-практикум для школьников 3 класса;

5. А.В.Горячев,  Дизайнер интерьеров «FloorPlan 3D”. Справочник-практикум для школьников 3 класса;

6. единая коллекция образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...

Программа внеурочной деятельности обучающихся «Юные инспектора дорожного движения»

ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ«Юные инспектора дорожного движения»...

Программа внеурочной деятельности обучающихся технической направленности «Начальное техническое моделирование»

С самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. Уже в двухлетнем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, дети постарше управляют радио - и электрифицированными игрушками....

«Программа внеурочной деятельности обучающихся»

Тематические планирование курса "Доброе дело" 1 класс. 33часа...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...